ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Том LVII, С. 34-35
опубликовано: 25 июля 2024г.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Общее название 4 воскресных дней, предваряющих Великий пост в византийском богослужении: 1) мытаря и фарисея неделя; 2) блудного сына неделя; 3) мясопустная неделя; 4) сыропустная неделя. Седмица перед мясопустной неделей называется мясопустной, седмица перед сыропустной - сырной, или масленицей (в народном обиходе).

В богослужении П. н. В. п. есть общие для них особенности. Во-первых, это пение особых покаянных припевов    (глас 8-й) и стихиры      (глас 6) после Пс 50 на утрене (с недели мытаря и фарисея до недели 5-й Великого поста; отменяется только в случае совпадения с двунадесятым или храмовым праздником (см. храмовую гл. 37 принятого ныне Типикона; в дониконовских и старообрядческих богослужебных книгах пение стихиры      начинается с недели мытаря и фарисея, а припевов    - с недели сыропустной). Во-вторых, на 3 службах из служб П. н. В. п. (в неделю о блудном сыне, в мясопустную и в сыропустную) после полиелея поется     (Пс 136). Служба Минеи в П. н. В. п., как правило, переносится на повечерие др. дня (кроме святых не ниже полиелея или великих праздников - см. в ст. Знаки праздников месяцеслова).

Мясопустная неделя предваряется заупокойной мясопустной субботой - одной из двух Вселенских родительских суббот.

Для 2 седмиц после недели о блудном сыне (кроме среды и пятницы сырной седмицы) Типикон предписывает отмену «Аллилуия» на утрене, чтение по 2 кафизмы на утрене (вместо трех, т. е. летний, облегченный устав чтения Псалтири), отмену междочасий, канона молебного Пресв. Богородице на повечерии, само повечерие должно быть малым. Часть этих указаний является архаизмом, поскольку пение «Аллилуия» на утрене вне постов - это практика, свойственная более ранним редакциям Иерусалимского устава.

Между неделями мытаря и фарисея и блудного сына - Сплошная седмица (в среду и пятницу можно вкушать скоромную пищу), ее установление связано с византийско-арм. спорами о посте (см. в ст. Армянский обряд). Седмица сырная также сплошная, но без мяса, последний день употребления которого перед Великим постом - воскресенье перед сырной седмицей (неделя мясопустная). На сырной седмице каждый день поются песнопения Триоди (стихиры, седальны, трипеснцы), соединяющиеся с песнопениями Минеи и Октоиха (полноценное использование Октоиха на богослужении является особенностью этих дней).

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение