СЕРАПИОН
Том LXII, С. 501-503
опубликовано: 2 декабря 2025г.

СЕРАПИОН

(Фадеев Николай Сергеевич; 27.05.1933, Москва - 19.11.1999, Тула), митр. Тульский и Белёвский. Из семьи служащих. Окончил 7 классов средней школы. В 1951 г. (по др. сведениям, в 1949) поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру. Был старшим иподиаконом патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). В 1952-1955 гг. проходил срочную воинскую службу, по окончании которой вернулся в Троице-Сергиеву обитель и начал обучение в Московской ДС. 27 июня 1957 г. наместником лавры архим. Пименом (Извековым; впосл. патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Серапион в честь свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. 18 июля того же года рукоположен Челябинским архиеп. Иоанном (Лавриненко) во диакона. В 1962 г. окончил Московскую ДС, продолжил обучение в МДА. 7 апр. 1965 г. патриархом Алексием I рукоположен во иерея. В 1966 г. окончил МДА по кафедре догматического богословия с присуждением степени кандидата богословия за соч. «Православное учение о воплощении Сына Божия» (издано в 2009). Продолжил обучение в аспирантуре при МДА, был 1-м слушателем, окончившим аспирантуру в 1969 г. В том же году назначен референтом Отдела внешних церковных сношений. 15 мая 1970 г. возведен в сан игумена. 24 февр. 1971 г. направлен на церковное служение в Патриаршее подворье в Токио, 25 февр. того же года возведен в сан архимандрита. В мае 1971 г. освобожден от церковного служения в Японии. 15 сент. 1971 г. назначен помощником наместника Троице-Сергиевой лавры.

2 февр. 1972 г. назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском с возведением во епископа Подольского, викария Московской епархии. 5 марта того же года патриарх Пимен возглавил архиерейскую хиротонию С. в Патриаршем московском Богоявленском соборе в Елохове. 5 авг. 1974 г. освобожден от должности представителя патриарха Московского при патриархе Антиохийском. 17 апр. 1975 г. назначен епископом Иркутским и Читинским. Одновременно на С. было возложено управление вдовствовавшей Хабаровской и Владивостокской епархией. Юрисдикция С. распространялась на Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию, Хабаровский и Приморский края. На этой обширной территории в это время действовало лишь 26 правосл. приходов (17 в Иркутской епархии и 9 в Хабаровской). Значительной заслугой С. было сохранение немногих действовавших храмов; уполномоченный Совета по делам религий по Иркутской обл. выражал обеспокоенность по поводу усилий архиерея «иметь служителей культа во всех церковных приходах». 7 сент. 1979 г. возведен в сан архиепископа.

24 апр. 1980 г. назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. В то время в епархии действовал 51 приход. По инициативе С. в 1982 г. распоряжением патриарха Пимена было установлено празднование Собору Владимирских святых. С 12 мая 1984 по 18 июня 1985 г. одновременно с управлением Владимирской епархией временно исполнял обязанности председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии. 3 марта 1987 г. С. добился возвращения Церкви из Владимиро-Суздальского музея-заповедника святых мощей блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, к-рые были помещены в Успенский собор Владимира. Во время служения на Владимирской кафедре С. часто бывал в с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл., в месте подвижнических трудов прот. священноисп. Петра Чельцова. С. приезжал сюда для молитвы и общения с пребывавшим здесь в затворе старцем иером. Михаилом (Ахлестиным).

12 мая 1987 г. перемещен на Кишинёвскую и Молдавскую кафедру, 13 мая того же года возведен в сан митрополита. К моменту назначения С. на Кишинёвскую кафедру в Молдавии насчитывалось 197 действующих храмов. Благодаря нормализации в СССР отношений между гос-вом и Церковью после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. в епархии было зарегистрировано 159 новых православных общин. Особое внимание С. уделял возрождению в Молдавии монашества. В нач. 1989 г. был вновь открыт Кэприана, в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, восстанавливался Кошелевский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь. В связи с развитием в Молдавии националистического движения у С. возникли разногласия с частью клира епархии. Его удаления из Кишинёва требовала группа народных депутатов СССР от Молдавии под предлогом того, что С. не владел молдав. языком (при этом он знал 5 иностранных языков). С. был вынужден подать прошение о переводе в др. епархию.

Определением Синода РПЦ от 6-7 июля 1989 г. назначен митрополитом Тульским и Белёвским. В период архиерейского служения С. в Тульской епархии началось возрождение здесь полноценной церковной жизни. К моменту назначения С. на кафедру в епархии было 32 действующих храма, из них 4 - в Туле, а к кон. 90-х гг. ХХ в. насчитывалось уже 89 храмов, из них 15 - в Туле. Были возрождены тульский Щегловский Пантелеимонов в честь иконы Пресв. Богородицы «Млекопитательница» муж. мон-рь в Туле и Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь; начали действовать 2 новые обители: женская в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Колюпанове Алексинского р-на и мужская в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Новомосковске. Были проведены восстановительные и ремонтные работы во многих исторических храмах, развернулось строительство новых церквей. С 1990 г. возобновилось издание «Тульских епархиальных ведомостей», в 1995 г. в Туле открылись пастырские курсы (ныне Тульская ДС). Для С. были характерны аскетизм в быту и личной жизни, строгость к нерадивым исполнителям святых канонов, доброта и любовь к простым людям, прихожанам. Среди его духовных детей было много священнослужителей, монахов, монахинь, архипастырей, которые стали его достойными последователями.

Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1983), св. кн. Владимира 2-й степени (1987), правом ношения 2-й панагии (1988).

Продолжал участвовать в богослужениях, несмотря на тяжелую болезнь. Предвидел день своей кончины, накануне соборовался и причастился Святых Таин. Отпевание С. состоялось 20 нояб. 1999 г. и прошло, согласно завещанию, в Никольской ц. на Ржавце, самой любимой владыкой среди тульских церквей. Похоронен по завещанию в с. Великодворье Гусь-Хрустального р-на у Параскево-Пятницкого храма, рядом с могилами священноисп. Петра Чельцова и иером. Михаила (Ахлестина). Великодворский храм регулярно посещают ученики и последователи С. Ежегодно 29 марта, в день тезоименитства С., и 19 нояб., в день его кончины, там проходят богослужения. Мемориальный музей (кабинет) С. действует в Тульской ДС.

Соч.: Празднование 250-летия Иркутской епархии // ЖМП. 1977. № 12. С. 10-13; Правосл. учение о воплощении Сына Божия. Тула, 2009.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Серапиона (Фадеева) во еп. Подольского // ЖМП. 1972. № 4. С. 10-15; Фестинатов В. Награждение архиеп. Серапиона // Там же. 1983. № 10. С. 39; Из жизни епархий: Владимирская епархия (юбилей архипастыря) // Там же. № 11. С. 17; Резухин С., прот. Он ушёл вместе с веком… (Памяти митр. Тульского и Белевского Серапиона): [Некр.] // Там же. 2000. № 2. С. 55-57; Крючков С., прот. 10 лет со дня смерти митр. Серапиона (Фадеева) // Там же. 2010. № 1. С. 72-77.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский