ПРЕСВИТЕРИССА
Том LVIII, С. 168
опубликовано: 31 октября 2024г.

ПРЕСВИТЕРИССА

[Греч. πρεσβυτέρισσα, букв.- «старица»], вид церковного служения, к-рый стоит в одном ряду со служением диаконисс и вдовиц церковных. Возможно, слова ап. Павла, «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру» (Тит 2. 3), относились не просто к пожилым христианкам, но к тем из них, кто исполняли служение П. Аналогичным образом может быть прочитано и упоминание «стариц» в 1 Тим 5. 2. На христ. Востоке поставление П. было запрещено в сер. IV в.: «Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (Лаодик. 11). На Западе окончательное упразднение этого института относится, вероятно, к кон. V в., к понтификату папы Геласия I († 496). П. упоминаются в источниках реже, чем диакониссы и вдовицы церковные, поэтому характер их служения не вполне ясен. Предположительно они преподавали преждеосвященные Св. Дары больным женщинам, не имевшим возможности по состоянию здоровья причащаться в храме. Свт. Никодим (Милаш) в толковании на 11-е прав. Лаодикийского Собора, ссылаясь на наставления ап. Павла (1 Тим 5. 2; Тит 2. 3-4), находит, что главной обязанностью П. была катехизация или подготовка к крещению женщин. П., как и диакониссы, при этом посвящались на свое служение по определенному чину (Никодим [Милаш], еп. Правила. С. 89). П. относились к церковнослужителям. Сказанное в 19-м прав. Вселенского I Собора о диакониссах, что они «никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счислены быть с мирянами», в полной мере относится и к П.

В настоящее время в грекоязычных Церквах П. называют жён священников - пресвитеров.

В большинстве протестант. деноминаций, а также в сектантских общинах начиная со 2-й пол. XX в. женщины стали поставляться на пасторское служение. В нек-рых из этих деноминаций их именуют П. Протестантская экклезиология исключает само существование священства с апостольским преемством рукоположений. Впрочем, апологеты англиканства настаивают на существовании преемства рукоположений в Англиканской Церкви. Практикуемое ныне в англиканских (епископальных) деноминациях поставление женщин епископами, пресвитерами (П.) и диаконами (диакониссами) положило конец православно-англикан. диалогу по теме наличия апостольского преемства в англиканстве ввиду радикального неприятия правосл. стороной жен. священства.

Лит.: Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцев и писателей Церкви до Оригена включительно. СПб., 1877; Gryson R. Le ministère des femmes dans l'Église ancienne. Gembloux, 1972; Otranto G. Note sul sacerdozio femminile nell'antichita in margine a una testimonianza di Gelasio I // VetChr. 1982. T. 19. P. 341-360; Постернак А. В. Женское служение в ранней христ. Церкви (I-VI вв.) // АиО. 1996. № 2/3(9/10). С. 209-245; Taft R. F. Women at Church in Byzantium: Where, when - and why? // DOP. 1998. Vol. 52. P. 27-87; Müller G. L. Priestertum und Diakonat: Der Empfänger des Weihesakramentes in schöpfungstheologischer und christologischer Perspektive. Freiburg, 2000.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРХИДИАКОН высший титул диаконской степени священнослужителя
  • АРХИЕПИСКОП сан, или титул, епископов
  • АРХИЕРЕЙ церковный сан, высшая степень священства
  • ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ особый вид церковного служения, исполняемого вдовами
  • ДИАКОНИССА одно из церковных служений в древней Церкви, к-рое исполняли женщины
  • КАНОНАРХ в совр. богослужении визант. традиции - чтец или певец, возглашающий глас и строки песнопения, к-рые затем поются
  • ПРИВРАТНИК низшая степень в ряду церковнослужителей
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии