[Греч. Μιλτιάδης] (II в.), ритор, церковный писатель, один из апологетов раннехристианских. Сохранились лишь отрывочные сообщения о нем авторов III - нач. V в., на основе к-рых, однако, можно составить представление о времени лит. деятельности М., а также о тематике его произведений.
Впервые М. упоминается в соч. «Против валентиниан» Тертуллиана († ок. 220), к-рый пишет о «замечательных своим превосходством и святостью мужах», являвшихся современниками ересиархов и стремившихся опровергнуть их лжеучения в «весьма подробных сочинениях» (instructissimis voluminibus). К числу этих мужей Тертуллиан относит мч. Иустина Философа († 165), церковного ритора (ecclesiarum sophista) М., сщмч. Иринея, еп. Лионского († кон. II в.), а также некоего Прокула (Tertull. Adv. Val. 5). Евсевий, еп. Кесарийский († 339/40), в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. 5. 16. 1-2; 5. 17. 1, 5) приводит цитаты из сочинения одного из противников ереси Монтана (им мог быть свт. Аполлинарий, еп. Иерапольский, упоминаемый Евсевием выше, хотя о его авторстве прямо не сказано; ср. лат. пер. «Церковной истории», выполненный Руфином Аквилейским († 410): в нем авторство однозначно приписано свт. Аполлинарию - Rufin. Hist. eccl. 5. 16. 2-5). Составитель антимонтанистского сочинения утверждал, что был знаком с письменным ответом еретиков на критику со стороны М.
Кроме того, М. упоминается в анонимном соч. «Против ереси Артемона» (CPG, N 1915), атрибутировавшемся (по всей видимости, ошибочно) Ипполиту Римскому (III в.) и отождествлявшемся мн. исследователями с «Малым лабиринтом», к-рый, по словам Феодорита, еп. Кирского († ок. 460), также содержал критику лжеучения Артемона (Theodoret. Haer. fab. 2. 5); еп. Феодорит указывает на то, что нек-рые считали автором «Малого лабиринта» Оригена († 253/4). Отрывок соч. «Против ереси Артемона», в к-ром речь идет о М., цитирует Евсевий. Артемон являлся сторонником адопцианства (динамизма) - направления монархианства, в рамках которого Иисус рассматривался в качестве простого человека (ψιλὸς ἄνθρωπος), соединившегося во время крещения с Божественным Духом-Христом. Артемон стал одним из руководителей рим. адопциан после смерти Феодота Кожевника (Сапожника). Еретики утверждали, что их учение разделялось Церковью вплоть до понтификата свт. Виктора I († не позднее 201), а искажение истины началось при папе Римском свт. Зефирине († 217/8). Опровергая эти утверждения, автор соч. «Против ереси Артемона» ссылается на произведения мч. Иустина Философа, М., Татиана, Климента Александрийского и др. авторов II-III вв., обличающих язычников и еретиков, причем во всех этих произведениях Христос признается Богом. Автор также говорит о всеобщей известности книг свт. Иринея Лионского и свт. Мелитона, еп. Сардского, «в которых Христос именуется Богом и человеком» (Euseb. Hist. eccl. 5. 28. 3-6). Т. о., в трудах М. определенное место занимали вопросы, связанные с триадологией и христологией.
На основе данных, приводимых Евсевием Кесарийским и Тертуллианом, можно считать М. автором следующих сочинений: 1) трактата или даже ряда трактатов, направленных против сторонников гностика Валентина (о нем см. в ст. Гностицизм); 2) антимонтанистского соч. «О том, что пророк не должен говорить в исступлении» (Περὶ τοῦ μὴ δεῖν προφήτην ἐν ἐκστάσει λαλεῖν; возможно, речь идет о тематике трактата, а не о его точном названии); 3) «Против эллинов» (Πρὸς ῞Ελληνας), в 2 кн.; 4) «Против иудеев» (Πρὸς ᾿Ιουδαίος), в 2 кн.; 5) «Апологии христианской философии» (᾿Απολογία τῆς κατὰ Χριστιανοὺς φιλοσοφίας; это название, приводимое в лит-ре (см.: Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 228; Сагарда. 2004. С. 303), достаточно условное, т. к. представляет собой парафраз слов Евсевия), адресованной «мирским правителям» (πρὸς τοὺς κοσμικοὺς ἄρχοντας). Евсевий, возможно имевший доступ к 3 последним сочинениям, не приводит, однако, цитат из них.
Блж. Иероним Стридонский († 419/20) в соч. «О знаменитых мужах» также сообщает краткие сведения о М. на основе книги, составленной против Монтана и его последовательниц Приски (Присциллы) и Максимиллы, указывая в качестве ее автора не свт. Аполлинария, а Родона (Hieron. De vir. illustr. 39). Блж. Иероним приводит тот же перечень книг М., что и Евсевий, и утверждает, что деятельность апологета приходилась на время правления императоров Марка Аврелия (161-180) и Коммода (180-192, соправитель с 166). При этом в исследовательской литературе считается наиболее вероятным, что «Апология...» М. была адресована Марку Аврелию и его соправителю Луцию Веру (161-169) (Сагарда. 2004. С. 303; Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 228), поскольку Тертуллиан помещает имя М. между Иустином и Иринеем, а автор соч. «Против ереси Артемона» - между Иустином и Татианом, смерть к-рого обычно относят к 70-80-м гг. II в.
Ни одно из произведений М. не сохранилось.