Великобудищанский мон-рь во имя Св. Троицы. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Полтавской и Миргородской епархии УПЦ), находится в с. Писарёвщина Диканьского р-на Полтавской обл. (Украина). Основан в XVII в. как жен. Спасский скит. Первоначально располагался между селами Михайловка и Чернечий (Чернечный) Яр (впосл. Зеньковский у. Полтавской губ.), в лесистой местности Монастырищина, на правом берегу р. Ворсклы (приток Днепра). В 1672 г., при игум. Александре (Жуковой), универсалом гетмана И. С. Самойловича скиту были переданы с. Чернечий Яр с 876 крестьянами муж. пола и 2 водяные мельницы (Шутыкова и Крупчишина) на р. Ворскле. 11 нояб. 1688 г. монастырские владения были подтверждены универсалом гетмана И. С. Мазепы. В сент. 1689 г. цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи выдали игум. Александре подтвердительную жалованную грамоту на эти имения. В грамоте обитель названа «в честь Всемилостивого Спаса» (Полтавские ЕВ. 1892. Ч. неофиц. № 4. С. 172-174). Вероятно, в 1689 (1698?) г. генеральным писарем В. Л. Кочубеем обитель была переведена в урочище Писарёвщина, близ Старомлинской слободки (Ст. Млины), недалеко от своего местонахождения в наст. время. С 1718 г. обитель именовалась девичьим Великобудищанским Преображенским мон-рем по ближайшему с. Вел. Будища (ныне Диканьского р-на). В 1786 г. обитель была отнесена к необщежительным мон-рям 2-го класса, за ней остались неск. малоплодородных участков земли и 2 мельницы. По нек-рым сведениям, С. Т. м. посещала мать Н. В. Гоголя М. И. Гоголь-Яновская.
В 1813 г. в С. Т. м. были переведены сестры и перевезена часть имущества упраздненного Пушкарёвского Вознесенского заштатного женского мон-ря Полтавского у. и губ. Среди реликвий и утвари пушкарёвские насельницы привезли в С. Т. м. свою главную святыню - чудотворную Владимирскую Пушкарёвскую икону Божией Матери (XVII в.). По преданию, образ был найден вскоре после Полтавской битвы (1709) в безлюдной местности близ Полтавы, принадлежавшей полковнику М. И. Пушкарю († 1658). В Вознесенском мон-ре и в С. Т. м. по молитвам перед этой иконой совершались исцеления, в т. ч. 5-летнего сына жителя с. Чутова Полтавского у. крестьянина Ильи Яковцова, дочери настоятеля храма с. Дар-Надежды Константиноградского у. свящ. Дамиана Соборницкого, 2-летнего ребенка жителя с. Вел. Будища Зеньковского у. казенного крестьянина Ивана Красниченко, жителя мест. Ковалёвка того же уезда казака Павла Гальяненко.
К 1826 г. на территории С. Т. м. находились каменная холодная ц. Преображения Господня (1782), деревянная теплая трапезная ц. Благовещения Пресв. Богородицы (в 1848 сгорела и в 1850 отстроена) и 2 келейных корпуса. Мон-рю принадлежало 10 домов, в 1865 г. ему были переданы лесные урочища Михайловщина и Грабовщина. В 1820 и 1848 гг. в С. Т. м. были сильные пожары. В 1840-1855 гг. обителью управляла игум. Серафима, в 1855-1859 гг.- игум. Феофила. Насельницы занимались шитьем: так, известны хоругвь, выполненная ими и хранившаяся в приходском Богородице-Рождественском храме М. Будищ (Там же. 1887. Ч. неофиц. № 13. С. 491), и плащаница, шитая золотом «по вишневому венецианскому бархату», находившаяся в приходской Никольской ц. Вел. Будищ (Уралов. 1870. С. 825-826). Указом Полтавской духовной консистории от 23 июля 1860 г. на основании указа Синода от 16 июня 1860 г. мон-рь среди др. жен. обителей Полтавской епархии был признан удобным для содержания «епитимийцев» из духовных и светских лиц из-за отдаленности его от городов, ярмарок и базаров.
Решением Синода от 20 мая 1887 г. по инициативе еп. Прилуцкого, вик. Полтавской епархии, Илариона (Юшенова; † 1904) насельницы Преображенской обители во главе с игум. Митрофанией (Новиковой; 1816-1926) были переведены на совр. территорию, в Старомлинскую слободку, к-рой ранее владел предводитель дворянства капитан флота Степан Тимофеевич Левенец, устроивший здесь богадельню. Левенец был женат на племяннице митр. Гавриила (Банулеску-Бодони), в нач. XIX в. часто посещавшего Старомлинскую слободку и служившего здесь в приходской деревянной ц. Воздвижения Креста Господня (к 30-м гг. XIX в. обветшала и из-за малочисленности прихожан была разобрана). После кончины Левенца слободка перешла во владение членов семьи местного свящ. Иоанна Звенигородского, которые пожаловали ее сестрам.
С 1887 г. С. Т. м. являлся второклассным общежительным мон-рем. В 1887 г., после перевода монахинь в Старомлинскую слободку, кельи Преображенской обители были «употреблены под помещение богадельни и других, по усмотрению епархиального начальства полезных учреждений», а Преображенская ц. (1782) приписана к С. Т. м. (Полтавские ЕВ. 1887. Ч. офиц. № 12. С. 403-404; № 13. С. 441). Указом Синода от 29 нояб. 1888 г. в зданиях бывш. Преображенской обители был открыт Свято-Владимирский приют (в честь 900-летия Крещения Руси) «для призрения бездомных и беспомощных вдов, калек и малолетних сирот духовного звания» (Там же. 1888. № 23. С. 709-710). К нач. XX в. Преображенская ц. являлась приходской с. Чернечий Яр (в 30-х гг. XX в. разрушена), Благовещенская ц. обветшала, богослужения в ней совершались 3 раза в год (в дни праздников Благовещения, в день памяти апостолов Петра и Павла и на 2-й день Пасхи). Рядом находилось кладбище, на котором были погребения игумений Серафимы и Феофилы, сестер и благотворителей; на берегу Ворсклы сохранялась монастырская пещера (Зверинский. Т. 1. № 518. С. 269; Чубов. 1904. С. 886).
К кон. XIX в. на территории С. Т. м. находились каменные собор во имя Св. Троицы с приделом в честь Воздвижения Креста Господня (1875?), построенный на месте дома помещика Левенца, и 3-престольная 5-купольная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1885-1891) с приделами в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца, освященная 7-9 сент. 1891 г. еп. Полтавским Иларионом (Юшеновым) в сослужении архимандритов Феодосия, Виталия и прот. Алексия Капустянского, инспектора Полтавского епархиального жен. уч-ща.
В Успенском храме находилась Пушкарёвская икона («лик потемневший»), украшенная сребропозлащенной ризой и драгоценными камнями, а рядом - металлическая доска со свидетельствами о чудотворениях по молитвам перед этим образом (Чубов. 1904. С. 887). Среди святынь в обители хранились сребропозлащенный крест с частицей Животворящего Креста Господня, пожертвованный в 1891 г. по инициативе игум. Парфения, проживавшего на покое в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, и отмеченный подписью и печатью схиархим. Макария (Сушкина); частица мощей «одного из св. преподобных отцов, в обители св. Саввы (в Палестине) от сарацин избиенных в 796 году», переданная настоятелем (1843-1874) Саввы Освященного лавры игум. Иосифом полковнице В. И. Сапохиной в благодарность за пожертвованные земли и скрепленная подписью и печатью митр. Вифлеемского Анфима (Там же. С. 889); рака с частицами мощей свт. Сильвестра, преподобных Илариона, Игнатия, Ипатия Целебника, Арсения Трудолюбивого и схим. Сисоя Киево-Печерских, прав. Евдокима; сребропозлащенный крест (с частицами мощей прор. Даниила, вмч. Феодора Стратилата, прмч. Андрея Критского, святителей патриарха Иоанна V (III) Милостивого, Николая Чудотворца, Иоанна Новгородского, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (Колычева), Арсения Тверского, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Рильского, Антония Римлянина и Пафнутия Боровского), сооруженный в 1766 г. московским купцом А. М. Козаруховым и переданный в обитель.
Матвеевский Преображенский скит. Фотография. Нач. XX в.К нач. XX в. на территории С. Т. м. имелись 2 кирпичных 2-этажных дома, игуменский корпус, помещение летней резиденции Полтавских архиереев, различные мастерские и кирпичный завод. Близ р. Ворсклы располагались хутора с фермами. 15 окт. 1895 г. еп. Полтавский Иларион (Юшенов) освятил монастырскую часовню (вместимостью 150 чел.) в мест. Митрофаново, в 2 верстах от обители. К 1908 г. С. Т. м. владел 541 дес. пахотной и сенокосной земли и получал из казны 460 р. 84 к.
В 90-х гг. XIX в. по инициативе игум. Митрофании в 2-3 верстах от С. Т. м., на др. берегу р. Ворсклы, на участке земли, окруженном малопроходимыми болотами, «среди небольшой лесной рощи», был основан Матвеевский Преображенский жен. скит, в к-ром в нач. ХХ в. проживали ок. 200 сестер (ныне Котелевский р-н Полтавской обл.). Здесь сначала была построена часовня, а затем - теплый деревянный храм Преображения Господня (1896-1897), обложенный кирпичом, звонница, небольшой деревянный дом, мастерские, заведены сады и огороды. Для сообщения с монастырем через реку был сооружен мост. В Преображенской ц. установлены иконостас, перенесенный из храма прп. Сампсона Странноприимца (1852-1856) на поле Полтавской битвы, и голл. печи (см. подробнее: Он же. 1899). К нач. XX в. игум. Митрофания состояла почетным членом «сестричного братства» в честь иконы Божией Матери «Троеручица» при Сампсониевской ц.
С 1873 до 1894 г. в С. Т. м. располагались низшие классы Полтавского епархиального жен. уч-ща для девиц духовного звания. 14 сент. 1894 г. в С. Т. м. вместо низших классов еп. Иларионом была открыта жен. 2-классная церковноприходская школа с интернатом для 80 девочек-сирот духовного звания, содержавшаяся исключительно за счет обители. Школа размещалась в отдельном 2-этажном здании с двором. Попечительницей являлась игум. Митрофания, заведующим и законоучителем - свящ. Димитрий Давыдов, надзирательницей - А. С. Гординская. Среди преподавателей была гр. Е. Б. Ефимовская (1850-1925; впосл. игум. Екатерина, основательница Леснинской общины (см. Леснинский Богородицкий женский монастырь)). В 1894 г. в школе обучалась 21 девочка, преподавали Закон Божий, церковнославянскую и русскую грамоту, церковное пение, «счисление» и рукоделие. 15 сент. 1894 г. при С. Т. м. в отдельном корпусе была открыта муж. одноклассная школа, к-рой заведовал свящ. Николай Никифоров. В 1895 г. в ней обучался 21 чел.
К 1891 г. в С. Т. м. проживали 41 монахиня и 31 послушница, в 1893 г.- 42 монахини и 34 послушницы, к 1908 г.- 64 монахини и 345 послушниц. К авг. 1887 г. в С. Т. м. служил свящ. Иоанн Королёв, с июня 1888 г.- свящ. Михаил Овсиевский, к 1890 г.- свящ. Григорий Бельский, к 1900 г.- свящ. Михаил Чубов, к 1903 г. служили свящ. Никанор Данилевский и свящ. Константин Коропов, к 1904 г. священником был Димитрий Давыдов.
В 1917-1922 гг. в ходе гражданской войны монастырь и его храмы были разграблены. 24 февр. 1922 г. постановлением Полтавского губисполкома земли С. Т. м. были национализированы и переданы в распоряжение уездного земельного отдела. 17 марта того же года мон-рь был закрыт, хозяйством (в т. ч. ок. 1 тыс. га земли) завладела Вторая сельскохозяйственная трудовая колония им. В. И. Ленина, созданная на базе обители. В 1923 г. колонию реорганизовали в ремесленное уч-ще, где дети и подростки обучались сапожному, портняжному, слесарному и столярному делу; работала также агрошкола.
После 1922 г. большая часть насельниц (более 200 чел.) перешла в Матвеевский скит, к-рый был разрушен в 1938-1939 гг.; последний скитский священник Иоанн Андриевский (выпускник 1914 г. Полтавской ДС) арестован и отправлен в ссылку. После окт. 1941 г., когда территория С. Т. м. оказалась в зоне оккупации немецко-фашистских войск, Матвеевский скит был возрожден. К нач. 50-х гг. в скиту проживали 14 сестер, настоятелем служил иером. Константин (Петровский), с авг. 1951 г.- постриженик (1936) Киево-Печерской лавры иером. (впосл. игумен) Иоанн (Котляревский; 1905-1964). В скитской Преображенской ц. справа от алтаря находились главная святыня С. Т. м.- чудотворная Владимирская Пушкарёвская икона Божией Матери в киоте и ковчег с частицами мощей святых. В 1961 г. скит был закрыт. 30 июля 1961 г. в Преображенском храме состоялась последняя Божественная литургия. В марте 1962 г. местные власти планировали разместить в зданиях скита детский дом отдыха, в апр. была разобрана Преображенская ц. Часть икон игум. Иоанн передал настоятелю Петропавловской ц. Полтавы прот. Владимиру Рыбальченко. Считается, что Пушкарёвская икона с кон. 2002 г. находится в Макариевском кафедральном соборе Полтавы.
Во время Великой Отечественной войны был частично разрушен Свято-Троицкий храм (впосл. перестроен под клуб). После 1945 г. на территории С. Т. м. размещались школа, колхоз, ветеринарно-зоологический техникум и др. учреждения.
В 2008 г. С. Т. м. был возрожден как Великобудищанский Троицкий жен. скит полтавского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря. Решением Синода УПЦ от 20 июля 2012 г. открыт как самостоятельный мон-рь.
На территории С. Т. м. сохранился 2-этажный келейный корпус XIX в. На 1-м этаже устроена теплая домовая ц. во имя прп. Иова Почаевского, освященная 26 нояб. 2011 г. по благословению архиеп. Полтавского и Миргородского Филиппа (Осадченко) благочинным Диканьско-Шишакского окр. прот. Богданом Брянчиком в сослужении клириков монастыря. Ведется восстановление Свято-Троицкого храма. Имеется небольшое хозяйство, огороды.
30 июля 2020 г., в день памяти о последнем богослужении, совершённом игум. Иоанном (Котляревским) в 1961 г. в Преображенском храме Матвеевского скита, митр. Полтавским и Миргородским Филиппом была отслужена Божественная литургия на месте разрушенной скитской церкви, под открытым небом.
К апр. 2021 г. в С. Т. м. проживали настоятельница (с 1 апр. 2015) игум. Нонна (Явтушенко) и неск. сестер.