ПОМЕРАНЦЕВ
Том LVII, С. 355-360
опубликовано: 16 августа 2024г.

ПОМЕРАНЦЕВ

А. Н. Померанцев. Фотография. Нач. XX в.А. Н. Померанцев. Фотография. Нач. XX в.Александр Никанорович (30.12.1848, Москва - ок. 20.11.1918 (по др. данным, 27.10.1918), г. Сестрорецк, ныне в черте С.-Петербурга), архит., мастер поздней эклектики, русского и византийского стилей, педагог. Род. в небогатой дворянской семье, был старшим из 8 детей. Учился у К. М. Быковского в МУВЖЗ, 1 сент. 1874 г. был удостоен малой серебряной медали за проект губ. гимназии; поступил в АХ. Среди его преподавателей были А. И. Резанов, Д. И. Гримм, А. И. Кракау. В 1875 г. П. составил проект деревянной Никольской ц. в с. Федоскине Московской губ. (совр. городской окр. Мытищи; построена в 1877). В 1875 г. получил 1-ю серебряную и 2-ю золотую медали за проект римско-католич. церкви на кладбище; в 1877 г.- 1-ю золотую медаль за проект «воксала в парке близ столицы». 31 окт. 1877 г. окончил АХ со званием классного художника 1-й степени. С 1878 г. был назначен пенсионером АХ сроком на 6 лет (2 года в России и 4 года за границей). В 1878-1879 гг. П. создал проект доходного дома с торговыми и банковскими помещениями для купца С. Ф. Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону, на Б. Садовой ул., 68 (реализован в 1880-1883).

Во время пенсионерской поездки за границу (с 6 сент. 1879) изучал памятники Италии, Франции и Швейцарии. Самой значительной работой П. стали обмеры росписей Палатинской капеллы св. Петра в Палермо (сер. XII в.). Совместно с Ф. И. Чагиным он выполнил 172 рисунка на 63 листах и 181 рисунок араб. орнаментальной живописи, к-рые были закончены 17 июля 1886 г. (опубл.: Палатинская капелла в Палермо по рисункам А. Н. Померанцева и Ф. И. Чагина. СПб., 1908). Возможно, знакомство с памятниками Сицилии, отличавшимися взаимопроникновением разных строительных традиций и национальных культур, утвердило П. в избрании пути архитектурного эклектизма. 2 нояб. 1887 г. П. получил звание академика за работы в Палермо. 1 мая 1888 г. он был назначен штатным адъюнкт-профессором АХ по архитектуре. На рубеже 80-х и 90-х гг. XIX в. преподавал в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1890 г. член Московского архитектурного об-ва (МАО). С 26(27) окт. 1892 г. профессор АХ, с 1893 г. действительный член АХ, в 1894 г. назначен руководителем одной из 3 архитектурных мастерских (в последний раз был избран на 5 лет в кон. 1914), член педагогического совета АХ.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ванадзоре, Армения. 1893–1895 гг. Фотография. 2017 г. Фото: В. Е. СусленковЦерковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ванадзоре, Армения. 1893–1895 гг. Фотография. 2017 г. Фото: В. Е. СусленковКрупной творческой удачей зодчего стала 1-я премия на конкурсе проектов Верхних торговых рядов в Москве. П. наблюдал за строительными работами (1889-1893). В 90-х гг. XIX в. работал в Ростове-на-Дону: проект городской думы (1894-1896; построена в 1897-1899; Б. Садовая ул., 47); проект дома Армянского благотворительного общества (позднее - гостиница «Московская»); проект иконостаса ц. св. Петра Афонского при Петровском реальном училище, не сохр.). В Нахичевани-на-Дону участвовал в завершении здания городского уч-ща (1894-1896), спроектировал церковь (1898, проект не осуществлен). Работал также в Кисловодске и Железноводске.

П. составил проект (1893, не реализован) и участвовал в постройке по проекту Л. Н. Бенуа во имя Александра Невского собора в Варшаве (не сохр.). В 1893-1895 гг. по проекту П. была воздвигнута ц. свт. Николая Чудотворца в г. Караклисе (ныне Ванадзор, Армения; в 1993 храм вновь освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы). В 1893-1897 гг. по проекту П. в с. Берёзовка (совр. Данковский р-н Липецкой обл.) построена 2-престольная ц. вмч. Димитрия Солунского и Покрова Пресв. Богородицы. В 1895 г. П. спроектировал церковь-мавзолей Рождества Пресв. Богородицы в с. Круподеринцы (совр. Погребищенский р-н Винницкой обл., Украина) - имении возобновителя болг. государственности гр. Н. П. Игнатьева (освящена в 1901). В 1896-1900 гг. была сооружена «дворцовая» ц. Рождества Пресв. Богородицы в Цетине (Черногория), построенная по заказу кн. Николы I на средства имп. Александра III.

В Болгарии, получившей независимость в ходе русско-тур. войны 1877-1878 гг., П. руководил на 2-м этапе (1896-1902) строительством храма Рождества Христова в память о рус. солдатах, погибших на Шипке, переработав проект А. О. Томишко (1885). В 1897-1898 гг. П. создал проект своего самого значительного из уцелевших до наст. времени храмов - кафедрального во имя Александра Невского собора в Софии, также памятника освободительной войны. Его проект на 5 тыс. чел. оказался более удачным, чем предыдущий, составленный И. С. Богомоловым (1884-1885). Помощниками П. в строительстве, продолжавшемся с 1904 до 1912 г., выступили архитекторы А. Н. Смирнов и А. А. Яковлев. В Софии на месте раннехрист. церкви V в. и «Чёрной мечети» (1528) П. предложил соорудить ц. св. Седмочисленников (Семи учителей) - равноапостольных Кирилла и Мефодия и их 5 учеников (1901-1903, возводилась архитекторами Й. Милановым и П. Момчиловым, которые работали на строительстве Александро-Невского собора). П. входил также в состав комитета по постройке рус. посольской ц. свт. Николая в Софии (1907-1911, проект М. Т. Преображенского), в апр. 1900 г. был членом жюри конкурса на «проектирование музея в стиле Болгарского Возрождения» в Софии. Его работы повлияли на формирование болг. национальной архитектурной школы.

Собор во имя блгв. кн. Александра Невского на Миусской пл. в Москве. Проект архит. А. Н. Померанцева. 1911 г. (?)Собор во имя блгв. кн. Александра Невского на Миусской пл. в Москве. Проект архит. А. Н. Померанцева. 1911 г. (?)По приглашению Б. И. Ханенко в 1896 г. П. выполнил для Киева проект в неоклассицистическом стиле городского музея Об-ва древностей и искусств (ныне Национальный художественный музей Украины), к-рый был высоко оценен императором, но оказался слишком дорог для города (Мокроусова О. Г. Акад. В. Нiколаєв та киïвськi архiтектурнi конкурси // Працi Центру пам'яткознавста. К., 2012. Вип. 22. С. 119). Не был реализован и конкурсный проект здания киевского Политехнического ин-та с чертами неоренессанса и неоклассицизма (1899). П. выполнил значительный объем архитектурных работ на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Н. Новгороде 1896 г., спроектировав ряд выставочных павильонов (1895-1896) (Строитель. 1895. Вып. 18/19).

На рубеже веков П. создал свои основные проекты для С.-Петербурга (особняк Н. В. Спиридонова, мастерская и дом А. М. Опекушина). Его главное столичное произведение - здание Синодального училищного совета и школы с ц. блгв. кн. Александра Невского в память имп. Александра III (ул. Правды, бывш. Кабинетская, 13; заложено в 1898, церковь освящена 17 янв. 1901). Руководил строительством А. А. Стаборовский, росписи выполнил А. В. Серебряков, образа резного 2-ярусного иконостаса - работа мастерской Н. М. Сафонова, фасадные мозаики, в т. ч. композиция «Христос, благословляющий детей»,- мастерской В. А. Фролова по эскизам худож. А. Н. Новоскольцева. Ряд работ П. в столице не был осуществлен. По публикации в ж. «Зодчий» (1903. Л. 37-38) известен получивший 1-ю премию конкурсный проект церкви при городской детской больнице в память коронования Их Имп. Величеств. В Царском Селе первоначально одобренный проект храма Собственного Его Имп. Величества конвоя (Феодоровского собора, 1909) был отвергнут уже после начала работ (Художественная жизнь // Речь. 1909. № 297, 29 окт. С. 5), строительство осуществил архит. В. А. Покровский.

Здание Синодального училищного Совета с ц. блгв. кн. Александра Невского в С.-Петербурге. 1898–1901 гг. Фотография. Нач. XX в.Здание Синодального училищного Совета с ц. блгв. кн. Александра Невского в С.-Петербурге. 1898–1901 гг. Фотография. Нач. XX в.Последними церковными проектами П. были 2 соборных храма во имя блгв. кн. Александра Невского. В Челябинске на Александровской пл. (Алом поле) по плану П. была построена 3-престольная церковь (1907-1911, отделка завершена в 1916, закрыта в 1930, возвращена в 2013) (Пономаренко Е. В. Проникновение христианства на Юж. Урал и некоторые особенности архитектуры православных церквей в регионе // Христ. зодчество. М., 2004. С. 455). В Москве по проекту П. был возведен собор на 6 тыс. чел. в память юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости имп. Александром II в 1861 г., 2-й по размерам после храма Христа Спасителя. В разработке первоначального проекта (1890) принимал участие В. М. Васнецов, проект росписи в 1907 г. составил архит. И. В. Рыльский. С 1900 по 1911 г. велись проектные, с 1904 г.- подготовительные строительные работы на Миусской пл. в Москве после освящения участка строительства в сент. 1904 г. митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским). Вслед. нехватки средств и переработки чертежей закладка состоялась лишь 22 сент. 1913 г. Ее совершил свт. Макарий (Невский), митр. Московский, в присутствии вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны. 16 нояб. 1915 г. был освящен нижний придел во имя свт. Тихона Задонского. Зодчий, небесным покровителем к-рого был блгв. кн. Александр Невский, считал постройку храма итогом своей жизни и пожертвовал свои сбережения на его строительство (разрушен в 1931-1952; в 1960 на его фундаменте выстроен Дом пионеров Фрунзенского р-на).

В 1900 г. П. спроектировал архитектурную часть задуманного еще в 1897 г. и осуществленного скульптором Опекушиным памятника имп. Александру III на площади перед храмом Христа Спасителя, включая постамент из красного гранита (производитель работ - инженер-архит. К. А. Грейнерт). Памятник царю-миротворцу был открыт в 1912 г. (уничтожен в 1918). Участвуя в деятельности комитета по постройке музея Отечественной войны 1812 г., зодчий предложил разместить музей «в идейной связи» с тем же храмом. С 16 марта 1902 по 19 июля 1907 г. П. руководил архитектурной частью при сооружении зданий Московской окружной железной дороги протяженностью 178,2 км, спроектировал 17 станций, 13 вариантов «пассажирских зданий», 32 жилых дома 11 типов, казармы, 72 моста, из к-рых наиболее значительны сооруженные в 1905-1907 гг. Интересен сохранившийся городок при ст. Лихоборы, а также станции Андроновка, Канатчиково и Ростокино. В 1908 г. он составил планы перестройки зданий Патриаршей ризницы, б-ки и архива в Кремле. Еще один московский проект П.- новое здание Синодальной конторы (1908-1910) - не был осуществлен.

П. проявил себя наряду с Преображенским как один из лучших специалистов по школьному строительству. Он является основным автором сб. «Примерные проекты одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ» (СПб., 1903). В атлас вошли 19 проектов деревянных и каменных школьных зданий, рассчитанных на 45-158 учащихся, с общежитиями, квартирами учителей и священников. 18 проектов принадлежит П., общую таблицу сметных исчислений и 1 проект составил архит. Н. П. Козлов. Каждый проект с приложением сметы был опубликован также отдельно (Проект № 1-19 и смета: [19 проектов камен. и деревян. зданий с церковно-приход. шк.] / А. Н. Померанцев, Н. П. Козлов. [СПб., 1904]). Школьные проекты П. реализовывались и ранее, напр. в с. Вознесенском при Кохтошской Вознесенской ц. Грязовецкого у. Вологодской губ. (1898), деревянное здание Софийской церковноприходской школы в Царском Селе (1899-1900). Последней работой П. стал неоклассицистический проект перестройки здания Воронежской духовной семинарии (1917).

Никольская церковь в с. Федоскине Московской обл. 1877 г. Фотография. 2017 г. Фото: В. А. РазумовНикольская церковь в с. Федоскине Московской обл. 1877 г. Фотография. 2017 г. Фото: В. А. РазумовВ кон. XIX - нач. ХХ в. П. продолжал активно заниматься педагогической и общественной деятельностью. Он являлся членом Техническо-строительных комитетов Министерства внутренних дел (2 мая 1898-1917) и хозяйственного управления Синода (6 марта 1898-1917), Училищного совета при Синоде (янв. 1897-1917). С 1 сент. 1899 по янв. 1907 г. был штатным преподавателем в МУВЖЗ. В 1899-1900 гг. выборный ректор АХ. В 1899 г. П. приезжал в Москву от Техническо-строительного комитета Синода для составления отзыва на реставрацию глав храма св. Василия Блаженного. В 1901 г. П. вошел в комиссию АХ по изданию сер. «Памятники древнего русского зодчества». С 1902 г. член Междуведомственной комиссии по разработке нового строительного устава. С 1904 г. состоял в правлении Об-ва архитекторов-художников. П. принимал участие в заседаниях Реставрационной комиссии, основанной в 1901 г. при Имп. археологическом об-ве. Он выступал на обсуждении по поводу реставрации деревянной церкви в с. Панилове Архангельской губ. (1907; не сохр.), Поганкиных палат в Пскове (1908), Смоленской крепостной стены (1909), работал в Сампсониевском юбилейном комитете. В 1910 г. П. обследовал с П. П. Покрышкиным и М. О. Чириковым Троицкий собор в костромском Ипатиевском мон-ре, в 1912 г. трудился в Комиссии по восстановлению Коложской церкви близ Гродно, в 1915 г.- собора Ферапонтова мон-ря. П. настаивал на максимально полном сохранении уцелевших частей памятников. По заданию МАО обследовал Знаменскую ц. в Кунцеве, одобрив ее перестройку (1913, проект С. У. Соловьёва).

13 нояб. 1891 г. П. вступил в брак с А. И. Шимко, имел 4 детей. В круг его общения входили художники В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, Билибин, скульптор Опекушин, композитор Н. А. Римский-Корсаков, балерина А. Я. Ваганова, ген. А. И. Деникин. Среди учеников П., преимущественно в Высшем художественном училище в С.-Петербурге,- российские и советские архитекторы Т. Я. Бардт, Г. Б. Бархин, В. Н. Башкиров, А. П. Вайтенс, Р. Н. Верховской, работавший в Югославии и США как храмостроитель, А. А. Галецкий, И. Г. Лангбард, С. С. Серафимов, А. В. Сивков, А. И. Таманов (А. О. Таманян), Л. А. Чернышёв, Яковлев. П. получил чин тайного советника (30 мая 1912), был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (28 марта 1893), св. Анны 3-й степени (13 апр. 1897), св. Станислава 2-й степени (17 марта 1898), св. Владимира 3-й степени (6 мая 1907), св. Станислава 1-й степени (6 мая 1911). Проживал в квартире при АХ, откуда был выселен властями в 1918 г. Умер от инсульта. Могила утрачена.

Церковное зодчество занимало в творчестве П. главное место, начиная со студенческой работы - церкви в с. Федоскине, ставшей единственным спроектированным им деревянным храмом. Традиционный по композиции 3-частный храм с шатровой колокольней над трапезной, основной объем к-рого с ризалитами и алтарным трапециевидным прирубом, завершенный четвериком со скошенными углами, с низким шатром и луковичной главкой, восходил к образцовым проектам К. А. Тона.

Мотивы московско-ярославского стиля XVII в. определяют облик здания Синодального училищного совета и соединенного с ним нарядного 5-главого 2-светного бесстолпного храма с шатровой колокольней (в наст. время полностью перестроен). Здание отличают разномасштабность и асимметричная композиция.

В стиле узорочья возведен и 5-главый, с шатровой колокольней, храм на Шипке, где П. спроектировал также иконостасы. Оригинальный характер благодаря базиликальной композиции и облицовке фасадов веневским известняком имеет церковь в с. Берёзовка. Ее завершали луковичная глава, венчавшая ступенчатую композицию с «горкой» килевидных кокошников над алтарной частью, и 3-шатровая звонница над притвором с повышенным завершением центрального шатра (шатры также венчались главками). Алтарь с ризалитами, завершенными треугольными фронтонами, и полуциркульной в плане апсидой был окружен галереей. Обильный резной декор (наборные колонки с муфтами, кокошники, ширинки с орнаментами в полях в виде «сердечек», накладные кресты, щипцы, кронштейны, поребрик, сухарики) был выдержан в стилистике узорочья. Оконные проемы, включая 6 бифориев основного объема, имели различную форму. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом. Выполненный из красного кирпича в московско-ярославском стиле храм во имя блгв. кн. Александра Невского в Челябинске в плане близок к латинскому кресту и имеет сложную объемно-пространственную композицию. Завершают храм центральная глава с элементами русско-романского стиля и окружающие ее 11 луковичных главок и шатриков, в частности шатры над боковыми приделами и шатровая колокольня над притвором. В декоре использованы килевидные многолопастные кокошники, щипцы, висячие гирьки, арочки.

Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Берёзовка Данковского р-на Липецкой обл. 1893–1897 гг. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. РазумовЦерковь во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Берёзовка Данковского р-на Липецкой обл. 1893–1897 гг. Фотография. 2018 г. Фото: В. А. РазумовВ церковном строительстве П. уделял особое внимание византийскому стилю, в к-ром придерживался консервативного направления. Храм во имя блгв. кн. Александра Невского в Софии стал самым значительным образцом этого стиля за пределами Российской империи (высота до главного купола - 45 м). Он имеет ступенчатую композицию над базиликальной зап. частью, над которой возвышается 53-метровая колокольня, и крестово-купольный основной объем - триконх завершен массивным, но невысоким центральным барабаном с пологим куполом и окружен 3 полуциркульными в плане апсидами и 2-ярусной галереей с аркадами, полосатые фасады имитируют кладку со скрытым рядом, в оформлении активно использованы арочные элементы. Купольная базилика ориентирована на Софию К-польскую; П. использовал также староболг. мотивы церквей Боянской (XII в.) и Христа Пантократора в Несебыре (XIV в.), др. храмов. В визант. стиле выполнен и мраморный иконостас. Формы собора были использованы при постройке в Софии ц. св. Седмочисленников, в к-рой нартекс со звонницей максимально усечен по длине, а 5-главый храм с доминирующей гигантской шлемовидной центральной главой имеет скорее центрическую композицию. Скромной отделкой отличаются небольшая однонефная базиликальная одноглавая церковь в Цетине с 3-пролетной звонницей над зап. частью и церковь в Ванадзоре с планом в виде греч. креста благодаря использованию 5-гранной апсиды и боковых ризалитов, завершенных закомарами, и с крупной венчающей главой. Фасады прорезаны трифориями и полуциркульными окнами, в храм ведет перспективный портал, над зап. частью возвышалась звонница.

П. разработал чертежи храма при детской больнице в С.-Петербурге на основе собственного проекта для Нахичевани-на-Дону. Предполагалось соорудить квадратное в плане со вписанным крестом одноглавое здание в визант. стиле, со ступенчатой композицией, близкое к археологическому направлению (ц. святых Феодоров). Одноглавая церковь в Круподеринцах отличается ступенчатой, вертикально ориентированной композицией с мощными ризалитами и крестово-купольной схемой, в числе ее прототипов можно назвать храмы архангелов Михаила и Гавриила и Пантократора в Несебыре. Шлемовидный купол расположен на высоком световом барабане, над притвором - небольшая звонница с таким же куполом, фасады прорезаны полуциркульными окнами, бифориями и трифориями и оформлены полосатой кладкой.

Ретроспективное направление у П. представлено величественным 21-главым 70-метровым (высота стен - 45 м) Александро-Невским собором на Миусской пл., который воспроизводил в формах монументального историзма тип Успенских соборов во Владимире и в Москве. Храм представлял собой в плане квадрат, к которому примыкали 7 алтарных апсид. Прясла завершались закомарами, главный купол собора располагался на пересекающихся арках, а главки меньшего размера распределялись вокруг высокой центральной главы. В декоре преобладали мотивы арочек (оконные наличники, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса). Бесстолпное внутреннее пространство было решено с помощью железобетонных конструкций. Вдоль южной и северной стен внутри тянулись галереи с аркадами и хорами над ними. Проект крестообразного в плане храма в Царском Селе сочетал элементы ретроспективизма (закомары, кокошники, аркатурно-колончатый пояс, арочные окна, перспективные порталы) и необарокко (венчающая часть с грушевидной главой).

В гражданских сооружениях П. был менее консервативен. К числу лучших относятся его постройки для Москвы и Ростова-на-Дону. В монументальном 3-этажном здании Верхних торговых рядов на Красной площади формы европ. пассажей с продольными линиями, конструкции из стекла и железа, в т. ч. смелые для кон. XIX в. перекрытия (дугообразные металлические фермы с остеклением 15-метровых пролетов), сочетаются с мотивами древнерусской архитектуры, заданными ансамблем Красной площади. Для построек Московской окружной железной дороги П. избрал стилистику венского модерна, сочетающуюся с мотивами классицизированной эклектики, необарокко, неоготики и рус. стиля. Работы П. в Ростове-на-Дону придали застройке центра юж. города черты столичной стилистики, респектабельность и «петербургский» масштаб, задали высокий уровень профессиональных требований к местным архитекторам (Н. М. Соколов). То же сочетание пышной, с богатой пластикой декоративной отделки в формах неоренессанса и необарокко присутствует и на фасадах петербургского особняка Спиридонова. Дом-мастерская Опекушина построена в формах «кирпичного» неоренессанса. Выставочные сооружения в Н. Новгороде разнообразны по стилистике: рус. стиль («ропетовские» Императорский и Главный павильоны, администрация), неоренессанс (художественный отдел), «мавританский» стиль, избранный в соответствии с принципами эклектики для павильона Ср. Азии и Кавказа.

П.- один из последних зодчих русской эклектики, сторонник нормативности стиля; элементы модерна присутствуют только в его сооружениях для железной дороги и церкви в с. Берёзовка. В его творчестве сочетаются возведение новых типов зданий (выставочных и железнодорожных комплексов), применение прогрессивных конструкций, тяготение к монументализму и крупномасштабности наряду с насыщенностью и обилием декора, некоторой его дробностью и аппликативностью.

Ист.: РГИА. Ф. 696. Оп. 1. Д. 764; Ф. 789. Оп. 28. 1898 г. Д. 266; Ф. 835. Оп. 1. Д. 423, 442; РГАЛИ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 717.
Лит.: Собко. Словарь художников. 1899. Т. 3. Вып. 1. С. 377-378; Барановский Г. В. Архит. энцикл. 2-й пол. XIX в. СПб., 1902. Т. 1; Гурьев П. Храм-памятник в Бозе почившему государю-имп. Александру III в Петербурге. СПб., 1904; Альбом сооружений Моск. окружной железной дороги, 1903-1908. М., 1908; Ист. очерк развития церк. школ за истекшее 25-летие. СПб., 1909; Кончина проф. А. Н. Померанцева // Вечерняя Красная газета. 1918. № 225, 20 нояб. С. 3; Кириченко Е. И. А. Н. Померанцев // Зодчие Москвы. М., 1981. Т. 2. С. 260-266; Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 404-405; 225 лет Акад. Художеств СССР. Кат. выст. М., 1985. Т. 1. С. 388-389; Сорок сороков / Сост.: П. Паламарчук. М., 1985. Т. 3. С. 420-422; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992. С. 150-158; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Общ. ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996. С. 250-251; Брок В. Забытое кольцо Москвы // Железнодорожное дело. 1997. № 1-4; Крашенинников А. Ф. А. Н. Померанцев // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.). М., 1998. С. 200; Радкова Р. Храм-паметник «Св. Александър Невски». София, 1999; Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000; Нащокина М. В. Сто архитекторов моск. модерна. М., 2000. С. 225-227; она же. Архитекторы моск. модерна: Творческие портреты. М., 2005. С. 379-389; Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2001. Т. 1. С. 203-207; М., 2003. Т. 2. С. 206-208, 505-506; Памятники архитектуры в дорев. России / Ред.: А. С. Щенков. М., 2002; Волошинова Л. Ф. Творения моск. и петерб. зодчих в Ростове-на-Дону. Р.-н/Д., 2002. С. 20-37; Есаулов Г. В., Черницына В. А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Р.-н/Д., 2002. С. 57-67; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. 2-я пол. XIX - нач. XX в. СПб., 2005; Пищулина В. В. Творчество акад. архитектуры А. Н. Померанцева в Области Войска Донского // Фундаментальные исслед. РААСН по науч. обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли РФ в 2012 г. М., 2013. С. 279-285; Кишкинова Е. М., Пищулина В. В., Попова А. А. Творчество акад. архитектуры А. Н. Померанцева. Р.-н/Д., 2015; Попова А. А. Творчество акад. архитектуры А. Н. Померанцева: Канд. дис. Н. Новг., 2015; она же. Стилевые особенности малоизвестных и неосуществленных храмов А. Н. Померанцева // В мире научных открытий. 2015. № 1(61). С. 31-24; Печенкин И. Е. Верхние торговые ряды в Москве в контексте архитектуры европ. пассажей XIX в. // Вопр. всеобщей истории архитектуры. М.; СПб., 2016. Вып. 7 (2/2016). С. 128-149; Кишкинова Е. М. Визант. стиль в архитектуре зарубежных правосл. стран (сер. XIX-XX вв.). Р.-н/Д., 2018; Коева М. Руски архитекти, работили в Блъгария през периода 1879-1912 година: [Электр. ресурс] - Режим доступа: liternet.bg/publish9/mkoeva/nasledstvo/ruski.htm.
Прот. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор