ОНУФРИЙ ГАБРОВСКИЙ
Том LIII, С. 25-26
опубликовано: 3 июля 2023г.

ОНУФРИЙ ГАБРОВСКИЙ

Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г.Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г.

[Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь, откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам, мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V, в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813).

О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

Вскоре после гибели О. Г. пространное «Житие и страдания св. новопреподобномученика Онуфрия Габровского, погибшего на острове Хиос 4 января 1818 г.» и службу ему написал на греч. языке Онуфрий Ивирит в традициях колливадов: впервые тексты были изданы в Афинах в 1862 г. (᾿Ονούφριος ο ᾿Ιβηρίτης. Ακολουθίαι καὶ μαρτυρίαι των ᾿αγίων ἐνδόξων τεσσάρων νέων ᾿οσιομαρτύρων ᾿Ευθυμίου, ᾿Ιγνατίου, ᾿Ακάκιου καὶ ᾿Ονούφριου. ᾿Αθήναι, 1862. Σ. 119-163; Нихоритис. 2001). Слова «Благослови, отче» в тексте «Жития...» указывают на то, что оно предполагало чтениена богослужениях.

В 1819 г. список слав. перевода «Жития...» был передан в мон-рь Хиландар, где в следующем году его переписал иером. Иосиф из Троянского мон-ря. В 1824 г. «Житие...» переписал Петко И. Манафов из Габрова.

Пространное «Житие...» включено в Афонский патерик (1867) и в сборник Житий святых, составленный Парфением, еп. Левкийским (Партений (Стаматов). 1974). Филарет, еп. Черниговский (Филарет (Гумилевский). 1865), опубликовал краткий вариант, с которого впосл. были сделаны новые переводы. В текстах греч. пространного «Жития...» Онуфрия Ивирита и в переводах, опубликованных в Афонском патерике и еп. Парфением, есть различия: в последних сокращены введение и заключение, являющиеся «общими местами» в Житиях мн. святых, и в них внесены некоторые уточнения, прежде всего относительно происхождения святого («славянин», «болгарский», «габровский»).

Софийская рукопись (НБКМ. № 356 (698)) включает болг. перевод «Жития...» (Цонев Б. Опис на славянските ръкописи в Софийската нар. б-ка. София, 1923. Т. 2. С. 324). В приписке к тексту сообщается, что греч. текст «Жития...» со Св. Горы принес архим. Иосиф из Габрова и заказал перевод иером. Рувиму и иеросхим. Никифору из Троянского мон-ря.

В 1903 г. Васил Карагозов принес из мон-ря Зограф «Житие...» и службу О. Г. и передал их насельницам мон-ря в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Габрове для постоянного поминания святого (Търновски епарх. вести. Вел. Търново, 1922. № 17. С. 203).

Служба в честь О. Г. на 4 янв. включает малую вечерню (4 стихиры 8-го гласа, 3 стиховны и отпустительный тропарь), великую вечерню (4 стихиры 1-го гласа, 4 стиховны 4-го гласа, 4 стихиры 1-го гласа для литии, 3 стиховны 8-го гласа, отпустительный тропарь и Богородичник) и 2 канона святому. Один канон написан Онуфрием Ивиритом, а второй - афонским гимнографом Иаковом Неоскитиотом. В болг. переводе в 3-й тропарь 9-й песни включены слова «Ты еси явился славой болгарских земель». В рукописи № 252 из скита Кавсокаливии ХIХ в. находятся служба О. Г. и общий канон новомученикам Евфимию, Игнатию и Акакию, а в рукописи, хранящейся в Иверском скиту, имеется общий молебный канон новомученикам О. Г., Евфимию, Акакию и Игнатию, авторство к-рого приписывается афонскому гимнографу мон. Герасиму (Микраяннаниту).

В храме во имя новомучеников, построенном старцем Никифором в скиту св. Иоанна Предтечи, находятся икона О. Г., написанная через год после его гибели серб. зографом Досифеем из Печа, и общая икона О. Г. и 3 новомучеников.

Ист.: Афонский патерик. СПб., 18673. Ч. 2. С. 266-280; Партений (Стаматов), еп. Жития на българските светии. София, 1974. Т. 1. С. 5-11; Нихоритис К. Света гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001.
Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян. Чернигов, 1865. Отд. 1. С. 2-6, 9-12; Филаретов Х., свещ. Жития на българските светии. София, 1943; Нихоритис К. Атонските новомъченици, загинали от турците // Турските завоевания и съдбата на балканските народи, отразени в ист. и лит. паметници от ХV-ХVIII в. Вел. Търново, 1992. С. 352-367; он же. Българско новомъченичество: Онуфрий Габровски // Българистични проучвания. Вел. Търново, 1996. С. 231-239; Налбантова Е. Паисианската традиция в Троянския ман-р // Паисий Величковски и неговата книжовна школа. Вел. Търново, 1994. С. 115-120; Патев И. Формиране и развитие на иконографския образ на двама от късните бълг. светци-мъченици във възрожденското изкуство: Св. Онуфрий Габровски и св. Лазар от Дебел дел // ГСУ, ЦСВП. 2002. Т. 91(10). С. 271-287; Валентина (Друмева), мон. Разкази за бълг. светии и за светиите, свързани с България. Св. гора Атон, 2005. Ч. 1. С. 305-308; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 285-298; Димитров Д. Служба и житие на св. Онуфрий Габровски: Един неизвестен препис. Габрово, 2017.
Д. Чешмеджиев
Рубрики
Ключевые слова
См.также