СЕРАФИМ
Том LXII, С. 581582
опубликовано: 14 декабря 2025г.

СЕРАФИМ

[Тикас Виссарион; греч. Τίκας] (10.02.1913, дер. Артесианон, близ Кардицы, Фессалия - 10.04.1998, Афины), архиеп. Афинский и Элладский (с 12 янв. 1974). С. род. в семье эпирских греков, рано потерял мать, с юного возраста подвизался в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы Корони в Фессалии, параллельно учился на богословском фак-те Афинского ун-та (1936-1940). В 1938 г. был рукоположен во диакона митр. Коринфским Дамаскином (Папандреу), буд. архиеп. Афинским (1941-1949), в 1942 г.- во иерея и одновременно возведен в сан архимандрита. Служил в ц. во имя св. Луки в Афинах. В годы оккупации Греции Италией и Германией (1941-1944) С. участвовал в партизанском движении в составе правой Народной республиканской греческой лиги (ΕΔΕΣ) под командованием Н. Зерваса. Впосл. был удостоен высших военных наград. В послевоенные годы стал секретарем Синода Элладской Церкви. В сент. 1949 г. был избран митр. Артским, в марте 1958 г. переведен на митрополичью кафедру Янины. В Арте С. посвятил себя трудам по учреждению школ, поддержке благотворительных организаций, восстановлению монастырей, в Янине сыграл ключевую роль в создании Янинского ун-та, поддерживал публикации исследований по истории Церкви в Эпире. В 1961 г. участвовал в 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос.

После военного переворота 1967 г., приведшего к установлению диктатуры «черных полковников», С. сохранил свое положение. Ряд членов нового правительства были товарищами по оружию С. еще со времен борьбы в рядах Народной республиканской греческой лиги. 25 нояб. 1973 г. произошел новый переворот: Президент Г. Пападопулос был свергнут, власть оказалась в руках главы хунты Д. Иоаннидиса и нового Президента ген. Ф. Гизикиса. По приглашению Иоаннидиса С. самовольно прибыл из Янины в Афины и принял присягу нового правительства. Архиеп. Афинский Иероним I (Коцонис), близкий к режиму Пападопулоса, обвинил С. в нарушении 13-го прав. Антиохийского Собора 341 г. и требовал его низложения. Синод отказался подвергнуть С. наказанию, сославшись на экстренные обстоятельства, в которых должно было действовать новое правительство. Архиеп. Иероним I ушел в отставку. 19 дек. 1973 г. местоблюстителем Афинской кафедры стал митр. Калавритский и Эйялийский Георгий (Пацис). В янв. 1974 г. Президент Греции Гизикис издал закон о новом способе избрания архиепископа Афинского. В соответствии с ним из 66 митрополитов Элладской Церкви в выборах получали право участвовать только 32. К избранию не допускались иерархи, поставленные архиеп. Иеронимом I, а также митрополиты, участвовавшие в избрании Иеронима I в 1967 г. На заседании в афинском мон-ре Петраки 12 янв. С. получил 20 голосов из 28 возможных (4 митрополита, получивших право участвовать в избрании, не воспользовались им). В тот же день поздравительную телеграмму С. отправил патриарх К-польский Димитрий I (Пападопулос) (1972-1991). 15 янв. решение Синода было утверждено. Летом 1974 г. 12 из 34 не допущенных к избранию архиереев были низложены. Нек-рые из них оспаривали низложение на протяжении десятилетий; в 1993 г. Верховный суд Греции потребовал их восстановления, однако Элладская Церковь сочла это решение вмешательством гос-ва в свои прерогативы, и в 1996 г. постановление Верховного суда было пересмотрено.

Уникальная продолжительность Патриаршества С. связана с его осторожной политикой и умением идти на компромисс с гос-вом. С приходом к власти в 1974 г. правоцентристской партии «Новая демократия» (ΝΔ) во главе с К. Караманлисом позиции Церкви пошатнулись. Конституция 1975 г. предполагала отделение Церкви от гос-ва, утверждала свободу вероисповедания, снимала ограничения по вероисповеданию для высших гос. чиновников и возлагала ответственность за образование нации на светские институты. В 1977 г. был издан новый Устав Элладской Церкви, получивший статус гос. законодательного акта (Закон № 590/77). С. полагал, что его основная задача заключается в восстановлении авторитета Церкви, пострадавшего из-за сотрудничества с диктаторским режимом «черных полковников». Он занимал умеренную позицию, осуждая правосл. фундаменталистов, готовых на прямой конфликт с гос-вом и противодействовавших вступлению Греции в ЕЭС (1981). Противостояние С. с радикалистскими группами продолжилось и в 90-х гг. XX в., когда С. выступал с критикой Православного всегреческого союза (ΠΟΕ) и его печатного органа - газ. «Православная печать» (᾿Ορθόδοξος τύπος).

В сер. 80-х гг. С. противостоял ограничению позиций Церкви, начавшемуся с приходом к власти в 1981 г. Всегреческого социалистического движения (ΠΑΣΟΚ). Вопреки возражениям Элладской Церкви, в 1982 г. был принят закон о гражданском браке (Закон № 1250/82). Однако в результате переговоров был достигнут компромисс: церковный брак не упразднялся, а признавался как альтернатива гражданскому, но разрешение на его заключение выдавали гос. органы.

В апр. 1987 г. был издан закон «О регуляции вопросов церковной собственности» № 1700/87, известный как «Закон Трициса» (по имени министра образования А. Трициса), согласно к-рому большая часть монастырских угодий в течение полугода должна была быть национализирована и передана сельскохозяйственным кооперативам. Кроме того, в митрополиях создавались коллективные органы управления (советы митрополии) из 8 членов, 4 из к-рых должны были быть мирянами. Элладская Церковь, заручившись поддержкой Вселенского Патриархата, выступила с критикой действий правительства: на пл. Синтагма в Афинах состоялся массовый митинг, на к-ром выступили С. и митр. Димитриадский и Алмирский Христодул (Параскеваидис) (впосл. митрополит Афинский). С. вступил в личные переговоры с премьер-министром А. Г. Папандреу, в результате к-рых 11 мая 1988 г. было подписано «Соглашение о передаче» (Закон № 1811) от имени 149 мон-рей, к-рое предполагало передачу лесных и сельскохозяйственных угодий, но не упоминало смешанных коллективных органов управления. Положения законов № 1700 и 1811 не осуществлялись на практике последовательно, и ряд мон-рей продолжали их оспаривать в судах. Решением от 9 дек. 1994 г. ЕСПЧ признал Закон № 1700 нарушающим ст. 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в 1996 г. правительство Греции отказалось от его имплементации.

В 1989 г. благодаря усилиям С. была создана офиц. радиостанция Элладской Церкви. С. не препятствовал формированию интеллектуального движения «новых православных» (νεορθόδοξοι), развивал диалог с греч. социалистами. С возвращением к власти Всегреческого социалистического движения под рук. Папандреу (1993) позиции Элладской Церкви еще более укрепились. С. взял на себя роль защитника греч. национального меньшинства в Юж. Албании (в греч. националистической риторике - «Северном Эпире») и покровителя греч. общин по всему миру. С. активно поддерживал правительство Греции в т. н. македонском вопросе, споре о праве одного из гос-в бывшей СФРЮ носить название Македония.

В июне 1976 г. по приглашению патриарха Пимена (Извекова) С. посетил с офиц. визитом Москву. В марте 1992 г. в ходе совещания предстоятелей правосл. Церквей С. встречался в Стамбуле с патриархом Алексием II.

Отношения Элладской Церкви с Греческой католической Церковью в годы архиепископского служения складывались сложно. После смерти Афинского экзарха Иакинтоса Гада в янв. 1975 г. С. потребовал, чтобы папа Римский не направлял в Афины нового экзарха, однако его просьба не была услышана, новый экзарх был назначен летом 1975 г. и Элладская Церковь разорвала контакты с Ватиканом. В апр. 1983 г. конфликт разгорелся вновь в связи с попыткой реформировать структуру Греческой католической Церкви, в которой С. увидел покушение на прерогативы и статус Элладской Церкви. В 1980 г. произошло установление дипломатических связей между Грецией и Ватиканом, несмотря на то что в сер. 70-х гг. С. и Синод выступали против этого.

С. скончался 10 апр. 1998 г. после продолжительной болезни (уже в марте 1998 часть членов Синода предлагала ему уйти на покой, но он отказался). На его погребении присутствовала делегация Вселенского Патриархата, а Сербский, Румынский и Болгарский патриархи прибыли лично.

Лит.: Basdekis A. Between Partnership and Separation: Relations between Church and State in Greece under the Constitution of 9 June 1975 // The Ecumenical Review. Oxf., 1977. Vol. 29. N 1. P. 52-61; Χαριστεῖον Σεραφεμ Τίκᾳ ᾿Αρχιεπισκόπῳ ᾿Αθηνῶν κα πάσης ῾Ελλάδος. Θεσ., 1984; Скурат. ИППЦ; Dragas G. D. In memoriam: Archbp. Seraphim of Athens and All Greece // GOTR. 1998. Vol. 43. P. 671-675; Χατζηφώτης Ι. Μ. Αρχιεπίσκοπος Σεραφείμ (1913-1998): Μαρ υρίες και τεκμήρια. Αθήνα, 1998; Makrides V. N. L'«autre» orthodoxie: Courants du rigorisme orthodoxe grec // Social Compass. L., 2004. Vol. 51. N 4. P. 511-521; idem. The Orthodox Church of Greece // Eastern Christianity and Politics in the 21st Cent. / Ed. L. N. Leustean. Abingdon; N. Y., 2014. P. 181-209; Macar E. Οι Ουνίτες στην Τουρκία και στην Ελλάδα // Δελτίο Κέντρου Μικρασιατικών σπουδών. Αθήνα, 2004. Τ. 14. Σ. 311-348; Зоитакис А. Г. Правосл. Церковь в Греции в период нацистской оккупации // ВМУ: Ист. 2016. № 2. С. 44-66; Ανδρεόπουλος Χ. Μ. Σχέσεις Εκκλησίας και Πολιτείας στην Ελλάδα κατά την επταετία 1967-1974: Diss. Θεσ., 2016; idem. Η Εκκλησία κατά την δικτατορία, 1967-1974: Ιστορική και νομοκανονική προσέγγιση. Θεσ., 2017; Никитина Т. В. Российско-греч. связи в 70-е годы ХХ в.: (По мат-лам Архива внешней политики РФ) // 1000 лет вместе: Ключевые моменты истории России и Греции / Отв. ред.: О. В. Соколовская. М., 2018. С. 396-411.
Л. В. Луховицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
  • АНФИМ (ок. 1325 - ок. 1370) митр. Афинский и архиеп. Критский, писатель
  • ДАМАСКИН (1890 - 1949), архиеп. Афинский и Элладский (с 1941)
  • ДОРОФЕЙ III (Коттарас Иоанн) (1888 - 1957), архиеп. Афинский и всей Эллады 1956-1957 гг.