СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LXII, С. 166-170
опубликовано: 20 октября 2025г.

СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

Дерманский монастырь. 1845 г. Худож. О. ЕжовДерманский монастырь. 1845 г. Худож. О. Ежов(Ровненской и Острожской епархии УПЦ), находится в с. Дермань-2 Ровненского р-на и области (Украина). Занимает просторную плоскую вершину холма, расположенного в середине села. Основан в XV в. В помяннике мон-ря XVII в., изданном в XIX в., фундатором обители назван кн. Василий Федорович Острожский по прозвищу Красный († 1461) (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1. С. 125-126). О нем как об основателе мон-ря писали и историки XIX в. (Ерофей (Лобачевский). 1873. № 8. С. 282; Теодорович. 1889. С. 638; 900-летие Православия. 1892. С. 94). Кн. Василий Федорович являлся строителем ц. Богоявления в Остроге, крепостей в Остроге, Дубне, Заславле. Первоначально и С. Т. м. напоминал собой крепость, схожую «по стилю своей архитектуры с уцелевшими остатками г. Острога» (Ерофей (Лобачевский). 1873. № 8. С. 285). Впервые с. Дермань упоминается в 1497 г. как владение кн. Константина Ивановича Острожского (Флоря. 2015. С. 80).

Первое письменное упоминание С. Т. м. относится к 11 окт. 1499 г. и зафиксировано в дарственной надписи в рукописной книге поучений К-польского патриарха свт. Каллиста I, которая была передана кн. Константином Ивановичем Острожским монастырской ц. во имя Св. Троицы (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1. С. 89-92; Ерофей (Лобачевский). 1873. № 8. С. 286; 900-летие Православия. 1892. С. 94). К кон. XIX в. эта книга хранилась в монастырской библиотеке. В 1507 г. кн. Константин Иванович также подарил мон-рю рукописное Евангелие с надписью об этом. В 1538 г. Даниил Еловицкий пожаловал обители рукописный «Апостол», содержавший надпись о С. м., в к-рой обитель названа «великою Лаврой» (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1. С. 99).

В XVI-XVII вв. князья Острожские регулярно оказывали покровительство мон-рю, одному из самых богатых не только на Острожчине, но и на всей Украине, он владел 4 селами: Дермань, Кунин, Коршев, Глинск. В 1512 г. помещик Семен Олизарович завещал мон-рю с. Белашев.

В С. Т. м. настоятельствовали сначала игумены, потом архимандриты, затем архиереи разных епархий. Сведений о 1-м настоятеле не сохранилось. В 1507 г. игуменом был Герасим, в 1538 г.- Иосиф. В 1570 г. настоятелем был некий Феодор Якович, «когда поставлен настоятелем неизвестно» (Ерофей (Лобачевский). 1873. № 8. С. 290), в 1571-1575 гг.- игум. Михаил Дзюса (Джуса) (Там же. С. 291). Последний был назначен на эту должность комиссаром польск. короля, но был изгнан из обители кн. Константином Константиновичем Острожским.

С. Т. м. был самой близкой обителью к столице, г. Острогу, поэтому, когда в нач. 70-х гг. XVI в. в городе активизировалось культурно-просветительское движение, это сразу сказалось на жизни обители, которая стала очагом правосл. просвещения и оказалась тесно связана с острожским литературно-научным кружком и Острожской академией.

Весной 1575 г. кн. Константин Константинович Острожский назначил управителем (справницей) С. Т. м. первопечатника Ивана Фёдорова, что входило в планы князя по укреплению позиций Православия на Украине, созданию у себя во владениях культурно-просветительского центра с типографией. При подготовке изданий Фёдоров мог найти помощников среди местных монахов, к-рые имели тесные связи с Балканами и К-полем. Еще в 1571 г. в обители существовала б-ка, насчитывавшая 40 светских книг (Мыцко. 1981. С. 47). Первопечатник возглавлял С. Т. м. до 1580 г. Неизвестно, кто стал управителем после него. С 1591 по 1601 г. С. Т. м. возглавлял архим. Геннадий. Ранее он нек-рое время жил на Св. Горе Афон, затем его имя встречается среди монахов Уневского мон-ря на Львовщине, в 1588 г. он стал наместником Онуфриевского мон-ря во Львове, находившегося в подчинении ставропигиальному Львовскому Успенскому братству. В 1590 г. архим. Геннадий переехал на Волынь и по инициативе кн. Константина Константиновича Острожского был переведен в Дермань. Ко времени правления архим. Геннадия относится 1-е известие о культурно-просветительской деятельности в мон-ре. В 1599 г. здесь, вероятно, при поддержке кн. Константина Константиновича был переведен с греч. языка сб. «Пчела». Источником этого перевода послужило 1-е греч. издание, осуществленное в 1546 г. К. Геснером в Цюрихе.

18 июля 1602 г. кн. Константин Константинович Острожский издал грамоту, по к-рой мон-рь получал общежительный устав и выборного игумена. В грамоте объявлялось: «Мы… заложили и фундовали монастырь общежительный, для поддержания святой веры в нашем русском народе, для преспеяния и преподавания наук, от которых могла быть самоскорейшая и наилучшая помощь церкви Божией» (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1. С. 38). Предписывался прием монахов, «которые захотят подчинится уставу и сойдутся для учения: способнейшие к учению должны учиться письменам славянским, греческим и латинским у лиц святой веры» (Там же). В С. Т. м. было организовано уч-ще по пастырскому «наказу» при содействии Александрийских патриархов свт. Мелетия I (Пигаса) и Кирилла I Лукариса. Свт. Мелетий много лет преподавал в Острожской академии. В уч-ще принимались и миряне. В 1603-1605 гг. в С. Т. м. была перенесена острожская типография. В предисловии к 1-й изданной в Дермани книге Октоих 1603 г. указано, что кн. Константин Константинович Острожский передал инокам печатные станки. Заведовал типографией свящ. Дамиан Наливайко, писатель, настоятель Богоявленского собора в Остроге, брат Северина Наливайко, предводителя антипольск. восстания 1594-1596 гг.

5 июля 1602 г. настоятелем С. Т. м. стал еп. Исаакий (Борискович). Он 7 лет прожил при Александрийском патриархе Мелетии, занимал пост протосинкелла (секретаря) патриарха, был рукоположен во иерея его преемником патриархом Кириллом. Возвратившись на родину, он возглавил Степанский мон-рь на Острожчине и принял активное участие в общественно-политическом движении против католицизма. В 1600-1601 гг. совершил путешествие в Александрию, К-поль и на Афон в поисках союзников в борьбе с влиянием Ватикана. Возвратившись с Востока, Исаакий приступил к организации С. Т. м. как центра духовного образования. Кроме управления мон-рем он мог принимать активное участие в работе типографии, т. к. знал языки и обладал лит. талантом - описал свое путешествие в Иерусалим. В 1602 г. еп. Исаакий пригласил в мон-рь прп. Иова (Княгиницкого), антиуниата, писателя-полемиста, также ранее подвизавшегося на Афоне. В мон-ре он заменил устав на общежительный, переводил и редактировал тексты для печатного Октоиха 1603-1604 гг. Деятельное участие в подготовке книг в С. Т. м. принял филолог иеродиак. Киприан Святогорец, родившийся в Остроге и получивший образование в Падуе и Венеции, некоторое время проживавший на Афоне. В мон-ре он перевел с греч. языка «Беседы Иоанна Златоустого на Евангелие от Иоанна», «Синтагматикон о семи святых таинствах» митр. Филадельфийского Гавриила (Севира). Также в С. Т. м. трудился Иван Борецкий (впосл. митр. Киевский Иов), в 1605 г. он перевел послания патриарха Мелетия I (Пигаса) и напечатал текст в дерманской типографии.

В типографии С. Т. м. были также напечатаны «Лямент дому княжат Острожских» (после 2 дек. 1603), Октоих (апр. 1603 - сент. 1604) и послание Мелетия I (Пигаса) к униат. митр. Ипатию Потею (6 февр. 1605). Экземпляр Октоиха настоятель Исаакий пожертвовал 15 февр. 1605 г. Львовскому братству, сделав вкладную запись на церковнославянском и греческом языках (Свенцицкий. 1908. С. 53-54). На рубеже 1604 и 1605 гг. типография вновь была переведена в Острог, тогда же Исаакий (Борискович) и Иов (Княгиницкий) покинули С. Т. м. (Исаевич. 1981. С. 17). Вероятно, вести книгопечатание в небольшом мон-ре, вдали от центров городских ремесел, было затруднительно.

13 февр. 1608 г. кн. Константин Константинович Острожский назначил настоятелем обители архим. Исаию (Балабана), уневского игумена, экзарха К-польского патриарха. Существует мнение, что он фактически управлял С. Т. м. с 1606 г. и руководил острожской типографией, где трудились свящ. Дамиан Наливайко и иеродиак. Киприан Святогорец (Там же. С. 18). В 1609-1612 гг. в С. Т. м. проживал греч. бывш. Стагонский и Метеорский еп. Авраамий Грек. 18 июля 1617 г. в мон-ре под рук. архим. Исаии был составлен сборник переводов трудов прп. Симеона Нового Богослова. Скончался архим. Исаия, видимо, до 1620 г. Вслед за ним мон-рем управлял Рафаил (Жиромский), эмигрировавший в Россию в 1624 г. В 1623 г. дерманским архимандритом стал бывш. волынский дворянин Иезекииль Курцевич (см. Иосиф (Курцевич)), к-рый учился в Падуанском ун-те и жил на Афоне. Возможно, его назначение случилось под давлением казаков. Но в 1625 г. он со своими последователями также уехал в Россию. Дермань оказалась во владении князя-католика Александра Янушевича Заславского. В 1627 г. к нему обратился писатель-полемист архиеп. Полоцкий Мелетий (Смотрицкий) с просьбой разрешить занять вакантное место настоятеля мон-ря. По совету униат. митр. Иосифа Рутского это назначение на пост настоятеля было одобрено при условии перехода архиеп. Мелетия в унию. Архиеп. Мелетий испросил возможность сохранять его переход нек-рое время в тайне. В 1629 г. о своем присоединении к унии Мелетий заявил открыто, что привело к выступлению монахов и дерманских крестьян. В 1628 г. киевскому воеводе Заславскому пришлось выпустить грамоту (универсал) о «повиновении назначенным от монастыря священникам» (Фотинский. 1900. С. 253-254). К повиновению крестьян пришлось приводить силой. 27 дек. 1633 г. Мелетий скончался в С. Т. м., перед смертью уничтожив большую часть б-ки. Среди настоятелей XVII-XIX вв. были ученый и писатель униатский архим. Иоанн Дубович (1634-1659), еп. Перемышльский и Самборский Прокопий Хмелевский (1659-1664), еп. Перемышльский и Самборский Антоний Терлецкий (1664-1669), архиеп. Полоцкий и Витебский Киприан Жоховский (1670-1693), еп. Владимиро-Волынский и Брестский Лев Заленский (1693-1696), еп. Перемышльский и Самборский Иннокентий Винницкий (1696-1698), еп. Перемышльский и Самборский Антоний Жолкевский (1698-1700), еп. Перемышльский, Самборский, Санокский Георгий Винницкий (1700-1712).

Окончательно уния утвердилась в мон-ре позже, при настоятеле Януарии Огурцевиче (1712-1729), который в 1720 г. принял участие в униат. соборе в Замостье, где был подписан акт о соединении с Римско-католической Церковью. В 1-й пол. XVIII в. во главе обители стояли еп. Владимиро-Волынский и Брестский Корнилий Столповицкий (1729-1730), еп. Владимиро-Волынский и Брестский Фелициан Филипп Володкович (1731-1760). По распоряжению последнего в 1766 г. в С. Т. м. временно содержался под стражей игум. Мелхиседек (Значко-Яворский), настоятель Мотронинского во имя Святой Троицы женского монастыря на Черкащине, арестованный за активную деятельность в защиту православных. Игумену удалось бежать из заключения. Во 2-й пол. XVIII в. обителью управляли Александр Иодко (1760-1773), иером. Феодосий Ростоцкий (1773-1776), еп. Холмский и Белзский Максимилиан Рыло (1776-1784), при к-ром, в 1776 г., была составлена опись мон-ря на польском языке, иером. Панкратий Пержецкий (1784-1794), Феодосий Гойжевский (1794), Авдий Турлинский и Феофан Гомлиовский (1795). В XVIII в. к С. Т. м. были приписаны 2 мон-ря, находившиеся в г. Дубно,- Преображенский и Крестовоздвиженский.

В кон. XVIII в. Дермань вошла в состав Российской империи. В 1821 г. сгорел Острожский Преображенский монастырь, и Высочайшим указом от 21 дек. 1821 г. штат этой обители был переведен в С. Т. м. В 1822 г., при архим. Иерониме (Визерском), мон-рь снова стал православным, униат. монахов с архимандритом перевели в др. обители. В 1823 г., после перевода архим. Иеронима в Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, настоятелем С. Т. м. стал Мелетий (Носков), ректор Черниговской ДС и бывш. настоятель Елецкого мон-ря. При этом настоятеле от униатов была принята и освящена еп. Волынским и Житомирским Стефаном (Романовским) Свято-Троицкая ц., в ней заново установили иконостас. В 1827-1829 гг. настоятелем был архим. Ириней, при к-ром, в 1828 г., произошел пожар, уничтоживший церковь, колокольню и др. монастырские строения (Ерофей (Лобачевский). 1873. № 9. С. 326).

В 1829 г. настоятелем стал Иерофей (Лобачевский), бывш. настоятель заштатного Иоанна Милостивого святителя Загаецкого мужского монастыря. Высочайшим указом от 25 нояб. 1844 г. он был назначен викарием Волынской епархии с титулом «епископ Острожский». С 1845 г. настоятелями С. Т. м. стали назначать викарных епископов Острожских. В апр. 1847 г. еп. Иерофей был награжден орденом Анны 1-й степени. Еп. Иерофей изучал историю обители и разбирал ее богатый архив. Так, он предоставил и описал документы для издания Временной комиссии для разбора древних актов, учрежденной при киевском военном, подольском и волынском генерал-губернаторе. Благодаря ему возникло прибавление к 1-му отд-нию «Письменные древности Дерманского монастыря с пояснениями и замечаниями» (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1. С. 89-126). Еп. Иерофей являлся автором «Исторической записки о Дерманском монастыре», опубликованной в «Волынских епархиальных ведомостях» в 1873 г., после его смерти.

Земли С. Т. м. были переданы в казну, откуда деньги поступали епархиальному начальству на содержание мон-ря. Это были доходы сёл Дермань, Кунин, Коршева и дер. Мизочик, находящихся в Дубенском у. Волынской губ. Вторая половина доходов от этих сёл принадлежала князьям Любомирским. В итоге во владении мон-ря оказалась 131 дес. земли, в т. ч. хлебопашенной и сенокосной. В XIX в. в монастырском имении числилось 652 крестьянина. Обители полагался штатный оклад первоклассных мон-рей - по 4805 р. в год. По штату в мон-ре числились наместник, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 послушника, в 1862 г. проживали 22 чел.: настоятель, 6 иеромонахов, 2 вдовых священника, диакон и 12 послушников.

В XIX в. в С. Т. м. имелась б-ка, насчитывавшая более 400 книг на различных языках, в т. ч. польском, латинском, греческом, немецком, итальянском. В ней находились и рукописные книги, начиная со сборника поучений патриарха свт. Каллиста I 1499 г. В монастырском архиве хранились документы с 1512 г. С 1833 г. в С. Т. м. действовали 2 ДУ - уездное и приходское. В 1877 г. уездное перевели в Клевань. В 1879 г. в одноклассном народном уч-ще было более 60 учеников. До 20-х гг. XX в. в С. Т. м. существовала единственная в епархии Дерманская церковно-учительская школа, затем преобразованная в укр. частную гимназию (1921-1927). Одновременно до 1928 г. в Дермани действовала муж. духовная прогимназия.

К 1945 г. в С. Т. м. проживали 5 насельников. Ок. 1948 г. (1944?) муж. мон-рь по благословению архиеп. Панкратия (Кашперука) был расформирован, в монастырские постройки поселили сестер. В кон. 50-х гг. ХX в. игум. Евлогия (Омельчук) была переведена в корецкий во имя Святой Троицы монастырь, а в С. Т. м. назначена игум. Лукия (Дмитренко). В 1960 г. С. Т. м. был закрыт по обвинениям в связях с церковным подпольем, монахинь перевели в Корецкую обитель, монастырское имущество разграбили, а в стенах С. Т. м. открыли 8-летнюю спецшколу-интернат.

30 авг. 1991 г. Здолбуновским районным Советом народных депутатов было принято решение «О возобновлении деятельности бывшего монастыря Ровенской епархии Украинской Православной Церкви». Попечением архиеп. Ровенского и Острожского Иринея (Середнего; ныне митрополит Днепропетровский и Павлоградский) в ответ на его рапорт от 24 дек. 1991 г. С. Т. м. был открыт, настоятельницей назначена мон. Вероника (Зощук) с возведением в сан игумении. К апр. 2021 г. в обители проживали игум. Вероника и несколько десятков насельниц.

С. Т. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, в обители проводится ежегодный Рождественский форум молодежи Здолбуновского благочиния, мон-рь регулярно посещают участники правосл. велопробегов.

Постройки и святыни

Дерманcкий монастырь во имя Св. Троицы. Фотография. 10-е гг. XXI в.Дерманcкий монастырь во имя Св. Троицы. Фотография. 10-е гг. XXI в. Постановлением Совета министров УССР от 24 авг. 1963 г. комплексу С. Т. м. был предоставлен статус памятника архитектуры национального значения. Мон-рь окружает каменная ограда (1992), в которую включены остатки крепостной стены XV-XVII вв. Древнейшей постройкой обители и ее достопримечательностью является надвратная башня-колокольня XV-XIX вв. Она расположена внутри ограды на сев.-вост. склоне холма. Первоначально башня была 4-ярусной, но в 40-х гг. XIX в. перестроена и получила 5-й ярус, где была размещена колокольня. На 1-м ярусе находятся въездные ворота. С северо-востока к башне примыкает одноэтажный корпус келий и воскресной школы, с юго-запада - одноэтажный корпус (1827), где в 1833-1877 гг. находились монастырские уч-ща (ныне кельи). В XIX в. в этом корпусе был устроен храм во имя кн. равноап. Владимира.

В центре обители расположен каменный храм во имя Св. Троицы, возведенный в нач. XVII в. и перестроенный в XVIII-XIX вв. После пожара 1828 г. он был обновлен (иконостас выполнен киевскими художниками) и 6 нояб. 1849 г. освящен еп. Иерофеем (Лобачевским). В XIX в. к храму были пристроены небольшие помещения для ризницы и пономарни. Пол храма вымощен «каменною заграничною плитою от Трембовля доставленною» (Иерофей (Лобачевский). 1873. № 8. С. 283). В 1992-1996 гг. храм был заново расписан. В церкви пребывает местночтимая Казанская икона Божией Матери. Среди др. святынь в обители находится икона вмч. Пантелеимона с частицей его мощей.

Южнее храма расположен 2-этажный Т-образный в плане корпус (1821). На 2-м этаже была устроена трапезная ц. во имя прп. Феодора, кн. Острожского (1871-1872). Храм вновь освящен в 2004 г.

Северо-восточнее 2-этажного корпуса с Феодоровским храмом находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее Свято-Троицкого храма с севера на юг расположен 2-этажный корпус келий, построенный в XIX в. в результате переделки здания кон. XVII-XVIII в. На 2-м этаже корпуса находится храм в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Иннокентия Иркутского, освященный в сер. XIX в. еп. Иерофеем (Лобачевским). В 2007-2009 гг. на территории монастыря сооружен 2-этажный гостинично-трапезный корпус с домовой церковью во имя свт. Николая Чудотворца (освящен в 2012).

Ист.:ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 1; Фотинский О. А. Материалы для истории монастырей и церквей Волынских // Волынский ист.-археол. сб. Житомир, 1900. Вып. 2. С. 196-284; Свенцицкий И. С. Опись музея Ставропигийского ин-та во Львове. Львов, 1908.
Лит.: [Иерофей (Лобачевский), еп.]Ист. записка о Дерманском мон-ре // Волынские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 8. С. 282-301; № 9. С. 320-334; Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1889. Т. 2; 900-летие Православия на Волыни, 992-1892 гг. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 93-97; Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII вв., отношение их к инославным, религ. обучение в них и заслуги в деле защиты правосл. веры и Церкви. Каз., 1898; Исаевич Я. Д. Преемники первопечатника. М., 1981; Мыцко И. З. Дерманский культурно-просветительный центр и его участие в идеологической борьбе на Украине: (70-е гг. XVI в.- 30-е гг. XVII в.) // Фёдоровские чт., 1978. М., 1981. С. 47-56; Пидгайко В. Г. Иов (Княгиницкий) // ПЭ. 2010. Т. 25. С. 280-287; Флоря Б. Н., Пидгайко В. Г. Исаакий (Борискович) // Там же. 2011. Т. 27. С. 32-35; Дятлов В. А. Мон-ри Украины: Справ. К., 2013. С. 345-347; Флоря Б. Н. Константин Иванович Острожский // ПЭ. 2015. Т. 37. С. 80; Кемпа Т., Лопухина Е. В. Константин Константинович Острожский // Там же. С. 88-95.
С. В. Гусева
Рубрики
Ключевые слова
См.также