[Греч. Πούπλιος; Публий] († ок. 360-370), прп. Сирийский (пам. 25 янв.). Главным источником сведений о П. является «История боголюбцев» Феодорита, еп. Кирского (Theodoret. Hist. rel. 5), к-рый сообщил, что П. род. в г. Зевгма (на территории совр. иля Газиантеп, Турция) в богатой семье, принадлежавшей к сенаторскому сословию. Повествователь отмечал, что буд. подвижник был хорош собой, но духовные его качества превосходили телесные. После смерти отца П. раздал все полученное наследство нищим и поселился в 30 стадиях (ок. 5,5 км) от города в небольшой хижине, где пребывал в непрестанной молитве, ночных бдениях, строгом посте и воздержании. Вскоре подвижник стал известен, и многие приходили к нему за советом.
Постепенно возле хижины П. образовалось небольшое поселение из желавших разделить с ним его подвижничество. Святой часто посещал своих последователей, следя за тем, чтобы у них в хижинах не было ничего, кроме самого необходимого; хлеб, к-рым питались ученики П., он взвешивал и строго усовещивал превысивших допустимую норму. Также он запрещал вкушать хлеб, не смешанный с отрубями. По ночам П. обходил жилища учеников, побуждая их к молитве и бодрствованию. Со временем святой, послушав совета одного из учеников, разрушил хижины, построил здание и превратил поселение в общежительный мон-рь. Феодорит влагает в уста П. красноречивую похвалу киновиальному устройству жизни, как крайне полезному для того, чтобы монахи учились друг у друга добродетели.
После мирной кончины П., последовавшей между 360 и 370 гг. (см.: Ibid. P. 339. Not. 6), руководство обителью приняли двое его учеников, Феотекн и Афтоний, которые должны были управлять греческой и сирийской частями мон-ря соответственно.
Феодорит упоминал П. также в «Церковной истории» в ряду наиболее выдающихся подвижников (Idem. Hist. eccl. IV 28). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 25 янв. указана память П. со сказанием, в к-ром воспроизводится в сокращенном виде повествование Феодорита (SynCP. Col. 423-424). В зап. «исторических» мартирологах память П. отсутствует. В Римский Мартиролог память П. также внесена не была.
В славяно-рус. стишные Прологи (Болгария, XIV в.) память П. со сказанием включена под 25 янв. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 71-72); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария под той же датой (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 419 (1-я паг.)). В слав. «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, имеется жизнеописание П. в кратком изложении.