САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ
Том LXI, С. 64-68
опубликовано: 15 июля 2025г.

САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ

Содержание

Прп. Савва Освященный. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 225)Прп. Савва Освященный. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 225)[Греч. Σάβας ὁ ῾Ηγιασμένος] (438/9, сел. Муталаска, Каппадокия (ныне Талас близ Кайсери, Турция) - 5.12.532, основанная им лавра в Иудейской пустыне (Израиль)), прп. (пам. 5 дек.). Один из основоположников палестинского монашества, архимандрит палестинских отшельников, основатель лавры, получившей его имя и действующей до сих пор (Мар-Саба, см. ст. Саввы Освященного лавра).

Биография

Основной источник по его биографии - Житие, написанное мон. Кириллом Скифопольским ок. 556 г. (BHG, N 1608). При использовании текста Кирилла следует учитывать 2 обстоятельства: во-первых, автор сознательно умалчивает, по его собственному признанию, о мн. вещах; во-вторых, дошедший до нас греч. текст в нек-рых местах отличается от того, к-рый послужил оригиналом для церковнослав. перевода, причем именно в фактических деталях. Кроме этого, только по-церковнославянски сохранился текст Похвалы С. О. и его наставнику прп. Евфимию Великому, написанной тем же Кириллом Скифопольским. Из текста становится ясным, что агиограф сознательно опустил значительный объем сведений (напр., о его деятельности на родине: «...и тажде и о земли отечьства, яко сию украси церквами, вѣрою и прославлениемь уяснивъ, с<вяти>т<е>ли же дароносно освятив, иночьскым же чиномъ манастыре исполни, и устави и законы предасть» (ВМЧ. Дек., дни 1-5. Стб. 559); Кирилл упоминает только ц. Космы и Дамиана в родительском доме С. О.). На Руси бытовал перевод Жития С. О., сделанный в Болгарии не позднее 2-й пол. XI в. (см.: Кирилл Скифопольский. 1890). Помимо Жития Кирилла Скифопольского на греч. языке сохранились Житие прп. Симеона Метафраста (BGH, N 1609) и похвальное слово С. О. прп. Неофита Затворника (Ibid. N 1610).

Родившегося в богатой и знатной семье С. О. в результате ссоры между дядьями-опекунами в детском возрасте отдали в мон-рь Флавианы неподалеку от его родного селения, откуда он впосл. отказался выходить в мир. Ок. 456/7 г. пришел в Палестину, в Иудейскую пустыню, где впосл. был принят в ученики прп. Евфимием. С. О. перезимовал в мон-ре аввы прп. Пассариона, а прп. Евфимий по причине малолетства С. О. отправил его вначале в Старую лавру к прп. Феоктисту. В 13-летнем возрасте по ходатайству преемника Феоктиста Лонгина С. О. получил благословение прп. Евфимия уединиться в пещере к югу от мон-ря. После смерти прп. Евфимия из-за перемены монастырских порядков С. О. удалился в Иорданскую пустыню. До того как удалиться в пустыню, он сопровождал одного из братий в Александрию, где встретился с родителями. Отец, ставший к тому времени командиром подразделения исавров, уговаривал его поступить на службу, но С. О. отказался, заявив, что уже выбрал свой путь. В дальнейшем подвижник не раз менял места своего уединения, вступая в сложные взаимоотношения с живущими в окрестностях арабами-бедуинами.

С. О. отличался исключительным смирением, из-за чего отказывался от пресвитерской хиротонии. Однако на месте буд. лавры (в 478 в Кедронской долине началось строительство комплекса зданий, ставшего впосл. лаврой С. О.) он построил ц. во имя Пресв. Богородицы, где служили приходившие к С. О. иереи. В 486 г., обнаружив удобную пещеру, он устроил в ней т. н. богозданную церковь (Феоктистос, посвященную свт. Николаю Чудотворцу). В том же году (С. О. шел 48-й год, а паства его насчитывала 150 чел.) некоторые из братий направились к Иерусалимскому патриарху Саллюстию и попросили назначить себе игумена, указывая на непригодность для этой должности С. О. по причине его необразованности. Однако патриарх рукоположил С. О. во иерея и сделал офиц. настоятелем лавры, а также освятил ц. Феоктистос. Несколько позже к С. О. стало прибывать все больше монахов из Армении, к-рым он позволил читать канон псалмопения на родном языке. На время от дня памяти прп. Евфимия (20 янв.) до Недели ваий С. О. ежегодно удалялся в пустыню. В этот период началось основание дочерних киновий, напр. в Кастеллии, а также покупка гостиниц для паломников. По правилу С. О., в к-ром он ссылался на прп. Евфимия, безбородые монахи должны были жить в киновиях и переходить в лавру лишь по достижении зрелого возраста.

Чтобы прекратить нестроения в палестинском монашеском сообществе, патриарх Саллюстий назначил прп. Феодосия Великого архимандритом всех киновиотов, а С. О.- отшельников Палестины. В лавре, однако, образовалась группировка из 60 монахов, противостоявшая С. О. Отделившись, они в 508 г. составили т. н. Новую лавру, причем преподобный помог им с обустройством. Однако вскоре Новая лавра стала гнездом оригенистов (см. Оригенистские споры). Сам же С. О. всячески боролся с ересями: несторианством, монофизитством и оригенизмом. Чтобы переубедить имп. Анастасия I, покровительствовавшего монофизитам, преподобный совершил путешествие в К-поль, но безрезультатно. Стража не пустила С. О. во дворец из-за того, что он был одет в лохмотья, но затем Анастасий имел о нем откровение свыше. С. О. получил от императора щедрое пожертвование, однако не добился перемены его умонастроения. В дальнейшем он вел непримиримую борьбу с Севиром (512-518), патриархом Антиохийским. Когда патриарх Иерусалимский Иоанн III (516-524) отказался выполнять данное имп. Анастасию обещание вступить в церковное общение с Севиром, то С. О. собрал в Иерусалиме ок. 10 тыс. монахов, чтобы поддержать патриарха, к-рый в результате остался на кафедре. С. О. же вместе с прп. Феодосием с согласия всех монахов Палестины направил имп. Анастасию послание против Севира и его сторонников, выражающее готовность монашества, священства и мирян Св. земли до конца отстаивать правосл. веру. Во 2-й раз С. О. пришлось отправиться в К-поль уже после воцарения имп. Юстиниана I, когда после подавления восстания самаритян императора настроили против жителей Палестины. Ему удалось добиться принятия репрессивных мер против самаритян, в частности запрета для них занимать публичные должности. С. О. предсказал имп. Юстиниану отвоевание Африки и Италии. По инициативе преподобного император построил в Иерусалиме неск. больниц и храм во имя Пресв. Богородицы.

В 524 г. С. О. ввел в лавре написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского (подробнее см. в ст. Иерусалимский устав).

С. О. мирно почил и был похоронен в ложбине между 2 церквами. Агиограф перечисляет несколько посмертных чудес С. О., в т. ч. охрану своей лавры от нападения оригенистов из Новой лавры.

Мощи

Мощи прп. Саввы Освященного в кафоликоне Лавры прп. Саввы Освященного. Фото: GFDL/Wikimedia CommonsМощи прп. Саввы Освященного в кафоликоне Лавры прп. Саввы Освященного. Фото: GFDL/Wikimedia Commons Есть недостоверная версия, согласно к-рой мощи С. О. были привезены в Венецию из К-поля в 911 г. (Albrizzi G. B. Forestiere illuminato della chitа di Venezia. Venezia, 1772. P. 144). Однако, согласно более правдоподобным сведениям, мощи С. О. были похищены венецианцами в кон. 40-х гг. XIII в. и в 1249 г. помещены в венецианской ц. Сант-Антонио (Ididem; Cornaro F. Notizi storiche delle chiese e monasteri di Venezia. Padova, 1758. P. 32-33). На правосл. Востоке утрата мощей долгое время скрывалась: мн. паломники, посещавшие лавру в XIV-XV вв., не подозревали, что гробница С. О. представляет собой кенотаф; исключение составляли пилигримы из Зап. Европы, бывавшие в ц. Сант-Антонио в Венеции. Архим. Агрефений (70-е гг. XIV в.) оставил детальное описание гробницы С. О., стоявшей посреди лавры под куполом на 6 столпах. Сам саркофаг представлял собой 2-скатный беленный известью короб, накрытый плащаницей, напоминавший мусульм. усыпальницы-тюрбе.

Мощи С. О. были возвращены в лавру папой Римским католич. св. Павлом VI в 1965 г. В наст. время они доступны для поклонения паломникам муж. пола, поскольку женщинам доступ в лавру не разрешен. В окт. 2018 г. состоялось торжественное переложение мощей С. О. из той раки, в к-рой они были доставлены из Венеции в 1965 г., в новую серебряную раку, изготовленную греч. мастерами.

О существовании в К-поле храмов и мон-рей, посвященных С. О., неизвестно. Его память совершалась в месте под названием Стратигий (SynCP. Col. 282). В VII в. беженцами из лавры С. О. в Риме был основан мон-рь во имя преподобного, на протяжении неск. веков являвшийся главным греч. мон-рем. В наст. время находится в ведении иезуитов. Церковь, посвященная С. О., есть в г. Кальяри (о-в Сардиния, Италия). Предположительно в VIII-IX вв., вероятно, монахами-иконопочитателями, бежавшими от гонений в Крым, там был основан пещерный мон-рь во имя С. О. (известен под названием Челтер-Мармара), насчитывавший ок. 50 пещер разного назначения. Пришел в упадок в XV в., во время разорения Крыма турками. В наст. время в обители начинается возрождение монашеской жизни (она находится в Балаклавском районе г. Севастополя). В 1994 г. мон-рь во имя С. О. основан в г. Мелитополе (Запорожская обл., Украина). В Москве также есть храм во имя С. О. (в Люблине).

Ист.: BHG, N 1608-1610; SynCP. Col. 281, 392; MartRom. Comment. P. 567; Кирилл Скифопольский, св. Житие св. Саввы Освященного, в древне-рус. пер. / Изд.: И. Помяловский. СПб., 1890; Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Lpz., 1939. S. 85-200; Di Segni L. Cyril of Scythopolis: Lives of the Monks of the Judaean Desert., 2005; Афиногенов Д. Е. Похвала прп. Евфимию Великому и прп. Савве Освященному Кирилла Скифопольского // ВДИ. 2014. Вып. 1. С. 231-251; Вып. 2. С. 218-234.
Лит.: Antonelli F. I primi monasteri di monaci orientali in Roma // RACr. 1928. T. 5. P. 105-122; Lestocquoy J. Notes sur l'église de St. Saba // Ibid. 1929. T. 6. P. 313-358; Ferrari G. Early Roman Monasteries. R., 1957. P. 281-290; Amore A. Saba, fondatore della Grande Laura // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 533-535; Lafontaine G. Deux vies grecques abrégées de S. Sabas // Muséon. Louvaine-la-Neuve, 1973. Vol. 86. P. 305-339; Cameron A. Cyril of Scythopolis: Vita Sabae. Vol. 53: A Note on κατά in Late Greek// Glotta. Gött., 1978. Bd. 56. S. 87-64 ; Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Compar. Stud. in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995; ῾Ιερὰ λείψανα ἁγίων τῆς καθ´ἡμᾶς ᾿Ανατολῆς στὴ Βανετίᾳ. ᾿Αθῆνας, 2005. Σ. 306-307.
Д. Е. Афиногенов

Иконография

Пресв. Богородица с Младенцем на Престоле, с предстоящими прп. Саввой Освященным и неизв. святым. Роспись в нижней ц. Сан-Саба в Риме. Кон. VIII — 1-я пол. IX в. Фото: И. А. ОрецкаяПресв. Богородица с Младенцем на Престоле, с предстоящими прп. Саввой Освященным и неизв. святым. Роспись в нижней ц. Сан-Саба в Риме. Кон. VIII — 1-я пол. IX в. Фото: И. А. ОрецкаяИконография С. О. и география распространения его образов обширны. Самое раннее изображение святого сохранилось на фреске 3-й четв. VIII в. в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква на Римском форуме (Графова. 2014. С. 190, 192-193. Рис. 6). С. О., стоящий в ряду др. святых по правую руку от Христа, имеет прямые волосы без заметных проплешин, отступающие надо лбом 2 дугами, к-рые повторяют очертания бровей; борода короткая, округлая, следует форме подбородка. Безбородый святой в капюшоне с надписью «SCS SABAS» запечатлен на фрагменте фрески (кон. VIII - 1-я пол. IX в.) из апсиды нижней ц. Сан-Саба на Авентинском холме в Риме, основанной, как считается, палестинскими монахами в VII в. (Wilpert. 1917. S. 718. Pl. 189/5).

На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 225, 1-я четв. XI в.) святой представлен в 3/4-м повороте с воздетыми в молении руками; рядом - архитектурный комплекс в ограде, очевидно, основанная им лавра. Внешность С. О. близка к его изображению на фреске в ц. Санта-Мария-Антиква. В ц. вмц. Варвары в Соганлы в Каппадокии (20-30-е гг. XI в.) полуфигура С. О. в позе оранта занимает нишу в вост. части сев. стены (Захарова. 2011. С. 214), облик неясен из-за утрат красочного слоя. На мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) высокий лоб С. О. лишь со стороны висков прикрыт гладкими прядями волос; у него безволосый подбородок (судя по тессерам смальты розового оттенка) и средней длины, расширяющаяся по внешнему контуру борода с неровным нижним краем, разделенным на мелкие жесткие разнонаправленные пряди - эта особенность, по-видимому, отражает житийный рассказ о падении С. О. в яму с горящим пеплом, опалившим его бороду. Именно раздвоенная борода, «без волос под нижнею губою до подбородка» в качестве отличительной характеристики образа С. О. будет зафиксирована в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733; Ерминия ДФ. С. 170. № 3).

Преподобные Савва Освященный и Евфимий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фото: В. А. ЗаварицкаяПреподобные Савва Освященный и Евфимий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Фото: В. А. Заварицкая

Ранней типологии образа святого следуют авторы мозаик кафоликона Неа-Мони (1049-1056), едва намечающие разделение короткой бороды надвое, или серебряного процессионного креста к-польской работы (сер. XI в., Кливлендский художественный музей, США). В молении благословляющему его Иисусу Христу в небесном сегменте С. О. показан на миниатюре в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19.352. Fol. 68v, 1066 г.) рядом со словами текста Пс 57. 17. Полностью сформированную иконографию демонстрирует образ С. О. на миниатюре в месяцесловной части к-польской рукописи Лекционария (Vat. gr. 1156. Fol. 270v; кон. XI в.): у святого высокий лоб, редкие седые волосы, образующие по 3 завитка со стороны висков и один ближе к темени, недлинная борода разделена на половины, сходит на нет не только в области подбородка, как на мозаике в Осиос Лукас, но и под ним. По типу внешности в визант. иконографии С. О. близок к свт. Григорию Богослову. В комниновский и последующие периоды визант. искусства варьируется трактовка бороды. Иногда ее волосы, спрямленные и жесткие, направлены в разные стороны, как на утраченной иконе XII в. из музея КДА (Этингоф. 2005. С. 657-658. № 31. Ил. 58, 59) или на фреске из ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164; Овчарова. 2020. Ил. 135). Более мягко, с крупными и нередко вьющимися прядями борода С. О. воспроизведена, напр., на фресках в Бачково (кон. XI или XII в.), в кипрских церквах Панагии Форвиотиссы в Асину (1104/05) и в Лагудера (1192). Во фресках XIII-XIV вв. трактовка бороды остается неустойчивой: в Никольской Боянской ц. (1259) она имеет едва заметное расширение, слегка разделяется на невьющиеся волоски, тогда как в росписях XIII в. парекклисиона вмч. Георгия в одноименной башне мон-ря Хиландар отчетливо распадается на отдельные пряди; становится особенно пышной, широко расходящейся в стороны, как на мозаиках ц. Панагии Паммакаристос в К-поле (до 1310) и фресках ц. ап. Андрея на Треске (1388-1389); менее длинная борода - на иконной створке нач. XIV в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, в росписях ц. Христа в Верии (1314-1315), в кафоликоне мон-ря Пантократора на Афоне (1363-1370; Τσιγαρίδας. 1999. Σ. 69. Εικ. 29), в ц. Спаса в груз. Цаленджихе (1384-1396). Монашеское одеяние С. О. включает тунику, мантию и аналав.

В иконографических программах С. О. чаще всего занимает место рядом со своим учителем прп. Евфимием Великим, как в Санта-Мария-Антиква, или сопоставляется с ним в пространстве: напр., в Бачковской церкви образы этих святых занимают вост. лопатки на северной и южной стенах, в соборе в Монреале на Сицилии - медальоны в софитах вост. арок сев. и юж. рукавов трансепта (1180-1194; Brodbeck. 2010. P. 36, 217, 219). Нередко С. О. сопоставляется с прп. Антонием Великим: в церкви в Лагудере - на вост. гранях северного и южного подкупольных столбов; между преподобными Антонием и Евфимием С. О. помещен в сев. парекклисионе Спасовой ц. в Жиче (нач. XIV в.; Чанак-Медић, Поповић, Воѣводић. 2014. С. 290. Сл. 194) и в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318).

С XII в. в храмовом декоре соединяются фигуры палестинских монахов и к-польских подвижников: в Нерези напротив прп. Евфимия и С. О. прп. Феодор Студит и преподобноисп. Феофан Начертанный (Овчарова. 2020. С. 278. Цв. ил. 49, 195). По-видимому, такое решение было вдохновлено т. н. «евергетидской реформой», важнейшим аспектом к-рой явился ново-савваитский синтез - применение в практике к-польских мон-рей некоторых богослужебных обычаев палестинских мон-рей келлиотского типа (Пентковский. 2004; см. также ст.: Евергитидский Типикон, Иерусалимский устав). Позднее эта тенденция прослеживается в программах, созданных под влиянием свт. Саввы I Сербского, к-рый был связан с Евергетидским мон-рем (Этингоф. 2005. С. 168-169). Так, в нартексе ц. Вознесения в Милешево, расписанной до 1228 г., опознаются фигуры С. О. на сев. стене и напротив, на южной,- прп. Феодора Студита (Toмековић. 1991. С. 52-53. Ил. 1, 3); в декорации помещения на 2-м этаже башни Спасовой ц. в Жиче (20-е гг. XIII в.) поясные образы С. О. и прп. Феодора Студита в виде фресок-икон расположены по сторонам от оконного проема на юж. стене.

Прп. Савва Освященный в молении Христу. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19.352. Fol. 68v)Прп. Савва Освященный в молении Христу. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19.352. Fol. 68v)

К рубежу XII и XIII вв. относится группа памятников, в к-рой С. О. изображен рядом с Богоматерью, стоящей в строгой фронтальной позе и держащей перед грудью сидящего Младенца Христа: 2 синайские иконы, из к-рых утрачена та, что прежде хранилась в музее КДА (Этингоф. 2005. С. 661-662. № 33. Ил. 60, 61); роспись сев. и вост. граней юго-зап. пилястры в Богородичной ц. мон-ря Студеница (1208/09; Ђорђевић. 2008), где образ Божией Матери подписан как «Студеницкая».

На иконах С. О. сопутствуют фигуры из иных чинов святости: на синайской иконе, вероятно, XIII в.- свт. Николай Чудотворец, св. жены вмц. Варвара и мц. Ирина; на створках раннего XIV в. из того же собрания в верхней зоне - св. воины великомученики Феодор Тирон и Георгий, в нижней - С. О., преподобные Онуфрий Великий, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин.

Надпись на свитке С. О. может меняться, сохраняя назидательное обращение к монашествующим. В Богородичной ц. в Студенице С. О. написан вблизи погребения прп. Симеона Мироточивого (Немани), на его свитке процитирован текст седальна 6-го гласа по 3-й песни канона панихиды (точное воспроизведение см.: Там же. С. 78). Согласно Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, текст на свитке С. О. гласит о победе над телом и естеством (ок. 1730-1733; Ерминия ДФ. С. 170. № 3), именно он встречается в росписях церкви мон-ря Богоматери Пантанассы в Мистре (ок. 1428).

Из лавры, основанной С. О., происходят оловянные печати XI-XII вв. с изображением святого, к-рый держит крест или свиток (Глигориjевић-Максимовић. 2000. С. 372). К тому же региону и временному периоду относятся фрески с образом С. О. на одной из колонн в базилике в честь Рождества Христова в Вифлееме (ок. 1140-1150; Kühnel. 1988. P. 91-92, 144. Pl. XXVII/44) и в мон-ре Феоктиста в Иудейской пустыне, где фигура С. О. входит в состав композиции с Христом и местными святыми (ок. 1187; Ibid. P. 187-188. Pl. LXVIII/123).

На Хиосе помимо Неа-Мони в ц. Панагии Крина С. О. можно видеть дважды: на сев. стене наоса и в нартексе на фреске «Страшный Суд» (Pennas. 2017. P. 100, 138-139 (идентифицирован как св. Феодор). Fig. 150, 151, 230, 271, 272, 277).

Преподобные Савва Освященный и Евфимий Великий. Роспись Бачковской церкви. 1180–1194 гг. Фото: И. ВаневПреподобные Савва Освященный и Евфимий Великий. Роспись Бачковской церкви. 1180–1194 гг. Фото: И. Ванев

Изображения С. О. палеологовского и поствизант. времени многочисленны: в Фессалонике - в парекклисионе прп. Евфимия базилики вмч. Димитрия Солунского (1302/03), в ц. св. Апостолов (1312-1315; Tomeković. 2011. P. 284-285), в ц. свт. Николая Чудотворца Орфаноса (1310-1320), а также в храмовых росписях XIII-XVII вв. на Афоне (Τουτος, Θουστέρης. 2010. Σ. 55, 71, 92, 130, 152, 164, 172, 184, 201, 209, 223, 231, 240, 290, 302, 322, 342, 356, 363, 387, 398, 416, 421).

Широкое распространение с XIII в. образ С. О. получил в Сербии под влиянием свт. Саввы I Сербского, дважды посетившего лавру С. О., благодетельствовавшего ей, посвятившего этому святому церковь в своем исихастирии (келлии) в афонской Карее в 1199 г. (Марковић. 2009); он же поместил образ С. О. на видном месте в росписях в Студенице, в Жиче, в Милешево. В Жиче С. О. фигурирует не только на фреске-иконе на 2-м этаже башни, в помещении, к-рое, возможно, служило личной молитвенной свт. Саввы I Сербского (Чанак-Медић, Поповић, Воѣводић. 2014. С. 134, 326. Сл. 229), но и в наосе и в сев. парекклисионе на фресках раннего XIV в., восходящих к первоначальной программе 20-х гг. XIII в. В наосе С. О. под живописной аркой в вост. части сев. стены помещен рядом с предалтарным образом Богородицы (Там же. С. 262, 492. Сл. 168. № 31). В северном парекклисионе его фигура, также под аркой, находится в нижнем регистре юж. стены (Там же. С. 285, 290, 507. Сл. 194. № 19), тогда как во 2-м регистре проиллюстрирован его житийный цикл, из которого известна по фотографиям сцена успения преподобного на сев. стене (Там же. С. 284-287, 506. Сл. 187-190. № 4). По мнению исследователей, она обнаруживает сходство со сценой «Успение прп. Евфимия» в посвященном ему парекклисионе базилики вмч. Димитрия в Фессалониках. С. Томекович предположила, что успение С. О. могло входить и в декорацию нартекса Вознесенской ц. в Милешево; в экзонартексе этой же церкви есть еще один образ С. О. (Поповић. 1992. С. 58). Изображение святого регулярно включалось в программы росписей храмов в задужбинах кор. блгв. Милутина: в ц. свт. Николая Чудотворца Орфаноса в Фессалониках, ц. вмч. Никиты в Чучере (до 1316 или 1322-1323), в Старо-Нагоричино, в Грачанице (1319-1321; Tomeković. 2011. P. 257) и, возможно, в Кралевой церкви в Студенице (1318-1319; Глигориjевић-Максимовић. 2000. С. 373). В ц. Пантократора в Дечанах (1347-1348) изображения С. О. встречаются в 3 местах (Tomeković. 2011. P. 256).

В лицевых рукописях палеологовского времени образ С. О. показан под днем памяти: в одном из клейм в лицевом минологии из Фессалоники (Bodl. f. gr. theol. 1. Fol. 19v, 1322-1349), в лицевом служебнике из афонского мон-ря Кутлулуш, в круглом медальоне, подобно античному imago clipeata (Ath. Kutlum. 412. Fol. 59r, XIV в.), в ряду др. святых 1-й декады месяца - в лицевой греко-груз. рукописи т. н. Афонской книге образцов (РНБ О.I.58. Л. 89 об., кон. XV в.; Евсеева. Афонская книга. С. 197, 257. Кат. 37, 101).

В Др. Руси образ С. О. был введен, возможно, уже в программу росписей Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), но с большей уверенностью можно говорить о его присутствии на фресках купола (30-е гг. XII в.) сев.-зап. башни Георгиевского собора княжеского Юрьева мон-ря в Вел. Новгороде. Святой опознается по характерным завиткам на висках и по монашеской одежде (Сарабьянов. 2002. С. 385). Подобно позднейшим «светосавским» программам Сербии, фигура С. О. особо выделена, находится не в кругу др. преподобных в верхнем ярусе росписи, а в нижнем и более крупном по масштабу регистре - со святителями, с патрональным святым, вмч. Георгием, фресками-иконами с образами Богоматери «Одигитрия» и Иисуса Христа. В Спасской ц. Преображенского (Евфросиниевского) мон-ря в Полоцке фреска с С. О. и прп. Евфимием Великим (1161) занимает вост. лопатку на сев. стене, напротив святого, предположительно отождествляемого с прп. Антонием Великим. В ц. Спаса на Нередице в Новгороде (1199) С. О., по-видимому, был изображен между преподобными Евфимием и Антонием на сев. стене. С. О. представлен в ряду преподобных на вост. стене юж. рукава креста Рождественского собора Снетогорского мон-ря в Пскове (1313), на хорах ц. Успения на Волотовом поле (после 1363) и в ц. в честь Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.) в Вел. Новгороде. Рядом с прп. Антонием Великим С. О. изображен в 2 местах иконы «Страшный Суд» кон. XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (Осташенко. 1998. С. 262). Подобным образом, в связи с композицией «Страшный Суд», он неск. раз встречается в росписях Успенского собора во Владимире (1408), в составе месяцеслова - в росписи ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (ок. 1467).

В полуфигурном чине преподобных образ С. О. помещен на фресках алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1481), в рост, вместе с преподобными Антонием и Евфимием,- на новгородской таблетке (сер. XV в., Дом-музей П. Д. Корина, ГТГ) и таблетке из собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), в составе деисусного чина (1-я пол. XV в., ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 313-314. Кат. 254. Ил. 202). Среди памятников московской иконописи 1-й трети XVII в. сохранилась рама с 20 эпизодами Жития С. О., в к-рых святой показан визионером, подвижником, целителем (ЦМиАР; Комашко, Саенкова. 2007. С. 184-185).

Лит.: Wilpert J., Hrsg. Die Römischen Mosaiken u. Malereien der kirchlichen Bauten von IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1917; Kühnel G. Wall Paintings in the Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988; Томековић С. Монашка традициjа у задужбинама и списима архиеп. Данила II // Архиеп. Данило II и његово доба: Међунар. науч. скуп. Београд, 1991. С. 425-441; eadem (Tomeković S.). Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011; Поповић Д. Српски владарски гроб у средњем веку. Београд, 1992; Осташенко Е. Я. Икона «Страшный суд» из Успенского собора Моск. Кремля и проблемы стиля посл. десятилетий XIV в. // ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 246-270; Τσιγαρίδας Ε. Τοιχογραφίες της περιόδου των Παλαιολόγων σε ναούς της Μακεδονίας. Θεσ., 1999; Глигориjевић-Максимовић М. Представе св. Саве Освеђеног у Жичи // Манастир Жича: Зб. радова. Краљево, 2000. С. 369-378; Сарабьянов В. Д. Росписи сев.-зап. башни Георгиевского собора Юрьева мон-ря // ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 365-398; Пентковский А. М. Евергетидский мон-рь и имп. мон-ри в К-поле в кон. XI - нач. XII в. // ВВ. 2004. Т. 63(88). С. 76-88; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005; Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Рус. житийная икона. М., 2007; Ђорђевић И. М. Представа св. Саве Jерусалимског у студеничкоj Богороичноj цркви // Он же. Студиjе српске средњовек. уметности. Београд, 2008. С. 76-90; Марковић М. Прво путовање св. Саве у Палестину и његов значаj за српску средњовек. уметност. Београд, 2009; Brodbeck S. Les saints de la cathédrale de Monreale en Sicile: Iconographie, hagiographie et pouvoir royal à la fin du XIIe siècle. R., 2010; Τουτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημειακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010; Захарова А. В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // ХЧ. 2011. № 6(41). С. 194-222; Графова М. А. Декорация левого нефа ц. Санта Мария Антиква на Римском Форуме с т. зр. полит. истории эпохи иконоборчества // ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 185-202; Чанак-Медић М., Поповић Д., Воѣводић Д. Манастир Жича. Београд, 2014; Pennas Ch. The Byzant. Church of Panagia Krena in Chios: History, Architecture, Sculpture, Painting (Late 12th Cent.). Leiden, 2017; Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и визант. живопись XII в. М., 2020.
О. В. Овчарова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ [Бенедикт] Нурсийский (ок. 480 - 547), прп. (пам. 14 мар.; пам. зап. 21 мар., 11 июля)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ДАВИД СОЛУНСКИЙ (448/50-538/40), прп. (пам. 26 июня)
  • ЕВФИМИЙ († ок. 1527?), прп., Архангелогородский
  • ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская.