ПОЛИЕЛЕЙ
Том LVII, С. 124-125
опубликовано: 21 июля 2024г.

ПОЛИЕЛЕЙ

[Греч. πολυέλεος, от πολύ - «много» и ἔλεος - «милость»], в правосл. богослужении: 1) часть праздничной утрени; 2) наименование одной из категорий праздничных дней.

П. как часть службы заключается в пении Пс 134-135 с нек-рыми добавлениями. Название πολυέλεος указывает на библейский рефрен, к-рым завершается каждый стих Пс 135 (греч. ὅτι εἰς τὸν αἰῶνα τὸ ἔλεος αὐτοῦ; церковнослав.      ) и к-рый многократно повторяется при исполнении этого псалма. В соответствии с иерусалимским делением Псалтири на кафизмы Пс 134-135 открывают 19-ю кафизму. Согласно памятникам визант. монастырского богослужения послеиконоборческой эпохи, эта кафизма наряду с нек-рыми другими (1-й, 17-й, 18-й) отличалась особым способом исполнения. В частности, в традиции Студийского мон-ря 19-ю кафизму (обозначаемую как πολυέλεος, в древнерус. переводе -  ) пели со специальными аллилуиариями: соответствующие указания сохранились в составе как Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 405), так и Мессинского Типикона 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 294).

В свою очередь в старой афонской традиции, зафиксированной также в уставах греч. мон-рей Юж. Италии, кафизмы утрени заменялись 3 праздничными антифонами, и нередко 1-м из них служил Пс 134 (вероятно, вместе с Пс 135), сам по себе обозначавшийся как πολυέλεος.

С кон. XI в. в Византии широкое распространение получила традиция, отраженная в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., где 2 кафизмы утрени в праздники не отменяются, но дополняются еще одной - 19-й - кафизмой (исполняемой полностью либо частично), т. е. П. Впрочем, стабильной частью утрени П., согласно Евергетидскому Типикону, еще не был: так, на Рождество Христово его место занимает 16-я кафизма (очевидно, из-за рождественского характера открывающего эту кафизму Пс 109), тогда как на Богоявление после 2 обычных кафизм указано петь 16-ю кафизму (видимо, по аналогии со службой Рождества), а затем еще и П., но только «если позволяет время» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 356, 382).

Обязательным элементом праздничной утрени П. стал в Иерусалимском уставе. П. состоит из Пс 134, 135 и, с поздневизант. времен, избранного псалма (в рус. традиции поется с величаниями), после к-рых возглашается малая ектения и поются либо читаются седальны «по полиелее», а затем должно совершаться чтение из Торжественника либо др. учительной книги (на практике это чтение чаще всего опускается). К П. также нередко относят последующие части праздничной утрени до канона, т. е. степенны (см. Степенные псалмы и антифоны), Евангелие с предшествующими ему прокимном и «Всякое дыхание» и т. д., однако эти элементы по своему происхождению с П. не связаны.

П. исполняется с большой торжественностью: отверзаются царские врата и служащее духовенство выходит ими из алтаря в центр храма. Священникам раздают свечи (устав предписывает игумену мон-ря раздавать в этот момент свечи всей присутствующей на службе братии, что на практике не совершается), а предстоятель начинает кадить сначала икону праздника, затем алтарь и весь храм. По окончании каждения в старой рус. традиции совершался чин целования иконы праздника: пока все молящиеся не подойдут к иконе, пение избранного псалма с величаниями не прекращалось; однако в совр. практике величания исполняются только во время каждения храма, а целование иконы происходит позднее.

П. входит в состав утрени всех великих и средних праздников. Особый случай представляют утрени воскресных дней, каковые также совершаются по праздничному чину, однако П. по умолчанию не имеют. Согласно уставу, место П. на воскресной утрене занимают непорочны, т. е. 17-я кафизма (Пс 118), после к-рой поются соответствующие тропари, возглашается малая ектения и исполняется ипакои. В старых редакциях Иерусалимского устава в случае совпадения великого или среднего праздника с воскресным днем предписывалось сначала исполнить непорочны с тропарями, их малую ектению и ипакои, а затем - П. с избранным псалмом праздника, еще одной малой ектенией и седальнами по П. Однако принятый ныне в РПЦ Типикон для таких случаев предлагает спеть псалмы П. вместо Пс 118, прибавив к ним тропари по непорочных, произнести только одну малую ектению и объединить ипакои и седальны по П. в один цикл (см. главы 3-4). Аналогичным образом старые редакции Иерусалимского устава в периоды от недели по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня до предпразднства Рождества Христова и от недели по Богоявлении до Великого поста предписывали на воскресном бдении дополнять непорочны (со своей ектенией) еще и П. (также с отдельной ектенией) - ради того, чтобы увеличить продолжительность бдений в осенне-зимний период, когда ночи становятся дольше (при этом всенощные периода святок не увеличивались); однако принятый ныне в РПЦ Типикон и в эти периоды предлагает заменять непорочны на П. (гл. 17), что лишает соответствующие предписания их первоначальной логики, поскольку П. значительно короче непорочных.

Как и стихи 1-й кафизмы (Блажен муж) (равно как и стихи др. кафизм в ту эпоху, когда они исполнялись певчески), стихи Пс 134-135 поются выборочно и сопровождаются припевом «аллилуия» (вернее, с этим припевом поются стихи Пс 134, а Пс 135, как правило, исполняется с двукратным «аллилуия» перед рефреном       и затем однократным «аллилуия» после него). В последние 3 воскресенья перед Великим постом псалмы 134 и 135 в составе П. исполняются с прибавлением к ним Пс 136 («На реках Вавилонских»).

В свою очередь П. как обозначение категории праздника предполагает совершение вечерни и утрени по праздничному чину, но без объединения их в одно целое (см. в ст. Знаки праздников месяцеслова); т. о., при службе с П. после вечерни должны следовать вечерняя трапеза, повечерие и ночной сон, а утреню полагается служить отдельно, в свое обычное время. В совр. русской практике утреня, однако, нередко совершается сразу после вечерни на постоянной основе; в таком случае служба с П. от бденной отличается лишь нек-рыми деталями в порядке вечерни.

Лит.: Никольский. Устав. С. 279-283; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 230-236; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения (ἡ ἀγρυπνία) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви // БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Сб. 19. С. 3-69.
Свящ. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение