СЕРАФИМ
Том LXII, С. 561-562
опубликовано: 12 декабря 2025г.

СЕРАФИМ

(ок. 1750, Стамбул - 19 (или 9).02.1823, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 10 авг. 1813). По происхождению грек, из Константинопольской Православной Церкви; мирское имя и время принятия монашества неизвестны. В апр. 1787 г. был поставлен титулярным епископом (или митрополитом) Аркадиополя для служения в качестве викария Эфесского митр. Самуила, после смерти к-рого (1801) предположительно вернулся в Стамбул.

После кончины Антиохийского патриарха Анфима (20 июля 1813) местоблюстителем престола стал Аккарский митр. Захария, ранее служивший при нем диаконом. Архиереи Антиохийской Православной Церкви намеревались избрать преемника из своих рядов; наиболее активно добивался престола амбициозный Бейрутский митр. Афанасий (аль-Мухалла, или аль-Хаббаз), видный церковный писатель. Однако фанариоты поторопились закрепить традицию поставления Антиохийских первосвятителей К-польским Синодом: на Патриарший престол был избран С., получивший грамоты от Синода и османского султана с подтверждениями своих полномочий. В документе об избрании (см.: Καλλίνικος (Δελικάνης). 1904. Σ. 235-236) говорилось, что оно совершилось по просьбе всей «полноты Церкви» Антиохии, однако это, как представляется, было не более чем стандартной формулировкой. Интронизация состоялась в Стамбуле через 3 недели после смерти патриарха Анфима, что свидетельствует о явной спешке К-польского Синода, стремившегося не допустить избрания нового патриарха в Сирии. Митр. Афанасий ради мира в Церкви отказался от своих притязаний (в лит-ре встречаются утверждения, что он оспаривал Антиохийский престол при избрании предыдущего патриарха Анфима в 1791, однако это, видимо, ошибка из-за смешения обстоятельств возведения на Патриаршество Анфима и С.).

С. прибыл в Бейрут в нач. дек. 1813 г. Бейрутская церковная летопись всячески подчеркивает расположение патриарха к митр. Афанасию, славившемуся своей ученостью и знанием языков. После праздника Богоявления С. отбыл в Дамаск, взяв с собой митр. Афанасия, к-рый вскоре скончался (8 апр. 1814). На его место С. поставил критянина архим. Вениамина, прибывшего вместе с ним из Стамбула (на кафедре в 1814-1848). Ближайшим помощником патриарха в делах управления был Аккарский митр. Захария, с к-рым С. в нояб. 1815 г. отправился в объезд епархий для сбора пожертвований. После посещения Бейрута и Триполи патриарх более 4 месяцев провел в деревнях северо-ливан. обл. Эль-Кура - единственной в Ближневосточном регионе местности компактного проживания православных. Оттуда в апр. 1816 г. он отправился на плато Аккар на севере Ливанского хребта, посетил христ. селения обл. Эль-Хусн, города Хомс, Хаму, Латакию, Антиохию и через Бейрут вернулся в Дамаск. Собранные в ходе поездки немалые средства С. отправлял в Стамбул на уплату долгов Антиохийского престола. К-польский патриарх сщмч. Кирилл VI в письме от 25 февр. 1817 г. хвалил С. за ликвидацию большей их части и выражал надежду на скорое окончательное избавление Антиохийской Патриархии от долгового бремени (Ibid. Σ. 237).

Сев. часть Антиохийского диоцеза, включая г. Халеб (Алеппо), с 50-х гг. XVIII в. состояла в юрисдикции К-польского престола, что было вызвано преобладанием в Халебе общины Мелькитской католической Церкви, для противостояния к-рой правосл. Антиохийским патриархам не хватало финансовых ресурсов и политического веса. В марте 1818 г. в общем русле кампании Высокой Порты по подавлению униатских общин К-польский патриарх Кирилл VI поставил Халебским митрополитом Герасима (ат-Туркумана), местного уроженца, что было важно для управления арабоязычным регионом, и отправил его в Халеб с султанскими фирманами о возвращении униатов в Православие и ссылке местных католических священников. Требования митрополита 17 апр. привели к массовым беспорядкам. По одной из версий, он был схвачен униатами, избит и приведен к кади, главе мусульм. судебной власти. По др. данным, митрополит, спасаясь от католиков, бежал в дом кади, к-рый осадила возбужденная толпа. Униаты окружили также резиденцию паши, протестуя против приведения в исполнение султанских указов. В любом случае открытое неповиновение законному церковному иерарху, а также нападение на дом кади расценивались как мятеж против гос. власти; паша приказал схватить наиболее активных униатов и обезглавить 17 зачинщиков беспорядков (цифры в источниках варьируются). Мелькитские старейшины внешне изъявили покорность митр. Герасиму, однако его положение оставалось крайне шатким. После 2 покушений на жизнь митрополит покинул Халеб и отказался от кафедры. В мае главы униат. общины, поднеся паше значительную денежную сумму с извинениями за недавние беспорядки, получили возможность восстановить прежнее положение.

Ок. 1819 г. С. предпринял аналогичную попытку ликвидировать униат. церковные структуры в Антиохийском Патриархате. Митр. Захария Аккарский был направлен в Сайду, оплот униатов, для приведения их к покорности (конфликтная ситуация в городе усугублялась тем, что православным и униатам приходилось делить одну церковь). Однако правитель Сайды Абдалла-паша поддержал униатов, к-рые доминировали в управленческих структурах его пашалыка и имели множество каналов влияния на местные османские власти. Митр. Захария был выслан из города, а первенство в обладании церковью отдано униатам. Тогда С. в 1820 г. отправил митр. Захарию в К-польский Синод с жалобой на неповиновение мелькитов-католиков. Фанариоты оказали соответствующее воздействие на Высокую Порту, добившись издания султанских указов пашам Дамаска и Сайды о конфискации униат. мон-рей, ссылке священников и возвращении паствы под управление правосл. патриарха.

В то же время влияние османского правительства в сир. провинциях было номинальным. Абдалла-паша игнорировал султанские повеления, а дамасский паша, подкупленный униатами, не торопился с исполнением указов. Острая фаза конфликта С. с униатами летом 1820 г. сменилась полугодовым затишьем, после чего в ночь на 2 янв. 1821 г. были внезапно арестованы все униат. священники Дамаска. Высокая Порта издала указ, запрещавший любые контакты с мелькитами др. католич. священнослужителей - как европейцев, так и маронитов. По настоянию С. униат. священников Дамаска отвезли окольным путем в обход Ливанских гор, где арестованных могли отбить марониты, в Триполи для отправки к месту отбывания ссылки. Однако Абдалла-паша по настоянию своих приближенных-униатов добился от правителя Триполи передачи арестованных ему в Сайду.

С. готовился к новому витку борьбы с католиками, когда политическая ситуация резко изменилась с началом Греческого национально-освободительного восстания весной 1821 г. В Османской империи начались репрессии против православных и массовые казни церковных иерархов. Униат. хроника Михаила ад-Димашки утверждает, что был издан султанский указ о казни С., однако наместник Дамаска Дервиш-паша, благоволивший к патриарху, спас его от смерти. По утверждению К. М. Базили, предложение о казни С. и наложении на христиан контрибуции исходило от дамасского кади и представителей знати. Паша отверг эту инициативу и строгими мерами обуздал дамасскую чернь, готовившую погром православных. Тем не менее вскоре в Дамаск пришел указ о конфискации оружия у христиан - его приведение в исполнение сопровождалось обысками и грабежами. Абдалла-паша в своих владениях жестоко преследовал православных и заключал в тюрьму архиереев и богатых купцов до уплаты ими крупных денежных сумм; поборы и аресты распространились также на мелькитов-униатов и маронитов. Для выплаты контрибуций христианам приходилось переплавлять в слитки серебряную церковную утварь.

Воспользовавшись гонениями османских властей на православных, мелькиты восстановили утраченные позиции. Дамасский паша по настоянию своих чиновников-униатов летом или в нач. осени 1821 г. издал разрешение католич. священникам вернуться в город и гарантировал невмешательство патриарха в их дела. По всему Патриархату - в Сайднае, Маалуле, Ябруде, Каре, Хауране и городах побережья - католики захватывали правосл. храмы и мон-ри, и С. не в силах был этому воспрепятствовать. Ввиду того что на соседнем Кипре османы в начале Греческого восстания повесили всех правосл. архиереев, С. по просьбе К-польского патриарха Евгения II направил в дек. 1821 г. 3 митрополитов на Кипр для рукоположения новых иерархов.

В правосл. историографии образ С. представлен достаточно комплиментарно. Униат. автор, известный как Михаил ад-Димашки, к-рый писал свой труд на фоне ожесточенного межконфессионального противостояния в 1-й четв. XIX в., относился к С. крайне негативно, как к беспощадному гонителю католиков, однако признавал его личное благочестие и аскетические подвиги.

Ист.: Неофит Кипрский. Об арабо-католиках или униатах // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX в. СПб., 1901. Т. 1. С. 171-187. (ППС; Вып. 55. Ч. 1); Καλλίνικος (Δελικάνης), ἀρχιμ. Τὰ ἐν τοῖς κώδιξι τοῦ Πατριαρχικοῦ ᾿Αρχειοφυλακείου σωζόμενα ἐπίσημα ἐκκλησιαστικὰ ἔγγραφα. Κωνσταντινούπολις, 1904. Τ. 2; Ta rh hawa dit aš-Ša m wa-Lubna n, aw Ta rh Mha 'l ad-Dimašq, 1782-1841. Dimašq, 1981. S. 57-71 (на араб. яз.); (?)lsquo;Abdallah ibn Trad. Muhtasar ta rh al-asa qifa. Bayru t, 2002. S. 149-158 (на араб. яз.) (рус. пер. фрагм.: Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру г. Бейрута / Пер.: И. Г. Константинопольский // Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 162-201); Базили К. М. Сирия и Палестина под тур. правительством в ист. и полит. отношениях. М., 2007. С. 128-130.
Лит.: Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. // СИППО. 1911. Т. 22. Вып. 1. С. 20-52; Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World: The Roots of Sectarianism. Camb., 2001. P. 103-106; Панченко К. А. Ближневост. Православие под османским владычеством: Первые три столетия. М., 2012. С. 309-310, 462-464.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также