(Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), находится в с. Теребля Тячевского р-на Закарпатской обл. (Украина), основан как скит в 1921 г. по благословению игум. Алексия (Кабалюка; впоследствии схиархимандрит, местночтимый святой УПЦ). 14 окт. 1921 г. игум. Алексий в сослужении иером. Боголепа (Церковника) и свящ. Георгия Чопика освятил краеугольный камень на месте буд. храма и правосл. крест. Местный житель Георгий Попович (впосл. схим. Герасим) выделил под обитель 1 га земли. В 1922 г. в приход с. Теребля был назначен иером. Иов (Войтишин; с 1924 игумен), к-рый приехал из Карловацкой ДС (Сергий (Цьока). 2013. С. 332). Ему было поручено заняться устройством нового скита.
Летом 1922 г. по инициативе иером. Иова была построена небольшая деревянная колокольня и закуплен звон весом 96 кг. 21 апр. 1923 г. свт. Досифей (Васич), еп. Нишский, дал благословение на постройку часовни. В то же время на гору Тяпиш был перевезен деревянный дом для размещения братии, подаренный Поповичем. Строительство часовни в честь Преображения Господня (по др. данным, в честь Покрова Пресв. Богородицы) было окончено в 1924 г., 19 авг. архим. Виталий (Максименко) освятил ее (Чопик-Микунда. 2016. С. 214).
В 1923 г. была создана Пражская архиепископия К-польского Патриархата (т. о., на территории Чехословакии возникли 2 правосл. юрисдикции, Сербская и К-польская), ее возглавил архиеп. Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец), и Преображенский скит перешел под его юрисдикцию. В «Православном русском календаре на 1925 год», который издавал архим. Виталий (Максименко) в Вышнем Свиднике в Словакии по благословению архиеп. Савватия, указывалось, что «в Тячевском округе при селе Теребло строится Преображения Господня скит. Братия скита состоит из: Игумена Иова, Иеромонахов: Антония и Феодосия, Иеродиакона Сергия и четырех послушников» (Правосл. Церковь в Чехословацкой республике. 1925. С. 83). Из других источников известно, что среди первых насельников скита были также послушники Юрий Керечанин (впосл. архим. Вениамин), Михаил Бровдий, Николай Попович, Михаил Керечанин, Иван Андрашко (впосл. иером. Савва), Юрий Скунзяк (впосл. иером. Гермоген), Иван Рыбарь (впосл. иером. Иларион) и др. (Данилец, Пимен (Мацола). 2012. С. 204). Поскольку в доме, подаренном Поповичем, было всего 3 комнаты и насельникам не хватало места, было решено построить большой братский корпус, состоящий из 8 келий, кухни, трапезной и кладовой.
В 1927 г. игум. Иов, ярый последователь архиеп. Савватия, был запрещен в священнослужении еп. Досифеем (Васичем) и был вынужден уехать в Сербию. Сторонники Пражской архиепископии избрали настоятелем Преображенского скита иером. Гермогена (Скунзяка; 1927-1928). В 1928 г. Духовная консистория Карпаторусской автономной Православной Церкви в Хусте назначила настоятелем иером. Савву (Андрашко; 1928-1930), к-рый признал Сербскую Православную Церковь. С 1930 г. и до нач. 60-х гг. XX в., когда скит был ликвидирован, его настоятелем был иером. Вениамин (Керечанин; с 21 сент. 1940 игумен, с 5 июня 1947 архимандрит). В 1930-1933 гг. он решил построить при жилом корпусе домовую ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Чопик-Микунда. 2016. С. 46). В 1937 г. братия скита по благословению еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданички) начала возведение кирпичного храма в честь Преображения Господня (Данилец, Пимен (Мацола). 2012. С. 204). В связи с финансовыми трудностями строительство было окончено только в 1939 г., храм освятил еп. Мукачевский и Пряшевский Владимир (Раич).
В марте 1939 г., после начала венг. оккупации, для правосл. Церкви в Закарпатье наступили тяжелые времена. 10 июня 1940 г. по подозрению в антивенг. деятельности жандармы арестовали иером. Вениамина и изгнали братию из Преображенского скита. (Там же. С. 204). Только после вмешательства епархиального архиерея настоятель был освобожден и местная власть разрешила монахам вернуться в обитель. В сент. 1941 г. игум. Вениамин был повторно арестован по подозрению в сотрудничестве с советскими партизанами. После освобождения из тюрьмы он находился под постоянным наблюдением полиции.
В 1945 г. Подкарпатская Русь вошла в состав УССР, и в этом же году Преображенский скит был преобразован в мон-рь. После ликвидации Троицкого муж. скита в Городилове и Николая Чудотворца святителя мужского монастыря в с. Карповтлаш (Иза-Карпутлаш) братия этих обителей была переселена в П. Г. м. В 1953 г. был построен новый братский корпус. П. Г. м. имел большое хозяйство, но был обязан платить гос-ву натуральные и денежные налоги.
В кон. 1958 г. исполком Закарпатского обл. совета принял решение об ограничении земельной собственности мон-рей, в частности, П. Г. м. из 4,6 га земли оставили только 1 га (Данилець. 2005. С. 163). Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. в Закарпатье было ликвидировано большинство мон-рей и скитов. В связи с тем, что обители пользовались большой поддержкой населения, представители власти начали кампанию по дискредитации монашества. В апр. 1958 г. тячевская районная газета опубликовала памфлет, порочащий архим. Вениамина,- это был один из первых шагов к ликвидации П. Г. м. Братия мон-ря пыталась апеллировать к различным гос. и церковным инстанциям, писала о правах человека на религ. взгляды и убеждения; большинство таких заявлений и обращений было подано в 1959 г. Понимая, что ликвидации П. Г. м. не избежать, 97 жителей с. Теребля обратились с письмом к председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову, в к-ром выступили против закрытия обители и подчеркнули, что мон-рь играет значительную роль в жизни сельской общины (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 32. Л. 2). В связи с тем, что за сохранение П. Г. м. особенно активно выступал настоятель, его было решено устранить. В 1960 г. архим. Вениамина обвинили в спекуляциях с краденым парафином, судили и приговорили к заключению на 1 год (Данилець. 2009. С. 42-45). После освобождения в кон. 1960 г. он до конца жизни, на протяжении 15 лет, служил в сельском храме, пользуясь любовью и уважением прихожан.
В нач. мая 1961 г. П. Г. м. был закрыт (Он же. 2006. С. 49). Сначала помещения обители были переданы Буштинской школе-интернату, а потом местному колхозу. Недалеко от обители построили санаторий-профилакторий и предлагали отдыхающим останавливаться в т. ч. в монастырских кельях. В праздник Успения Пресв. Богородицы прихожане из окрестных сел ежегодно собирались на богослужение к монастырскому храму. Чтобы прекратить эту традицию, в очередной раз накануне 28 авг. местные власти прислали бульдозеры, и храм был разрушен. Уцелели лишь деревянные кельи, в наст. время в них устроена часовня.
В 1991 г. жители с. Теребля решили возродить П. Г. м., на месте разрушенной обители установили и освятили крест. В 1993 г. была освящена восстановленная Преображенская ц., в которой служил сельский священник. 24 нояб. 2000 г. состоялись приходские собрания жителей с. Теребля, на к-рых рассматривался вопрос о возобновлении мон-ря. Крестьяне поддержали идею о строительстве обители и обратились с ходатайством на имя еп. Хустского и Виноградовского Иоанна (Сиопко). Постановлением Свящ. Синода УПЦ от 22 янв. 2001 г. возрождение обители было утверждено. Еп. Иоанн поручил восстановление мон-ря архим. Феодосию (Кричфалушему), благочинному Раховского р-на. И. о. наместника П. Г. м. был назначен игум. Ермоген (Дацьо), впоследствии его сменил игум. Ефрем (Яринко; ныне архиепископ Бердянский и Приморский). Старанием настоятеля были построены братский корпус на 16 келий и новый храм в честь Преображения Господня. В 2013 г. наместником П. Г. м. был утвержден игум. Варлаам (Диденко; впосл. архимандрит). В нач. 2020 г. в обители проживали 5 насельников.