[Лат. Reparatus] († между 561 и 563), архиеп. Карфагена (535-551/2), участник споров о «Трех Главах». Основным источником сведений о Р. является «Хроника» еп. Виктора Туннунского († ок. 567). События церковной истории, на фоне к-рых разворачивалась деятельность Р., изложены диак. Либератом Карфагенским († после 566) в «Краткой истории несториан и евтихиан». Информация о жизни Р. до его избрания преемником еп. Бонифация (523-535) отсутствует. Вступил на кафедру вскоре после окончания военной кампании имп. св. Юстиниана I (527-565), в ходе к-рой королевство вандалов, официально исповедовавшее арианство, было разгромлено, а его территория включена в состав Византийской империи. Р. предстояло решить ряд важных проблем, поскольку Североафриканская Церковь испытывала недостаток в духовенстве, а ее имущество в предшествующий период перешло к арианам и в меньшей степени к сторонникам донатизма. Начавшийся при содействии новой администрации массовый переход арианских клириков в халкидонское Православие делал необходимым скорейшее определение порядка их принятия в церковное общение.
Для решения указанных вопросов Р. созвал поместный Собор, в к-ром участвовали 217 епископов (см. в ст. Карфагенские Соборы). Заседания проходили в базилике Фавста, конфискованной в пользу ариан еще в правление кор. Гунериха (477-484), а теперь возвращенной православным. По всей видимости, в ходе обсуждения возможных форм приема в Церковь клириков, оставляющих арианство (в сущем сане или в статусе мирян), отцам Собора не удалось прийти к согласию. Р. направил делегацию в составе диак. Либерата Карфагенского, а также епископов Гаия и Петра в Рим, поручив им доставить соборное послание папе Римскому Иоанну II (533-535) и принять участие в консультациях с понтификом. Представители Североафриканской Церкви должны были также узнать мнение папы о допустимости рукоположения крещенных в детстве арианами. В заключительной части послания говорится о том, что вплоть до недавнего времени нек-рые клирики, оставляя по своему произволению паству, совершали путешествия «за море». Если до утверждения власти византийцев подобные путешествия можно было отчасти оправдать как способ спастись от насилия, чинимого правителями-еретиками, то теперь епископы Сев. Африки просят папу принимать в общение лишь тех клириков, которые имеют при себе письменные разрешения и могут доказать, что были направлены в Италию для пользы Церкви, а к прочим относиться как к еретикам (Ep. Africanorum episcoporum ad Johannem // Mansi. T. 8. Col. 808-809; PG. 66. Col. 25-26; текст сохр. и в «Авеллановом собрании»: Coll. Avel. 85. T. 1. P. 328-330).
Папа Римский Иоанн II к этому времени уже умер (8 мая 535), а избранный его преемником свт. Агапит I (535-536) в послании Р. и проч. епископам Африки указал на невозможность не только принятия клириков, оставляющих арианство, в сущем сане, но и рукоположения любого обращенного еретика, даже если он был арианином в детском возрасте. Впрочем, папа допустил, что в случае необходимости бывш. арианским священнослужителям может выделяться содержание из церковной казны. Определения Собора, касавшиеся путешествий духовных лиц за пределы Сев. Африки, получили одобрение (Agapetus, papa. Ep. 2-3: Ad episcopos Africanos et ad Reparatum // Mansi. T. 8. Col. 848-850; PG. 66. Col. 43-45; см. также: Coll. Avel. 86-87. T. 1. P. 328-333). Т. о., наиболее вероятным временем созыва Р. Собора является не 536 г., как иногда указывается в лит-ре (Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1908. T. 2/2. P. 1136), а нач. 535 г. (Hefele. 1856. Bd. 2. S. 736; Devreesse. 1940. P. 145), поскольку именно последняя дата согласуется с хронологией понтификатов Иоанна II и Агапита I.
Собор также направил в К-поль делегацию с просьбой вернуть Североафриканской Церкви имущество и привилегии, утраченные в период господства ариан. Имп. Юстиниан удовлетворил эту просьбу, объявил о запрете исповедания арианства в регионе и дал соответствующие поручения префекту претория Африки Соломону. Кроме того, имп. решением был утвержден первенствующий статус Карфагенской кафедры, предстоятели которой отныне должны были носить титул архиепископа.
При этом Р., как мн. др. представители Зап. Церкви, отрицательно отнесся к стремлению Юстиниана осуществить общецерковное осуждение «Трех Глав», к-рое, по мысли императора, должно было способствовать примирению с антихалкидонитами (см. ст. Монофизитство). После издания в 545 г. эдикта (CPG, N 6881), осуждавшего личность и творения Феодора, еп. Мопсуестийского, сочинения Феодорита, еп. Кирского, написанные им против свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, а также письмо Ивы, еп. Эдесского, к «Маре Персу», Р. выступил резко против имп. документа, т. к. подобные меры означали, по его мнению, пересмотр решений Вселенского IV Собора. Африкан. епископы уведомили о своей позиции папу Римского Вигилия (537-555), направлявшегося в тот момент в К-поль. В 548 г. понтифик, испытывавший серьезное давление со стороны Юстиниана, подписал «Judicatum» («Решение»), в к-ром осуждались «Три Главы». Представители Североафриканской Церкви в К-поле сразу же объявили об отлучении Вигилия, а в 550 г. это решение подтвердил Собор, созванный Р. в Карфагене. Получив соборное послание, имп. Юстиниан вызвал Р. в столицу, куда последний прибыл в 551 г. в сопровождении Фирма, митр. Нумидии, а также епископов Примасия и Верекунда, представлявших митрополита Бизацены. Р. подтвердил свое резко негативное отношение к делу «Трех Глав», после чего был низложен и сослан в Евхаиты. Незадолго до этого в форме эдикта было издано «Исповедание правой веры» Юстиниана (Ibid. N 6885), в котором император изложил свои аргументы в пользу осуждения Феодора и сочинений Феодорита и Ивы. Преемником Р. был назначен Примасий, согласившийся с имп. решениями, однако не принятый большей частью клира и паствы. В результате для утверждения нового архиепископа Карфагенского на кафедре пришлось использовать военную силу. Р. скончался примерно через 10 лет в ссылке.