СЕРГИЙ
Том LXII, С. 736-739
опубликовано: 15 декабря 2025г.

СЕРГИЙ

Содержание

Прп. Сергий Шухтомский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы дер. Покров, Череповецкого р-на Вологодской обл.)Прп. Сергий Шухтомский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы дер. Покров, Череповецкого р-на Вологодской обл.)(Стефан; 1534 или 1559, Казань - 19.05.1609, Шухтовская вол. Белозерского у. (ныне с. Покров Череповецкого р-на Вологодской обл.)), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Шухтомский (Шухтовский), схим. Основные сведения о святом содержатся в кратком Житии, к-рое в наст. время известно в единственном списке: Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № РК-18405. Л. 188-189 об., сер. и посл. четв. XVIII в. (на л. 188 белая дата - 1784 г.). Как следует из текста: «Житие же его и преставление памяти ради написал тояже Шухтовской волости церкви Николы Чюдотворца дьячек Герасим Иосифов сын Попов по повелению жителей тоя Шухтовской волости, Покровского попа Федора Васильева и протчих боголюбивых православных христиан». В состав рукописи входит нераскрашенный рисунок с изображением С., выполненный пером писца самого текста. Один из списков Жития хранился в Троицком храме при гробнице С., текст воспроизведен также в летописи на накладных медных пластинах, обрамлявших созданную в 1851 г. раку святого (в наст. время хранятся в ЧерМО). Житие неоднократно публиковалось (ИРИ. Т. 6. С. 668-669; СИСПРЦ. 1836. С. 245-246; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 521-522), но без завершающего фрагмента об истории создания текста, поэтому его автор оставался неизвестным.

От рождения Стефан был необыкновенным ребенком: «Егда родися, сосца матерня никакоже прият, пияше ячменное и неквашеное сусло» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405. Л. 188 об.). Позже пищей отрока стали «сухий хлеб и сурово зелие дважды в неделю». Достигнув совершеннолетия, Стефан покинул родной дом и отправился из Казани через К-поль в Палестину и, «ходя по святым местам, навыкая обычаем монастырским; ходил во искусе, ношаше на себе рясу власяную, не пострижен» (Там же). С. пробыл на Востоке 3 года. Вернувшись в Россию, подвижник нек-рое время провел в Новгороде при храме Св. Софии. «Из Новаграда поиде в самоядь Лопскую ко акиану - морю (зап. часть Кольского полуострова.- Авт.) и оттоле поиде в Соловки, во обитель преподобных отець Зосимы и Савватия». В 1603 (7111) г. Стефан пришел в Шухтовскую вол. «и пострижеся во иночество, прият великий ангельский образ». Судя по контексту, странник был сразу пострижен в великую схиму, минуя обязательный для монахов постриг в малую схиму. Возможно, это было вызвано внезапной тяжелой болезнью С. В опубликованном тексте Жития говорится, что постриг С. совершил архим. Исаия, настоятель череповецкого Воскресенского мон-ря (Исаия упом. как настоятель обители в 1603, в 1604/05 эту должность занимал архим. Корнилий, см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 84). Вероятно, эти сведения были добавлены в первоначальный текст Жития позднее; их источником послужила надпись на иконе С., созданной тем же архим. Исаией (возможно, уже не будучи настоятелем, Исаия продолжал жить в Воскресенском мон-ре на покое, где и написал икону С.). В 1895 г. она хранилась на жертвеннике в храме Св. Троицы; образ был «вделан в киот и обложен фольгою, так что не видно подписи архим. Исаии, о коей говорится в рукописном сказании об его житии» (Поройков. 1895. С. 432. Примеч. 21).

Особый аскетический подвиг С. заключался в том, что он часто сутками пребывал без сна, «в молитвах и в посте, и в коленопреклонении; постели себе не имеяше, егда же воздремаше, мало сна приимаше на лактях и на колену» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405. Л. 189). Житие сообщает о том, что «всех лет жития его от рождения в белцах и во иночестве пятьдесят лет до преставления его». Однако в опубликованном тексте Жития говорится, что он прожил 50 или 75 лет (откуда взята эта информация, неизвестно; возможно, в разных списках говорилось по-разному). Святой был погребен «у церкви Живоначалныя Троицы и у Покрова Пресвятыя Богородицы на монастыре в часовне». Это указание чрезвычайно важно, т. к. является единственным свидетельством о том, что в нач. XVII в. в Шухтовской вол. существовал мон-рь. Святой мог быть его основателем либо, что скорее всего, он возобновил запустевшую обитель. Информация, к-рая содержится в «памяти» о преставлении святого, позволяет предположить, что С. был единственным монахом обители, а богослужение в ней совершал белый священник: «Лета 7117 (1609) маия в 19 день на память святаго священномученика Патрекея, епископа Прускаго, преставися раб Божий чюдотворец Сергий, схимник, при благоверном царе и великом князе Василье Ивановиче всея России, при святейшем Ермогене патриархе Московском и всея России в Белозерском пределе, в Шухтовской волости, а в то время служил поп Тимофей Алексеев сын Пелевин». Очевидно, этот священник и отпевал подвижника. С. жил за счет добровольных приношений местных жителей, однако «пищу себе не у всех приимаше». Это сообщение Жития также свидетельствует об отсутствии братии и общей монашеской трапезы в обители. В Житии описан внешний облик преподобного: «...возърастом бе мал, лице имея бело кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяше, мантия долга, ряса черъная» (Там же). Его изображение в рукописи музея-усадьбы «Архангельское» соответствует этому словесному портрету: С. представлен относительно молодым с округлым лицом без бороды, с небольшими усами; на нем ряса и мантия, поверх к-рой - схима, куколь с острым верхом (графично прорисованы многочисленные складки одежды). Святой изображен в молении на фоне холмов, поросших лесом. Слева вверху в облачном сегменте нарисована благословляющая десница Господня, по сторонам нимба святого - надпись: «преп(д)бны сергïй шхтовскïй ч[удотворец]». В Житии говорится, что святой при жизни совершил много чудес и сподобился дара пророчества.

Вероятно, после Смутного времени Шухтовская обитель окончательно запустела, ее храмы стали приходскими. В 1794 г. по благословению митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) построили деревянную Покровскую ц. В 1818-1824 гг. по благословению еп. Старорусского, викария Новгородской епархии Амвросия (Орнатского) и на средства помещика Березникова вместо деревянного Троицкого храма возвели каменный собор, к-рый состоял из холодной церкви во имя Св. Троицы и теплого храма с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Впосл. на месте деревянной Покровской ц. была устроена каменная. В 1851 г. над погребением С. в Троицком соборе установили раку, что отмечено в надписи на сохранившихся накладных пластинах: «Сделана сия риза и гробница на преподобнаго Сергия Белоезерскаго Чудотворца усердием и иждивением дателей доброхотных в 1851 году февраля 11». Кроме Жития на раке были выгравированы тропарь и кондак святому, написанные псаломщиком Шухтовского храма В. Н. Бальзаминовым. За неподобающий сану образ жизни Бальзаминов был запрещен в священнослужении, но оставлен при храме в качестве псаломщика. Однако вредных привычек он не оставил. Однажды настоятель храма пригрозил псаломщику, что сообщит о его неблаговидном поведении благочинному и будет настаивать на его отправке на «черные работы». Всю ночь Бальзаминов молился С. и составил посвященные ему тропарь (опубл.: Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 276; нач.: «Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси...») и кондак (опубл.: Поройков. 1895. С. 432. Примеч. 21; нач.: «От мира скрылся в пустыни, пожил еси досточудне, Сергие...»). В результате псаломщику удалось избежать наказания. В 1895 г., согласно описанию Н. Поройкова, над ракой был устроен выполненный из ткани балдахин с изображением Св. Духа. Около раки на окне «под стеклянным колпаком» хранилась копия посоха С.: сам же посох еще в древности был разделен на щепки богомольцами (ныне эта копия находится в ЧерМО).

С. упомянут под 19 мая в «Полном Месяцеслове» 10-х гг. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина: «Преставление ... Сергия Шухтовскаго Белоезерскаго в лето 7117» (БАН. Дружин. № 736. Л. 56; № 131. Л. 196) и в святцах Н. А. Кайдалова: «Преподобнаго Сергиа схимонаха Шухтовскаго» (РГБ. Ф. 231/II. Карт. 14. Ед. хр. 40. Л. 20, 1868 г.). Память святого указана под 19 мая в «Верном Месяцеслове» архиеп. Сергия (Спасского).

В 30-50-х гг. XX в. Троицкая и Покровская церкви были разобраны на кирпичи. В 2009 г. на фундаменте Троицкого храма построили небольшой деревянный Покровский храм. В наст. время совершаются паломничества к камню и источнику С. Камень, у к-рого, по преданию, молился святой, находится в 200 м от с. Покров; ныне здесь установлен крест. Неподалеку от камня расположен св. источник. В 1998 г. в пос. Суда Череповецкого р-на Вологодской обл. построен храм во имя С.

Лит.: Поройков Н. Ист. сведения о бывших и существующих мон-рях в Череповецком у. Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1895. № 7. С. 429-432; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 89-90; Голубинский. Канонизация святых. С. 340; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 149; Верный месяцеслов. С. 17; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 216. № 434; Романова А. А. «Полный Месяцеслов» Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567, здесь с. 528, 562; Галунова С. И. Иконописное наследие Череповецкого края кон. XIV - нач. XX вв. Череповец, 2019. С. 331, 318. Кат. № 93.
Е. В. Романенко

Иконография

С. известна по единичным произведениям иконописи, книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства кон. XVIII-XIX в. Образ С. был написан архим. Воскресенского мон-ря Исаией в нач. XVII в. и в 1895 г. хранился на жертвеннике храма Св. Троицы, в котором почивали мощи преподобного (Поройков. 1895. С. 432. Примеч. 21). Самое раннее из сохранившихся изображений С. содержит список Жития С. сер. и посл. четв. XVIII в. (ок. 1784 г., Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № РК-18405. Л. 187 об.; описание см. выше). Из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Покров Череповецкого р-на Вологодской обл. происходит наиболее ранняя из известных икон С. работы пошехонского мастера (ныне в ЧерМО; размер 75,5×57 см). Преподобный изображен в рост в правой части композиции в молении Господу Вседержителю в облачном сегменте в левом верхнем углу. У С. нет усов и бороды, лицо округлое, скорее молодое (ср. с описанием облика святого в Житии (Там же. Л. 189): «...возърастом бе мал, лице имея бело кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяти»; см. то же: Барсуков. Источники иконографии. Стб. 522; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 216). Облачен в рясу, мантию, схиму, на голове куколь, правая рука прижата к груди, в опущенной левой - четки. На верхнем поле надпись: «Преп. Сергiй Шухтов: Чудот:». Святой показан на фоне архитектурного комплекса, каменные строения окружены каменными же стенами без башен, с входными вратами с зап. стороны. На переднем плане - поставленный «кораблем» собор с трапезной и 3-ярусной колокольней, увенчанный трехглавием на вальмовой кровле; в юго-вост. углу написан 2-этажный каменный корпус под 2-скатной кровлей, у зап. стены - узкое 2-этажное здание, у южной - небольшая часовня. Очевидно, на иконе изображена каменная Троицкая ц. с оградой и строениями, сменившая деревянную, к-рая находилась на территории Покровского Шухтовского мон-ря (упразднен, вероятно, в 1-й пол. XVIII в.). Несмотря на условность изображения, объемно-пространственная композиция храма в целом соответствует плану, выполненному в 1936 г. для последующего переоборудования Троицкой ц. под школу (см.: Край Сергия Шухтомского. 2009. С. 35; фотографии Троицкой ц. в наст. время не выявлены). Дата возведения Троицкой каменной ц. (1818-1824) позволяет уточнить время написания иконы - не ранее 20-х гг. XIX в. (прежняя датировка - кон. XVIII - нач. XIX в.).

Сохранилось изображение С. на одной из медных пластин, оформлявших раку святого в Троицкой ц. и выполненных в 1851 г. на средства помещицы В. Викентьевой (Новгородский сб. 1866. С. 231; ныне хранятся в ЧерМО; см.: Госкаталог РФ. № 20264951, 20265015, 20265021). С. представлен без бороды, в 3/4-ном развороте, в левой части композиции на фоне пейзажа с 3-главым храмом, правая рука прижата к груди, в левой - свеча (?) (очевидно, символизирует «неусыпный» подвиг святого). С. облачен в монашеские одежды, на голове куколь. В верхней части, над храмом,- Владимирская икона Божией Матери. У ног преподобного лежат 2 посоха. Иконография иконы С. из дер. Покров, написанной в кон. XIX в. (Край Сергия Шухтовского. 2009. С. 11), повторяет изображение на накладке, но в поясном варианте. С. представлен безбородым, в монашеском одеянии, в схиме, на голове куколь (в виде клобука с прозрачной наметкой), вполоборота вправо, с четками в поднятой в молении правой руке, в левой - свеча (?), надпись: «Прп. Сергiй Шухтовск[iй]».

Изображение С. встречается в композициях «Собор Новгородских святых», напр., на иконе кон. XIX - нач. XX в. в новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул.- он написан вверху, в центре, под образом Спасителя; надпись в нимбе: «Св. Пр. Сергïй Шухт.». Подобное изображение С. имеется на близкой по композиции и отдельным деталям хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902, РГБ, Староладожский ист.-архит. и археол. музей-заповедник; экземпляр 1911 г.- НГОМЗ).

Образ С. запечатлен на иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» в группе Белозерских чудотворцев (1934, 50-е гг. XX в., ТСЛ, СДМ; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 96, 100) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. Совр. иконы С.- в целом той же иконографии, к-рая восходит к произведениям из собрания ЧерМО. На иконе из единственного в наст. время храма с посвящением во имя С. в пос. Суда Череповецкого р-на преподобный изображен в правой части композиции, у него округлое лицо без бороды, он показан в молении, на берегу реки на фоне архитектурного ансамбля с 3-главым храмом с колокольней, окруженным стенами (Шалашов Е. Очерки по истории Череповецкого Воскресенского собора, 1780-1961 гг. Череповец, 2007. Цв. вкл.). Иногда С. показан юным схимником со сложенными на груди руками или с четками в руке. Созданы иконы святого вместе с прп. Сергием Радонежским.

Изображения С. встречаются также в монументальном искусстве: среди выполненных в академической манере настенных живописных образов подвижников XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 70-х гг. XIX в.- 1888 г., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010; С.- схимник, с седой курчавой бородой), в росписи часовни прп. Филиппа Ирапского в Череповце (2000; мастер А. В. Алёшин; святой изображен прямолично, с благословляющим жестом правой руки, в левой держит свиток), в росписях Покровской ц. в с. Каликине Добровского р-на Липецкой обл. (иконописная мастерская Молчановых, нач. XXI в.).

Лит.: Новгородский сб. / Ред.: Н. Богословский. Новг., 1866. Вып. 5(16). С. 231-235; Поройков Н. Ист. сведения о бывших и существующих мон-рях, их строителях и основателях в Череповском у. Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 7. Ч. неофиц. С. 429-432; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. № 201; Край Сергия Шухтовского / Авт.-сост.: М. Г. Мальцев. СПб., 2009. Ч. 1; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. C. 210, 239. Кат. 113. Ил. 114; Галунова С. Н. Иконописное наследие Череповецкого края кон. XIV - нач. XX в. Череповец, 2019. С. 263, 319, 332. Кат. 93. Ил. 20.
Н. А. Мерзлютина
Рубрики
Ключевые слова
См.также