Антонин Викторович (16.02.1870, г. Сызрань Симбирской губ.- 17.02.1929, Ленинград), исследователь рус. церковной музыки, палеограф, педагог, музыкально-общественный деятель. Род. в семье священника. Некоторое время учился в Симбирской и Вологодской ДС. Окончил Екатеринославскую ДС (1889; ее ректором в 1892-1894 был его отец - В. И. Преображенский) и КазДА (1894, канд. богословия, дис.: «Иустин Философ, как апологет»). В 1894-1896 гг. законоучитель в городских начальных училищах Таганрога. Преподавал греческий язык в Бахмутском ДУ (с 1896). По приглашению С. В. Смоленского с 1898 г. преподавал в Синодальном училище церковного пения в Москве, сначала рус. язык и историю рус. лит-ры, позднее также педагогику и дидактику, занимался рукописной б-кой уч-ща.
В 1902 г. переехал в С.-Петербург, где служил в Придворной певческой капелле библиотекарем, преподавателем истории музыки и церковного пения в регентских классах, рус. языка и гражданской истории в научных классах, а в последние годы жизни - помощником директора (зав. учебной частью техникума при капелле). В течение неск. лет читал лекции по истории русской и зарубежной церковной музыки на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге. Преподавал в Регентском уч-ще, основанном Смоленским в 1907 г.
Награжден орденом св. Станислава 3-й степени.
Член ОЛДрП с 1903 г.; с 1909 г.- зав. отделом «О разыскании и издании памятников старинного русского певческого искусства». Выступал с докладами на заседаниях ОЛДрП, участвовал в экспедиции об-ва на Афон (1906), в археологических съездах, в научных командировках от ОЛДрП в Екатеринослав (1905), Новгород, во Псков (1911), в Вильну (1912), Киев (1926) для изучения собраний певч. рукописей в храмах, мон-рях, б-ках.
За написанную по заказу Академии наук рецензию на книгу прот. В. М. Металлова «Русская семиография» удостоен Уваровской премии и Уваровской золотой медали (1914, 1915).
В послереволюционные годы П. продолжил активную педагогическую, научную и общественную деятельность. Участвовал в профсоюзных съездах, конференциях педагогов. Преподавал в 1-й гос. специальной музыкальной школе им. М. И. Глинки. С 1920 г. профессор Российского ин-та истории искусств по кафедре рус. музыки и действительный член муз. отдела ин-та, читал курс «История духовной музыки в России», в 1925-1928 гг. руководил специальным семинарием по чтению крюковой нотации; с 1928 г. зав. Кабинетом семейографии и источниковедения. Его деятельность в ин-те поддерживал Б. В. Асафьев.
В 1921-1929 гг. П. преподавал в Петроградской (Ленинградской) консерватории: с 1921 г. профессор кафедры изучения древнерус. музыки по памятникам духовно-муз. творчества, впосл.- кафедры сравнительного музыкознания и семейографии, кафедры семейографии и источниковедения. Разработал и вел курсы «Изучение древней русской музыки по памятникам духовно-музыкального творчества», «Русское народное музыкальное творчество», «Русская семейография», а также семинар по муз. палеографии. Выдающийся ученик П.- М. В. Бражников, продолживший дело учителя и создавший видную школу русской муз. медиевистики. Лекции П. в консерватории посещали Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина, А. Н. Дмитриев, Г. П. Орлов, А. С. Ляпунова и др. крупные музыканты.
Научные труды П. связаны с исследованием древнерусских певч. рукописей, истории русской церковной музыки, деятельности духовных композиторов, с библиографией работ по церковной музыке. Важное место в научной деятельности П. занимало сравнительное изучение греческих и древнерусских певч. рукописей в связи с вопросом о происхождении рус. церковного пения. П. доказал взаимосвязь древнерусской и византийской певческих культур. Работал вместе со Смоленским над каталогом песнопений афонских рукописей (П. отвечал за греч. часть каталога, Смоленский - за русскую), оставшимся незавершенным. Автор монографий, статей, докладов. П. принадлежат свыше 80 словарных статей о русской церковной музыке в русском изд. «Музыкального словаря» Г. Римана (1904), статьи в Православной богословской энциклопедии (1907-1908). Сотрудничал с периодическими изданиями, в т. ч. с «Русской музыкальной газетой», «Хоровым и регентским делом», «Музыкальным современником». Автор муз. сочинений.
П. похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, по сведениям его ученика В. А. Прокофьева - недалеко от могилы Д. С. Бортнянского (перенесенной в 1953 в некрополь Александро-Невской лавры).
Личный архивный фонд П. хранится в С.-Петербурге в РГИА (Ф. 1109), содержит биографические документы, материалы его научных работ, лекций, докладов (в их числе неизданные), личную и служебную переписку, фотографии и др. Материалы о деятельности П. содержатся также, в частности, в ЦГАЛИ С.-Петербурга в фондах Ленинградской консерватории (Ф. 298) и РИИИ (Ф. 82), в ОР РНБ в фонде ОЛДрП (Ф. 536. Оп. 3, 4), в НИОР Научной муз. б-ки СПбГК.