Составная часть корпуса канонов православной Церкви. Наименование правил связано с тем, что они принадлежат отдельным епископам, большинство их которых почитаются в лике святых,- святителей или священномучеников, однако есть среди них и лица, чьих имен нет в святцах: архиепископы Тимофей I и Феофил I Александрийские. В авторитетных сборниках канонов, в т. ч. в «Книге правил», П. с. о. следуют за правилами Поместных Соборов. Включение их в корпус канонов обусловлено утверждением их канонического авторитета на Вселенских Соборах, к-рым принадлежит высшая законодательная власть в правосл. Церкви. Исключением является «Каноническое послание» патриарха К-польского Тарасия - оно было написано после Вселенского VII Собора. Подобно правилам К-польских Соборов, Двукратного и в храме Св. Софии, состоявшихся во 2-й пол. IX в. (см. в ст. Константинопольские Соборы), эквивалентом утверждению на Вселенском Соборе служит их рецепция всеми поместными правосл. Церквами. П. с. о. не были написаны как законодательные акты Вселенской Церкви. В одних случаях каноны должны были регулировать правоотношения в области епископской юрисдикции их автора, в других - представляли собой частные сочинения, обычно послания с разъяснениями тех или иных казусов церковной жизни. Канонами, т. е. актами общецерковного законодательства, эти тексты сделала сама Церковь.
В канонический корпус правосл. Церкви вошли правила 3 св. отцов, подвизавшихся до издания Миланского эдикта (313): Дионисия Великого, архиеп. Александрийского, Петра I, архиеп. Александрийского, и Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. Правила сщмч. Дионисия - это разделенное на 4 канона послание, отправленное святым в 260 г. еп. Василиду в ответ на его 4 вопроса церковно-дисциплинарного характера (Euseb. Hist. eccl. VII 26). Правила свт. Григория представляют собой разделенное на 12 частей его «Каноническое послание» (258). Поводом к написанию этого послания явились нашествие варваров на Понт и недостойное поведение некоторых христиан, помогавших иноплеменным захватчикам. В послании, разосланном по христ. общинам Понтийской обл., свт. Григорий пишет о тяжести содеянных грехов и налагает на согрешивших различные наказания, в т. ч. отлучение от причастия на разные сроки (подробнее см. в ст. Григорий Чудотворец). Эти правила, в частности, послужили основанием для прещений, наложенных священноначалием Русской Православной Церкви в ХХ в. на епископов и клириков, к-рые обвинялись в коллаборационизме с оккупантами во время Великой Отечественной войны. Правилами сщмч. Петра Александрийского называются разделенное на 14 канонов его «Пасхальное послание» 306 г., а также правило, взятое из «Пасхального послания к Трикентию» (подробнее см. в ст. Петр I, Александрийский). Послание 306 г. было написано по поводу принятия в Церковь отпадших во время гонения на христиан, инициированного имп. Диоклетианом в 303 г. Св. Петр определяет, какими нормами следует руководствоваться, принимая в церковное общение раскаявшихся отступников. Срок отлучения от причастия он соотносит с обстоятельствами отречения и тем самым с тяжестью содеянного греха.
В состав П. с. о. вошли также правила 10 отцов эпохи Вселенских Соборов: святителей Афанасия I Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория, еп. Нисского, Амфилохия, еп. Иконийского, Кирилла, архиеп. Александрийского, Геннадия I, патриарха К-польского, а также Тимофея I и Феофила I, архиепископов Александрийских, и каноническое послание свт. Тарасия, патриарха К-польского.
В канонический свод вошли 3 послания Афанасия Великого: «Послание к Амуну» (350-353?) о невольно осквернившихся (Athanas. Alex. Ep. ad Amun // PG. 26. Col. 1169-1180), «Послание к Руфиниану» (362) о присоединении к Церкви впавших ранее в ереси (Idem. Epistula ad Rufinianum // PG. 26. Col. 1179-1182) и 39-е «Праздничное (пасхальное) послание» (367), в котором приводится перечень канонических книг Свящ. Писания (Idem. Ep. pasch. 39).
Особую значимость для церковного права имеют правила свт. Василия Великого. В канонический свод вошло 92 правила этого святого, к-рые являются гл. обр. выдержками из его писем, 91-й и 92-й каноны взяты из соч. «О Святом Духе» (см. подробнее в ст. Василий Великий). Правила Василия Великого первыми из святоотеческих правил вошли в канонические сборники. Содержание этих правил охватывает разные стороны церковной жизни, среди них особенно много епитимийных правил, в которых устанавливаются различные прещения за грехи: вероотступничество, убийство, блуд. Первое правило устанавливает 3 чина присоединения к правосл. Церкви лиц, крещенных вне ее - в еретических или схизматических общинах.
Из творений свт. Григория Богослова в канонический корпус вошел написанный в стихах перечень священных книг ВЗ и НЗ (Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12).
Из послания свт. Амфилохия Иконийского к Селевку (Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc.) вошел аналогичный перечень канонических книг.
Из сочинений свт. Григория Нисского в корпус канонов вошло «Послание епископу Мелитинскому Литоию» (390), разделенное на 8 правил, в к-рых св. Григорий, опираясь на глубокое знание человеческой души, определяет епитимии, налагаемые для врачевания греховных страстей (подробнее см. в ст. Григорий, еп. Нисский).
В свод церковных правил вошло 18 ответов на вопросы епископов и клириков Тимофея, архиеп. Александрийского. Он не причислен к лику святых, и о жизни его известно немногое: он был племянником и учеником свт. Афанасия Великого, участвовал в работе Вселенского II Собора.
В канонический свод внесены также 14 правил архиеп. Александрийского Феофила, к-рый не только не прославлен Церковью, но и известен как гонитель свт. Иоанна Златоуста. Общецерковное признание его правил основано, впрочем, не на его личных качествах, а на том, что как предстоятель Александрийской Церкви он был выразителем ее древнего предания. Племянник Феофила свт. Кирилл Александрийский был защитником правосл. христологии против ереси Нестория. В канонический свод вошли его послание к Домну I, архиеп. Антиохийскому (Cyr. Alex. Ep. 78), разделенное на 3 канона, и послание к епископам Ливии и Пентаполя (Idem. Ep. 79), разделенное на 2 правила.
В канонические сборники включаются также окружное послание архиеп. К-польского Геннадия и отцов К-польского Собора 459 г. о симонии (Mansi. Т. 7. Col. 911-920) и послание свт. Тарасия, патриарха К-польского, к папе Римскому Адриану I, посвященное симонии. Посланием Тарасия завершается основной канонический свод П. с. о.
Помимо правил отцов, признаваемых канонами Вселенской Церкви в собственном смысле слова, в авторитетные перечни правил и в канонические сборники в виде приложения вошли и нек-рые др. правила. Так, 2-й канон Трулльского Собора включает в перечень правил и «Киприаном архиепископом африканския страны и мучеником, и Собором при нем бывшим изложенное правило» о перекрещивании еретиков, составленное в 252 г. на лат. языке. Впрочем, тут же сделано примечание, что это правило «токмо у них по преданному им обычаю сохраняемо было», т. е. принималось лишь в Карфагенской Церкви. Данное правило, требующее перекрещивания всех еретиков и раскольников, не согласуется с 7-м прав. Вселенского II Собора, 95-м прав. Трулльского Собора и 1-м прав. Василия Великого, предусматривающими разные чины приема для присоединяемых к правосл. Церкви из расколов и ересей. Поэтому правило сщмч. Киприана Карфагенского не применяется во Вселенской Церкви и в рус. «Книгу правил» не вошло. Дополнением к каноническому корпусу считается «Каноникон» свт. Иоанна IV Постника, к-рый в позднейшей обработке иером. Матфея Властаря стал руководством для духовников. Это руководство включено в греч. канонические сборники «Пидалион» и «Афинская синтагма». «Каноникон» Иоанна Постника частично послужил основой для сб. Номоканон при Большом Требнике. В «Пидалионе», «Афинской Синтагме» и Кормчей Книге содержатся (в разном количестве) каноны патриарха К-польского Никифора I Исповедника, которые принято также рассматривать как своего рода дополнение к каноническому своду.