[Республика Руанда; на языке руанда Repubulika y'u Rwanda; франц. Republique du Rwanda; англ. Republic of Rwanda], гос-во в Вост. Африке. Граничит на севере с Угандой, на востоке - с Танзанией, на юге - c Бурунди, на западе - с Демократической Республикой Конго. Территория - 26,3 тыс. кв. км. Столица - Кигали (1,132 млн чел., 2020). Крупные города: Рубаву (до 2006 - Гисеньи) (174,9 тыс. чел., 2015) и Мусанзе (до 2006 - Рухенгери) (101,6 тыс. чел., 2015). Офиц. языки - руанда, французский и английский (в городах широко распространен суахили). Административно-территориальное деление: 5 провинций (интара). Р.- член ООН (1962), МВФ (1963), МБРР (1963), Африканского союза (1963, до 2002 ОАЕ), ВТО (1996). География. Большую часть территории занимает сильно расчлененное холмами плоскогорье высотой 1500-2000 м, ступенями понижающееся на восток. На крайнем северо-западе расположена группа вулканов Вирунга, в пределах Р. находятся 3 потухших вулкана - Карисимби (высотой до 4510 м, высшая точка страны), Мухавура (Мухабура) и Високе (Бисоке). На западе - горстовые горы высотой 1500-2500 м и грабен оз. Киву, на крайнем востоке - денудационно-аккумулятивная равнина р. Кагера. Полезные ископаемые: олово, вольфрам, ниобий, тантал, бериллий, молибден, золото, природный газ. Промышленное значение имеют месторождения известняков, песчаников, пуццоланов, глин, пемзы, торфа, драгоценных камней (в т. ч. сапфиров, месторождение близ г. Рузизи).
Климат субэкваториальный, сезонно-влажный, смягченный значительной высотой местности над уровнем моря. Среднемесячная температура воздуха 12-27°C, в горных зап. частях страны прохладнее, чем на равнинном востоке. Характерны 2 дождливых сезона (февр.-июнь, сент.-дек.) и 2 сухих сезона (июнь - сент., дек.- февр.). Осадков ок. 700-1400 мм в год (в горах Вирунга - до 2000 мм), на западе и северо-западе более влажно, чем в центре и на юго-востоке. Тенденция климатических изменений последних десятилетий - сокращение продолжительности дождливого сезона и увеличение интенсивности отдельных ливней.
На территории Р. находятся бассейны рек Нил (67% площади) и Конго (33% площади). Густота речной сети 2 км на кв. км (одна из максимальных на поверхности Земли). Основные реки бассейна Нила - Кагера и впадающая в нее р. Ньяваронго, бассейна Конго - Рузизи, Себея, Коко и Рухва. Питание рек дождевое, подвержено колебаниям из-за годовой изменчивости осадков. Крупнейшее озеро - Киву (Р. принадлежит часть акватории); много мелководных озер на севере и востоке страны. Заболоченные земли занимают ок. 7% территории Р. До начала активного хозяйственного освоения 1/3 территории Р. на западе была занята горными вечнозелеными лесами, сейчас они занимают не более 1/10 площади страны, большая часть их заменена сельскохозяйственными угодьями.
Численность населения Р. на 2020 г. составила 12,7 млн чел. 94% населения страны составляют руанда, 5% - рунди. В стране живут также нгала, ньнколе, суахили и др. Численность населения за 1960-2020 гг. возросла более чем в 4 раза (ок. 2,9 млн чел. в 1960; 7,2 млн чел. в 1990; ок. 5,7 млн чел. в 1995 - гражданская война и геноцид 1994 г. привели к гибели или бегству из страны до 40% граждан). За последнее десятилетие произошло улучшение нек-рых демографических показателей. Естественный прирост населения высокий (2,2%, 2020), что обусловлено сохранением значительной рождаемости (27,9 чел. на 1 тыс. жителей) на фоне снижающейся смертности (6,1 чел. на 1 тыс. жителей). Показатель фертильности 3,5 ребенка на 1 женщину; младенческая смертность 28 на 1 тыс. живорожденных. В возрастной структуре населения чрезвычайно высоки доли лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 57,4% и детей (до 15 лет) - 39,95%; доля людей старше 65 лет - 2,65%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла до 65,1 года (мужчины - 63,2 года, женщины - 67,1 года), но остается одной из самых низких в мире. На 100 женщин приходится 96 мужчин.
Р.- одна из самых густонаселенных стран Африки: средняя плотность населения - 479,4 чел. на кв. км (2020). Наиболее плотно заселены благоприятные для ведения сельского хозяйства центральный и северо-западный районы страны (средняя плотность населения ок. 600 чел. на кв. км); наименее плотно - заболоченные восточные и степные западные районы (ок. 80 чел. на кв. км). Доля городского населения - 17,4% (2020).
Согласно Конституции, принятой на референдуме 26 мая 2003 г. (с поправками 2015 г.), Р.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Главой гос-ва является президент, к-рый избирается на основе всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 7 лет (с правом одного переизбрания). Президент является Верховным главнокомандующим. Исполнительная власть представлена правительством, членов к-рого во главе с премьер-министром назначает президент.
Законодательная власть осуществляется 2-палатным парламентом, состоящим из сената и палаты депутатов. Согласно ст. 76 конституции, в палате депутатов 80 членов, 53 из них избираются всеобщим прямым и тайным голосованием (по пропорциональной и мажоритарной системам); 24 депутата жен. пола избираются региональными советами; 2 депутата - национальным советом молодежи; 1 - федерацией ассоциаций людей с ограниченными возможностями. Депутаты нижней палаты парламента избираются сроком на 5 лет. Сенат состоит из 26 членов: 12 сенаторов избираются региональными советами, 8 назначаются президентом, к-рый обязан обеспечить представительство меньшинств, 4 выдвигаются форумом политических партий, 2 являются преподавателями высших учебных заведений. Не менее 30% сенаторов - женщины. Срок полномочий сената составляет 8 лет.
Судебная власть осуществляется Верховным судом (высший судебный орган) и иными судами, установленными конституцией и законами Р. Президент, вице-президент и 12 членов Верховного суда назначаются приказом президента после одобрения сената.
Доминирующей религией в Р. является христианство. Согласно офиц. переписи 2012 г., 93,2% населения являются христианами (католики - 43,7%, протестанты различных направлений, включая афрохрист. культы и Независимые африканские церкви - 49,5%). По оценкам, от 2 до 3% составляют приверженцы традиц. африкан. верований, при этом важной характерной чертой является двоеверие: мн. приверженцы племенных культов исповедуют традиц. верования параллельно с христианством и в офиц. статистике многие из них оказались записанными как христиане (по переписи 2012 г., только 1510 чел. назвали себя приверженцами традиц. культов). Мусульмане составляют 2%. Количество представителей проч. религий (индуизм и др.), новых религ. движений (в основном представителей бахаизма), а также людей, не принадлежащих ни к одной религии или затрудняющихся определить свою религ. принадлежность, составляет ок. 4,7%.
Православие в Р. представлено митрополией Бурунди и Руанды с центром в г. Бужумбуре (Бурунди) в составе Александрийского Патриархата. Каноническая территория митрополии включает приходы и миссии, расположенные в Бурунди, Р., а также в вост. регионах Демократической Республики Конго. История Православия в Р. восходит к кон. 50-х гг. ХХ в., когда в данном регионе появились первые греч. семьи, занимавшиеся в основном торговлей. В 90-х гг. в Р. переселились неск. рус. семей. В это же время началась активная миссионерская деятельность среди африканцев, результатом которой стало основание 6 окт. 2009 г. епископии Бурунди и Руанды, выделенной из Центральноафриканской митрополии. В 2012 г. епархию возглавил еп. Иннокентий (Бьякатонда; избран 21 нояб., рукоположен 6 дек.). 26 нояб. 2018 г. еп. Иннокентий был возведен в сан митрополита, а епархия получила статус митрополии. В 2012 г. по благословению Феодора II (Хорефтакиса), патриарха Александрийского, и при поддержке греч. «православного миссионерского братства» из г. Фессалоника было начато строительство первой в Р. правосл. церкви - Св. Троицы в г. Ньямата. В 2015 г. приступили к строительству ц. св. Иоанна Предтечи в г. Рвамагана. Помимо общин в Ньямате и Рвамагане в Р. действуют еще 8 правосл. общин в городах Нгома (до 2006 - Кибунго) и Ньямашеке (до 2006 - Кагано), а также в населенных пунктах Казиба, Рвабутази, Гашонгора, Ньягашамбу, Гишари и Монт Кигали. По данным Александрийского Патриархата на 2019 г., в Р. служат 5 правосл. священников: Петр (Жан Пьер) Бикамумпака, Максим (Рамеки) Мберабахизи, Панагиот (Жан Клод) Увихаганье, Феодор (Жан Боско) Музонера, Косма (Теобальд) Мутабази. Общее количество православных в Р., по оценкам, составляет ок. 1,5 тыс. чел.
Эритрейская Церковь имеет в Р. 1 приход - храм св. Гавриила в г. Кигали, освященный 11 окт. 2019 г. Большую часть общины составляют выходцы из Эритреи и Эфиопии.
Римско-католическая Церковь в Р. представлена архиепископством Кигали, которому подчинены 8 епископств-суффраганов - Бутаре (с 2006 - г. Хуйе), Бьюмба (с 2006 - г. Гикумби), Чьянгугу (с 2006 - г. Рузизи), Гиконгоро (с 2006 - г. Ньямагабе), Кабгайи (пригород г. Муханга), Кибунго (с 2006 - г. Нгома), Ньюндо (г. Рубаву), Рухенгери (с 2006 - г. Мусанзе). По данным на 2019 г. (Annuario Pontificio), в стране существуют 180 католич. приходов, в к-рых служит 791 священник (из них 141 монашествующий); подвизаются 513 монахов и 1871 монахиня. Общее количество католиков в Р. ок. 5 млн чел. 6 июня 1980 г. создана епископская конференция Р. Архиепископом Кигали с 11 нояб. 2018 г. является Антуан Камбанда.
Церковь Англии представлена в Р. Провинцией Англиканской Церкви Руанды (Province of the Anglican Church of Rwanda), возглавляемой примасом и архиепископом диоцеза Гасабо (район г. Кигали) (с 2018 - Лоран Мбанда). В провинцию входят 10 диоцезов, возглавляемых епископами: Кигеме, Киву (г. Рубаву), Бьюмба (с 2006 - г. Гикумби), Кибунго (с 2006 - г. Нгома), Шьогве (г. Муханга), Гахини, Бутаре (с 2006 - г. Хуйе), Кигали, Чьянгугу (с 2006 - г. Рузизи), Шьира (г. Мусанзе). Англиканская Церковь Р. входит в состав Англиканского содружества. Насчитывает в наст. время ок. 1 млн прихожан и ок. 2 тыс. общин.
Лютеранство представлено Лютеранской Церковью Руанды (Lutheran Church of Rwanda), которая насчитывает 7 тыс. прихожан в 50 общинах. С 1994 г. в Р. действует миссия Церкви Норвегии (Church of Norway).
Кальвинизм представлен Пресвитерианской Церковью Руанды (Presbyterian Church of Rwanda, Église Presbyterienne au Rwanda), являющейся членом Всемирного альянса реформатских церквей. Церковь состоит из 7 пресвитерий - Кигали, Рубенгера, Ремера, Киринда, Гисеньи (с 2006 - г. Рубаву), Гитарама (с 2006 - г. Муханга), Зинга - и насчитывает 88 миссионерских приходов, 124 общины, ок. 400 тыс. верующих.
Баптистам в Р. принадлежат 2 организации, имеющие членство во Всемирном баптистском альянсе. С 1939 г. действует Союз баптистских церквей в Руанде (Union of Baptist Churches in Rwanda), объединяющий ок. 257 тыс. прихожан в 120 общинах, а возникшая в 1967 г. Ассоциация баптистских церквей Руанды (Association of Baptist Churches of Rwanda) состоит из почти 57 тыс. верующих и 210 церквей.
Братья представлены Ассамблеей братьев (Assembly of Brethren), основанной миссионерами Плимутских братьев в 1961 г., к-рая насчитывает ок. 350 приверженцев в 3 общинах.
Методисты при помощи миссионеров из США организовали в Р. приходы Африканской методистской епископальной церкви (African Methodist Episcopal Church) и приходы Руандийской конференции Объединенной методистской епископальной церкви (Rwanda Provisional Conference of The United Methodist Church).
Движение святости Р. представлено Свободной методистской Церковью Руанды (Free Methodist Church, Rwanda), насчитывающей 40 общин (120 тыс. чел.). Также присутствуют Церковь Назарянина (42 тыс.) и Церковь Бога (Андерсон, штат Индиана), имеющая 20 тыс. чел. прихожан.
Квакеров представляет организация «Евангельская миссия друзей в Африке» (Friends Africa Gospel Mission). В ней состоит более 2 тыс. чел. в 17 приходах.
Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие деятельность в Р. в 1919 г., открыли в стране 8 подразделений: Центрально-Восточную конференцию Руанды (East Central Rwanda Conference), Северную конференцию Руанды (North Rwanda Conference), Центральную область Руанды (Central Rwanda Field), Северо-Восточную область Руанды (North-East Rwanda Field), Северо-Западную область Руанды (North-West Rwanda Field), Южную область Руанды (South Rwanda Field), Юго-Восточную область Руанды (South-East Rwanda Field), Западную область Руанды (West Rwanda Field). Они составляют Руандийскую объединенную миссию дивизиона Центрально-Восточная Африка Генеральной конференции АСД; по состоянию на 2019 г. всего в Р. насчитывается ок. 1 млн адвентистов в 1866 общинах.
Пятидесятники классического типа (2 и 3 благословений) представлены в Р. рядом групп разных по численности: Ассоциацией Церквей Пятидесятницы (Association of Churches of Pentecost in Rwanda) (2200 общин, 600 тыс. верующих); Пятидесятнической церковью Элим (Elim Community Church) (18 тыс. чел.); Церковью Бога (Church of God in Rwanda) (50 общин, 13 тыс. чел.); Пятидесятнической церковью Ассамблей Бога (Pentecostal Assembly Church of Rwanda) (11 тыс. верующих); Церковью Бога пророчеств (Church of God of Prophecy) (16 общин, 2 тыс. верующих); Церковью четырехстороннего Евангелия (2 тыс. чел.); Пятидесятнической церковью Бога (1,5 тыс. чел.); Объединенной пятидесятнической церковью (1 тыс. чел.); к независимым пятидесятническим орг-циям относится Евангелическая пятидесятническая церковь Распятия (Calvary Evangelical Church of Africa in Rwanda) (50 общин, 3 тыс. верующих).
Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 80-х гг. ХХ в., насчитывает в Р. 140 общин и 24 тыс. прихожан.
Иеговы свидетели, действующие в Р. с 1970 г., имеют ок. 30 тыс. адептов в 553 собраниях.
Традиц. протестант. организации в 1963 г. были объединены в Протестантский совет Руанды (Protestant Council of Rwanda, Conseil Protestant du Rwanda), входящий во Всеафриканскую конференцию церквей и Всемирный Совет Церквей. Организации Евангельских христиан объединены в Евангелический альянс Руанды (Evangelical Alliance of Rwanda), связанный со Всемирным евангелическим альянсом, также являющимся членом Всемирного Совета Церквей.
Определенное распространение имеют т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ), наиболее значительными из них являются: кимбангуизм, афрохрист. новое религ. движение синкретического характера, зародившееся в Демократической Республике Конго и насчитывающее в Р. 10 тыс. адептов в 10 общинах. Проч. менее значительные Независимые африканские церкви объединяют от 2 до 5 тыс. чел. Подобные орг-ции чрезвычайно разнотипны и могут испытывать влияние классического пятидесятничества или неохаризматии, а также заимствовать элементы местных традиц. культов и иметь синкретический характер.
Ислам появился в Р. благодаря араб. купцам в кон. XIX в., позднее стали прибывать мусульмане индо-пакистанского и суахилийского происхождения. В наст. время большое количество мусульман встречается среди мигрантов из Уганды, Танзании, Судана и др. Мусульмане Р. преимущественно исповедуют ислам суннитского направления маликитского мазхаба, в меньшей степени - шафиитского мазхаба. Влиятельны некоторые суфийские ордены. Мусульм. группы активно участвуют в общественной жизни, в образовательных и социальных программах. Значительная помощь оказывается орг-циями из Саудовской Аравии. В 1991-2003 гг. в Р. существовала Исламская демократическая партия (Democratic Islamic Party), однако после того как в 2003 г. в конституции было зафиксировано, что ни одна партия не может быть образована на основе религии, она изменила название и стала Идеальной демократической партией (Ideal Democratic Party). Характерными деталями жизни страны после геноцида стали быстрый рост числа мусульман и усиление влияния ислама как среди тутси, так и среди хуту. По текущим оценкам, число приверженцев ислама составляет в зависимости от статистического источника от 250 до 600 тыс. чел. Мусульм. источники дают еще более высокие цифры.
Индуизм распространился в Р. в основном за счет миграции жителей Индостана. В общей сложности, включая все волны индийской миграции в Вост. Африку, количество индуистов в стране составляет ок. 10 тыс. чел., большинство из к-рых проживает в городах Кигали и Хуйе.
Традиционные африканские верования распространены преимущественно в периферийных сельских районах. Племенные культы в основном исповедуют народы тва, христианами среди них являются менее чем 10%, еще меньше христиан среди народностей тутси и хуту. Характерны анимизм и поклонение духам умерших предков (абазиму), которые, согласно поверьям, обитают в подземном мире. Все обряды направлены на то, чтобы успокоить предков-абазиму, в основном их воспринимают как злых духов. Отдельным культом является поклонение могущественным духам мертвых героев - имандва, требующим особого почитания. Общее количество последователей традиц. африкан. религий колеблется от 200 до 400 тыс. чел.
Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма (см. ст. Бахаи религия), которые основали свои первые общины в 50-х гг. XX в. усилиями миссионеров из США и Малави. Общее количество последователей веры Бахаи составляет более 20 тыс. чел.
Конституция Р. в разд. 2 (ст. 4), определяя основы республиканской формы гос-ва, указывает, что Р. является «суверенной, демократической, социальной и светской республикой». В то же время ряд статей подчеркивает религиозность руандийского общества. В разд. 4 (ст. 16) касающемся прав граждан, говорится, что запрещена и наказуема по закону дискриминация любого рода, основанная, в частности, на расовом, половом, социальном, культурном различии, а также по признаку религии и вероисповедания. Ст. 37 гарантирует свободу мысли, совести, религии, вероисповедания и их публичного проявления. При этом ст. 57 запрещает политическим орг-циям основываться на расовом, этническом разделении, а также на религ. обособлении, приводящем к дискриминации. Отзвуком тяжелых событий геноцида 90-х гг. XX в. является ст. 136, к-рая декларирует, что объявление военного или чрезвычайного положения ни при каких обстоятельствах не может нарушать права, защищающие свободу совести и религии. Согласно конституции, присяга всех должностных лиц, а также президента заканчивается словами «да поможет мне Бог». Христ. Церкви играют важную роль в общественной деятельности. Они участвуют в межрелиг. диалоге, в дискуссии о взаимоотношениях между религ. орг-циями и гос-вом, в обсуждении вопросов образования и социальных программ.
Становление Руандийского королевства в качестве сильного гос-ва происходило в XVIII-XIX вв. Однако в действительности представители королевского двора возглавляли сложное гос. образование, территориальные пределы которого то расширялись, то сужались, а королю никогда не удавалось полностью подчинить себе периферийные территории.
Первые христ. миссии утвердились в Королевстве Руанда вскоре после Берлинской конференции 1884-1885 гг., явившейся важным этапом раздела Африки европ. державами. После установления в стране герм. гегемонии Р. в 1889 г. посетили католики Миссионерской конгрегации Богоматери Африки, или «белые отцы», прибывшие с территории апостольского викариата Виктории-Ньянзы. В февр. 1900 г. они прибыли в столицу королевства Ньянзу и получили разрешение от короля начать свою деятельность. Они создали первые постоянные католич. представительства. Прибытие европейцев совпало с жестокими последствиями гос. переворота 1896 г. в Рукуншу, который ознаменовал вступление на престол кор. Юхи V Мусинги, нежелательного преемника последнего независимого монарха Р., кор. Кигели IV Рвабугири (ок. 1867-1895). Именно в первые годы колониального господства Германии появились контуры четко очерченных территориальных владений, контролируемых центральной властью, что совпало, с одной стороны, с разделением этнических групп и, с другой - с возникновением трехсторонних отношений в ходе борьбы за власть между королевским двором, нем. властями и миссионерскими церквами.
К кон. 1903 г. 5 миссионерских пунктов в королевстве сумели завоевать доверие простолюдинов хуту. Миссионеры быстро расширили свои связи, включились в торговлю, организовали предоставление медицинских и социальных услуг. Низшие слои населения, в первую очередь хуту, начали рассматривать миссионеров как своих защитников и покровителей; это нередко вызывало опасения королевского двора и элиты тутси. В 1912 г. было сформировано Апостольское вик-ство Киву, включившее территорию совр. Р. и Бурунди (бывш. Урунди), а в 1922 г. Р. стала самостоятельным вик-ством. Первые руандийские священники были рукоположены в 1917 г. С самого начала колониального правления положение католич. Церкви было неоднозначным, поскольку ее деятельность не ограничивалась религ. сферой, а распространялась на светские политические дела как королевского двора, так и колониального гос-ва. Первыми протестантами, прибывшими в страну в 1907 г. из Танзании, были миссионеры пресвитерианской церкви Вефиль. Они организовали общину перед первой мировой войной. После окончания войны управление в Р. (с 1922 мандатная территория Лиги Наций) перешло к Бельгии. Все нем. миссионеры были изгнаны из страны в мае 1916 г., и Бельгия запретила им возвращаться. Это не отменило поддержания тесных отношений с королевским двором, который оставался стержнем непрямого правления, несмотря на то что бельгийцы лишили двор части его власти. Они, придерживаясь католической веры, привлекли к управлению новых священников-миссионеров, которые взяли на себя значительную часть властных полномочий, принадлежавших ранее «белым отцам». Время между мировыми войнами стало важным этапом развития протестантской миссии. В 1919 г. в Р. впервые появились американские адвентисты седьмого дня, окончательно они утвердились в стране к 1921 г. и после этого активно развивались. В 1920 г. прибыли первые англикане: Церковное миссионерское об-во начало реализацию обширной проповеднической, образовательной и медицинской программ. С 1927 г. вместе с локальным Движением за возрождение (балоколе - англикан. мирянское об-во из местного населения) Церковное миссионерское об-во внесло свой вклад в превращение Англиканской Церкви во 2-ю по величине и важности христ. общину в стране. В 1921 г. Бельгийское протестант. миссионерское об-во в Конго, миссионерское подразделение Реформатской церкви в Бельгии, взяло на себя ответственность за часть работы миссии церкви Вефиль, помогая сформировать Пресвитерианскую церковь Руанды, которая только в 1959 г. стала автономной. Др. протестант. группами в период до второй мировой войны были амер. Свободные методисты, действующие с 1935 г., дат. баптисты - с 1938 г. и швед. пятидесятники - с 1940 г.
Между мировыми войнами католич. Церковь, опекавшая тутси, практически превратилась в гос. Церковь и вместе с бельгийской колониальной властью искусственно поддерживала расслоение руандийского общества, умаляя или игнорируя важные различия регионов, родов, классов и политических сил. После второй мировой войны в Р. прибыло новое поколение католич. миссионеров, включавшее группу прогрессивного духовенства, находившегося под влиянием т. н. социального католицизма. Обеспокоенные бедностью и деградацией народности хуту, они помогли создать новую «контрэлиту» социальных низов, члены к-рой должны были занять ведущие политические посты. В ходе социальной революции 1959-1961 гг. вожди тутси были лишены власти, что предвещало конец колониального правления, а также отмену монархии. Изменение политической ситуации, безусловно, повлияло на то, что церковная иерархия разделилась в вопросе политической принадлежности, и к концу десятилетия вопрос взаимоотношений между хуту и тутси стал доминировать в руандийской церковной и гос. политике. В 1952 г. был рукоположен 1-й руандийский епископ - Алоис Бигирумвами, в 1959 г. было образовано архиеп-ство Кабгайи. В ответ на продвижение лидерами тутси идеи независимости страны в кон. 50-х гг. XX в. губернатор Ж. П. Арруа и глава католич. Церкви в Р. архиеп. Андре Перроден поддержали движение за возвышение и включение в органы власти выходцев из среды хуту. В 1961 г. бельг. власть инициировала проведение референдума, в ходе к-рого монархия была упразднена. После того как 1 июля 1962 г. Р. обрела независимость, хуту быстро стали доминировать в государственных и церковных иерархиях. В период перехода к независимости структура политических отношений в Руандийском гос-ве коренным образом изменилась, что не могло не сказаться на религиозных процессах. Упразднение монархии тутси положило конец 3-стороннему формированию власти, к-рое определяло непрямое колониальное правление. Конец ритуальной и светской власти королевского двора означал, что церкви получили возможность развивать более тесные связи с официально демократическим и светским этнонационалистическим центральным гос-вом хуту. Новая политическая элита хуту была в значительной степени сформирована из церковных служителей, многие из к-рых были набраны из католич. семинарий. Сам президент Грегуар Кайибанда (1962-1973) в прошлом работал редактором влиятельной католич. газ. «Киньяматека». Доверившись большинству хуту, Церкви закрепили свое давнее участие в этнической политике, однако, несмотря на изменение этнического состава церковных иерархий, тутси по-прежнему преобладали в местных протестантских и католических приходах. Такое парадоксальное отношение к этнической принадлежности вызвало напряженность в общинах, поскольку хуту считали себя новой элитой, но все же Церковь, с к-рой они столкнулись, включая священников и учителей, состояла из тутси. Взаимоотношения религии и политики стали еще более сложными в 1973 г., когда произошла серия нападений на церковные школы и низшие чины духовенства, что напоминало насилие против тутси между 1959 и 1966 гг. Хотя католич. епископская конференция Р. в итоге опубликовала пасторское послание, осуждая этнический характер нападений, она лишь косвенно осудила конкретные нападения на тутси. Отношения президента Кайибанды с религ. орг-циями стали напряженными, что привело к падению его авторитета и подготовило дальнейшие перемены. В 1973 г. произошел военный переворот, после чего к власти пришел министр обороны и госбезопасности Жювеналь Хабьяримана; вначале эти изменения широко приветствовались церковными лидерами страны. Хабьяримана ввел однопартийную систему, для укрепления своей власти гос-во использовало традиц. инструменты принуждения, Хабьяримана пытался заручиться доверительным отношением религ. орг-ций к новому режиму. Католическая Церковь ответила установлением лояльной иерархии хуту и 10 апр. 1976 г. перенесла кафедру архиепископа в Кигали, чтобы облегчить сотрудничество между Церковью и правительством.
С 1988 по 1990 г. шел демонтаж однопартийной системы. В 1990 г. на территории Уганды эмигрантами тутси была создана военная группировка «Руандийский патриотический фронт» (РПФ). После вторжения сил РПФ во главе с Полем Кагаме в Р. на протяжении 3 последующих лет шли военные действия, к-рые завершились подписанием мирного соглашения.
В этот период мн. области тесного сотрудничества Церкви и гос-ва ввиду растущего авторитаризма правительства Хабьяриманы были поставлены под сомнение. Хабьяримане пришлось бороться с окрепшим гражданским обществом и движением за демократизацию. Внутри Церкви росла популярность сил, требовавших демократического преобразования гос-ва. На этом этапе как светской власти, так и верхам католич. церковной иерархии стало выгодно любой ценой сохранить существующее положение. Подобно политическим лидерам, почувствовавшим угрозу демократизации и прибегнувшим к этническому насилию как к средству восстановления своего контроля, церковные лидеры обнаружили, что их власть находится под угрозой. В результате сложившейся ситуации 8 июля 1994 г. к власти в стране окончательно пришел РПФ, пост Президента Р. занял хуту Пастёр Бизимунгу. Данные события привели к небывалому размаху насилия в Р. и геноциду в отношении населения тутси. Хотя католич. Церковь не была инициатором геноцида, ее бездействие несомненно стало крайне негативным фактором в развитии событий. Для периода после геноцида характерны следующие тенденции. Во-первых, с 90-х гг. XX в. среди большинства старых Церквей (в первую очередь католич. Церкви) наметился отток верующих, при этом резко возросло количество адептов неопятидесятнических и харизматических движений, к-рые насчитывают совокупно более 1 млн чел. Также продолжает увеличиваться количество приверженцев ислама: за последние 25 лет число мусульман в Р. выросло, по некоторым данным, почти в 16 раз вслед. разочарования в пассивной позиции католич. Церкви во время геноцида. Основная задача всех христианских конфессий на данном этапе - преодоление последствий геноцида. Католич. Церковь по-прежнему имеет значительное влияние, вместе с др. христ. орг-циями она играет важную роль в общественной жизни. Продолжаются дискуссии по вопросам образования, социального служения, отношений между Церковью и гос-вом. Ожидается, что количественный рост христ. орг-ций продолжится за счет падения числа приверженцев традиц. африкан. верований.