[Румын. Mitropolia Proilaviei, Brăilei] К-польского Патриархата (наиболее ранняя предполагаемая дата основания - ок. 1543, по cпорным данным - 1580; бесспорное документальное свидетельство - 1590; номинальная с 1829, упразднена в 1840). Охватывала территории на Дунае, в разное время отторгнутые от румынских княжеств и переведенные под непосредственную администрацию Османской империи (в виде раий, казов, кадылыков), с кафедрой в г. Брэила (греч. Προήλαβον, Προίλαβον, Πραίλαβον).
П. м. первоначально охватывала территории Валашского (Брэила, Джурджу) и Молдавского (Четатя-Албэ (Аккерман, ныне Белгород-Днестровский)) княжеств, составившие Аккерманскую, Килийскую и Тигинскую (Бендерскую) райи. Юрисдикция П. м. расширялась по мере вхождения в османскую администрацию новых территорий: Измаильской (ок. 1589), Ренийской (после 1621), Хотинской (после 1751) раий, а также Буджакской степи до Траянова вала, отданной турками татарам в сер. XVI в. В каноническое пространство П. м. с неустановленного времени входила также Ханская Украина: 29 сент. 1715 г. юрисдикция митрополии на левобережье Днестра была подтверждена в Дубоссарах, а при митр. Проилавском Данииле II (1751-1774) вошла в офиц. титулатуру правящего архиерея: «митрополит Проилава, Томарова (Рени.- Авт.), Хотина, всего побережья Дуная и всего Днестра и всей Ханской Украины». После Ясского мира (1791) П. м. потеряла Ханскую Украину и левобережье Днестра, после Бухарестского мира (1812) - тур. райи юга и севера Пруто-Днестровского междуречья и территории буджакских татар, после Адрианопольского мира (1829) - все остальные территории (Брэильскую райю и бывш. тур. крепости на Дунае в Валашском княжестве). В 1829-1840 гг. тур. райи на территориях Дунайских княжеств были упразднены, П. м. существовала номинально, архиереи именовались митрополитами Дристры (Силистрии) и Проилава, в то время как территории входили в юрисдикцию Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ и Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) в составе К-польского Патриархата, затем была упразднена.
Ряд историков (Russo. Mitropolia Proilaviei. 2015. P. 39), основываясь на датируемом временем между 1453 и 1500 гг. списке кафедр К-польского Патриархата, опубликованном Г. Гельцером (Gelzer. 1901. S. 621-622), относили основание Проилавской кафедры к XV в. Позже Ж. Даррузес доказал, что этот список следует датировать XVI в. (Darrouzès. Notitiae. P. 195-198, 420). Основываясь на том, что П. м. занимает в списке 55-е место, значительно опережая более древние митрополичьи кафедры, П. Ш. Нэстурел предположил, что П. м. была основана как преемница митрополии Вичины (Năsturel. 2015. P. 226). На данный момент эта гипотеза никем не опровергнута, однако документальных подтверждений ей не найдено.
К. Джуреску считал, что турки завладели Брэилой между июнем 1539 г., когда валашский господарь Раду VII Пайсие был вынужден бежать за Дунай, и 30 окт. 1540 г., когда владение турками Брэилой засвидетельствовано в польск. докладе (Giurescu. 1968. P. 67-68). Нэстурел предполагал, что Брэилу турки заняли после похода султана Сулеймана I Великолепного на Молдавское княжество в 1538 г. Ученый основывался на сведениях греч. летописи ῎Εκθεσις χρονικὴ (в европ. историографии - Ecthesis chronica), в к-рой сказано: «…также и у другой Валахии взял [султан Сулейман] Проилав, который присвоил, посадив там кади и эмина и заселив его турками» (Ecthesis chronica. 1902. P. 82; FHDR. 1982. Vol. 4. P. 552-553; Năsturel. 2015. P. 210).
Начало обустройства новой епархии, возможно, отражено в грамоте от 17 сент. 1543 г. валашского господаря Раду VII Пайсие, к-рая утверждала юрисдикцию епископа Бузэуского в жудецах Бузэу, Рымнику-Сэрат, Брэила и Сэкуени. В грамоте содержится решение расширенного Собора, в к-ром участвовали валашские господарь, сановники и бояре, Синод Унгро-Влахийской митрополии, патриарх К-польский Иеремия I и сопровождавшие его греч. архиереи (DRH. B. Vol. 4. P. 185-186. № 150). Очевидно, грамота отражает новое состояние епископии Бузэу, связанное с выведением из ее канонического пространства г. Брэила и окружающего его хинтерланда, преобразованных в казу (кадылык). В дальнейшем, несмотря на потерю Брэилы, часть жудеца, оставшаяся в составе Валашского княжества, сохранила прежнее название и только в XVII в. была включена в состав соседнего жудеца Рымнику-Сэрат (до 1828), что объясняет факт нахождения жудеца Брэила (территориально усеченного) среди перечисленных в грамоте жудецов.
Первые датированные сведения о П. м. относятся к последним десятилетиям XVI в. В грамоте молдав. господаря Петру VI Хромого (Шкьопу) от 1580 г., к-рой господарь даровал свои дома в К-поле К-польскому патриарху, сохранился перечень подписавших ее архиереев. Одно из имен прочитывают как ὁ ταπεινὸς μητροπολίτης Προιλάβου Γαβριήλ (смиренный митрополит Проилава Гавриил) (1-й издатель грамоты в 1881-1882 гг. М. Д. Хамудопулос) или как ὁ ταπεινὸς μητροπολίτης πρῴην Χίου Γαβριήλ (смиренный бывш. митрополит Хиоса Гавриил) (издатель грамоты в 1884 г. М. Гедеон) (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 47). Митр. Хиосский Гавриил известен и по др. источникам: напр., он упомянут в документах между 1571 и 1577 гг. (Crusius. 1584. P. 506), о нем известно, что в 1577 г. он был сослан на Афон (Gerlach. 1674. P. 100, 323-324). Поскольку митр. Проилавский Гавриил по др. источникам в этот период неизвестен, атрибуция ему подписи 1580 г. вызывает сомнения (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 47-48). Первым бесспорным источником, в которых фигурируют Проилавские митрополиты, является грамота Синода К-польской Церкви от мая 1590 г. о предоставлении Московской митрополии статуса Патриархии, подписанная патриархом К-польским Иеремией II (Траносом) и 106 архиереями и клириками, в т. ч. бывш. митр. Проилавским Нектарием I (ὁ Πραιλόβου πρῴην Νεκτάριος) и действующим митр. Проилавским Анфимом I (ὁ Πραιλόβου ῎Ανθιμος) (Ibid. P. 48).
В синодальной грамоте К-польской Церкви за 1621 г. об избрании патриархом Кирилла I Лукариса, согласно прочтению Гедеона, среди подписавших грамоту упомянут ὁ Προιλάβου Γρηγόριος (Григорий Проилавский), однако в изданиях Э. Леграна и К. Деликаниса то же место прочитано как ὁ Πρεσλάβας Γρηγόριος (Григорий Преславский) (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 48). В мае 1639 г., после небольшого периода вдовства Проилавской кафедры, состоялись выборы нового митрополита. Согласно патриаршей грамоте, в к-рой епархия называется митрополией Проилава и Измаила, выбирали из 3 кандидатов: иеромонахов Мелетия, Григория и Феофана (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 77-78). В др. документе указано, что из 3 кандидатов был выбран Мелетий, а также уточняется, что до него в «опустошенной епархии» долгое время не было «настоящего и всеобще признанного архиерея» (Marinescu. 2015. P. 289). Митр. Мелетий упоминается в грамоте от 12 нояб. 1643 г., к-рой патриарх К-польский Парфений I Старый преобразовал в патриаршую ставропигию бывш. метохию Храма Гроба Господня - ц. Успения Пресв. Богородицы в Измаиле, заново построенную и украшенную великим пахарником Георгием, братом молдав. господаря Василе Лупу (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 49): отныне церковь была обязана ежегодно поставлять К-польской Патриархии 10 ок (приблизительно 12,7-12,9 кг) черной икры и «более ни одной монеты» (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 407).
В кон. 1644 или нач. 1645 г. митр. Мелетий в сопровождении архим. Иоанникия из Никольского мон-ря Брэилы выехал в Москву. Воеводам в Путивле он объяснил, что у него есть «государево дело» - словесный приказ от К-польского патриарха Парфения II Нового и «гречанина Ивана Петрова» и что при себе он имеет 3 письма, адресованные рус. царю Михаилу Феодоровичу: от патриарха Парфения II, от братии Никольского мон-ря и от валашского господаря Матея Басараба (Муравьёв. 1860. С. 268). На 4-й день пребывания в Москве митр. Мелетий подал в Посольский приказ письмо с разъяснением цели своего путешествия. Из письма становится известным, что ему было поручено известить рус. царя о поставлении патриарха Парфения II (8 сент. 1644), рассказать о союзничестве крымского хана и османского везира Султанзаде Мехмед-паши и об их намерении «воевать государеву Украину», о ситуации в Крыму, где из-за неурожая хлеба в течение 4 лет «от голода человечину едят», и др. К-польский патриарх через митр. Мелетия выражал надежду на то, что если рус. царь отправил послов в К-поль, то будут «совет держать» с ним, поскольку он имеет друзей - приближенных к султану пашей; также патриарх Парфений II рекомендовал рус. царю не полагаться на договоренности прежних посольств с предыдущим везиром, а заново договариваться с везиром Гусейном-пашой, «царские дела с султаном утвердить письмом, за печатями Турского царя, визиря и муфтия; сим утвердится любовь и татары не будут воевать государевы Украины» и «не забывать Великой церкви в Царьграде, потому что Василий (Лупу.- Авт.) имеет силу и многих зажиточных людей». В письмах валашского господаря Матея Басараба и патриарха Парфения II также говорилось о бедности митр. Мелетия и содержалась просьба помочь ему (Муравьёв. 1860. С. 268-271). В письме от клира и мирян П. м. («от области Браиловской, Измаильской, Килийской и Белоградской») от 15 нояб. 1644 г. описывались «мучения», которые претерпевали люди «вседневно от податей турских людей», а также содержалась просьба об обновлении сожженной при валашском господаре Михае Храбром ц. свт. Николая в Брэиле (Муравьёв. 1860. С. 271-272; Арсений (Стадницкий). 1904. С. 126-127). 28 марта 1645 г. царь Михаил Феодорович принял посольство митр. Мелетия «в столовой избе, которую приказал украсить коврами»; митр. Мелетий преподнес ему в дар мощи вмч. Меркурия и икону святых Константина и Елены (Муравьёв. 1860. С. 273-274).
При митр. Мелетии господарь Василе Лупу в 1647-1648 гг. построил в г. Килия ц. свт. Николая (сохр.; по народному преданию, престол древней церкви заложен в 1485 г.), углубленную в землю, с коробовым на 4 подпружных арках сводом нефа и с полукруглой апсидой. О митр. Мелетии также известно, что весной-летом 1650 г. в Тырговиште (Валашское княжество) он совместно с Иерусалимским патриархом Паисием, митр. Унгро-Влахийским Стефаном, архиеп. Охридским Даниилом, насельником Троице-Сергиевой лавры дипломатом иером. Арсением (Сухановым) и др. участвовал в прениях о вере (подробнее см. в ст. Арсений (Суханов)). Подпись митр. Мелетия также стоит на грамоте патриарха К-польского Иоанникия II Линдиоса за 1653 г. (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 50). Ряд исследователей (Г. Енэчану, Э. Пико, С. Драгомир, Ю. Ш. Фрэциман, Н. Йорга) отождествляли митр. Мелетия с греч. богословом Мелетием Сиригом, однако критическое исследование Д. Руссо практически не оставило сомнений в том, что речь идет о 2 разных людях (Russo. Meletie Sirigos... 2015. P. 109-116).
В 1655 г. в тур. суде митр. Мелетий был обвинен в том, что с помощью фальшивой подписи он оплатил свой долг, и был лишен сана: в грамоте патриарха Иоанникия II (окт. 1655) было указано, что он «отныне будет зваться монахом и жить вдалеке от сей епархии» (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 82-83).
В другой грамоте, изданной в окт. 1655 г., указано, что в ц. вмч. Георгия в К-поле Синод по совету патриарха Иоанникия II из 3 кандидатов избрал во митрополита Проилава и Измаила иером. Герасима (Ibid. P. 83-84). 23 нояб. 1658 г. митр. Герасим был переведен на Тырновскую кафедру в Болгарии (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 53). Не названный по имени «недавно избранный» митрополит Проилавский фигурирует в письме патриарха Иерусалимского Нектария, написанном в Тырнове в 1664 г.: патриарх просит митр. Адрианопольского Неофита содействовать тому, чтобы Проилавский архиерей не вмешивался в дела ц. Успения Пресв. Богородицы в Измаиле, поскольку она имеет статус ставропигии (Ibid).
В 1668 г. К-польский патриарх Мефодий III Моронис временно отдал П. м. в качестве содержания бывш. патриарху К-польскому Парфению IV (Ibid.). В синодальных грамотах от нояб. и дек. 1671 г., 1 янв. 1672 г. встречаются подписи митр. Проилавского Лаврентия. В 1677 г. упоминается митр. Проилавский Даниил I. 15 дек. 1680 г. патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара сообщает о послании митр. Проилавского Нектария II, избранного вместо того архиерея, «который бежал на Крит» (Ibid. P. 54). Относится ли это обстоятельство к митр. Даниилу I или нет, остается неизвестным. В Тактиконе, списке всех суффраганных кафедр К-польской Церкви, составленном на рубеже XVII и XVIII вв., упомянут митр. Проилавский Каллиник I, предшественник митр. Григория II. Поскольку митр. Григорий II также известен благодаря своим подписям на 3 синодальных грамотах (апр. 1700, 24 апр. 1700, 9 июля 1704), предстоятельство митр. Каллиника I определяют периодом до 1700 г. (Ibid. P. 55). Очевидно, на начало пастырского служения митр. Каллиника I указывает османский документ, в котором под 18 янв. 1693 г. говорится об уплате пешкеша (офиц. дар, вносимый в ведомости) в 720 аспров «новым митрополитом неверных вилайета Ибраил Каликосом». В др. османском документе сообщается, что «новый митрополит Ибраила» по имени Калиникос уплатил 22 авг. 1695 г. пешкеш в 720 аспров для обновления берата (диплома о назначении). В документе от 24 нояб. 1696 г. указывается на то, что пешкеш в том же размере внес новый митрополит Грегориус (Maxim. 2015. P. 279-280).
В тур. документах этого периода описана полная процедура утверждения Проилавских архиереев в то время. Сначала К-польский патриарх представлял кандидата (совершал арз) османскому дивану; после того как диван утверждал кандидатуру, решение выносилось на уровень султана, к-рый издавал приказ (емр-и али) или выносил высочайшее решение (фермын-и фли). Офиц. сумма пешкеша (720 аспров) не была велика - она равнялась 6 талерам (бык в то время стоил 10 талеров). Однако кандидаты платили значительные рюшветы (взятки) (Maxim. 2015. P. 279-280). При митр. Григории I К-польский патриарх Каллиник II вновь подтвердил ставропигиальный статус Успенской ц. в Измаиле, разрушенной в результате пожара и заново отстроенной валашским господарем мч. Константином Брынковяну (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 407).
Длительное время на Проилавской кафедре находился митр. Иоанникий. Впервые он упомянут в документе от 29 сент. 1715 г., в к-ром указано, что владыка приехал в Яссы с жалобой молдав. господарю Николаю Маврокордату на некоторые разногласия с еп. Хушским Иорестом в отношении межъепархиальной границы - в частности, относительно г. Дубоссары на левом берегу Днестра и 2 сел, находящихся в приграничном районе между Молдавским княжеством и татар. владениями в Буджаке. Господарь передал дело в суд молдав. дивана, на к-ром председательствовал патриарх Александрийский Самуил Капасулис, находившийся в то время в Молдавском княжестве. По решению дивана, церкви и паства г. Дубоссары должны были остаться в ведении П. м., поскольку город располагался на подвластной туркам территории, а села были переданы в каноническое пространство Хушской епархии. Оба архиерея письменно подтвердили, что разногласия исчерпаны (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 408).
24 сент. 1743 г. престарелый митр. Иоанникий ушел на покой, К-польский Синод избрал на Проилавскую кафедру протосинкелла Каллиника II (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 84-86). Сохранились записи митр. Каллиника II в греч. Библии (изд. в Кембридже в 1665; до второй мировой войны хранилась у румын. писателя А. Горовея), опубликованные Йоргой (Iorga. 1905. P. 68-78), в к-рых в т. ч. указаны месяц и год хиротонии митрополита (сент. 1743). Также заметки митр. Каллиника II дошли в рукописи 101 из б-ки школы г. Загора (Фессалия, Греция). В рукописи 90 (Там же) сохранились письма, адресованные митр. Каллинику II: напр., письма Йона Раковицэ, сына молдав. господаря Михая Раковицэ, от 20 янв. и 23 июня 1742 г., из которых становится известно о переговорах Йона с митрополитом Ираклийским, при помощи к-рого митр. Каллиник II, очевидно, взошел на престол (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 57). В сент. 1748 г. митр. Каллиник II подал в отставку: в своем прошении он указывал на «невозможность управлять епархией» (очевидно, из-за накопившихся долгов) и настаивал на невзыскании долгов с него лично (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 86-87).
В том же месяце К-польский Синод избрал на Проилавскую кафедру иером. Филофея (Ibid. P. 87-88), однако в 1751 г. он был смещен и лишен сана вслед. обвинений в «лицемерии, самозванстве и вероломстве» (Ibid. P. 88-89). Молдав. Гикулештская летопись (охватывает период 1696-1754) дает нек-рые объяснения: после отставки митр. Молдавского Никифора (27 окт. 1750) и избрания на его место Иакова I Путнянского митрополит Проилавии (имя не указано), получив фирман от султана, согласно которому в каноническое пространство П. м. был включен Хотинский жудец, в 1713 г. преобразованный в тур. райю, направился в данный регион для сбора денег. Молдав. бояре, митр. Иаков I и др. молдав. архиереи ходатайствовали пред господарем Константином Раковицэ о том, чтобы он испросил у Порты фирман, отменяющий предыдущий, и т. о. Хотинский жудец остался бы в ведении молдав. Рэдэуцкого архиерея. Господарь получил новый фирман, однако Проилавский митрополит, находившийся в то время в Яссах, анафематствовал в церкви всех причастных к этому делу. По мнению исследователей, речь идет о митр. Проилавском Филофее, что делает ясной причину его скандального отстранения (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 408-409). Немного позже, однако, он был восстановлен в сане, но без управления какой бы то ни было епархией, и в синодальных документах 1753-1767 гг. он подписывался как «Филофей, бывший Проилавский» (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 58-60).
Следующим митрополитом Проилавским в 1751 г. был избран титулярный митр. Сидский (Памфилийский) Даниил II (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 88-89). В лапидарной ктиторской надписи, выполненной на греч. языке над входом в Успенскую ц. в Каушанах (ныне Кэушень, Республика Молдова), в прочтении С. Чокану сказано, что она была построена «при поддержке и на средства смиренного митрополита, бывшего Сидского, ныне Проилавского, кир Даниила Компарату (Κομπαρατου) из Янины, области Загориани (εξ Ιοανηνων εκ χωρα Ζαγοριανησ)». Название Компарату, очевидно, связано с др. названием о-ва Итака - Компарея, переданным в румынизированной форме. Сам митр. Даниил II, очевидно, происходил из сел. Загориани (ныне Хрисорахи) нома Янина, к северо-западу от г. Янина (Ciocanu. 2003. P. 35). Косвенные данные свидетельствуют о его близости к боярскому семейству греческого происхождения Русет и, в частности, к Екатерине Русет - супруге господаря Константина Маврокордата, духовником которой он, возможно, был до поставления на Проилавскую кафедру: на сребропозлащенном окладе чудотворной иконы Божией Матери (утрачена) из церкви в Симиле (жудец Тутова) было указано, что икону украсила дочь Константина Русета и супруга господаря Константина Маврокордата Екатерина «под присмотром» Даниила, митрополита Сидского, 2 сент. 1749 г. (Dragnev. 2003. P. 29). Также Екатерина Русет, господарь Константин Маврокордат и митр. Даниил II изображены на обширном ктиторском портрете (ок. 1767) в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Каушанах. В 1768 г. великий хатман Василе Русет пожаловал митр. Даниилу II в качестве метоха П. м. построенную им ц. 40 мучеников в Яссах - «для его (Даниила.- Авт.) отдыха, когда приедет в Яссы» (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 409).
При митр. Данииле II П. м. достигла своего наивысшего территориального предела. В офиц. документах он именовался как «Даниил, милостью Божией митрополит Проилавии, Томарова (Рени), Хотина, всего побережья Дуная и всего Днестра и всея Украины хана» (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 64). Насколько простиралась на восток находившаяся в ведении митр. Даниила II Ханская Украина и с какого времени, неизвестно, но речь идет, очевидно, в первую очередь о левобережье Днестра и о периоде не позже 1761 г., поскольку в этом году митр. Даниил II освятил церковь в Маловате на левом берегу Днестра, а позже - церкви в селах Дороцкое, Махала, Погребы, Кочиеры и Денков (Frăţiman. 1923. P. 11).
В 1758-1763 гг. П. м. находилась в эпицентре ряда военно-политических событий. В 1758 г. здесь развернулись военные действия между татарами - сторонниками 2 претендентов на ханский престол - Арслана-Гирея и Кырыма-Гирея. Не получив от молдав. господаря требуемых денег, Кырым-Гирей разграбил неск. молдав. жудецов. Конфликт пыталась уладить Порта, признав Кырыма-Гирея; он покинул Молдавское княжество и обязался вернуть часть награбленного. В авг. 1758 г. в Молдавское княжество из К-поля прибыл новый господарь Иоанн Теодор Каллимаки; грек Ставраки, который помог ему взойти на престол, для восполнения затрат заставил господаря ввести новые налоги и обложить ими также мон-ри и боярство, что вызвало всеобщее возмущение. По совету Ставраки господарь послал наиболее радикально настроенных бояр к Кырыму-Гирею, чтобы он ускорил возврат обещанных денег, и в то же время договорился с татарами, чтобы они взяли в плен молдав. бояр. Двоюродный брат Кырыма-Гирея Хаджи-Гирей восстал, затем бежал в Польшу. Разразился новый военный конфликт, и Кырым-Гирей вместе с войском оставался в Каушанах в пределах П. м. до 1763 г. В улаживании конфликта важную роль сыграли молдав. дипломат Е. Милло и митр. Даниил II, особенно способствовавший освобождению молдав. бояр, о чем свидетельствует ктиторская композиция на сев. стене нартекса ц. Успения Пресв. Богородицы в Каушанах, на к-рой изображены 15 бояр без членов их семей (единичный случай в росписях церквей Молдавского и Валашского княжеств) - считается, что в благодарность за свое избавление они поддержали строительство церкви, к-рая была возведена после установления мира и ухода татар. войска из Каушан в 1763 г. и расписана к 1765 г. (о росписи церкви см. также в разд. «Изобразительное искусство» в ст. Кишинёвская епархия) (Ciobanu. 1997. P. 39-47). Возможно, строительство новой церкви отражало и то обстоятельство, что к этому времени в результате расширения П. м. за счет Хотинского жудеца и особенно Ханской Украины наряду с Брэилой и Измаилом Каушаны, более приближенные к этим территориям, стали новой резиденцией митрополита (Драгнев. 1988. С. 154; Ciobanu. 1997. P. 50). Эту т. зр. подтверждают документы, свидетельствующие о рукоположениях священников, которые совершал в Каушанах митр. Даниил II. Последний раз митр. Даниил II упоминается в грамоте о рукоположении свящ. Тимофея (Музикевича) (Frăţiman. 1923. Р. 132-134).
В 1751 г. К-польская Церковь вновь вернулась к вопросу о спорных между П. м. и Рэдэуцкой епископией территориях. Видимо, с одной стороны, принадлежность Хотина тур. администрации не позволяла оставлять эти территории в каноническом пространстве Рэдэуцкой епископии Молдавской митрополии; с др. стороны, Хотин находился далеко от П. м. и был от нее изолирован частью Пруто-Днестровского междуречья, входившего в состав Молдавского княжества. Было решено создать суффраганную от П. м. епископию, которой до избрания архиерея управлял Проилавский митрополит. Так, 4 авг. 1758 г. митр. Даниил II рукоположил во иерея иеродиак. Александра (Уряке) из скита Налт (Верхний), расположенного на территории Хотинского жудеца. Очевидно, было довольно сложно найти архиерея, согласившегося управлять небольшой удаленной и бедной епархией, близкой к зоне военных конфликтов. 16 февр. 1766 г. митр. Даниил II писал иером. Неофиту, греку из Мореи, служившему в ц. мч. Георгия Нового в Бухаресте, убеждая его принять хиротонию во епископа Хотинского по уже существующему согласованию с молдавским господарем Григоре III Гикой, К-польским патриархом и Синодом. Однако иером. Неофит предпочел служить при греческой торговой компании в Сибиу (Трансильвания) (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 412). Наконец, в 1767 г. во епископа Хотинского был хиротонисан молдав. иером. Амфилохий.
В нач. 1771 г. в условиях русско-тур. войны (1768-1774) Хотинская епархия была упразднена, ее территория вернулась в юрисдикцию Рэдэуцкой епископии. С 1775 г., когда Буковина была аннексирована Габсбургской монархией, Хотинский жудец был вновь возвращен в каноническое пространство П. м.- за исключением 1788-1792 гг., когда Хотинский жудец был занят австрийцами, и эти территории входили в юрисдикцию Черновицкой (бывш. Рэдэуцкой) епископии, с 1786 г. переведенной в юрисдикцию серб. Карловацкой митрополии. В 1813 г. территории Хотинской епархии вошли в юрисдикцию РПЦ - в состав Кишинёвской и Хотинской епархии.
В 1923 г. Хотинская епископия с кафедрой в г. Бэлць (Бельцы) была восстановлена как суффраганная митрополии Буковины РумПЦ, 1-м епископом стал Виссарион (Пую) (избран 29 марта, поставлен 13 мая 1923). В 1925-1933 гг. он возвел в Бельцах кафедральный собор святых Константина и Елены (освящен 2 июня 1935 в присутствии румын. кор. Кароля II и наследного принца Михая, представителей К-польской Церкви, румын. архиереев). Также еп. Виссарион построил архиерейскую резиденцию, организовал богословскую школу, устроил церковную типографию, кассу взаимопомощи клира, мастерские при мон-рях; с 1935 г. при его поддержке стал выходить Buletinul casei de ajutor reciproc a clerului din eparhia Hotinului (Бюллетень кассы взаимопомощи клира Хотинской епархии). При еп. Виссарионе в епархии было отреставрировано 397 церквей и 40 приходских домов; также он участвовал в многочисленных акциях по благоустройству г. Бельцы (водоснабжение, электрификация, канализация, развитие железнодорожного транспорта, строительство аэродрома, общественной бани, роддома и др.). 10 нояб. 1935 г. он был поставлен митрополитом Буковины (Păcurariu. 1996. P. 370-371), а епископом Хотинским стал викарный архиерей Бухарестской архиепископии Тит (Симедря) (избран 11 дек. 1935, поставлен 29 дек.). Новый архиерей значительное внимание уделял проблемам образования, поддерживал введение курса религии в начальных школах, оказывал материальную поддержку епархиальным школам, основал в Бельцах лицей-семинарию для подготовки епархиальных клириков. Еп. Тит известен как автор ряда серьезных работ по истории Церкви. 13 июня 1940 г. он был избран митрополитом Буковины (Ibid. P. 405), в 1941-1944 гг. местоблюстителем Хотинской кафедры стал армейский еп. Парфений (Чопрон). В 1944 г. Хотинская епископия была упразднена, ее земли после присоединения этих территорий к СССР вошли в каноническое пространство Черновицкой епархии РПЦ (жудец Хотин) и Кишинёвской и Молдавской епархии РПЦ.
В условиях русско-тур. войны (1768-1774), когда Молдавское и Валашское княжества и придунайские райи Османской империи были заняты русскими войсками, митр. Молдавский Гавриил (Каллимаки) 10 янв. 1771 г. перевел территории Измаильской, Ренийской, Килийской, Аккерманской и Бендерской раий под юрисдикцию Хушского архиерея Молдавской митрополии, а митр. Унгро-Влахийский Григорий II территорию Брэильской райи - в каноническое пространство Бузэуской епископии Унгро-Влахийской митрополии. Рус. администрация утвердила эти перемены в апр. 1773 г., после смерти митр. Даниила II (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 409). По Кючюк-Кайнарджийскому миру территории вновь оказались подвластны Османской империи, и в сент. 1774 г. К-польский Синод избрал Проилавским митрополитом протосинкелла Иоакима (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 90-91).
Известно 12 документов 1775-1780 гг., связанных с именем митр. Иоакима: в основном это грамоты хиротоний, перемещений священников и др. (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 64-66). Из документов также явствует, что каноническое пространство П. м. в этот период охватывало Хотинский жудец и Ханскую Украину - митрополит рукополагал на этих территориях священников и совершал архипастырские поездки. В грамоте от 27 июля 1775 г. о рукоположении во иерея Иоанна на приход с. Брынзены Хотинского жудеца митр. Иоаким назван «милостью Божией митрополитом Проилавии, Томарова, Хотина и всея Бессарабии и Украины» (Ibid. P. 64). Под Бессарабией в то время понимали юж. часть Пруто-Днестровского междуречья, под Украиной - скорее всего левобережье Днестра, возможно до Юж. Буга и далее.
В апр. 1781 г. К-польский Синод на место скончавшегося митр. Иоакима избрал иером. Кирилла (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 91-92). 20 мая того же года митр. Кирилл подписал свою 1-ю грамоту о рукоположении во иерея Димитрия на приход г. Томарово за Юж. Бугом. 20 февр. 1783 г. митр. Кирилл получил подтверждение на владение в качестве метоха П. м. ц. 40 мучеников в Яссах, 20 июня - грамоту, определяющую границы принадлежавших этой церкви земель и недвижимого имущества (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 66-67). В 1786 г. по приглашению К-польского патриарха митр. Кирилл посетил Яссы, где с молдавскими и другими находящимися в Яссах архиереями поставил во митрополита Молдавского Льва (Леона) (Геукэ) (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 410). В 1787 г., с началом новой австро-русско-тур. войны, Молдавское княжество управлялось российской администрацией, Валашское княжество - австрийской. Часть территорий тур. раий в Пруто-Днестровском междуречье была передана в ведение епископа Хушского Молдавской митрополии, на территории др. раий была образована Белгородская и Днестровская епархия РПЦ под упр. викарного еп. Гавриила (Банулеску-Бодони).
По результатам Ясского мира (1791) граница между Российской империей, Молдавским княжеством и тур. владениями на юге Пруто-Днестровского междуречья была установлена по Днестру, и т. о. территории Ханской Украины вышли из канонического подчинения П. м. Скорее всего, после заключения Ясского мира митр. Кирилл не вернулся в свою епархию: в февр. 1793 г. К-польский Синод объявил его пропавшим и избрал нового предстоятеля П. м., протосинкелла Парфения (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 92-93). Тем не менее существуют грамоты рукоположений, подписанные митр. Кириллом после этих событий (напр., от 1796 г.- о совершении 2 рукоположений с ведома митр. Гавриила (Банулеску-Бодони)): возможно, он осел в Дубоссарах и получил нек-рые права от местной рус. церковной администрации. На новую епархию, по всей видимости, он так и не был поставлен, т. к. в последнем известном упоминании о нем, 10 июля 1808 г. в «Хронике» протосинкелла Наума Рымничану, он назван «бывшим Проилавским» (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 67-68).
Известны 4 грамоты о рукоположениях, подписанные митр. Парфением (1795, 1799, 1801 и 1804), и довольно много документов богословского, литургического и административного характера, подписанных им в качестве члена К-польского Синода, что может свидетельствовать о его значительной роли в к-польской церковной администрации. 9 янв. 1800 г. митр. Парфений и греч. митр. Маронии Неофит получили право собирать ежегодные выплаты с монастырей в пользу К-поля. В июне 1801 г. митр. Парфений подписал синодальный акт об избрании патриархом К-польским Каллиника V. 24 сент. 1806 г. на краткое время он был избран местоблюстителем К-польского Патриаршего престола. В янв. 1807 г. подписал синодальное воззвание к клиру и мирянам с рекомендацией сохранять верность султану в условиях новой русско-тур. войны (1806-1812) (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 68-73).
Указом российского имп. Александра I Павловича от 27 марта 1808 г. митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии, что стало началом территориального ограничения П. м. 30 нояб. 1810 г. митр. Парфений был переведен в митрополию Драмы (Сев. Греция). На его место в дек. 1810 г. был избран иером. Каллиник III (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 93-94); документы, касающиеся его довольно краткого архипастырства, не сохранились. После Бухарестского мира (1812) были упразднены османские райи юга и севера Пруто-Днестровского междуречья, в церковном отношении эти земли были переведены в состав Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, каноническое пространство П. м. сократилось до территории Брэильской райи, а также крепостей к северу от Дуная, контролируемых турками,- Кэлэраши, Олтеница, Джурджу, Зимнича, Турну-Мэгуреле и Бекет (Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 411).
В синодальной грамоте от апр. 1813 г. указано, что в П. м., а также в Дристрской (Силистрийской) митрополии нет правящих архиереев, в связи с чем, а также с существенным уменьшением территории П. м. было решено объединить обе митрополии и поставить митрополитом Дристры и Проилава иером. Каллиника IV (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 94-96). Сохранилась грамота о рукоположении от 13 янв. 1814 г., подписанная митр. Каллиником IV (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 74). В марте 1821 г. по неизвестным причинам состоялся обмен митрополитами между Дидимотихской и Проилавско-Дристрской кафедрами: митр. Каллиник IV занял кафедру Дидимотихона, а Дидимотихский архиерей стал митрополитом Дристрским и Проилавским Анфимом II (Russo. Acte patriarhiceşti referitoare... 2015. P. 96-98). О нем известно, что он род. в 1778 г. в Макринице в Фессалии в семье свящ. Замфира и Екатерины, окончил ДС на о-ве Патмос, принял постриг в афонском Филофея преподобного монастыре, в 1809 г. К-польским патриархом Иеремией IV хиротонисан во митрополита на Девронскую кафедру на северо-востоке Греции, в окт. 1814 г. переведен на Дидимотихскую кафедру. В греч. Минее на янв. из ц. св. Спиридона в Брэиле сохранилась запись от 2 июня 1822 г., в к-рой указан полный титул митр. Анфима II: «митрополит Дристры и Проилава и экзарх Подунавья» (Melchisedek (Ştefănescu). 2015. P. 32, 34). В ряде писем (1826, 1827 и 1828 гг.) митр. Гераклеи Игнатий обращался к митр. Анфиму II как к Проилавско-Дристрскому (Προιλαβοδρύστρας) (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 74-75). В 1828 г., с началом очередной русско-тур. войны, после долгой осады была взята и разрушена крепость г. Брэила. Когда рус. войска 19 июня 1829 г. вошли в Силистрию, митр. Анфим II по просьбе рус. военного командования освятил местную тур. мечеть как ц. свт. Николая, т. к. в городе не было правосл. храмов для рус. армии. По Адрианопольскому мирному договору (1829) Силистрия и ее округа должны были оставаться под рус. администрацией еще 7 лет. Полномочный председатель диванов Молдавского и Валашского княжеств ген. П. Д. Киселёв попросил митр. Анфима II остаться при своей пастве, архиерей был обеспечен пособиями. При нем в городе начали возводить ц. вмч. Георгия, но ее строительство не было завершено, т. к. в июле 1836 г. рус. войска оставили Силистрию. Опасаясь мести со стороны турок, митр. Анфим II также покинул город. Документы фиксируют его присутствие 18 сент. 1836 г. в Измаильском порту, где он проходил следственные и карантинные процедуры вместе со своим помощником Калимакием Ставрием, после чего ему разрешили поселиться в Измаиле. Старший благочинный измаильского градоначальства прот. Н. И. Глизян в письме от 22 сент. 1836 г. ходатайствовал за митр. Анфима II перед архиеп. Кишинёвским и Хотинским Димитрием (Сулимой). 25 сент. архиеп. Димитрию отправил письмо сам митр. Анфим II: он просил позволения прибыть в Кишинёв «для выполнения долга по давним церковным постановлениям и правилам, а также для принятия архиепископского благословения». Получив приглашение, митр. Анфим II так и не смог выехать из Измаила (возможно, препятствием стало отсутствие у него паспорта), 10 нояб. он отправил письмо в Синод РПЦ с просьбой разрешить ему остаться в Измаиле и письмо имп. Николаю I Павловичу с автобиографией, просьбой разрешить совершать богослужения в Измаиле и аттестатами, пожалованными ему командующим русскими войсками в Силистрии ген.-майором В. Я. Рупертом, Киселёвым, инженером ген.-майором Петром Георгиевичем, принцем Ольденбургским, и ген.-майором Ф. К. Ширманом. 28 нояб. он получил разрешение, однако 16 дек. скончался и был похоронен при Свято-Димитриевской ц. в Измаиле, где служил (Думиника. 2013. С. Р. 54-57).
По Адрианопольскому мирному договору Брэильская райя была упразднена, придунайские крепости переданы Валашскому княжеству. Т. о. каноническое пространство П. м. исчезло. Проилавская кафедра еще какое-то время упоминалась в титулатуре Дристрских митрополитов. После бегства митр. Анфима II митрополией управлял викарный архиерей Григорий, в нояб. 1836 г. он был посвящен в действующего митрополита Дристры и Проилава. После его кончины (в янв. 1840) Проилав исчез из титулатуры архиереев: преемник митр. Григория Иероним был поставлен уже только как митрополит Дристрский (Russo. Lista mitropoliţilor Proilavului. 2015. P. 75).
Ныне территории исторической П. м. окормляют Одесская и Измаильская епархия Украинской Православной Церкви МП (юг Бессарабии: Белгород-Днестровский, Килия, Измаил, Рени), Кишинёвская, Кагульская и Комратская и Тираспольская и Дубоссарская епархии Православной Церкви в Молдове МП (Бендеры, Кэушень, левобережье Днестра; эти же территории юрисдикционно дублирует непризнанная в РПЦ Бессарабская митрополия РумПЦ) и Мунтении и Добруджи митрополия РумПЦ (Брэила, бывшие крепости на Дунае, находившиеся в тур. подчинении). Территории исторической Хотинской епископии (сев. территории Республики Молдова) находятся в составе Единецкой и Бричанской и Бельцкой и Фалештской епархий Православной Церкви в Молдове МП.
Наиболее раннее упоминание 1-й кафедры П. м., ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила в Брэиле, относится к 12 мая 1817 г.: это запись на румын. языке, сделанная в греч. Минее (изд. в Венеции в 1774), о принадлежности книги этой церкви (Cândea. Cărţi greceşti... 2015. P. 245). Также Архангельская ц. как бывш. кафедра П. м. упомянута на плане г. Брэила от 10 мая 1830 г. Сведения о ней содержатся в воспоминаниях 90-летнего свящ. Иоанна (Пенеску) из ц. свт. Спиридона в Брэиле (записано Н. Василеску), в молодости служившего в ней певчим: церковь была деревянной, одноглавой, неф был поделен перегородкой на муж. и жен. половины. Когда обрушились алтарь и колокольня, иконы и утварь в 1842 г. перенесли в ц. свт. Спиридона (Cândea. Mitropolia Proilaviei... 2015. P. 272-273). В 1846 г. церковь обрушилась полностью (ныне место ее престола затоплено р. Дунай; с 1996 ведутся раскопки в районе старого кладбища при ней). Сохранилась печать Брэильского благочиния 1843 г., на которой, как полагают, изображена старая кафедральная церковь, однако ее облик (каменное 3-главое строение) не соответствует сведениям свящ. Иоанна. (Cândea. 2004. P. 50-53). В 1963 г. ц. свт. Спиридона была разрушена (на этом месте построена почта), святыни П. м.- нек-рые иконы и книги 1-й кафедральной церкви, в т. ч. 4 греч. Минеи на сент., март, апр. и июнь (1775, 1770, 1770, 1774) с записями - были инвентаризированы в 1981-1982 гг. (Cândea. Cărţi greceşti... 2015. P. 242-246).
При митр. Данииле II во 2-й пол. XVIII в. кафедральным собором стала ц. св. Параскевы в Измаиле (Cândea. Mitropolia Proilaviei... 2015. P. 272). Возможно, после 1767 г., также при митр. Данииле II, временно роль кафедральной церкви исполняла каушанская ц. Успения Пресв. Богородицы. В титулатуре Проилавских митрополитов в XVII-XVIII вв. настойчиво упоминается г. Томарово (Рени) - возможно, там тоже была митрополичья церковь, однако сведений об этом не сохранилось.
Проилавские: Гавриил (до 1580 - ?), Нектарий I (до 1590), Анфим I (с 1590), Григорий I (ок. 1621), Мелетий (май 1639 - окт. 1655), Герасим (окт. 1655 - до 1664), Парфений (патриарх К-польский Парфений IV в 1668-1671), Лаврентий (ок. 1671-1677), Даниил I (ок. 1677-1680), Нектарий II (ок. 1680 - ?), Каллиник I (18 янв. 1693 - 24 нояб. 1696), Григорий II (ок. 24 нояб. 1696 - после 1704), Иоанникий (до 29 сент. 1715 - 24 сент. 1743), Каллиник II (24 сент. 1743 - сент. 1748), Филофей (сент. 1748-1751), Даниил II (1751 - сент. 1774), Иоаким (сент. 1774 - апр. 1781), Кирилл (14 апр. 1781 - февр. 1793), Парфений (февр. 1793 - дек. 1810), Каллиник III (14 дек. 1810 - апр. 1813); Дристры (Силистрии) и Проилава: Каллиник IV (апр. 1813 - март 1821), Анфим II (март 1821 - июль 1836), Григорий III (июль-нояб. 1836, местоблюститель; нояб. 1836 - янв. 1840).