ПОППОН
Том LVII, С. 473-474
опубликовано: 30 августа 2024г.

ПОППОН

[Поппо из Ставло; лат. Poppo] (978, Дейнзе, близ Гента - 25.01.1048, Маршьен, близ Арраса), св. Римско-католической Церкви (пам. 25 янв.), аббат мон-ря Ставло-Мальмеди (ныне в пров. Льеж, Бельгия) и др. обителей, влиятельный средневек. церковный деятель. Основной источник сведений о П.- его Житие (BHL, N 6898), составленное ок. 1059 г. Онульфом, монахом аббатства св. Петра в Генте, по распоряжению и при участии аббата Эверхельма († 1069), племянника и ученика святого. Информация о П. есть также в описании освящения в 1040 г. новой церкви в мон-ре Ставло и обретения в 1042 г. мощей св. Ремакла, еп. Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды) (650-669); это описание было сделано одним из монахов Ставло ок. 1048/49 г., вскоре после смерти П. (BHL, N 7139).

П. происходил из небогатой фламандской знати. Его отец, Титзекин, погиб в бою вскоре после рождения сына (вероятно, во время вторжения в Н. Лотарингию кор. Лотаря, правителя Западно-Франкского королевства). Ребенка воспитывала мать, Адельвива. П. готовился стать рыцарем, обучался верховой езде и владению оружием. В 16 лет поступил на службу к графу Голландии Теодориху (Тьерри) III (ок. 982-1039). Регентшей при малолетнем графе была его мать Лутгарда Люксембургская, сестра св. Кунигунды († 1033 или 1039), жены буд. имп. Генриха II (1014-1024). П. с детства отличался набожностью, совершил паломничества на Св. землю (ок. 1000) и в Рим (в 1005), вероятно, в качестве покаяния за пролитие крови в сражениях. Согласно Житию, вернувшись из Рима, он собирался жениться на дочери знатного сеньора Фрумольда, владевшего землями в Ситиу близ мон-ря Сен-Бертен. Однако когда П. ехал к невесте, в его копье ударила молния. Сочтя это божественным знамением, П. решил стать монахом и отправился в мон-рь Сен-Тьерри близ Реймса (в этом мон-ре П. со своим сеньором, гр. Теодорихом III, останавливался по пути в Рим; в аббатстве граф заболел, а выздоровев, в благодарность обещал отдать в этот мон-рь своего сына).

Реликварий аббата Поппона. Скульптор Ж. Госсен. 1626 г. (ц. архидиак. Стефана в Ставло) Фото: Cafedelyon/Wikimedia CommonsРеликварий аббата Поппона. Скульптор Ж. Госсен. 1626 г. (ц. архидиак. Стефана в Ставло) Фото: Cafedelyon/Wikimedia CommonsНекоторое время спустя мон-рь Сен-Тьерри посетил видный деятель монашеской реформы Рихард, аббат мон-ря Сен-Ван в Вердене, ок. 1008 г. ставший также аббатом мон-ря св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе. Он познакомился с П. и попросил Доминика, аббата Сен-Тьерри, передать П. ему на воспитание. Сближение П. с Рихардом могло быть связано и с тем, что они оба поддерживали связи со знатными лотарингскими родами, принадлежавшими к числу сторонников имп. Генриха II в противовес «французской» партии, ориентировавшейся на Капетингов (Vanhuele. 2016). В монастыре Сен-Ван П. сблизился с мон. Фридрихом, бывш. графом Вердена и старшим братом Готфрида II, герцога Н. Лотарингии (1012-1023). К этому времени П. также убедил свою мать отказаться от мирской жизни и стать затворницей в мон-ре Сен-Ван.

В 1012 г. Рихард переехал в аббатство Сент-Аман, а своим наместником (приором) в Сен-Ва назначил П. Однако вскоре он для укрепления смирения перевел П. на должность смотрителя больницы (infirmarium) в мон-рь Сен-Ван (Vita Popponis. 1854. P. 301), а в 1015 или в нач. 1016 г. назначил его приором монастыря Сен-Морис в Васложе (П. изменил название этой местности на Больё - букв. «красивое место», ныне Больё-ан-Аргон, деп. Мёз, Франция). В это же время П. впервые встретился с имп. Генрихом II, приехав к его двору в Неймегене. В 1020 г. император вопреки желанию Рихарда Сен-Ванского назначил П. аббатом стратегически важного двойного монастыря Ставло-Мальмеди в Арденнах. Возможно, П. получил это назначение по протекции имп. Кунигунды или св. Вольбодона, еп. Льежа († 1021). В мон-ре новый аббат сначала столкнулся с сопротивлением со стороны знати из округи аббатства, но решительными мерами смог подавить беспорядки, зарекомендовав себя умелым и энергичным администратором. Он заботился о поддержании монашеской дисциплины, защите и расширении монастырских имений, занимался строительными работами. 5 июня 1040 г. в Ставло была освящена новая церковь (впосл. перестраивалась, снесена в 1801). На церемонии присутствовал кор. Генрих III (1028-1056, правил самостоятельно с 1039, император с 1046). Он издал в пользу монастыря грамоту, в к-рой подтвердил все прежние привилегии, предписал вернуть монахам незаконно отчужденные имения, даровал новые, весьма обширные фискальные и судебные льготы. В мон-ре действовала школа, имелась большая б-ка (сохр. опись, составленная в 1105). По распоряжению П. была проведена реорганизация архива мон-ря, введен новый формуляр для документов. В Житии описано неск. чудес, совершённых П. при жизни. Наибольшую известность в позднейшей иконографии получила история воскрешения им пастуха, убитого волком.

Деятельность П. не ограничивалась собственным мон-рем, он играл важную роль в церковной жизни всей Свящ. Римской империи. Уже в 1023 г. имп. Генрих II передал в управление П. аббатство св. Максимина в Трире. П. управлял этим мон-рем до 1035 г., а затем повторно в 1038-1048 гг. После смерти Генриха II П. вместе с Герардом, еп. Камбре (1012-1051), участвовал в подавлении восстания лотарингской знати против нового короля - Конрада II (1024-1039, император с 1027). При Конраде II П. получил в управление целый ряд монастырей: в Эхтернахе, Лимбурге, Ваульсорте, Астьере, Омоне, Херсфельде, Синт-Трёйдене, Браувайлере, Вайсенбурге, Санкт-Галлене и др. П. назначал аббатами или приорами этих мон-рей своих родственников или монахов из Ставло-Мальмеди. В ряде случае возникали конфликты, напр. в Санкт-Галлене между местными монахами и аббатом Нортпертом (описан аббатом Эккехардом IV в продолжении хроники «Casus S. Galli»). Согласно Житию, П. управлял в общей сложности 17 мон-рями. В 1029 г. он отклонил предложение имп. Конрада II занять епископскую кафедру Страсбурга.

При кор. Генрихе III П. сохранил положение одного из наиболее влиятельных прелатов империи. Он участвовал в переговорах по поводу 2-го брака Генриха III с Агнессой Аквитанской (1043). Сохранилось письмо Зигфрида, аббата монастыря Горце (1031-1055), адресованное П. Согласно этому письму, король поручил П. выяснить, существуют ли препятствия для брака с т. зр. родственных связей (Parisse. 2004). Зигфрид возражал против этого брака, доказывая, что Генрих III и Агнесса состоят в слишком близком родстве. Он упоминал, что приложил к письму составленную им родословную схему (figura). Она сохранилась в 5 позднейших рукописях (самая ранняя - «Liber aureus» из аббатства Прюм, нач. XII в.). Кроме того, Зигфрид считал, что брак с Агнессой приведет к распространению при герм. дворе франц. обычаев (моды, причесок и др.), к-рые он оценивал как аморальные новшества. Ответ П. не сохранился, нет и свидетельств того, что он пытался противодействовать заключению брака. В 1047 г. по приглашению гр. Балдуина V (1035-1067) П. отправился во Фландрию, чтобы руководить реформой мон-рей Сен-Ва и Маршьен. Он назначил нового аббата в Сен-Ва, но по приезде в Маршьен заболел и скоропостижно скончался.

Похоронен в мон-ре Ставло, в крипте монастырской церкви. В гроб были положены оригиналы адресованных П. писем Рихарда Сен-Ванского как знак их духовной дружбы. В средние века почитание П. существовало только в мон-ре Ставло. Интерес к П. и его деятельности усилился с кон. XV в. в связи с трудами католич. историков. Заметки о нем включили в свои сборники Иоанн Тритемий (De viris illustribus ordinis sancti Benedicti, 1492), Лаврентий Сурий (De probatis Sanctorum historiis, 1570-1577) и Иоанн Молан (Жан де ла Моль) (Indiculus sanctorum Belgii, 1573), причем последний отмечал, что П. не был официально канонизирован. Кард. Цезарь Бароний внес его имя в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), поместив под 25 янв. Заметку о П. включил в соч. «Fasti Belgici et Burgundici» (1622) нидерландский церковный историк О. Ле Мир. Возможно, под влиянием его труда по инициативе Николаса Хохта, приора мон-ря Ставло, и с разрешения Фердинанда Баварского, князя-епископа Льежа (1612-1650), состоялось обследование мощей П. (30 июля - 2 авг. 1624). 18 окт. 1626 г. мощи поместили в позолоченный серебряный бюст-реликварий (работа ювелира Ж. Госсена из Льежа). П. изображен с посохом в левой руке и с моделью церкви мон-ря Ставло - в правой.

После франц. оккупации Австрийских Нидерландов мон-рь был закрыт (1804), реликварий (вместе с ракой с мощами св. Ремакла) был вывезен из обители последним аббатом С. Тисом; с 10 нояб. 1805 г. мощи находятся в приходской церкви Сен-Себастьен в Ставло. В 1860 и 1898 гг. проводились обследования мощей П. В 1930 г. реликварий с мощами святого выставляли в ц. Сен-Венсен в Льеже, тогда же он был отреставрирован. Первоначальный каменный саркофаг обнаружили при раскопках мон-ря (1896) и передали в городской музей Ставло.

В XVII-XVIII вв. частицы мощей П. были отправлены в церкви и мон-ри Льежа, Оснабрюка, Лиссе, Ваульсорта, Браувайлера, в аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже и Сен-Тьерри в Реймсе, в 1948 г.- в Больё-ан-Аргон. В Ставло день памяти святого отмечался 25 янв. В 1634 г. папский нунций Пьер Луиджи Карафа одобрил литургические чтения на праздники местных святых - Сигиберта, Ремакла, П. и Аделина. В диоцезе Льеж в XVII-XVIII вв. память П. отмечалась 28 янв.

Ист.: Vita Popponis abbatis Stabulensis / Ed. W. Wattenbach // MGH. SS. 1854. T. 11. P. 291-316; Halkin J., Roland C. G. Recueil des chartes de l'abbaye de Stavelot-Malmedy. Brux., 1909. T. 1. P. 216-220.
Лит.: Ladewig P. Poppo von Stablo und die Klosterreform unter den ersten Saliern. B., 1883; Legrand W. Notes sur le culte de St. Poppon, abbé de Stavelot // Chronique archéologique du Pays de Liège. Liège, 1942. Vol. 33. N 2. P. 34-48; 1943. Vol. 34. N 1. P. 1-18; N 2. P. 25-44; Glaesener H. St. Poppon, abbé de Stavelot-Malmédy // RBen. 1950. Vol. 60. P. 163-179; Winnepenninckx J. Everhelm, abt van St. Pieters te Gent (1058-1069) en schrijver van de «Vita sancti Popponis» // Bijdragen tot de Geschiedenis der Stad Deinze en van het Land aan Leie en Schelde. Deinze, 1950. Vol. 17. P. 107-130; Genicot L.-F. Entre France et Rhénanie, l'abbatiale de Poppon à Stavelot // Productions et échanges artistiques en Lotharingie médiévale / Éd. J. Schroeder. Luxembourg, 1994. P. 47-62; George P. Un réformateur lotharingien de choc: L'abbé Poppon de Stavelot (978-1048) // Revue Mabillon. N. S. P., 1999. Vol. 10. P. 89-111; idem. Un moine est mort: Sa vie commence: Anno 1048 obiit Poppo abbas Stabulensis // Le Moyen Âge. P., 2002. Vol. 108. N 3/4. P. 497-506; idem. Les reliques de Stavelot et de Malmedy à l'honneur vers 1040: Dedicatio et Inventio Stabulensis // RHE. 2004. Vol. 99. N 2. P. 347-370; Parisse M. Sigefroid, abbé de Gorze, et le mariage du roi Henri III avec Agnès de Poitou (1043): Un aspect de la réforme lotharingienne // Revue du Nord. Lille, 2004. T. 86. N 356/357. P. 543-566; Krauss S. «Christi iugum leve sub monastica institutione ipsis iniecit»: Poppo von Stablo als Klosterreformer // Flores considerationum amicorum: FS f. C. A. Lückerath z. 70. Geburtstag / Hrsg. W. Hasberg, J. Schröder. Gleichen, 2006. S. 281-314; Vanderputten S. Monastic Reform as Process: Realities and Representations in Medieval Flanders, 900-1100. Ithaca (N. Y.), 2013; idem. Imagining Religious Leadership in the Middle Ages: Richard of Saint-Vanne and the Politics of Reform. Ithaca, 2015; Vanheule K. The Beginnings of a Monastic Reformer: The Younger Years of Poppo of Stavelot (Lotharingia, 978-1020) // RHE. 2016. Vol. 111. N 3/4. P. 483-524.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)
  • АДАМНАН (ок. 624 - 704), 9-й аббат мон-ря св. Ионы, прп. (пам. зап. 23 сент.)
  • АДЕЛЬФ († ок. 670), аббат Ремиремонта, св. (пам. зап. 11 сент.)
  • АЛЬТО († 760), уроженец Ирландии, настоятель мон-ря, прп. (пам. зап. 9 февр.)
  • АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)
  • АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)