САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
Том LXI, С. 68-78
опубликовано: 16 июля 2025г.

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ

Содержание

Прп. Савва Сторожевский. Икона. Сер. XVII в. (ризница Саввино-Сторожевского мон-ря)Прп. Савва Сторожевский. Икона. Сер. XVII в. (ризница Саввино-Сторожевского мон-ря) († 3 дек. 1406/07; Саввин Сторожевский мон-рь в Звенигороде), прп. (память 19 янв.- 1-е обретение мощей, 10 авг.- 2-е обретение мощей, 3 дек., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), предположительно игум. Шавыкиной Дубенской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни (осень 1380 - после 25 сент. 1392), игум. Троице-Сергиева мон-ря (после 25 сент. 1392-1398), основатель и игумен Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1398-1406), ученик прп. Сергия Радонежского. Основными источниками биографии и почитания С. С. являются Житие прп. Сергия Радонежского в редакциях 2-й трети XV в., написанных агиографом Пахомием Логофетом (Сербом), Житие прп. Саввы, составленное русским агиографом Маркеллом (Безбородым), игум. Хутынского монастыря, в сер. XVI в. в связи с общерус. канонизацией святого в 1549 г., Житие прп. Никона Радонежского (редакция, составленная неизвестным автором ок. 1547), монастырские акты, Служба XV в., посвященная С. С., а также данные синодиков, посланий прп. Иосифа (Санина) и рус. царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

Биография

Преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (?). (Успенский собор на Городке, Звенигород)Преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (?). (Успенский собор на Городке, Звенигород) Происхождение, дата и место рождения С. С. остаются неизвестными, как и время прихода в Троице-Сергиев мон-рь и его пострижения там. Игум. Маркелл (Безбородый) в общих словах без временных отсылок рисует жизнь образцового инока, ученика прп. Сергия, в стенах Троицкой обители (Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 25-27).

В 1-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского отмечается, что после победы 8 сент. 1380 г. рус. войск над ратью темника Мамая (Куликовская битва 1380) вел. кн. блгв. Димитрий Иоаннович Донской попросил троицкого игумена выбрать место для строительства обетного мон-ря. Прп. Сергий выполнил эту просьбу, «призва же и княза великаго», заложил церковь, а вскоре и «сътворше церковь красну» в честь Успения Пресв. Богородицы. При ней на р. Дубенке возникла обитель, где был введен общежительный устав. После этого прп. Сергий «постави же единого от ученик своих игумена в том монастыри» (Клосс. 1998. С. 18-19, 370).

В 3-й редакции Жития прп. Сергия (по Б. М. Клоссу) Пахомий Серб (до 1448) уточняет, что настоятельство этой обители святой «вручи… единому от ученик своих мужю добродетелному Саве именем». Информация об этом также встречается в списках 2-й и 4-й редакций Жития, хотя здесь имя С. С. иногда по ошибке заменялось именем прп. Леонтия Стромынского, а в 5-й - прп. Романа (Киржачского?). Благодаря деятельности С. С. «на Острове» на р. Дубенке «събрашяся множество братии в мале времени». Спустя некоторое время эта обитель «бысть… в обителех красна зело, полезна иноческому житью», причем агиограф подчеркивает, что так продолжается «и доныне» (Там же. С. 405). Скорее всего этот текст был составлен в 1446 г., когда Владимирское и Московское великое княжение принадлежало вел. кн. Дмитрию Георгиевичу Шемяке, к-рого активно поддерживали власти Саввина Сторожевского мон-ря. В сер. XVI в. данные из этой редакции Жития прп. Сергия заимствовал игум. Маркелл (Безбородый) для описания начальной деятельности С. С. в кон. 1380 г. Важно отметить, что в своем тексте агиограф нигде не называет основанную в это время обитель Стромынской (Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 27-28).

Долгое время в историографии по-разному интерпретировалось это событие. Мн. исследователи отождествляли С. С. и прп. Савву Стромынского (подробнее об этом, напр., см.: Тимошина. 1994. С. 9-10; Абрамов. 2001; Булычев. 1987. С. 97-108), а В. А. Кучкин вообще ставил под сомнение реальность существования Шавыкиной Дубенской Успенской муж. пуст. (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 86-87). Однако последняя т. зр. не получила поддержки в историографии и отпала в связи с комплексным археологогическим изучением обители, к-рую провел С. З. Чернов. Исследователь не только локализовал этот объект «на Острове» у Шавыкиной пустоши в Переславль-Залесском у., но и установил время его существования: Шавыкин мон-рь непрерывно функционировал во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XVII в., а запустел к 1756 г. (Чернов С. З. Успенский Дубенский Шавыкин мон-рь в свете археол. данных // Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 123-182 ).

В Пространной и Проложной редакциях Жития прп. Серапиона Новгородского сер. XVI в. говорится, что начало иноческого пути святителя было связано с Дубенским Успенским муж. мон-рем «на Острове». Т. о., агиограф, как и его современник игум. Маркелл, четко разделял Стромынскую обитель и Шавыкину пуст. (Булычев. 1987. С. 96). В связи с этим приписывать С. С. игуменство в Стромынском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре нет никаких оснований.

Согласно Житиям С. С. и прп. Никона Радонежского, после преставления прп. Сергия († 25 сент. 1392) прп. Никон Радонежский оставил игуменство в Троице-Сергиевом монастыре и ушел в затвор. По выбору «со многим молением» монашеской братии С. С. (к-рый был тогда игуменом приписной обители) стал троицким игуменом и оставался им 6 лет, с кон. 1392 до кон. 1398 г. (ВМЧ. Дек., дни 1-5. Стб. 70; Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 28). В историографии эту житийную версию разделяет большинство исследователей. Однако некоторые высказывали мнение, что прп. Никон Радонежский не уходил в затвор и оставался игуменом Троицкой обители в 1392-1398 гг. (Строев. Списки иерархов. Стб. 137; Кучкин В. А. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2003. № 1(11). С. 117-118). Однако подтвердить эту т. зр. пока не представляется возможным, т. к. троицкие акты за 90-е гг. XIV в. с упоминанием С. С. или прп. Никона Радонежского не сохранились.

По данным Жития С. С. и др. источников известно, что в кон. XIV в. галицко-звенигородский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич, крестник прп. Сергия Радонежского, «велие моление» обратил к С. С. и уговорил его основать в своем уделе «близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи», обитель. Согласно сведениям Жития преподобного и службы С. С., первоначально святой построил деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. На обустройство обители кн. Георгий Димитриевич также «даде блаженному села многа и имения доволна на строение монастырьское», а сам игумен по примеру своего учителя «себе же устрои келиицу малу… удобну добродетелем делателницу, и к болезнем болшим, и к подвигом постным возставляшеся». Подобно прп. Исаакию Молчальнику и прп. Никону Радонежскому, С. С. был «теплеишии рачитель безъмолвия показовашеся» (Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 28-29). Сведения Жития о княжеских пожалованиях С. С. на устроение Сторожевского мон-ря подтверждаются данными текстов 2 актов, о содержании к-рых несомненно знал игум. Маркелл.

Согласно 1-й данной тарханной и несудимой грамоте ок. 1398-1403 гг. кн. Георгия Димитриевича (по И. А. Голубцову датируется ок. 1402-1403), новая обитель и ее игумен получили в вотчину с. Замошье с деревнями и «с прудом и со всем с тем, что к тому селу изстари потягло»; с. Белгино с деревнями Тимониной, Павликовой и Козинской вместе «с серебром, что на людех, а серебра на них» было 30 р. «с четвертью», а также «з животиною»; с. Дубацынское с дер. Гледеновской и с сельцом Усть-Развадни (Усть-Разводни), к-рому «была придана» Патрикеевская земля от р. Москвы «на вяз по горе по ямы до дубачинской межи», кроме того, им «был придан» бортник Андрейка Телицын «з деревнею, в которой живет на Репище». При этом монастырские люди получили широкий иммунитет: они освобождались от уплаты дани и от повинностей «ям, подвод, тамга, осменничие, костки», а также обитель и ее люди не должны были платить никакой иной пошлины: «ни явки, ни пересуда, ни правого десятка», а «знают тое пошлину монастырскую». Помимо налогового, обитель получила и широкий судебный иммунитет. Кн. Георгий Димитриевич распорядился, чтобы его звенигородские наместники и волостели, а также их тиуны не судили монастырских людей и не вторгались с сыском на их земли, а «судит игумен Сава сам». Во время «сместного суда» игумен имел право на получение своей части судебной пошлины, а «наместники мои и волостели в то ся не вступают». В случае нарушения этого распоряжения князь грозил виновникам «быти... в казни». Этот документ был скреплен княжеской восковой печатью (АСЭИ. Т. 3. С. 79-80. № 53, список кон. XVII в.).

10 мая 1404 г. кн. Георгий Димитриевич выдал властям обители новую жалованную тарханную и несудимую грамоту. В ней уточнялось, что основной комплекс ее владений находился в Звенигородском у., а Патрикеевская земля - в Рузском; с. Замошье находилось у ц. «Василья Святого». Теперь князь не ограничивал рост монастырских владений в своем уделе, освобождая новых пришлых людей от налоговых обязательств и др. повинностей: «А что собе отець мой игумен Сава з братьею прикупят земель, или что им дадут земьль по души в моей вотчине,- и тем людем не надобе моя дань…» Помимо указанных ранее налогов, монастырские люди дополнительно освобождались от уплаты «писчей белки». При этом они получали новые льготы - «ни города не делают, ни двора моего не ставят, ни коня моего не кормят, ни сен моих не косят». Кроме того, монастырские крестьяне «ни к сотцкому, ни к дворскому, ни десятскому с тяглыми людми не тянут ни в которые проторы и в разметы, ни в- ыныи в которыи пошлины».

С мая 1404 г. судебный иммунитет монастырских крестьян распространялся не только на Звенигородский у., но и на Рузский у., а княжеские наместники, волостели и тиуны этих уездов «на тех хрестъянех на монастырских кормов своих не емлют, ни всылают к ним ни по что; а праведщики и доводщики поборов не берут, ни въежщают». Князь подчеркивал, что С. С. «ведает… сам свои люди во всех делех и судит сам во всем, или кому игумен прикажет, оприче душегубства». «Сместный суд» теперь гарантировался как в Звенигороде, так и в Рузе: «А прав ли будет или виноват монастырской человек,- и он прав и виноват монастырю, игумену з братьею; а наместники мои и волостели и их тиуни в монастырского человека не вступаютца, ни в прававо, ни в виноватого; а ведает» С. С. «в правде и в вине своего человека сам; а истцево заплатят на обе стороны», а «игумен з братьею или их приказщик в городного и волостного человека не вступаютца».

«Пятенщикам» из Звенигорода и Рузы было запрещено ставить пятно на коней монастырских людей. Княжеским таможенникам запрещалось брать у них тамгу. Кн. Георгий Димитриевич специально оговаривал, что он «Пречистой дал пятно и тамгу на темиян, дал игумену Саве з братьею: держит игумен в манастыре свое пятно». Пятнившие в обители своих лошадей крестьяне теперь были обязаны платить тамгу «игумену Саве в монастыре». В случае обмана С. С. получал возможность взять «вину… на монастырь, а таможники мои звенигородцкии и рузскии в монастырского человека не вступаютца» (обычно правом пятнения в своих владениях обладали знатные бояре и вольные слуги).

В этом же документе точнее прописаны границы борти, к-рую князь дал «отцу своему игумену Саве». Ее границы шли по р. Иневе и от Суходола до ц. Покрова Пресв. Богородицы, от нее - в верховья р. Нары до Ваишева и до р. Москвы, а «по другую сторону по правую» до села, принадлежавшего А. Шубину, и до Дмитриевой слободки, «да по Нахабну, к реце Москве» (Там же. С. 80-81. № 53а).

Такое щедрое пожалование объяснялось не только личной привязанностью кн. Георгия Димитриевича к игумену, который скорее всего был его духовным отцом, но и обетом, данным князем перед походом на Волжскую Булгарию в нояб. 1395 - февр. 1396 г. (датировку похода см.: Кучкин В. А. О дате взятия царевичем Ентяком Ниж. Новгорода // Норна у источника Судьбы: Сб. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 214-224). Удельный правитель намеревался построить в обители «церковь каменну и добротами украсити ю, еже и бысть». Агиограф Маркелл (Безбородый) не знал точной даты постройки каменного Рождественского собора и полагал, что его строительство произошло еще при жизни С. С. (Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 29-31). Однако эта версия ошибочна, т. к. во время игуменства С. С. монастырский храм был деревянным, каменное здание построили преемники основателя обители при кн. Георгии Димитриевиче в кон. 1-й трети XV в. (Палкина. 2008). С. С. был погребен с правой стороны Рождественского храма (Житие Саввы Сторожевского. 1994. С. 32).

А. В. Кузьмин

Почитание

Игум. Дионисий пишет образ прп. Саввы. Роспись придела прп. Саввы собора Саввино-Сторожевского мон-ря. Нач. ХХ в.Игум. Дионисий пишет образ прп. Саввы. Роспись придела прп. Саввы собора Саввино-Сторожевского мон-ря. Нач. ХХ в. Начало местного почитания преподобного в лит-ре принято датировать 30-50-ми гг. XV в. Однако источники указывают на кон. XV в., о чем свидетельствует написание ок. 1490 г. 1-й иконы С. С. Преподобный явился сторожевскому игум. Дионисию II с повелением написать его образ: «...и оттуду начаша многа и различна исцеления бывати от честнаго гроба его» (Там же. С. 33). Древнейшие изображения С. С. и их копии не сохранились, высказанное в лит-ре предположение о том, что С. С. изображен на складне из собрания ГТГ рубежа XV и XVI вв., большинством совр. исследователей не поддерживается (см.: Шалина. 2010). В Житии святого сообщается о том, что в Сторожевской обители при игум. Каллисте (ок. 1505-1507) при гробе преподобного служили молебны, а на его гробнице находился покров. В обители хранились реликвии святого: фелонь и риза («тафта белая, оплечья камка, шито золотом и серебром с розными шелки») (Кондрашина. 1998. С. 103). О почитании С. С. в период до установления офиц. празднования свидетельствует также именование основателя обители чудотворцем в купчей грамоте 7047 (1538/39) г. (АЮ. № 80).

Общерус. празднование 3 дек. установлено на церковном Соборе 1547 г., о чем сообщается в Житии митр. Ионы (опубл.: Усачев А. С. Житие митр. Ионы третьей редакции // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 21) и в «изложении соборном» митр. Московского свт. Макария, присланном в Троице-Сергиев мон-рь. Встречающееся в историографии (напр., в справочнике Н. П. Барсукова) указание на канонизацию С. С. на Соборе 1549 г. вызвано отсутствием памяти святого в отдельных списках послания митр. Макария. С общерус. канонизацией святого связано, вероятно, строительство в сер. XVI в. каменного придела Рождественского собора, освященного во имя С. С. (см.: Сергиевский Н. Ф. Прп. Савва Сторожевский и его св. обитель. М., 1898. С. 23).

Память С. С. встречается в месяцесловах под 3 дек. с сер. XVI в., в отдельных случаях (1-я четв. XVII в.) есть указание на празднование под 20 июля (Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 374; исследователь ссылается на рукописи Кир.-Бел. № 493/750, № 516/773). В печатных изданиях память святого впервые зафиксирована в Следованной Псалтири 1625 г. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) перенесение мощей С. С. отнесено к 30 апр. (РГБ. Ф. 173.I.201. Л. 315 об.; № 203. Л. 259).

Житие С. С. написано по благословению митр. Макария и по просьбе братии Сторожевской обители («умолену бывшю отцы обители оноя»). В наст. время оно известно, по подсчетам А. Е. Косицкой, более чем в 30 списках. Последние включенные в Житие чудеса относятся ко времени пребывания в Сторожевском мон-ре игум. Афанасия (1543-1549). Житие С. С. вошло под 3 дек. в состав Успенского и Царского списков ВМЧ, т. о., верхняя граница создания памятника - 1552 г.

Два наиболее распространенных варианта текста Жития С. С. выделены в публикации Л. А. Тимошиной: один из них представлен в ВМЧ, 2-й был отредактирован специально для издания Жития, указ о печатании к-рого был оглашен 2 нояб. 1649 г. (Службу преподобному и Житие Саввы Сторожевского напечатали в 2 вариантах: мелким (28 л.) и крупным (55 л.) шрифтом, см.: Булычев. 1987. С. 189-194).

Текстологию, предложенную Тимошиной, уточнила Косицкая, разделившая списки Жития на 2 вида, первый также может быть подразделен на варианты и группы; при этом, по наблюдениям исследовательницы, существовал «монастырский» вариант текста, к-рый имел хождение собственно в Сторожевской обители. Житие С. С. читается также в Четьих-Минеях иером. Германа (Тулупова) (Минея (дек.) 1630 г.- РГБ. Ф. 304.I.762. Л. 19 об.- 36,) и свящ. Иоанна Милютина 1646-1654 гг. (ГИМ. Син. № 806. Л. 1287-1294 об.).

В Прологе краткое Житие С. С. помещается начиная с издания на 1-ю половину года (Пролог. М., 1642. Л. 449-450 об.). Житие в составе Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского (К., 1695) восходит к проложному изданию, но расширено сведениями о чудесах С. С., входившими в состав Минеи (об этом свидетельствуют пометы на полях со ссылками на Пролог и на ВМЧ митр. Макария). А. С. Пушкин переложил на рус. язык краткое Житие С. С. по тексту из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского.

Служба святому, по наблюдениям Ф. Г. Спасского, по стилю не принадлежит автору Жития С. С. игум. Маркеллу (Безбородому). В рукописной традиции эта Служба достаточно рано встречается отдельно от Жития, напр. в Трефологии с дополнениями 60-х гг. XVI в.: БАН. Арханг. Д. 159. Л. 153-160. С. С. прославляется вместе с прп. Никоном Радонежским в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» соловецкого гимнографа архим. Сергия (Шелонина) (Панченко О. В. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 470, 473).

С. С. почитался не только в Сторожевском и Троице-Сергиевом монастырях (С. К. Смирнов указывал на память С. С. под 3 дек. в «троицком рукописном обиходе «братской ествы», писанном между 1534 и 1547 годами»), но и в др. крупных обителях в числе «новых чудотворцев», о чем свидетельствуют «Указец» Арсения Высокого 1584 г. (Шляпкин И. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого. СПб., 1914) и келарский обиходник Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 84/1322, 1616-1617 г., см.: Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII в. СПб., 2012. С. 252). Традиция переписки Жития С. С. существовала в Кирилловом Белозерском мон-ре, Соловецком мон-ре и др. обителях.

Память С. С. особо чтилась при первых Романовых: эта традиция была установлена патриархом Филаретом (Романовым). В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634), под 1 дек. указано: «Саве Сторожевскому трезвон середней, аще в среду или в пяток прилучится; и в 139 году Патриарх приказал впредь таковыя празнества пети во весь Филипов пост во вторник, и в четверток, и в суботу, а в среду и в пяток аллилуиа» (цит. по кн.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 476). Время расцвета Саввина Сторожевского мон-ря приходится на правление царя Алексея Михайловича. Царь многократно посещал обитель преподобного в 1649-1652 гг., заботился об обновлении и переустройстве мон-ря: по указу царя были заново расписаны Рождественский храм и его приделы, отлиты новые колокола, приобретена новая церковная утварь. С именем царя Алексея Михайловича связаны многочисленные пожертвования, в числе к-рых Псалтирь, по к-рой царевич учился в детстве, Евангелие в драгоценном окладе, водосвятная чаша, покров на гробницу с изображением С. С. (изготовлен в царицыной мастерской в 1647-1648).

19 янв. 1652 г. в присутствии патриарха Московского и всея Руси Иосифа, митр. Новгородского Никона (Минова), царя Алексея Михайловича состоялось торжественное обретение мощей С. С. Их положили с правой стороны у алтаря Рождественского собора в дубовую раку. В 1674 г. была изготовлена деревянная рака, а в 1680 г. царь Феодор Алексеевич приказал сделать серебряную гробницу и совершил богомолье в Звенигород, чтобы лично присутствовать при переложении мощей.

Незадолго до переноса мощей С. С. были сделаны записи о новых чудесах святого, сохранившиеся в документах приказа Тайных дел - о чудесном исцелении С. Д. Змеева и кн. А. М. Солнцева в 1651 г. (Кондрашина. 1998. С. 117-118). В монастырском устном предании зафиксировано одно из посмертных чудес С. С.: благодаря заступничеству святого царь Алексей Михайлович спасся во время охоты от медведя (впосл. этот эпизод получил отражение в поэме Л. А. Мея «Спаситель» (1857), иллюстрации к поэме помещены в изд.: Кутепов Н. И. Царская охота на Руси. СПб., 1898. Т. 2: Царская охота на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича).

Согласно др. легенде, во время войны 1812 г. в Сторожевском мон-ре останавливался командующий 4-м франц. корпусом ген. Э. Богарне. Он увидел во сне старца в черном, к-рый предрек, что генерал вернется домой невредимым, если не разорит мон-рь и церковь в нем. Богарне последовал совету святого и благополучно пережил эпоху наполеоновских войн (Из жизни принца Евгения, вице-короля Италийскаго // Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1873. С. 214-217; по свидетельству издателя, «рассказ этот, сообщенный г. Ильиным в Русский архив, передан Н. Д. Хвощинской покойным П. П. Новосильцевым, в бытность его Рязанским губернатором»). Вопреки легенде во время наполеоновского нашествия обитель и рака святого сильно пострадали, после войны гробницу святого поновили, 17 июля 1847 г. над мощами воздвигли новую сень.

Ок. 1855 г. составлен акафист С. С., по нек-рым данным, его автором был еп. Дмитровский Алексий (Ржаницын; впосл. архиепископ Тверской); при переиздании в 1875 г. в текст внесли некоторые изменения (Попов А. В. Православные рус. акафисты, изд. с благословения Св. Синода, история их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Каз., 1903; Служба и акафист прп. отцу нашему Савве, игум. Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу. М., 1856, 1876).

17 марта 1919 г. мощи С. С. вскрыли по решению уездного съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов (Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский мон-рь в 1918-1919 гг.: (По мат-лам ГАРФ) // Саввино-Сторожевский мон-рь: 600 лет. М., 1997. С. 144-160). 5 апр. 1919 г. их вывезли из обители, тогда же исчезла и рака, от к-рой чудом сохранилась одна деталь (Кондрашина В. А. Возвращенная реликвия: Круглый медальон от раки прп. Саввы Сторожевского // Саввинские чт. 2010. Вып. 2. С. 214-223). Обитель была закрыта. До нач. 30-х гг. XX в. часть мощей святого хранилась на Лубянке, в 20-х гг. XX в. ее передали сотруднику ГИМ М. М. Успенскому, а после его смерти - в Свято-Данилов мон-рь. 22 авг. 1998 г. мощи С. С. были торжественно перенесены в Рождественский собор обители и положены в новую раку с басменным серебряным окладом.

К наст. времени возведен ряд храмов во имя С. С.: преимущественно в пределах Москвы и Московской обл., но отдельные храмы и приделы существуют в Ростовской, Самарской и Смоленской областях.

Ист.: ВМЧ. Дек., дни 1-5. Стб. 67-84; Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1695. Кн. 2. Л. 23-25 об.; Описание о российских святых. С. 84. № 208; Житие Саввы Сторожевского: По старопеч. изд. XVII в. / Подгот.: Л. А. Тимошина. М., 1994. (Мат-лы для истории Звенигородского края; 3); АСЭИ. Т. 3. С. 79-82. № 53-53а.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. 1871, С. 248, 264-265; Смирнов С. К. Ист. описание Саввино-Сторожевского мон-ря. М., 18773; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 475-478; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 148-149. № 581; Пушкин А. С. Прп. Савва, игумен: [Из Пролога] // Он же. ПСС. М., 1936. Т. 5. С. 456-457; Тихомиров М. Н. Звенигород. М.; Л., 1948; Черепнин Л. В. Рус. феод. архивы XIV-XV вв. М., 1951. Ч. 2. С. 153, 215; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По «житиям святых». М., 1966. С. 99-100, 152-153; Николаева Т. В. Древний Звенигород: Архитектура. Искусство. М., 1978; Дементьев Е. И. О начале каменного строительства в подмосковном Звенигороде // История СССР. 1981. № 4. С. 201-207; Булычев А. А. Об одном старопеч. изд. XVII в. // Федоровские чт., 1982. М., 1987. С. 189-194; Дмитриева Р. П. Маркелл // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 103-104; Троицкий патерик. Серг. П., 1992. С. 84-91; Тимошина Л. А. Памятник агиографии XVI-XVII вв.: Житие Саввы Сторожевского // Житие Саввы Сторожевского. М., 1994. С. 7-21; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 18-19, 59-61, 68, 129, 164; Кондрашина В. А. Начало обновления Саввино-Сторожевского мон-ря при царе Алексее Михайловиче в сер. XVII в. // Звенигород за шесть столетий. М., 1998. С. 98-118; Абрамов А. В. Прп. Савва Сторожевский и Успенский Дубенский Шавыкин мон-рь // Правосл. искусство и Саввино-Сторожевский мон-рь: Мат-лы науч. конф. / Сост.: В. А. Кондрашина; отв. ред.: А. К. Станюкович. Звенигород, 20012. С. 23-26; он же. О книге К. П. Ковалёва «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» // Саввинские чт. Звенигород, 2010. Вып. 2. С. 42-49; Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII вв. // РД. 2003. Вып. 9. С. 423-439; Смирнова А. Е. Творчество гимнографа XVI в. Маркелла Безбородого: АКД. СПб., 2005; Аверьянов К. А. Прп. Савва Сторожевский: «Белые пятна» биографии // ВЦИ. 2006. № 4. С. 212-220; он же. «Белые пятна» биографии прп. Саввы Сторожевского // К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского мон-ря: Проблемы изуч. памятников раннемоск. зодчества. Звенигород, 2008. С. 119-130; он же. Бывает ли в истории сослагательное наклонение? // Саввинские чт. 2010. Вып. 2. С. 30-41; он же. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2018; Косицкая А. Е. Список Жития Саввы Сторожевского для Кирилло-Белозерского мон-ря // КЦДР. 2008. [Вып.:] Кирилло-Белозерский мон-рь. С. 441-454; Палкина Д. Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского мон-ря // К 600-летию Рождественского собора. 2008. С. 13-25; Леонид (Краснопевков), еп. Прп. Савва Сторожевский. Звенигород, 20104; Седов Д. А. О новейших примерах фальсификации истории Звенигорода // Саввинские чт. 2010. Вып. 2. С. 8-21; Шалина И. А. Житийная икона прп. Саввы Сторожевского из собр. ГРМ // Там же. С. 97-168; Miller D. B. St. Sergius of Radonezh, His Trinity Monastery, and the Formation of the Russian Identity. DeKalb (Ill.), 2010. P. 30, 67, 73, 227; Мощи прп. Саввы Сторожевского / Авт.-сост.: О. Н. Яшина. М., 20122; Серегина Е. Е. Пушкин и «Житие Саввы Сторожевского» // Рус. речь. М., 2015. № 3. С. 81-87; Морозова Л. Е. Традиция паломничества к подмосковным святыням в великокняжеских и царских семьях XVI в. // Палеоросия. Др. Русь: Во времени, в личностях, в идеях. СПб., 2019. № 1(11). С. 125-134.
А. В. Кузьмин, А. А. Романова

Иконография

О древнейшем иконописном образе С. С. известно из Жития сер. XVI в., составленного игум. Маркеллом (Безбородым). Написать икону игум. Дионисию II (2-я четв. или кон. XV в.: о 2 настоятелях с таким именем: Тимошина. 1994. С. 12-13) повелел явившийся ему во сне чудотворец. Игум. Дионисий, будучи иконописцем, обратился за описанием внешности к ученику С. С., старцу Аввакуму, и сам написал икону, ставшую самым авторитетным «портретом» преподобного. Создание образа указывает на установление местного почитания С. С. и прославление его гроба. В чуде об исцелении бесноватого Иуды говорится о видении ему святого как «старца благолепна, на гробе стояща и крест в руце держаща», что подразумевало знание иконографии. Икона письма игум. Дионисия была поясной, издревле висела в палатке-усыпальнице, а после 1652 г.- в монастырском соборе на сев. стене юж. придела во имя С. С. над его дубовой гробницей (указания на место расположения гробницы и иконы, в приделе или в юго-зап. углу Рождественского собора, расходятся: Коробкин. 1904; Кондрашина. 2007. С. 26, 28). Деревянная рака в юж. приделе отмечала первоначальное место захоронения вне храма, у юго-вост. алтарного угла, за юж. стеной диаконника - обычное для основателей мон-рей. О том, что почитаемый гроб еще до обретения останков находился в церковном пространстве, свидетельствует вложенный в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем лицевой шитый покров С. С. (1647-1648, ИАХМНИ; Черненилова Л. М. Волшебная нить: Лицевое и орнаментальное шитье XVI - нач. XVIII в. из собр. музея «Новый Иерусалим»: Кат. М., 2014. Кат. 11). После 1680 г., когда мощи были переложены в серебряную раку, заказанную царем Феодором Алексеевичем, дубовую гробницу передвинули к первоначальному месту погребения и там же оставили 1-ю икону святого письма игум. Дионисия; это следует из вкладной надписи на серебряной лампаде 1649 г., пожалованной царем Алексеем Михайловичем «пред чудотворный образ, что у гроба преподобного ж Савы Сторожевского» (Рогожкина. 2007. С. 54). Монастырская традиция почитания места в юго-зап. углу храма, отмеченного на плане Н. Н. Леграна 1778 г., также могла быть связана с гробом или образом святого; описи XVIII-XIX вв. указывают здесь «старую чудотворцеву раку» или «каменную гробницу».

Прп. Савва Сторожевский. Пластина на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва)Прп. Савва Сторожевский. Пластина на Кийском кресте. 1656 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва)Икона письма игум. Дионисия с поясным образом С. С. размерами (ок. 85,5×75,5 см = 1 аршин 3 в. × 1 аршин) соответствовала ранним иконам рус. чудотворцев у их гробниц (прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Сергия Радонежского). К схожей иконографии относится большинство известных икон С. С. XVII - нач. XX в., в т. ч. написанных «в меру и подобие», как список, к-рый в 2000-х гг. был передан на подворье в Москве, а в год празднования 600-летия преставления преподобного - в Саввин Сторожевский мон-рь (ныне в ризнице). Изначально он мог принадлежать как подворью, где в описи 1773 г. обозначены несколько таких крупных образов, так и монастырскому собору. Стиль списка близок к изображению преподобного в деисусном чине иконостаса 1649 г.; не исключено, что поясная икона, некогда украшенная серебряной басмой (следы крепления сохр.), восходившая к первообразу, могла быть царским вкладом в надгробный комплекс чудотворца, куда входили также серебряное паникадило и шитый покров на раку, вложенные в 1649 г. (Там же). Возможно, новый список заменил обветшавший или исчезнувший во время литов. разорения 1613 г. Святой изображен прямолично в полном монашеском облачении, с широко раскрытой на груди ризой, обнажающей подрясник, со спущенным на плечи куколем, поднятой перед собой благословляющей десницей и свернутым свитком в левой руке. Индивидуальные черты явно восходят к надгробному портрету: форма прически со слегка вьющимися волосами и симметричными залысинами на лбу, удлиненная, разделенная надвое округлая борода с проседью; в сер.- 2-й пол. XVII в. они упоминаются в текстах толковых подлинников (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 208; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 94; РНБ. Погод. № 1930. Л. 130). К ранним примерам поясной иконографии относится серебряная гравированная пластина на Кийском кресте (1656).

Памятники XIX - нач. XX в. варьировали тот образ святого, к-рый был выполнен маслом в академической манере XIX в. на древней иконе «Дионисиева письма» и сохранился до ее реставрации в 1854 г. Н. И. Подключниковым. Типологически памятники этого вида можно разбить на 3 группы: одна, малочисленная, восходила к древнему изображению со свернутой в левой руке хартией; другая отличалась раскрытым и по-разному направленным свитком с текстом поучения к братии (текст варьировался). Источником появления 3-го вида было ростовое изображение С. С. (с поднятой в благословении правой рукой и раскрытой хартией в левой), известное по средникам житийных икон XVI-XVII вв., как его передают литографии посл. четв. XIX в.- с чеканной цатой и камнями. К ним, напр., обращались ростовские эмальеры, воспроизводившие фигуру святого как полностью, так и по пояс, по бедро или почти по колено и литографы для оформления изданий 1876 и 1896 гг. по истории мон-ря (Коробкин. 1898). Вырезанные и раскрашенные литографии, наклеенные на доски, продавались в монастырской лавке для паломников. Подобный образ (9,2×6,9 см, с надписью на обороте «1906 г.») принадлежит архим. Иерониму (Карпову), настоятелю Успенского собора в Звенигороде. Отличительными чертами литографического изображения стали милостивое выражение лика у старца, поднятые к груди и почти сведенные вместе кисти, что напоминало иконы XVII в. Сложенный широкими складками плащ с откинутым куколем оставляет открытым синий аналав с изображением монументального Голгофского креста. Те же особенности характерны для аналойного образа-мощевика письма иконописца А. А. Глазунова, подаренного в 1913 г. казначею Братства прп. Саввы (ризница Успенского собора в Звенигороде); стилистика модерна сочетается с академизмом в передаче личного и традиционностью в написании одежд.

К поясной иконографии относится миниатюрный живописный образ святого из частного собрания: с мягко лежащими складками драпировок, широким, свободно опущенным аналавом, куколь на плечах превращен в своеобразный зеленый воротник на плаще. На слегка приоткрытом свитке надпись: «Не скорбите убо бра...» Средник окружен жемчужной рамкой, к-рую в технике цировки воспроизводили на полях иконники владимирских сел, работавшие в посл. трети XIX в. и до 1917 г.

К иному типу относится написанная мстёрским мастером посл. четв.- кон. XIX в. аналойная икона из Звенигородского музея с поясной фигурой Вседержителя в облачном сегменте. Наклонное положение свитка позволяло его «раскрыть» вниз: как, напр., на палехской иконе последней четверти века (каталог Кристи), или вверх. Раскрытый свиток с текстом духовного завещания братии восходил к полнофигурному изображению преподобного, известному по средникам житийных икон и подвесной пелены сер. XVII в., к-рые не сохранились, но были запечатлены на фотографиях нач. XX в. Тот же иконографический тип лежит в основе пядничного образа работы мастера из Палеха или Мстёры (посл. десятилетия XIX в., ризница мон-ря) с уникальным текстом на свитке (Мф 16. 26). Традиц. текст на свитке сохранялся до нач. XX в., напр. на аналойной иконе мстёрца А. Белокопытова, выпускника мастерской Комитета попечительства о рус. иконописи (ГРМ).

Образ с полнофигурным изображением

Прп. Савва Сторожевский. Икона. Ок. 1899 г. Мастерская И. М. Малышева (Покровская ц. с. Перхушкова Одинцовского р-на Московской обл.)Прп. Савва Сторожевский. Икона. Ок. 1899 г. Мастерская И. М. Малышева (Покровская ц. с. Перхушкова Одинцовского р-на Московской обл.)Образ с полнофигурным изображением С. С. восходил к надгробным «портретам» рус. чудотворцев на покровах и сохранил характерные пропорции. Отголоском его существования служат ранние иконы со столпообразным абрисом фигуры, тесно прижатыми руками, десницей с благословением перед грудью и поднятой левой рукой со свернутым свитком: таблетка кон. XVI в. из обширной серии лицевых святцев (зарубежное частное собрание), на к-рой С. С. стоит рядом со свт. Василием Великим в паре с прп. Пафнутием Боровским; подобное объединение могло быть связано с принадлежностью комплекта одному из подмосковных мон-рей. В ризнице Сторожевского мон-ря в «шкатуне» хранились минейные иконы, 2 из к-рых соответствовали празднованию 1 и 2 мая памятей прп. Пафнутия Боровского и св. князей Бориса и Глеба (Опись ризницы 1667 г. // РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. № 20. Л. 7 об.), чьи изображения вместе со св. кн. равноап. Владимиром представлены и на оборотной стороне этого памятника.

Прп. Савва Сторожевский. Роспись ц. Спаса на Сенях Ростовского Кремля. 1675 г.Прп. Савва Сторожевский. Роспись ц. Спаса на Сенях Ростовского Кремля. 1675 г.В другой серии святцев XVI в. (?) из собрания А. М. и А. В. Мараевых (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 80. Кат. 444) образ С. С. представлен со свт. Николаем Чудотворцем и прп. Варлаамом Хутынским. На иконе-двухрядице кон. XVI в.- нач. XVII в. (?) преподобный изображен внизу, рядом с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими (ГТГ; Там же. С. 184-185. Кат. 587). Среди избранных святых наиболее ранний пример - дробница из числа др. дробниц с рус. святыми на золотом окладе небольшой иконы прп. Кирилла Белозерского (2-я пол. XVI в., под записью 70-х гг. XVIII в., ГММК), хранившейся у гробницы св. царевича Димитрия Иоанновича Угличского в Архангельском соборе Московского Кремля. Рядом с теми же святыми образ С. С. повторяется на полях иконы «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной в Успенский собор Владимира патриархом Иосифом (между 1645 и 1652; ГВСМЗ). Значение данного типа усиливается после создания надгробного покрова - единственного дошедшего древнего шитого изображения преподобного (ИАХМНИ), на к-ром святой представлен фронтально, в монашеских одеждах; он благословляет и держит у груди небольшой свернутый свиток. Образ Ветхозаветной Троицы над головой подчеркивает его преемственность как ближайшего ученика прп. Сергия Радонежского. Золотая надпись вязью на полях сообщает дату, назначение покрова для деревянной гробницы, стоявшей в приделе над местом погребения святого; сохранились имена исполнителей: одной из вышивальщиц - Ульянии Яхониной, а также Ивана Соловья, знаменавшего на покрове «Саввы чудотворца Сторожевского, на полях травы» (Забелин. 1901. С. 728).

«Надгробную» иконографию, но с раскрытым свитком повторял образ 1652 г. на крышке раки (не сохр.), предназначенной для вновь обретенных мощей чудотворца. В кон. XVIII в. он как самостоятельная икона был поставлен в правой части местного ряда иконостаса, «в ногах чудотворцевой раки», как это можно видеть на литографском камне 1859 г. Не исключено, что значительный по размеру («в рост человеческий») образ преподобного «греческого иконного писания» в окладе был исполнен столичными мастерами в сер. XVII в. по царскому заказу. Иконография повторяла аналогичный образ прп. Сергия Радонежского, написанный в 1585 г. по повелению царя Феодора Иоанновича на «гробной доске» чудотворца; он многократно копировался в XIX в. троицкими иконописцами, в т. ч. в мастерской И. М. Малышева. Такой комплекс из 2 списков надгробных икон прп. Сергия и С. С. был приобретен в 1899 г. в Троице-Сергиевом мон-ре прихожанами Покровского храма с. Перхушково Одинцовского р-на (находится в приделе в честь Казанской иконы Божией Матери). Три крупных Голгофских креста на аналаве - черта, повторяющаяся на иконах XIX в.

С вкладами царя Алексея Михайловича (1645-1676) было связано немало произведений драгоценной утвари, в т. ч. напрестольных крестов, на оборотной стороне которых описи фиксировали изображения чудотворца; сохранился один из них, с полнофигурным образом С. С. (ИАХМНИ). Почти без изменений этот извод воспроизводился в росписях, прежде всего монастырского Рождественского собора сер. XVII в., напр. на узком и вытянутом своде юж. притвора. С небольшими вариациями (опущенной или чуть поднятой рукой) повторяется он в ликах рус. преподобных среди росписей архиерейских домовых церквей и мон-рей Ростова Великого, в духовное ведение к-рого входили Троицкая и Сторожевская обители. Фронтальные или слегка развернутые изображения С. С. использовались на иконах избранных святых, подобно хоругви 1-й пол. XIX в. из Успенского собора в Звенигороде, где святой представлен по левую руку от свт. Николая Чудотворца и в паре с прп. Сергием Радонежским; или на памятной иконе 1898 г., вложенной насельниками Троице-Сергиевой лавры в Сторожевский мон-рь по случаю его 500-летия. Тот же извод был характерен для разного рода «сводов», икон с ликами святых и миней, под днем его памяти - 3 дек. (XVII в., из ризницы Троице-Сергиева мон-ря, СПГИАХМЗ: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. № 336. С. 177). На таблетке 1850-1852 гг., созданной в мастерской Малышева, С. С. в надписи назван «Звенигородским» и представлен с раздвоенной бородой, характерной для иконографии прп. Саввы Освященного.

Др. тип ростового изображения С. С.- орант, с поднятой в молитве и отведенной в сторону правой рукой, опущенным и раскрытым свитком - сформировался после офиц. канонизации святого. К ранним примерам относятся средники житийных образов, ни один из к-рых не сохранился. Облик храмовой иконы (XVI в. ?), висевшей над первоначальным (?) местом захоронения чудотворца в юго-зап. углу храма, можно представить по литографии 1876 г. Сходный образ украшал средник аналогичной иконы, стоявшей в конце местного чина в «ногах чудотворцевой раки», после 1814 г. перенесена на юж. стену собора у входа в диаконник; образ воспроизведен на литографии 1896 г. в серии видов мон-ря (ЗИАХМ. КП 6918; Седов. 2007. Кат. 58). Ранние иконы в точности повторяли центральное изображение пелены, шитой в 1649 г. по царскому заказу (не сохр., воспроизведена на фотографии нач. XX в.). Отголоском такой иконографической традиции служит аналойная икона письма М. И. Дикарёва 1887 г. (Рус. иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. / Сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Ил. 164), композиция и стиль к-рой чрезвычайно близки к серии святцев, исполненной им вместе с О. С. Чириковым в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. для домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге. Если раньше иконописцы пользовались прорисями, снятыми со средника житийного образа, существовавшего как самостоятельный памятник (лист сер. XVIII в. в ГРМ), то с посл. четв. XIX в. их место заняли литографические отпечатки с этим изображением.

Житийная иконография

Сложилась к моменту канонизации. Древние иконы известны лишь по письменным источникам и фотографиям нач. XX в. В нижнем ярусе иконостаса придельной церкви во имя С. С. на правой стороне от царских врат находился несохранившийся «местной образ Савы Чюдотворца в молении предста царица чюдесы Савы Чюдотворца, оклад серебреной… венец и гривна чеканные» (Опись ризницы 1667 г. // РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. № 20. Л. 102; Мат-лы для истории Звенингородского края. М., 1994. Вып. 2. С. 80). Описанная композиция показывала преподобного предстоящим в молитве Богородичному образу необычного извода - «Предста царица» в верхнем углу средника. Размеры иконы (ок. 107×58 см) предполагали обширный агиографический цикл. При замене иконостаса этот образ перенесли на зап. стену собора к месту «чудотворцевой раки». Еще один памятник (158×138 см), не упоминаемый ранними описями, в XIX в. помещался в юго-зап. углу Рождественской церкви: «Без оклада в крашеной раме» с чеканным венцом и цатой (Копия с описи… 1836 г. // ЗИАХМ. Инв. № 316. Л. 19 об.). Прорись его воспроизведена на литографии в книге служб 1876 г. и отражает особенности его скромного убранства. Иконография средника и состав 16 клейм близки к большой житийной иконе, висевшей над ракой с мощами, и шитой пелене 1649 г. Не исключено, что поздняя масляная запись, запечатленная на литографии, скрыла один из самых древних памятников с чудесами С. С. Значительным житийным изображением была икона «греческого письма» в драгоценном окладе (131×110 см), до 1814 г. замыкавшая правую часть местного ряда иконостаса у гроба чудотворца (утрачена в 30-х гг. XX в.). Записи позднего времени позволяют различить лишь основные особенности: фронтальная фигура С. С. сходна с иллюстрацией в книге 1876 г., число клейм на ее широких полях - 20, их последовательность и композиции соответствовали шитой пелене 1649 г., к-рая, видимо, предназначалась к этому монастырскому образу. Судя по уменьшенным по сравнению с местными иконами размерам, по соотношению средника и клейм, лаконичности композиций, нельзя исключать создание этой житийной иконы во 2-й пол. XVI в.; др. храмовые образы этого времени сохранялись в иконостасе в середине следующего столетия. В это время на житийную икону чудотворца по царскому заказу был сделан драгоценный оклад.

В числе «государевых вкладов» 1648/49 г. надо рассматривать копировавшую эту икону шитую пелену (утрачена в 30-х гг. XX в.): «Деяния те же, что и на иконе преподобного пред его ракой» (Успенский. 1904. С. 74). Она была исполнена в царицыной мастерской, ее знаменил Симон Ушаков (Забелин. 1901. С. 728). Согласно описи ризницы, богато украшены жемчугом были «венец, надпись и часть схимы» (Опись ризницы 1667 г. // РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. № 20. Л. 26 об.). В поздних описях ее стали именовать «напрестольной» или «подвесной к престолу»: «Пелена, что бываетъ у одежды напрестольной съ передней стороны, на коей вышитъ образъ преподобнаго Саввы с житиемъ» (Опись 1859 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 644. Д. 12. Л. 178 об.). Обычай размещать житийный шитый образ на лицевой грани алтаря, возможно, появился после создания в 1680 г. нового надгробного комплекса чудотворца. Фотография пелены позволяет идентифицировать сцены на полях: первые 2 связаны с Троицким Сергиевым мон-рем (и на иконе, и на шитой пелене сюда включены 3 фигуры «очевидцев» - первых троицких игуменов, в т. ч. и самого С. С.). В клеймах прославляются пророческий и целительский дар святого, его покровительство в т. ч. кн. Георгию (Юрию) Димитриевичу Звенигородскому (в местном ряду иконостаса придельной церкви во имя С. С. стояла икона с их парным изображением, см.: Копия с описи… 1836 г. // ЗИАХМ. Инв. № 316. Л. 28). Верхнее поле завершалось сценой преставления преподобного, далее следовали посмертные чудеса. Три клейма (как и на древней иконе) были посвящены созданию 1-й иконы «письма» игум. Дионисия с участием старца Аввакума. Среди чудес - исцеление бесноватого Иуды, наказание разбойников, исцеление насельников мон-ря и мирян, жены Анны, «мучимой от беса», Георгия, сына боярина Ивана Ртищева, глухой и слепой жены Ирины и девицы Киликии; 3 последних клейма иллюстрируют чудо с игум. Мисаилом. Очевидно, что источником для знаменщика пелены служили лицевое житие чудотворца и висевшая над ракой древняя храмовая икона, сохранявшая не характерный для сер. XVII в. лапидарный художественный стиль. В расходной книге царицыной палаты упоминается И. Янышев, что «наклеивал на полотно Савы чудотворца образец с житием, на бумаге писан» (Забелин. 1901. С. 728).

Икона XVI в. (?) с 16 клеймами жития известна по литографии 1876 г. Она сохраняет отмеченные особенности средника и изображений на полях, ряд эпизодов также представлен в неск. сценах, напр. в 3 клеймах - создание 1-й иконы преподобного, история исцеления игум. Мисаила. Внимание к событиям, связанным с этим настоятелем, управлявшим мон-рем в 1538/39 г., служит подтверждением создания житийной иконографии ближе к сер. XVI в. Размещение иконы на стене над местом древнего погребения чудотворца подтверждает мысль об определенной зависимости образа от событий, происшедших рядом с цельбоносной ракой С. С.

Ок. 1876 г. в московской типографии И. Г. Чуксина был отпечатан еще один лист по рисунку некоего иером. Вениамина, к-рый по деталям был близок к литографскому камню 1859 г., обнаруженному во вторичной засыпке склепа с захоронением еп. Дмитровского Никодима (Белокурова) (погребен в 1877 в притворе Рождественского собора). На нем представлено исцеление слепого инока, приложившего к глазам надгробный покров чудотворца, надпись заимствована из Жития. Неизученной областью остаются лицевые циклы, напр. в рукописи из собрания Д. В. Пискарёва (РГБ. Ф. 228, XVIII в.), содержащие миниатюру «Об исцелении игум. Афанасия» (Л. 235 об.).

Единственным дошедшим житийным образом С. С. является пядница 1835 г. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), написанная в старообрядческой мастерской палехской традиции. С поясным образом святого в среднике, с 12 клеймами, она, возможно, повторяла почитаемую икону над дубовой гробницей в приделе С. С., как она воспроизведена на литографии 1903 г. (типография И. Д. Сытина) с подписью: «Снимок с древней иконы, что в правой стороне раки святых мощей», т. е. висела рядом с др. житийной иконой - с ростовой фигурой в среднике, известной по литографии 1876 г. Цикл имеет отличия от рассмотренных выше: его открывает сцена пострижения С. С., не упоминаемая в агиографии, но традиционная для преподобных, а также благословение прп. Сергия «идти в пустыню на Сторожъ», посмертное чудо; благословение С. С. вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича, идущего «на болгар», по образцу благословения от прп. Сергия Радонежского на битву с Мамаем отца кн. Георгия, блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского.

Другие варианты образа С. С.

Самым распространенным иконографическим типом были изображения «моления» преподобного перед образом Богоматери, напр. на раздаточных пядницах. Представление о них дает икона-мощевик в окладе сер.- 3-й четв. XVII в. из Покровского собора Рогожского кладбища: С. С.- в монашеских одеждах, со свернутым свитком в левой руке. Подносные иконы, часто в окладах, упоминаются при посещении Сторожевского мон-ря царем Михаилом Феодоровичем: 3 сент. 1628 г.; в марте 1629 г. по случаю рождения царевича Алексея Михайловича (СГГД. 1819. Т. 2. С. 339-340); «писанный на золоте» образ получил в дар Антиохийский патриарх Макарий III в 1656 г. (Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 13). Пядницы «в роздачу» заказывали в Москве: по 300 в год их писал кормовой иконописец Яков Федоров, напр. в 1660 г. «к чудотворцу Савине памяти... (3 дек.- И. Ш.) к обретению его мощей января 19 числу… к Христову Воскресению…» (РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. № 33. Л. 72-76; № 15. Л. 2-2 об). Опись Образной палаты Московского дворца сер. XVII в. (до 1669) насчитывала 194 иконы чудотворца (Успенский. Церк.-археол. хранилище. 1902. С. 15, 32, 33, 35), что во много раз превышало число изображений др. рус. святых. В описях ризницы (1667) и казны (1676) значатся более 50 таких памятников, в т. ч. в драгоценных окладах. Одному из московских мастеров принадлежит аналойная икона «на золоте», поступившая из Покровского Хотьковского мон-ря (ГИМ), к-рая близко повторяет образ с Рогожского кладбища. Судя по опубликованной А. И. Успенским прориси, такой была икона XVII в. из музея ОЛДП (Успенский. Иконы. 1902. Л. 95. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 1. Табл. 232), сходный облик закрепился в иконописных подлинниках (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 40 об.; Барсуков. Источники агиографии. С. 476). К типу недорогих «раздаточных икон», в XVIII в. исполнявшихся в Москве, «на посаде», а также в одной из иконописных слобод Троице-Сергиева мон-ря, относятся икона начала века из ЦАК МДА, 2 пядницы того же времени: неизвестного происхождения (1-я четв. XVIII в., ГРМ) и из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Гостунского) в Московском Кремле (ГММК).

Вероятно, со 2-й пол. XVI в. образ святого мог быть включен в деисусный ряд: в иконостасе Рождественского собора Сторожевского мон-ря, исполненном царскими мастерами в 1649 г., С. С. представлен слева «в пандан» духовному отцу и учителю - прп. Сергию Радонежскому. В том же порядке святые занимают место в составе 7-фигурного деисусного чина на накладных серебряных позолоченных дробницах митры, ок. 1650 г. пожалованной царем Алексеем Михайловичем 1-му архимандриту Саввинской обители Варлааму. Среди 7 московских преподобных С. С. изображен на иконе «Богоматерь Владимирская - Древо государства Московского» письма Ушакова (1663, ГТГ). Характерной монастырской композицией стала «Богоматерь на престоле, с предстоящими святыми Сергием и Саввой», известная по описям, иконам и киотной фреске над Красными воротами; поздняя композиция, сменившая фреску XVII в., хорошо видна на старых фотографиях (Уваров А. С. Савин Сторожевский мон-рь близ Звенигорода // Древности: Тр. Комиссии по сохранению древних памятников Имп. МАО. М., 1909. Т. 3. С. XI. Рис. 3). В изводе Спаса Смоленского сторожевский чудотворец заменил фигуру прп. Варлаама Хутынского: храмовая икона с таким средником, с 20 евангельскими притчами на полях, стояла в местном ряду иконостаса, справа от царских врат, повторяя иконографию и местоположение аналогичного образа сер. XVI в. из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля; такая же икона Спаса с припадающими святыми упоминалась в Казанском приделе монастырской Троицкой ц., где она стояла «в пандан» местному же образу прп. Сергия и С. С.

Отражением почитания святого в старообрядческой среде является редкий по составу предстоящих святых в молении Грузинской иконе Божией Матери образ нач. XIX в. (МРИ), исполненный в одной из мастерских Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев), возможно, служивший средником живописного складня. В выговской иконе «Образ всех российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией» (1814, ГРМ) С. С. изображен в правой части верхнего ряда как схимник, с куколем на голове, рядом с пустынниками прп. Иринархом Соловецким и прп. Ферапонтом Белозерским. На миниатюре из поморской рукописной книги кон. XVII в. (ГИМ) в молении Троице Ветхозаветной предстоят прп. Никон Радонежский и С. С.

«Моление» С. С. на фоне основанной им обители как особый извод соответствовало типу изображений рус. чудотворцев, активно формировавшемуся после их канонизации в XVI в. Наиболее ранний подобный вариант отразился в клеймах житийных икон С. С. и шитой пелены, иллюстрирующих рассказ о приходе преподобного на Сторожу: святой представлен на берегу реки и на фоне лаконичной архитектуры. Новым импульсом послужило обновление мон-ря при царе Алексее Михайловиче. Ни одного памятника той эпохи не сохранилось, но широкое распространение данной типологии в Новое время позволяет думать, что во 2-й пол. XVII в. их было много. Отточенную композиционную схему, с включением всех построек, демонстрирует пядничная икона посл. трети XVIII в. (ГМЗРК). Чрезвычайно близка по иконографии менее тщательная по письму икона - монастырское «благословение» кн. М. М. Голицына с датой «26 августа 1785» (ГНИМА). На ней чудотворец держит четки в сложенных перед грудью руках. Такое изображение распространялось в рус. иконографии с нач. XVIII в.; к той же схеме восходит икона из частного собрания (Дорогами Св. Руси: Иконы рус. святых из собр. Н. Паниткова / Сост.: Н. И. Комашко. М., 2020. С. 49-51). На иконном окладе 2-й четв. XIX в. (ЗИАХМ) монастырский ансамбль показан со стороны р. Москвы и св. врат (Кондрашина. 2010). Близкая по времени исполнения и по композиции пядница находится в ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в Москве (2-я треть XIX в.). Обращение мастеров к образцам, неск. раз менявшимся на протяжении XIX в., подтверждает существование прорисей, сходных с теми или иными иконными композициями: рисунок 1-й четв. XIX в. (ГРМ) повторяет редкую особенность - куколь на голове преподобного. Начиная с сер. XIX в. большинство икон варьирует извод, восходящий к графическому листу «Вид Звенигородскаго Саввино-Сторожевскаго монастыря Московской губернии с восточной стороны» московского гравера С. С. Милославского (1843, ГРМ. Инв. Гр. луб-2496). Близкий к этой гравюре, но иной по исполнению «вид» был помещен на вклейке 1-го изд. «Исторического описания Саввино-Сторожевского монастыря» С. К. Смирнова. К тому же типу принадлежат: икона из частного собрания (местонахождение неизв.), с датой «185…», опубликованная в каталоге аукционного дома «Гелос» (1997), 2 иконы из ЦМиАР и Звенигородского музея и проще написанные иконы из ГИМ. Почти идентичны ракурсы представленного с вост. стороны мон-ря: вид на парадные ворота с двуглавым орлом над Красной башней. Авторитет гравюрных образцов был закреплен прорисями и литографией М. Ермолова 1895 г., отпечатанной в Синодальной типографии и почти без изменений воспроизводившей гравюру издания Смирнова (ЗИАХМ), многочисленными иконами письма мастеров владимирских сел, ростовскими образками на эмали.

Особый извод сложился после создания ок. 1859 г. скита на месте пещеры, по преданию вырытой С. С. неподалеку от мон-ря (60-70-е гг. XIX в.), каменного, обнесенного стеной ансамбля, а также установления 17 июля крестного хода. Сюжет местной иконы, необходимой для освящения церкви (1862), должен был подтверждать ее связь с этим местом. Впервые такой образ упоминается в рассказе о посещении скита юным вел. кн. Сергеем Александровичем, об иконе молящегося в пещере Саввы упоминается в описаниях скита 80-х гг. XIX в. С. С. изображается в темной пещере с низким сводом: преклонив колени, молитвенно или крестообразно сложив на груди руки, он обращает взор к иконе Божией Матери «Одигитрия», связанной преданием с 1-м моленным образом чудотворца, принесенным им из Сергиевой обители. Перед отшельником, одетым в схиму с Голгофскими крестами на аналаве, стоит покрытый белой тканью столик с Распятием, раскрытой книгой и черным клобуком. Эта иконография была основана на близком по композиции изображении Моления прп. Сергия в составе литографической сер. «Житие и чудеса Сергия Радонежского» работы неизвестного мастера (СПГИАХМЗ. Инв. 921), растиражированного на изделиях лавры. Об использовании зап. источников свидетельствует размер Распятия. Различия в деталях указывают на использование разных прорисей: иконы из собрания Д. А. Седова (1862) и немного поздней, на золотом фоне из коллекции К. С. Бенедиктова, эмалевый образок из собрания Г. А. Покровского (ЦМиАР). Могут отличаться поза преподобного, сложение на груди рук, наличие или отсутствие черного клобука на столе, пейзаж.

Житийная иконография была представлена во фресках в приделе во имя прп. Саввы в Рождественском соборе нач. XX в. (1913?). К празднованию 10-летия 2-го обретения мощей С. С. московским иконописцем П. Г. Бусалаевым с артелью написана житийная икона (190×170 см) с 32 клеймами, в т. ч. с сюжетом возрождения обители; в среднике С. С. изображен с иконой Божией Матери «Одигитрия» и свитком (опубл. в изд.: Саввинское слово. Звенигород, 2009. № 1. С. 44-45).

Арх.: Ризничные переписные книги Саввино-Сторожевского мон-ря 1656 г. // РГАДА. Ф. 1199. Оп. 1. № 12; Опись ризницы 1667 г. // Там же. № 20 (публ.: Описи Саввино-Сторожевского мон-ря XVII в. // Мат-лы для истории Звенигородского края / Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1994. Вып. 2. С. 29-82); Опись Саввино-Сторожевского мон-ря 1758 г. // Там же. № 176; Опись черновая церквей Саввина мон-ря. 1765 г. // Там же. № 182; Копия с описи церк. имуществу Саввино-Сторожевского мон-ря. 1836 г. // ЗИАХМ. Инв. № 316; Дело о составлении описи церк. и ризничного имущества Звенигородского Саввино-Сторожевского мон-ря. 1853-1860 гг. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 644. Д. 12; Опись ризницы Саввино-Сторожевского мон-ря 1918-1920 гг. // ОПИ ГИМ. Ф. 54. № 337. Л. 175-208.
Лит.: Коробкин С. С. Саввин Сторожевский мон-рь в его прошлом и настоящем: К 500-летию со времени основания мон-ря: С 10 рис. М., 1898, 19042; Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст.; Успенский А. И. Иконы Церк.-археол. музея ОЛДП. М., 1902. Вып. 2; он же. Церк.-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в. М., 1902; он же. Достопамятности Саввина-Сторожевскаго мон-ря // Худож. сокровища России. М., 1904. № 5. С. 69-82; Тимошина Л. А. Памятник агиографии XVI-XVII вв.- Житие Саввы Сторожевского // Житие Саввы Сторожевского: (По старопеч. изд. XVII в.). М., 1994. С. 7-21. (Мат-лы для истории Звенигородского края; 3); Кондрашина В. А. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный: 600-летию преставления Звенигородского чудотворца посвящается. Звенигород, 2007; она же. Иконография прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, в ист. контексте: Сер. XVII - нач. ХХ в. // Саввинские чт. Звенигород, 2010. Вып. 2. С. 68-95; она же. Церк. предметы из колл. металла в собр. Звенигородского музея и оклад на икону прп. Саввы Сторожевского // Там же. С. 203-213; Рогожкина Е. И. Царские вклады в Звенигородский Саввино-Сторожевский мон-рь // Там же. 2007. Вып. 1. С. 50-61; Седов Д. А. Кат. выставки «Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный» // Там же. С. 349-385; Прп. Савва Сторожевский: Иконография XV - нач. XX в. // Сост.: Д. А. Седов, И. А. Шалина. М., 2013.
И. А. Шалина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
  • ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик
  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)
  • ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец
  • ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский
  • ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ИРИНАРХ († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский