Свт. Серафим (Соболев), архиеп. Богучарский. Фотография. Сер. 30-х гг. ХХ в.(Соболев Николай Борисович; 1.12.1881, Рязань - 26.02. 1950, София), свт. (пам. 13 февр. и в Соборе Воронежских святых), архиеп. Богучарский, управляющий рус. приходами в Болгарии. Из семьи мещан. В 1894 г. поступил во 2-й класс Рязанского ДУ, по окончании к-рого в 1900 г. был принят в Рязанскую ДС. В 1904 г. окончил семинарию и поступил в СПбДА. 26 янв. 1908 г., на последнем курсе академии, ректором СПбДА Ямбургским еп. Сергием (Тихомировым; впосл. митрополит Японский) пострижен в монашество с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. 3 февр. им же рукоположен во иеродиакона, 18 марта - во иеромонаха. По окончании академии, в сент. 1908 г., был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Учение святых отцов V-VI вв. о смирении по Добротолюбию». Поскольку работа выходила за рамки кандидатской диссертации, С. было разрешено защищать магистерскую диссертацию без новых экзаменов. Короткое время преподавал в Пастырском богословском уч-ще в Житомире, в конце того же года назначен помощником смотрителя Калужского ДУ. Был духовным сыном прп. Анатолия (Потапова) Оптинского. В 1911 г. назначен инспектором Костромского ДУ. 22 дек. 1912 г. получил назначение ректором Воронежской ДС с возведением в сан архимандрита. Вступил в должность ректора семинарии в кон. янв. 1913 г., одновременно принял обязанности главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» (до мая 1917).
В марте 1918 г. занятия в Воронежской ДС прекратились, т. к. здание семинарии было занято красноармейцами. С. уехал в Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, где пробыл 4 месяца. В авг. 1918 г., несмотря на протесты С., семинария и семинарский Иоанно-Богословский храм были окончательно закрыты советскими властями. В сент. 1919 г. Воронеж на короткое время был занят войсками ген. А. И. Деникина. При отступлении белогвардейских войск в окт. того же года С. выехал из Воронежа в Екатеринодар (ныне Краснодар). В дек. 1919 г. назначен Временным высшим церковным управлением на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) ректором Екатеринославской ДС, не смог вступить в должность; Екатеринослав (ныне Днепр), в нач. дек. 1919 г. отбитый деникинцами у махновцев, в конце того же месяца был занят Красной Армией. В мае 1920 г. С. был назначен ректором Таврической ДС в Симферополе. В сент. того же года ВВЦУ ЮВР приняло решение о рукоположении С. во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. 14 окт. 1920 г. в симферопольском Александро-Невском соборе состоялась архиерейская хиротония С., к-рую возглавил митр. Антоний (Храповицкий). 14 нояб. того же года в связи с наступлением Красной Армии покинул Крым вместе с войсками ген. П. Н. Врангеля и рус. беженцами.
Свт. Серафим, архиеп. Богучарский. Икона. 2016 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Софии)До весны 1921 г. преподавал в Высшей духовной школе К-польской Патриархии на о-ве Халки. Весной 1921 г. управляющий рус. приходами в Зап. Европе архиеп. Евлогий (Георгиевский; с 1922 митрополит) назначил С. настоятелем бывш. посольской рус. Никольской ц. в г. Софии. В мае 1921 г. это назначение было подтверждено Высшим церковным управлением за границей (ВЦУЗ). 31 авг. того же года назначен ВЦУЗ управляющим рус. правосл. общинами в Болгарии. В окт. 1921 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) изменил титул С. на «епископ Богучарский» (по городу в Воронежской губ.). Однако С. продолжал именоваться Лубенским до 31 дек. 1929 г., когда Архиерейским Синодом РПЦЗ было принято специальное определение о его титуле «О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского». Согласно рапорту С., сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) патриархом Тихоном были получены им только в 1928 г.
Как глава русских приходов в Болгарии принимал участие в Карловацком Соборе 1921 г. Зарубежной Церкви, возглавлял на нем Миссионерский отдел. При обсуждении соборного послания «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» был в числе сторонников упоминания Романовых как будущей царской династии. 8 мая 1924 г. С. был назначен настоятелем русского Спасо-Александро-Невского муж. мон-ря на сев. склоне горы Бакаджик близ Ямбола (Болгария). В окт. 1928 г. был освобожден от должности настоятеля Свято-Никольского храма в Софии и Спасо-Александро-Невского монастыря в Ямболе, но остался управляющим русскими приходами в Болгарии. 12 сент. 1934 г. Архиерейский Собор РПЦЗ ввиду высокого положения С. как представителя РПЦЗ в Болгарии постановил возвести его в сан архиепископа.
В богословии С. особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты правосл. вероучения, как правило опровергая оппонентов многочисленными ссылками на Свящ. Писание и св. отцов. Будучи сторонником юридической теории искупления, вместе с архиеп. Феофаном (Быстровым) выступил с критикой суждений митр. Антония (Храповицкого) об искуплении, а также указал на недопустимость замены катехизиса свт. Филарета (Дроздова) катехизисом митр. Антония. Результатами стали отказ митр. Антония от этой замены, а затем и Окружное послание Архиерейского Собора 1926 г., где говорилось, что митр. Антоний не настаивает на своей правоте. В 1927 г. архиепископы Феофан и С. обратились к Архиерейскому Синоду с предложением запретить распространение учения митр. Антония. Однако С. отказался назвать митр. Антония еретиком до соборного осуждения, отмечая, что заблуждения были и у великих святых, тем более что митр. Антоний не отвергал Крестной жертвы. Сочинение С. «Искажение православной истины в русской богословской мысли», направленное против учения митр. Антония, было издано после кончины главы РПЦЗ. С. выступал с критикой софиологических, имяславских и иных воззрений прот. Сергия Булгакова в своих сочинениях «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», «Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви», «Протоиерей Сергий Булгаков как толкователь Священного Писания». Добился осуждения учения прот. С. Булгакова Архиерейским Синодом РПЦЗ в марте 1927 г. и на Архиерейских Соборах РПЦЗ в 1935 и 1936 гг. 1 янв. 1938 г. Архиерейский Синод по ходатайству Ученого комитета присудил С. ученую степень магистра богословия за соч. «Новое учение о Софии, Премудрости Божией». 4 янв. 1938 г. С. был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде РПЦЗ.
Осуждал идеи социализма, стоял на монархических позициях. Личность православного царя считал священной вслед. совершения над ним миропомазания и указывал, что цари, подотчетные Богу, мало чем отличаются от ветхозаветных судей. При этом был противником абсолютизма, резко отзывался об имп. Петре I и имп. Екатерине II, как притеснителях Церкви и косвенных виновниках гибели Российской империи. Считал, что цари должны согласовывать свою деятельность с Церковью, т. к. гос-во служит земному, а Церковь - Богу. Революционные потрясения и гонения на Церковь в ХХ в. связывал с отступлением народа от правосл. веры и царской власти. Считал, что Россия возродится как великая держава и монархия, но ставил условием возрождения народное покаяние за вероотступничество. С. выступал против участия белого духовенства и мирян в церковном управлении, считая, что такое право принадлежит только архиереям. Возражал против созыва в 1938 г. 2-го Всезарубежного Собора с участием клириков и мирян, впосл. настоял, чтобы его решения вступали в силу только после их утверждения архиереями.
В ходе конфликта Архиерейского Синода РПЦЗ с управляющими Западноевропейской и Североамериканской епархиями митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским) в 1926 г. занял резко отрицательную позицию в отношении отделившихся иерархов и считал необходимым применить к ним строгие меры вплоть до лишения сана. Осуждал политику компромиссов с советскими властями, проводившуюся заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦЗ 1927 г., объявившем об адм. разрыве с митр. Сергием, и в Архиерейском Соборе 1931 г., разорвавшем с ним молитвенное общение. При этом С. избегал резких отзывов о митр. Сергии. В 1935 г. передал ему через Сербского патриарха Варнаву (Росича) неск. экземпляров своей кн. «Новое учение о Софии, Премудрости Божией». Выступал за восстановление полноценных связей с Болгарской Православной Церковью (БПЦ), к-рая находилась под прещениями К-польского Патриархата. Благодаря С. Русская Зарубежная Церковь вступила в общение с БПЦ (разрешались все виды богослужений и таинств рус. священников с епископами и клиром Болгарской Церкви, а также рус. епископов с болг. духовенством, но между епископами разрешалось только совместное служение молебнов, панихид и проч., но не литургии и др. св. Таинств). С. боролся с неправосл. течениями, возникшими в Болгарии,- дыновизмом, базировавшимся на индуистских и оккультных воззрениях, и добросамарянством, проповедовавшим хилиазм.
Вел строгую монашескую жизнь, поддерживал связь с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Св. Горе Афон, совершал денежные сборы на нужды обители. Был известен прозорливостью и силой своей молитвы, возвращавшей к жизни даже безнадежно больных. В Софии проживал вместе с младшим братом архим. Сергием в маленькой квартире без удобств на ул. Велико-Тырново. Претерпевал скорби от тяжелых болезней брата, за к-рым ухаживал. В годы второй мировой войны С. не благословлял рус. эмигрантов воевать против СССР, лично не служил молебнов за победу Германии; нек-рые духовные чада святителя участвовали в антифашистском сопротивлении.
Отказался участвовать в Епископском совещании архиереев РПЦЗ в Вене в окт. 1943 г., не признавшем избрание митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси, но продолжал поддерживать общение с Архиерейским Синодом РПЦЗ вплоть до вступления в Болгарию Красной Армии в сент. 1944 г. 2 марта 1945 г. поздравил с избранием предстоятелем Русской Церкви патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), 15 апр. направил ему прошение с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 30 окт. 1945 г. С. и находившиеся в его ведении 7 рус. приходов в Болгарии были приняты в юрисдикцию РПЦ. Управление этими приходами поручалось С. с непосредственным подчинением патриарху Московскому и всея Руси.
Способствовал процессу восстановления полноценного общения с правосл. миром Болгарской Церкви и признания ее автокефальной Церковью. Пребывая в перешедшей под коммунистическое управление Болгарии, поддерживал ровные отношения с гос. властями, избегал выпадов против руководства СССР, однако в частных разговорах отзывался о нем отрицательно, называя коммунистическую власть сатанинской. В июле 1948 г. С. принял участие в Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве, где выступил с докладами «О новом и старом стиле», «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?», «О соединении Англиканской Церкви с Православной Церковью». В докладах и частных письмах критиковал экуменическое движение, выступал против участия православных в конференциях и форумах, где предусматривалась совместная молитва с инославными и нехристианами. Настаивал, что инославные должны приниматься в Православную Церковь после отречения от своих заблуждений.
Был противником перехода Поместных Церквей на новый календарный стиль, обращал внимание на то, что принятые Римско-католической Церковью новый календарь и новая пасхалия неоднократно осуждались Восточными патриархами, в т. ч. К-польским Собором 1583 г. Переход на новый стиль при сохранении александрийской пасхалии С. считал недопустимым по причине появления в правосл. Церкви множества новых проблем - отказа от ряда правосл. традиций, исчезновения в нек-рые годы Петровского поста, исчезновения Кириопасхи, необходимости упразднить мн. главы Типикона и др. Осуждал константинопольский «Всеправославный конгресс» 1923 г., признавший допустимым переход на новый календарный стиль. Критика С. экуменического движения и нового календаря не приводила к крайностям, что подтверждается согласием С. с позицией РПЦЗ, разрешавшей нек-рым приходам служить по новому календарю. Не возражал и против сослужения клира РПЦЗ и РПЦ с представителями новостильных Поместных Церквей, против присутствия на Совещании глав и представителей Поместных Церквей 1948 г. арм. делегации и католикоса-патриарха всех армян Геворга VI, считал допустимым богословский диалог.
В 1948 г. в Московской Патриархии рассматривался вопрос о назначении С. патриаршим экзархом Западноевропейского Экзархата РПЦ с местопребыванием в Париже, однако Совет по делам РПЦ счел назначение невозможным по причине его антисоветских и монархических взглядов. В 1949 г. С. выступил с резкой критикой модернизма в БПЦ. В последние месяцы жизни, будучи тяжело больным, С. занимался организацией Покровского девичьего мон-ря в Софии. Критика модернизма и основание мон-ря вызвали недовольство в Совете по делам РПЦ, к-рый в кон. 1949 г. обсуждал вопрос об удалении С. на покой.
С. предвидел свою смерть, говорил, что умрет в возрасте 68 лет. Скончался 26 февр. 1950 г., в день Торжества Православия. На его отпевании присутствовали все синодальные архиереи Болгарской Церкви, мн. архимандриты и священники. Погребен 1 марта в крипте рус. Никольского храма в Софии. Почитание С. началось почти сразу после его кончины. Место погребения стало объектом массового паломничества.
3 февр. 2016 г. С. был причислен к лику святых деянием Архиерейского Собора РПЦ единомысленно со Свящ. Синодом БПЦ, делегация к-рого присутствовала на соборном заседании в московском храме Христа Спасителя. 26 февр. того же года чин прославления С. в патриаршем кафедральном Александро-Невском соборе в Софии возглавил Патриарх Болгарский Неофит (Димитров). В торжествах по случаю канонизации С. в Болгарии приняли участие делегация РПЦ, представители Румынской, Чешской и Словацкой Поместных Церквей, гос. руководители Болгарии, представители посольств ряда стран.