ОСИОС ЛУКАС
Том LIII, С. 387-391
опубликовано: 1 августа 2023г.

ОСИОС ЛУКАС

Содержание

[Греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Λουκᾶ], действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви.

История

Наиболее ранним источником сведений о мон-ре является анонимное греч. Житие (BHG, N 994) его основателя прп. Луки Элладского Нового (Стириота; † 953), к-рый в 40-х гг. X в. поселился у горы Стирий (ныне Стири). В античные времена здесь находился г. Стирий (Стирида) с храмом Деметры Стиридской, где хранилась одна из древнейших статуй богини (Pausan. Descript. X 35; рус. пер.: Павсаний. Описание Эллады. М., 1994. Т. 2. С. 475); к сер. X в. это была труднодоступная малонаселенная местность, политическим и экономическим центром которой являлись Фивы. Постепенно вокруг преподобного стали собираться ученики. Вместе они построили небольшие кельи и начали возводить ц. во имя вмц. Варвары. Возможно, эта церковь была построена на средства почитавшего прп. Луку стратига фемы Эллада Кринита Аротраса (Κρηνίτης Αροτράς) между 946 и 955 гг. (Oikonomides. 1992. P. 253-254) или между 942 и 955 гг. (Koder. 1976. S. 206).Кафоликон мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. ЗверевКафоликон мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. Зверев

Обитель была основана уже после кончины прп. Луки. Согласно Житию, мон-рь был возведен при поддержке визант. имп. Романа II (959-963), к-рый т. о. отблагодарил преподобного за его пророчество об освобождении Крита от арабов. Со временем обитель стала не только крупным паломническим центром, где происходили многочисленные исцеления и др. чудеса, но и пристанищем для путешественников, являлась остановочным пунктом на пути между Пелопоннесом и материковой Грецией (между востоком и западом). Не случайно одним из первых зданий, построенных в О. Л., был странноприимный дом. На средства, выделенные из имп. казны, был возведен 2-ярусный крестообразный мартирий над могилой прп. Луки, к-рая находилась, согласно завещанию святого, в его келье. Возможно, это строительство произошло между 960 и 965 гг. или ок. 962 г. (Γριτσόπουλος. 1966. Τ. 8. Σ. 385).

Постепенно О. Л. разрастался, однако точное время возведения его главных построек определить затруднительно. П. Милонас предложил следующую датировку: приблизительно к кон. X в. ц. вмц. Варвары была значительно расширена и переименована в честь Пресв. Богородицы, освящение храма состоялось в 1011 г. Мартирий над могилой святого был встроен в современное здание кафоликона, посвященного преподобному, при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055), о чем свидетельствовал путешественник, гуманист Кириак Анконский (ди Пицциколли), посетивший О. Л. в марте 1436 г. (Μυλωνάς Π. Δομικὴ ἔρευνα στὸ ἐκκλησιαστικὸ συγκρότημα τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ Θωκίδος // ᾿Αρχαιολογία. ᾿Αθῆναι, 1990. Τ. 36. Σ. 6-30). Однако по мнению Н. Икономидиса, в 1011 г. была освящена не ц. Пресв. Богородицы, а кафоликон (Oikonomides. 1992. P. 250). Л. Бура считает, что ц. Пресв. Богородицы была построена немного позже 960 г., кафоликон - между 997 и 1031 гг. (Μπούρα Λ. Ο γλυπτός διάκοσμος του ναού της Παναγίας στο μοναστήρι του Οσίου Λουκά. Αθήναι, 1980).

На юго-вост. своде крипты кафоликона предположительно изображены 4 настоятеля О. Л.: Лука, Афанасий, Феодосий и Филофей. Под 1-м следует понимать не прп. Луку Элладского, а др. одноименного игумена монастыря, который скончался в 1005 г. Филофей был игуменом в 1011 г. Феодосия отождествляют с Феодосием Леовахом, имя которого содержится в Типиконе религиозного братства, основанного в Фивах в 1048 г. для распространения почитания иконы Пресв. Богородицы «Навпактитисса», принадлежащей одноименному жен. мон-рю. Копия Типикона (ок. 1098) хранится в Палатинской капелле в Палермо, куда она была привезена после набега норманнов на Фивы в 1147 г. Предполагается, что Феодосий Леовах сыграл важную роль в создании религ. братства. Вероятно, и братство, и обитель Пресв. Богородицы «Навпактитисса» подчинялись О. Л. Феодосий происходил из знатной фиванской семьи; был игуменом О. Л. в 1048 г.- во время написания оригинала Типикона. Имя Феодосия содержится также в погребальной надписи на мраморной плите (0,73×0,45 м), к-рая в наст. время хранится в лапидарии мон-ря и датирована Икономидисом между 970 и 1078 (или 1059) гг. (Oikonomides. 1992. P. 247). Феодосий Леовах мог способствовать украшению кафоликона мозаиками (Chatzidakis-Bacharas. 1982. P. 184-188; Oikonomides. 1992. P. 251). Афанасий, возможно, был настоятелем О. Л. между 1011 и 1048 гг.

В 1014 г. на о-ве Эвбея недалеко от г. Аливери была построена ц. святых Космы и Дамиана - метох О. Л. Другой метох (мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты) располагался в дер. Политика на этом же острове (Oikonomides. 1992. P. 255). К XII в. монастырю подчинялось несколько церквей, ему принадлежала часть земель в Беотии.

После 4-го крестового похода (1202-1204) О. Л. оказался под властью франкских герцогов Афин и Фив. Король Фессалоники Бонифаций I Монферратский (1205-1207) и папский легат Бенедикт подарили О. Л. регулярным каноникам Св. Гроба, жившим при базилике вмч. Димитрия в Фессалонике.

Оттон де ла Рош, герц. Афинский и Фиванский (1205-1225), завладел мон-рями (в т. ч. и О. Л.) и лишил церковные власти доходов. В 1209 г. папа Иннокентий III (1198-1216) потребовал от Оттона вернуть монастыри греч. церковным властям, однако тот согласился это сделать лишь на словах. Такое положение монахов О. Л. под контролем лат. духовенства сопровождалось постоянными ссорами между обеими сторонами и изгнанием отдельных греч. монахов. В 1210 г. каноники пожаловались папе Иннокентию на аббата и монахов О. Л. за то, что они не проявляли должного уважения. В 1216 г. Иннокентий III даровал привилегии О. Л., который оставался под руководством греческого игумена. В послании Иннокентия III от 1222 г. подтверждается право каноников на этот мон-рь (Regesta Honorii Papae III / Ed. P. Pressutti. R., 1895. T. 2. P. 92). С 20-х гг. XIII в. до 1299 г. О. Л. находился в наследственном владении семьи де ла Рош. Г. П. Кремос считал маловероятным, что в мон-ре была погребена Елена Ангелина Комнина Дукина, вдова Гильома I де ла Роша (ум. в 1287) и мать Ги II де ла Роша. Также исследователь подверг сомнению предположения, что могилы в крипте О. Л. принадлежат франкским аристократам, правителям К-поля Пьеру II де Куртене (1217-1220) и его сыну Роберту (1221-1228) или имп. Роману II Младшему и его жене Феофано (Κρέμος. 1874-1880. τ. 2. Σ. 38-40; ср.: Στίκας. 1970. Σ. 36-37). Примерно с 1300 г. О. Л. снова перешел в управление греческого духовенства. В 1311 г. мон-рь подвергался нападению со стороны каталонцев и разграблению (Schultz, Barnsley. 1901. P. 4; Koder. 1976. S. 206). После того как в 1460 г. территория, на которой находился О. Л., оказалась под властью турок, монахи лишились мн. владений; не имея источников доходов, они покидали О. Л., здания мон-ря обветшали (Schultz, Barnsley. 1901. P. 4). В 1523 г. К-польский патриарх Иеремия I (1522-1546) посетил Беотию и Фокиду и призвал монахов вернуться в обитель. В 1532 г. Иеремия издал сигиллий, закрепляющий ставропигиальный статус мон-ря. Этот статус подтверждался в 1586 и 1608 гг. патриархами Феолиптом II (1585-1587) и Неофитом II (1602-1603, 1607-1612).

В период тур. владычества обитель оставалась действующей. Сохранившиеся документы показывают, что в XVI в. мон-рь владел неск. метохами: мон-рем прмч. Николая Нового в сел. Камбия близ Орхоменоса, мон-рем св. Власия в Панопее (ныне сел. Айос-Власиос, от мон-ря сохр. небольшая церковь) в Беотии, мон-рем вмч. Георгия и мон-рем Пресв. Богородицы «ту Стайку» около современного городка Амфиклия во Фтиотиде, мон-рем св. Луки на Эвбее и др. После 1617 г. мон-рь переживал период относительного благополучия.

Во время войны за независимость Греции (1821-1832) О. Л. занимал активную позицию. 26 марта 1821 г. Исаия, еп. Фессалоникийский, благословил в мон-ре греч. повстанцев на борьбу против тур. ига. 14 июня 1822 г. турки вошли в О. Л. и разграбили его, здания мон-ря также пострадали. В 1823 г. О. Л. был центром сосредоточения войск Одиссея Андруцоса. Мон-рь оказал существенную поддержку греч. борцам за свободу, снабжая их продовольствием и всем необходимым. Во время второй мировой войны О. Л. подвергся бомбардировке (1943), в результате к-рой трапезная была разрушена, другие здания, в частности кафоликон, сильно пострадали. В 1996 г. состоялись празднования торжества по случаю 1050-летия со дня основания мон-ря.

А. Н. Крюкова

Архитектурный ансамбль

В центре расположен кафоликон. Под ним находится крестообразная крипта (16,7×8,5 м, освящена во имя вмц. Варвары), в ней - могилы настоятелей О. Л. К северной стороне кафоликона была пристроена ц. Успения Пресв. Богородицы - 4-столпный крестово-купольный храм с 3-конховой апсидой; имеет экзонартекс и 2-ярусную открытую галерею. В XI в. в комплекс О. Л. входили подземная цистерна для хранения воды, трапезная (разрушена при бомбардировке в 1943, восстановлена в первоначальных формах XI в.), на западе и севере располагались кельи, на юго-востоке - колокольня и 8-угольная часовня с куполом и 3-конховой апсидой, также имелась больница (сохр. фрагменты госпиталя XVII в.). В XII в. мон-рь был окружен оборонительными сооружениями. Монастырская стена, образовывающая в плане квадрат, сохранилась частично. Вход располагался на северо-востоке (в наст. время - на юго-западе).

Между 1523 и 1566 гг. старые постройки мон-ря были отремонтированы, возведены новые здания. Согласно описи 1569 г., на тот момент в О. Л. было 50 келий, кухня, трапезная, 2 гостиницы, пекарня, исправительный дом, 2 конюшни, башня древней постройки. Рядом с мон-рем находились 2 акведука, колодец с питьевой водой и 2 сада. В XVI в. во время землетрясения пострадал кафоликон: обрушились купол и часть сводов. Купол восстановили после 1593 г.; декорацию купола воссоздали в 1622 г., сводов - в XIX в. (ок. 1820). Здания мон-ря активно реконструировали и ремонтировали в XIX в. Основной комплекс реставрационных работ был проведен с 1938 по 1964 г. под рук. А. Орландоса, Е. Стикаса (архитектура) и Ф. Захариу (живопись) (Στίκας. 1970. Σ. 36-37). В 1990 г. О. Л. включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кафоликон

Интерьер кафоликона. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. ЗверевИнтерьер кафоликона. Фотография. 2015 г. Фото: А. С. ЗверевКафоликон мон-ря принадлежит к числу наиболее масштабных сооружений своего времени (высота 18 м; сторона подкупольного квадрата 8,5 м). Храм обладает редкой многочастной композицией, включает 3-апсидный алтарь, наос, 2 капеллы, нартекс, галереи и крипту. Объемно-пространственная композиция наоса соответствует купольно-октагональному типу на тромпах, известному в неск. значительных постройках к-польской школы: в сер. XI - нач. XII в.- в ц. Панагии (Св. Троицы) Ликодиму в Афинах (1044), в соборе мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1054), в соборе мон-ря Дафни (кон. XI в.), в ц. св. Николая в мон-ре в Камбии (нач. XII в. или 2-я четв. XII в.); возможно, к этому типу принадлежал собор мон-ря вмч. Георгия в Манганах (40-е гг. XI в.); в XIII в.- в храмах Cв. Софии в Монемвасии, св. Феодоров в Мистре, в ц. Преображения Господня в Христиани близ г. Филиатра, в церкви в Хортиатисе близ Фессалоники (Mathews T. F. Observation on the Church of Panagia Kamariotissa on Heybeliada (Chalke), Istanbul // DOP. 1973. Vol. 27. P. 117-127; Mango С. A Note on Panagia Kamariotissa and Some Imperial Foundations of the Xth and XIth Cent. at Constantinople // Ibid. P. 128-132; Комеч А. И. Древнерус. зодчество кон. X - нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. С. 40-70).

Особенностью кафоликона является наличие крипты, более распространенной в то время в церковном строительстве зап. части христ. мира; в Византии примеры в средне- и поздневизант. периоды немногочисленны (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1975; Mango С. Byzantine Architecture. N. Y., 1974; Babić G. Les chapelles annexes des églises byzantines. P., 1969; Connor. 1991. P. 72-83). В XIII в. крипта О. Л. послужила образцом для крипты ц. св. Николая в мон-ре в Камбии (Παναγιωτδη Μ. Οι τοιχογραφες της κρύπτης του Αγου Νικολάου στα Καμπιά της Βοιωτας // Actes du XVe Congrès Intern. d'Études Byzantines, Athènes, Sept. 1976. Athènes, 1981. Vol. 2. P. 597-622).

М. Хатзидакис на основании данных Жития прп. Луки и службы на перенесение его мощей предложил датировать завершение строительства кафоликона ок. 1011 г. (Chatzidakis. 1969; Précions sur le fondateur de Saint-Luc. 1972), его поддержали П. Лазаридес, Ф. Хатзидакис-Бахарас, частично Р. Краутхаймер. Однако архитектурные данные и стиль живописи противоречат столь ранней датировке; в современной научной литературе утвердилась датировка кафоликона 30-40-ми гг. XI в. (Стикас, Дж. У. Несбитт и Дж. Э. Витт, Н. Икономидис, П. Милонас, Д. Паллас, Д. Мурики, А. И. Комеч, О. С. Попова).

Живописный ансамбль

кафоликона, за исключением диаконника и большей части галерей, сохранил первоначальную мозаичную и фресковую декорацию. Датировке 30-40-ми гг. XI в. соответствуют стилистические особенности росписи: хронологически она находится в промежутке между датами создания фресок Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) и мозаик собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1055), наиболее близка (в т. ч. по времени) к декору собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В отличие от росписи ц. Панагии Халкеон, образы к-рой сдержанны, контуры изображений подчеркнуты, но моделировка мягкая, утонченная, в декоре собора Св. Софии, как и кафоликона О. Л., можно отметить отрицание внешне прекрасного и случайного: композиции упрощены, жесты схематизированы, фигуры достаточно приземистые, линии непластичные, иногда резкие, формы геометрически жесткие. При общности мн. черт мозаик кафоликона с мозаиками собора Неа-Мони последние представляют дальнейший этап развития искусства, где значительную роль вновь играют красота формы, свобода композиций. Совершенство исполнения и продуманность замысла, бесспорно, свидетельствуют о столичном происхождении мастеров, работавших в О. Л., и о самых требовательных заказчиках.

Крещение. Мозаика в тромпе наоса. 30–40-е гг. XI в.Крещение. Мозаика в тромпе наоса. 30–40-е гг. XI в.В основном пространстве (в алтаре, наосе, нартексе) порядок расположения святых следует традиц. схеме, сформировавшейся к кон. IX в. Отличительной чертой монументальной декорации является преобладание изображений отдельных святых (более 220 фигур) над сюжетными композициями. В основной части храма было только 5 сцен из НЗ: в куполе над алтарем - «Сошествие Св. Духа», в тромпах - «Благовещение» (утрачено), «Рождество», «Сретение», «Крещение». В нартексе и крипте - сцены из Страстного цикла. Живопись в куполе с изображением Христа Пантократора в окружении ангелов и пророков, видимо, воспроизводит первоначальную, утраченную роспись. Система декорации отличается четким разделением святых по чинам святости, иерархией размещения, многочисленностью фигур каждой категории. Некоторые расхождения с общепринятым расположением святых обусловлены необходимостью акцентировать смысловые аспекты программы, один из которых - прославление и утверждение почитания прп. Луки Элладского. В то же время храм является главным монастырским собором и его программа составлена т. о., чтобы представить О. Л. как продолжателя традиций древних обителей и как центр паломничества.

Архангел. Фреска в сев. капелле кафоликона. 30–40-е гг. XI в.Архангел. Фреска в сев. капелле кафоликона. 30–40-е гг. XI в.Изображения 12 апостолов повторены в разных частях храма: на сводах рукавов креста, в нартексе, в крипте и в алтарном куполе - в сцене «Сошествие Св. Духа»; образы еще 11 апостолов из числа 70 располагаются в 2 боковых компартиментах наоса. Если их размещение в наосе соответствует традиц. иерархической структуре, то в нартексе и крипте их появление обусловлено особенностями программы и некоторыми функциями этих помещений - они представлены как непосредственные свидетели распятия и воскресения Христа. Составители программы, вероятно, стремились провести аналогию между деятельностью прп. Луки Элладского и апостольским служением.

В алтарной части собора представлены почти все прославленные иерархи раннего времени. Сохранилось 31 изображение святителей, первоначально было не менее 41; отсутствие некоторых имен можно объяснить разрушением части мозаик. Образов мучеников сравнительно немного. Среди них преобладают группы (5 мучеников Персидских, 5 мучеников Севастийских, 40 Севастийских мучеников), что, вероятно, было призвано подчеркнуть общую идею мученичества, а не представить отдельные факты конкретных житий. Сохранилось 9 изображений св. целителей. Вмч. Пантелеимон представлен в центре наоса, симметрично образу основателя монастыря. Подобное расположение св. врачей и их число подчеркивали значение целительского дара прп. Луки.

Большое внимание уделено преподобным: образы 20 св. монахов представлены в наосе, по 2 - в юго-зап. капелле и в сев.-вост. компартименте, 15 - в крипте, 5 изображений сохранились на галереях. В кафоликоне собраны представители монашества всех основных регионов, живших во все века, вплоть до времени возведения храма. Особо выделены основатели монашества, настоятели монашеских обителей, составители наиболее важных «руководств» к монастырской жизни, монахи-аскеты. Изображения настоятелей и монахов О. Л. свидетельствуют о внимательном отношении к истории своей обители, о ее прославлении в ряду древнейших мон-рей.

Фрески крипты, как полагают большинство исследователей, были выполнены одновременно с декорацией ансамбля кафоликона. Система росписи в сокращенном виде воспроизводит структуру верхнего храма, здесь также преобладают изображения святых. На 10 крестовых сводах, перекрывающих все пространство, представлены 40 медальонов с образами святых, в апсиде - Деисус, в люнетах на стенах - 8 сцен («Вход в Иерусалим», «Распятие», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Снятие с Креста», «Положение во гроб и жены-мироносицы у гроба», «Уверение Фомы» и «Успение Богоматери»), около входа и на зап. стене сохранились изображения нескольких монахов и прп. Луки Элладского. Двенадцать апостолов размещены на 3 сводах по оси «восток-запад»; воины и мученики - на 3 сводах по оси «север-юг»; преподобные - на 4 угловых сводах. На сев.-вост. своде среди преподобных имеется образ единственного святителя, Афанасия Великого, являвшегося св. покровителем одного из игуменов мон-ря. В софите центрального крестового свода изображен медальон с хризмой в окружении 4 воинов. Св. воины представлены также на 2 соседних, юж. и сев. сводах. В софите ближайшего к алтарю свода написана десница Христова.

Лит.: Κρέμος Γ. Π. Θωκικά, Προσκυνητάριον τῆς ἐν τῇ Θωκίδι μονῆς τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ. ᾿Αθῆναι, 1874-1880. 3 τ.; Schultz R. W., Barnsley S. H. The Monastery of St. Luke of Stiris, in Phocis, and the Dependent Monastery of St. Nikolas on the Fields, near Skripou, in Beotia. L., 1901; Σωτήριου Γ. Νεώτεραι ἐπιγραφα περ τῆς τεχνικῆς τῶν μωσαϊκῶν ἐπ τῇ εὐκαιρίᾳ ἐπισκευῶν τοῦ καθολικοῦ τῆς βυζαντινῆς μονῆς τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ. ᾿Επιγραφα κα χαράγματα // Αρχαιολογικόν Δελτίον. Αθῆναι, 1923. Τ. 6. Σ. 177-189; Γριτσόπουλος Τ. Α. Λουκᾶς (ἡ Μονή) // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 384-390; Chatzidakis M. A propos de la date et du fondateur de Saint-Luc // Cah. Arch. 1969. T. 19. P. 127-150; idem. (Χατξηδάκης). Περ μονῆς ῾Οσίου Λουκᾶ νεώτερα // ῾Ελληνικά. ᾿Αθῆναι, 1972. Τ. 25. Σ. 298-313; idem. Précisions sur le fondateur de Saint Luc // Cah. Arch. 1972. T. 22. P. 85-88; Στίκας Ε. Τὸ οἰκοδομικὸν χρονικὸν τῆς μονῆς τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ. ᾿Αθῆναι, 1970; idem. ῾Ο κτίτωρ τοῦ καθολικοῦ τῆς μονῆς τοῦ ῾Οσίου Λουκᾶ. ᾿Αθῆναι, 1974; Θιλιππίδου-Μπούρα Λ. ᾿Ο εξωνάρθηκας του καθολικού του Οσίου Λυκά Θωκίδος // ΔΧΑΕ. Περ. 4. 1972. Τ. 6. Σ. 13-28; Loenertz R.-J. Hosios Lukas de Stiris dans quelques documents latins (1210-1309) // Thesaurismata. Venice, 1974. T. 11. P. 21-35; Koder J. Hosios Lukas // TIB. 1976. Bd. 1. S. 205-206; Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas. Athĕns. 1982; Pallas D. Zur Topographie und Chronologie von Hosios Lukas: Eine kritische Übersicht // BZ. 1985. Bd. 78. P. 94-107; Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991; Cutler A. Hosios Loukas // ODB. 1991. Vol. 2. P. 949-950; Oikonomides N. The First Century of the Monastery of Hosios Loukas // DOP. 1992. Vol. 46. P. 245-255; Lafontaine-Dosogne J. Aspects de l'architecture monastique à Byzance du VIIIe au Xe siècle: Topographie et disposition liturgique // RBén. 1993. T. 103. N 1/2. P. 186-208; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ῾Αθῆναι, 19972. Σ. 33-35; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 279-284; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 149.
Н. В. Герасименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также