(Полтавской и Миргородской епархии УПЦ), находится в г. Полтаве (Украина).
Основан в 1650 г. как мужской по благословению митр. Киевского и Галицкого Сильвестра (Косова). Мон-рь, располагавшийся к северо-востоку от Полтавской крепости, на горе, между ручьем Полтавкой и р. Ворсклой, строился «по мысли и желанию» полтавского полковника М. И. Пушкаря († 1658). Непосредственным устроителем П. В. м. являлся настоятель Мгарского в честь Преображения Господня монастыря игум. Каллистрат (1636-1658). Также ктиторами выступили представители казацкой старшины И. Я. Искра и И. Крамарь. Об обстоятельствах устроения П. В. м. рассказано в хранившемся в архиве мон-ря описании монастырских имений и имущества (Полтавские ГВ. 1861. № 9. С. 1). В 1650-1652 гг. П. В. м. управлял иером. Виссарион, наместник мгарского игум. Каллистрата. В 1695 г. мон-рь был опустошен крымскими татарами, в 1709 г., во время осады Полтавы, захвачен и разорен швед. войсками, к-рые поставили в обители пушки и обстреливали бастионы Полтавской крепости. По преданию, в мон-ре находилась временная Ставка швед. кор. Карла XII. После Полтавской битвы П. В. м. восстанавливался на средства полтавского полковника В. В. Кочубея († 1743).
В кон. XVII - нач. XVIII в. в П. В. м. перешли нек-рые насельники Почаевского мон-ря (см. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра), к-рые пользовались покровительством как царя Петра I Алексеевича, так и гетмана И. С. Мазепы. Один из почаевских монахов, Лазарь (Бузкевич), известный проповедник и автор рукописного курса риторики, возглавлял П. В. м. в сане игумена в 1685-1691 гг. (также упом. в 1715). По его инициативе в 1690 г. на горе Скелька Зеньковского повета был основан Пустынно-Скельский муж. мон-рь, приписанный к П. В. м. В 1715 г. игум. Лазарь составил сохранившийся в фондах Научной б-ки МГУ рукописный синодик П. В. м., который начинается с его предисловия «О бессмертии души и разнствии смерти» (Синодик полтавского Крестовоздвиженского мон-ря игум. Лазаря Бузкевича // Древнерус. синодик: Исслед. и тексты / Ред.: И. В. Дергачёва. М., 2011. С. 316-365). Известны также прибывшие из Почаевской обители игумены П. В. м. Иннокентий (Ягельницкий) и Ефрем (Шацкий), упоминавшийся в 1707 г.
Настоятель (1753? - 1763) П. В. м. иером. Леонтий (Зеленский-Яценко; † 1807) в 1763 г. совершил паломничество в Иерусалим, на Афон и Синай, составил путевые заметки; был возведен в сан архимандрита. В 1766 г. архим. Леонтий остановился в К-поле, где из-за болезни служившего в рус. посольстве иером. Пахомия был приглашен исполнять пастырские обязанности. Известен как переводчик с французского, итальянского, греческого языков, скончался в К-поле.
С 9 сент. 1775 г. в связи с учреждением по указу имп. Екатерины II Алексеевны Словенско-Херсонской епархии с центром в Полтаве П. В. м. стал резиденцией епископов Словенских (впосл. Екатеринославских). В 1776-1779 гг. настоятелем являлся архим. Феоктист (Мочульский; впосл. архиепископ), занимавший должность коадъютора (помощника) архиеп. Словенского Евгения (Булгариса). Архим. Феоктист основал при П. В. м. школу (из 10 мальчиков) для подготовки монастырских певчих.
С 1798 г., со времени восстановления Переяславской епархии, и до 1884 г. мон-рем управляли архимандриты, к-рым по указу Синода от 1 (11?) мая 1803 г. было присвоено право священнослужения с особенностями архиерейского служения, а именно: архимандриты служили в митре, с трикирием и дикирием, с рипидами, на ковре, на скрижалях мантий носили на правой стороне - изображение вмч. Георгия Победоносца «стоящего», а на левой - св. Сампсона Странноприимца, «в память Полтавской победы, одержанной в день сего святого над шведами под Полтавою», и т. д. (К истории. 1891. С. 325). Начиная с 1847 г. в П. В. м. находилась архиерейская кафедра, с 1884 г.- резиденция епископов Прилукских, викариев Полтавской епархии. С 1798 по 1884 г. непосредственное управление П. В. м. осуществляли наместники в сане архимандритов. К 1786 г. в мон-ре насчитывалось ок. 50 монашествующих, к 1882 г.- 17 насельников, в т. ч. 5 иеромонахов. Поскольку в кон. XVIII - нач. XIX в. мон-рь «не имел постоянных настоятелей... дисциплина за этот период значительно расшаталась и в среду братии вкрались некоторые пороки», в т. ч. пьянство. Нередко монахи «уходили без позволения из монастыря в город и там совершали предосудительные монашеству поступки» (Там же. С. 326).
До секуляризации монастырских владений (10 апр. 1786) П. В. м. принадлежали с. Россошинцы и дер. Буланова (с Варваринской пуст.), с. Трибы с мельницей, а также слободы Сторожева, Семёновка и Ольшанка (с Трехсвятительской пуст.). Всего в этих населенных пунктах проживали ок. 2 тыс. крестьян муж. пола. После 1786 г. монастырские вотчины были отобраны в казну. 25 апр. 1788 г. указом имп. Екатерины II обитель была отнесена ко 2-му классу и оставлена вне штатов, «доходы значительно сократились и монастырь вообще обеднел» (Там же. С. 320). Высочайшим указом от 18 дек. 1797 г. обители были возвращены ок. 202 дес. земельных угодий, в т. ч. 61 дес. в урочище Трибы, к-рые стали обрабатывать сами насельники. К 1882 г. П. В. м. получал из казны 649 р. штатного содержания, а также пользовался процентами с капитала, пожертвованного благотворителями (на 1882 составлял 21 033 р.).
Первые постройки П. В. м. были деревянными. На средства гетмана И. С. Самойловича († 1690) и полковника Кочубея в обители был сооружен каменный 4-престольный собор в честь Воздвижения Креста Господня (1689-1709). Освящение правого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы совершил 11 февр. 1756 г. митр. Киевский Тимофей (Щербацкий). На хорах с правой стороны 3 авг. 1761 г. митр. Киевский Арсений (Могилянский) освятил придел во имя свт. Николая Чудотворца, на хорах с левой стороны 9 авг. 1795 г. митр. Екатеринославский Гавриил (Банулеску-Бодони) - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 19 июля 1870 г. еп. Полтавский и Переяславский Иоанн (Петин) освятил (или переосвятил после ремонта) главный престол в честь Воздвижения Креста Господня. Шесть опорных пилонов собора поддерживают систему цилиндрических сводов с 7 куполами. Храм имеет оригинальный декор фасадов: углы архитектурных форм подчеркнуты профилируемыми пилястрами, к-рые по высоте перебиваются горизонтальными импостами, на уровне хоров собор окаймляет горизонтальная тяга. Четырехъярусный иконостас из липы изготовлен в 1772 г. резчиком С. З. Шалматовым из г. Осташкова Тверской губ. В склепе собора, справа от входа, располагались захоронения архиеп. Екатеринославского Амвросия (Серебренникова) и еп. Могилёвского Афанасия (Волховского). Здесь же погребен киевский ген.-губернатор Ф. М. Воейков (1703-1778).
К югу от собора построена каменная теплая ц. Св. Троицы (1750). При архим. Серафиме (Ильинском) в результате перестройки в ней были освящены боковые приделы (вмц. Варвары (14 нояб. 1864) и арх. Михаила (12 янв. 1866; разобран в 1894)) с примыкавшими 5 кельями. В склепе Троицкой ц. погребен архиеп. Переяславский Иоанн (Петин).
В 1786 г., при архиеп. Никифоре (Феотоки), в 20 саж. от собора возведена каменная 4-ярусная колокольня (47 м) в формах позднего барокко. На ней находилось 10 колоколов, самый большой, весом в 400 пудов, отлит летом 1797 г. по благословению митр. Екатеринославского Гавриила.
При игум. Амфилохии (Леонтовиче; † 1799) были построены келейный корпус (1770) и дом игумена, к к-рому в 1787 г. по случаю приезда имп. Екатерины II пристроена т. н. Екатерининская зала (преобразована в 1894 в ризницу; не сохр.). Зала была украшена «живописными изображениями из библейской истории», а также аллегорическими портретами св. блгв. кн. Александра Невского «на черном коне» и имп. Петра I «на белом коне». Побежденные шведы вручали им свои мечи (Мазанов. 1882. № 14. С. 701-703). 7 июня 1787 г. имп. Екатерина II прибыла в Полтаву, на др. день посетила мон-рь.
19 июня 1822 г. большинство зданий П. В. м. пострадали от бури, но были отремонтированы при настоятеле (1812-1824) архим. Иосифе (Ильицком; † 1824) на средства, которые исходатайствовал малороссийский ген.-губернатор кн. Н. Г. Репнин-Волконский. В 1854-1855 гг., при архим. Феофиле (Красноуглове; † 1882), на месте ветхого игуменского дома (XVIII в.) был построен деревянный на каменном фундаменте 7-комнатный настоятельский корпус с ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. К этому дому примыкала Екатерининская зала. В 1887 г. на средства потомственного почетного гражданина купца И. С. Котельникова в память его скончавшегося единственного сына († 1886) к каменному братскому келейному корпусу (1770; в 1863 и 1892 перестроен) были пристроены ц. св. Симеона Богоприимца. Этот храм Котельников соорудил специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, заведовавшего трапезной. Также на территории П. В. м. находился каменный дом на 8 братских келий с отд-нием для больницы (построен в 1889 Котельниковым). Мон-рь был обнесен каменной оградой (1881, 1887), за к-рой с сев. стороны находился деревянный на каменном фундаменте странноприимный дом (4 комнаты с кухней; 1887).
В янв. 1867 г. к П. В. м. была приписана ц. прп. Сампсона Странноприимца (1852-1856; освящена 15 июля 1856), находившаяся на поле Полтавской битвы. 9 окт. 1894 г. в отдельном доме, сооруженном на склоне монастырской горы на средства Котельникова, была открыта муж. церковноприходская школа. С 1881 г. при П. В. м. работал кирпичный завод.
В мон-ре хранились местночтимая Полтавская икона Божией Матери, известная с XVIII в., а также чудотворная Сокольская икона Божией Матери, привезенная из закрытого в 1786 г. Преображенского мон-ря в мест. Соколка Кобелякского у. В 1821 г. на стене 2-го яруса колокольни иноком была написана «Скорбящая» икона Божией Матери «Упование всех концов земли», также пользовавшаяся почитанием. В обители хранится копия этого образа. В составе б-ки были «Поучительные слова свт. Василия Великого» (Острог, 1594. 2 т.; с надписью: «Сия книга Василия Великаго повелением и властным коштом и накладом, трудом и промыслом ясне освецоного вельможнаго княжати Константина Константиновича Острозскаго, воеводы Киевскаго, маршалка земли Волынское, старостуы Владимерскаго, в лето от создания мира 7102, а от по плоти Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа 1594 года, месяца марта 3 дня, з друкарни острозское выдана есть»), «Поучения» (К., 1627) аввы Дорофея, неск. Евангелий (Львов, 1644; М., 1657; Львов, 1670), Требник свт. Петра (Могилы) (К., 1646), сб. «Маргарит» (М., 1698), «Краткий летописец» (1760) и «Букварь» (1771) М. В. Ломоносова.
На территории П. В. м., недалеко от Крестовоздвиженского собора, были погребены архиеп. Парфений (Левицкий; † 1922), педагог Е. Р. Дейтрих (1824-1902), маршал Л. Г. Милорадович и его жена, меценатка Е. И. Милорадович (1832-1890), купец И. Котельников и др.
Летом 1845 г. Т. Г. Шевченко выполнил в П. В. м. рис. «Воздвиженский монастырь в Полтаве». Позже он писал о мон-ре в повести «Близнецы» (1855; изд.: Шевченко Т. Г. Поэмы, повести и рассказы. К., 1888. С. 134-259). Худож. Г. Г. Мясоедов в 1901 г. написал картину-занавес с видом обители и подарил ее Полтавскому театру им. Н. В. Гоголя.
После 1917 г. братия подвергалась гонениям. В 1922 г. в рамках кампании по изъятию церковных ценностей у П. В. м. были отняты 5 пудов 7 фунтов 69 золотников серебра и драгоценных камней. В 1923 г. мон-рь был закрыт, в одном из помещений устроен клуб железнодорожников, остальные здания переданы губ. архивному управлению (с 1937 обл. архив). С 1933 г. здесь разместилась Полтавская детская трудовая колония НКВД. В кон. 30-х гг. XX в. постройки обители были переданы Полтавскому гос. педагогическому ин-ту под общежития, студенческую столовую и квартиры преподавателей.
В 1942 г., во время оккупации Полтавщины немецко-фашистскими захватчиками, П. В. м. был восстановлен как женский. Здания обители пострадали в ходе боев Великой Отечественной войны, но на средства, выделенные Московской Патриархией (10 тыс. р. в год) Полтавской епархии (5-10 тыс. р. в отдельные годы), и на пожертвования постепенно восстановлены. В 1944 г. единственным действующим храмом обители была Введенская ц. Не позднее 1948 г. в келейном корпусе (1889) была освящена домовая ц. прп. Серафима Саровского. Монахини проживали в тесноте (по 5-6 чел. в одной келье) в этом корпусе, а также в деревянном сарае, упоминаемом в отчетах уполномоченного по делам религии как «жилой барак под келиями». В 1956 г. был восстановлен Крестовоздвиженский собор.
В 1942-1947 гг. П. В. м. возглавляла схиигум. Мария (Косик), в 1947-1949 гг.- игум. Серафима (Щербак), в 1949-1950 гг.- игум. Флавиана (Проценко), в 1950-1960 гг.- игум. Иннокентия (Никитенко). В первые послевоенные годы в обители проживали 47 монахинь и послушниц. В 1949-1950 гг. в обитель переехали инокини закрытого Козельщинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и число насельниц П. В. м. возросло до 72. Часть их была выселена властями за пределы Украины. Так, бывш. козельщанская игум. Феофания (Зонова (Зон)), проживавшая с 1949 г. в П. В. м., в 1950 г. переехала в Оренбург.
25 нояб. 1958 г. по указаниям партийных органов Полтавский облисполком принял решение ликвидировать П. В. м. и передать его помещения под общежитие для студентов педагогического ин-та. Формальным поводом к закрытию обители было объявлено, что монастырские здания оказались в окружении новообразованных рабочих поселков Красный Путь, Кривохатки (Рогизна) и др. Однако от форсированного закрытия мон-ря власти отказались и сначала провели в прессе пропагандистскую кампанию. К 1960 г. в П. В. м. проживало 89 сестер. 4 июля 1960 г. по заданию властей еп. Полтавский Алипий (Хотовицкий) подписал указ о закрытии. П. В. м. закрывался якобы по причине «маловместительности», тесноты и аварийности помещений. В тот же день его секретарь, прот. А. Вишневский, объявил насельницам это распоряжение.
8 июля 1960 г. П. В. м. официально закрыли, в тот же день сняли кресты с собора и др. зданий. При этом в др. обители разрешили переехать только самым молодым и трудоспособным монахиням. Пожилых сестер, принявших монашество до 1917 г., отправили или к родственникам, или в дома престарелых. Т. о. 48 монахинь были переведены в Николая Чудотворца святителя Лебединский монастырь, а 39 насельниц развезены, как отмечалось в отчете уполномоченного, в «места избранного для них жительства». Кельи передали не педагогическому ин-ту, как планировалось ранее, а школе-интернату - филиалу обл. психиатрической больницы. Позже в зданиях мон-ря находились магазин «Полтавская медтехника», мастерская по ремонту автомашин, склады и др.
19 февр. 1990 г. по ходатайству еп. Полтавского и Кременчугского Саввы (Бабинца) решением Полтавского облисполкома здания П. В. м. переданы Полтавской епархии, после чего постановлением Синода от 20 марта 1990 г. в них учрежден жен. мон-рь. Торжественное открытие обители состоялось 18-19 дек. 1991 г. В 1995-1999 гг. на месте разрушенной в 40-х гг. XX в. Свято-Троицкой ц. был построен одноименный храм. В 2001 г. в его крипте погребен митр. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун). Восстановлены Крестовоздвиженский собор, келейный корпус (1889) с ц. прп. Серафима Саровского и др. постройки, в т. ч. хозяйственные службы в южной и восточной частях мон-ря.
9-10 окт. 2010 г. в П. В. м. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении духовенства совершил чин прославления в лике местночтимых святых еп. Афанасия (Волховского).
По инициативе П. В. м. был сооружен и в дек. 2015 г. освящен храм в честь Горбаневской иконы Божией Матери в окрестностях с. Горбаневка Полтавского р-на, возле св. источника. При нем в 2015-2018 гг. существовал монастырский скит, к-рый 25 сент. 2018 г. решением Синода УПЦ преобразован в самостоятельную обитель. Настоятельницей Горбаневского мон-ря стала бывш. благочинная мон. Ангелина (Дмитренко).
В П. В. м. проживает неск. сестер, настоятельницей с 2011 г. является игум. Сергия (Алексеенко).