ПОЯС
Том LVII, С. 672-673
опубликовано: 24 сентября 2024г.

ПОЯС

Содержание
Пояс еп. Витгария Аугсбургского. Между 860 и 867 гг. (Диоцезальный музей собора св. Афры, Аугсбург)Пояс еп. Витгария Аугсбургского. Между 860 и 867 гг. (Диоцезальный музей собора св. Афры, Аугсбург)

[Греч. ζώνη, ζωνάριον; лат. cingulum], один из элементов облачения священнослужителей и монашествующих в христ. традиции.

Происхождение

П. относится к числу древнейших и самых распространенных элементов одежды в любой культуре, часто выступает маркером возраста, пола и социального статуса. Как элемент одежды, к-рый окружает (опоясывает) фигуру человека, в народной традиции П. воспринимался в качестве границы между верхней (чистой) и нижней (нечистой) частями тела и как апотропей, важный в разного рода «обрядах перехода» (Левкиевская, Толстая. 2004; Левкиевская. 2009).

В ВЗ П. обычно упоминается в связи с ношением оружия (меча) (Исх 32. 27); отсюда его символическое значение «силы» (Пс 17. 33, 40). П. также служил символом достижения мужчиной совершеннолетия (4 Цар 3. 21), мог использоваться для ношения инструментов (напр., прибора писца - Иез 9. 2-3, 11) и служить кошельком для денег (2 Цар 18. 11; ср.: Мф 10. 9; Мк 6. 8).

В эпоху Римской империи П. широко использовался в повседневном обиходе (см.: об апостолах Петре и Павле в Деян 12. 8; 21. 11). Однако в период поздней античности, когда происходило становление базовых элементов облачения христ. священнослужителей и монахов, ношение П. ассоциировалось прежде всего с военной службой (Acta Marcelli. 1 // The Acts of the Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 250; CTh. VI 30. 18; о П. военных см.: Hoss S. Roman Military Belt // Wearing the Cloak: Dressing the Soldier in Roman Times / Ed. M. L. Nosch. Oxf., 2011. P. 29-44; П. солдат также служили для ношения денежного довольствия - Scr. hist. Aug. Pesc. Nig. 10. 7; Ibid. Alex. Sev. 52. 3; Ibid. Aurel. 7. 6), но также и с гражданской администрацией (CTh. XII 1. 147. 3; XIV 10. 1. 1; 18-й канон Собора в Клиши 626/7 г. отождествляет ранг чиновника (gradus) с П. (CCSL. 148A. P. 294-295)). П. считался знаком достоинства (cingulum dignitatis) (CTh. X 26. 1; детальное описание П. префекта претория см.: Lyd. Mag. II 13. 5; см. также типологию П. и их наименований: Isid. Hisp. Etymol. XIX 33. 1-3). Значение П. как статусного элемента одежды особенно возросло в раннее средневековье, с появлением «варварских» королевств (Magoula O. Usage and Meaning of Early Medieval Textiles: A Structural Analysis of Vestimentary Systems in Francia and Anglo-Saxon England: Diss. Birmingham, 2008. 2 vol.).

Монашеский П.

Поскольку основная одежда раннего монашества (хитон, коловий и т. п.) была довольно свободной, ее требовалось подпоясывать, чтобы было удобно работать (Pallad. Lausiac. 32. 3; Ioan. Cassian. De inst. coenob. 1. 1. 1-5, 11; Basil. Magn. Asceticon (fus.) 23; в последующей традиции монахи не снимали П. даже во время сна - Reg. Ben. 22). Ношение П. было символом готовности к служению Богу и встрече с Господом (Sozom. Hist. eccl. III 14. 14; ср.: Лк 12. 35), нестяжательности (Мф 10. 9; Мк 6. 8), бодрствования (1 Петр 1. 13) и борьбы против духов злобы (Еф 6. 14). По примеру прор. Илии (4 Цар 1. 8) и Иоанна Предтечи (Мф 3. 4; Мк 1. 7; ср.: Basil. Magn. Asceticon (fus.) 23; Герман, свт. Сказание. 19) монашеский П. изготавливали из кожи, что символизировало умерщвление плоти (Evagr. Pract. Praef. 5; Doroth. Doctrinae. 1. 13; Sym. Thessal. De poenit. 273 // PG. 155. Col. 497, 500).

Литургический П.

В византийской традиции утвердился в качестве богослужебного облачения (видимо, на основании ветхозаветных прообразов Исх 28. 40; 29. 5, 9) относительно поздно: в «Церковной истории» Псевдо-Германа, составленной в сер. VIII в., еще говорится о том, что иереи служат в фелонях неподпоясанными (Герман, свт. Сказание. 15; что, возможно, противопоставляется П. монашествующих в гл. 19), тогда как в компиляции XII в. Псевдо-Софрония подпоясывание уже упоминается (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 7). Возможно, невнимание толкователей к П. было связано с тем, что он, хотя и использовался в одежде, не был виден из-под фелони и представлял собой шнур или тесьму (Дмитриевский. 1904; такие тонкие П. можно различить на нек-рых изображениях святителей в Василия II Минологии). В поздневизант. традиции священнические П. обычно имели пряжку и застегивались спереди (отсюда традиция делать центральную часть современного П., завязывающегося сзади, более широкой).

Епископский пояс. 1736 г. (Музей Сербской Православной Церкви, Белград)Епископский пояс. 1736 г. (Музей Сербской Православной Церкви, Белград)

По мнению свт. Симеона Солунского, архиерейский П. символизирует силу, даруемую от Бога, целомудрие и чистоту (Sym. Thessal. De sacra liturgia. 81 // PG. 155. Col. 260). При облачении в П. архиереи и иереи читают молитву, основанную на Пс 17. 33-34. Внешний вид литургического П. в православном богослужении строго не регламентирован. Поскольку его носят поверх подризника и епитрахили, П. обычно имеет изображение креста в центре и может быть декорирован орнаментом и обшит лентой по краям, его цвет, как правило, согласуется с цветом др. облачений. На концах П. имеются тесемки или ленты, которые завязываются сзади, на пояснице. При этом подрясник подпоясывается иным пояском, который не является частью богослужебного облачения. У старообрядцев литургический П. имеет пряжку (отличительной чертой также являются т. н. источники - 4 свисающие ленты с кистями, по две с левой и с правой стороны, происхождение к-рых точно не известно: возможно, они происходят от древнего энхирия (см. в ст. Набедренник)).

Свт. Симеон в своем толковании отдельно останавливается на описании П., который носит иподиакон поверх стихаря: этот П. означает неполноту достоинства его сана (поскольку он еще не священнослужитель), а также указывает на то, что иподиакон с момента поставления не может более вступать в брак (Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 163 // PG. 155. Col. 368-369). Стихарный П. иподиаконов изначально, вероятно, не был широким и скорее всего представлял собой шнур или тесьму (Неселовский. 1906. С. 79). В поствизант. греч. традиции иподиаконы стали опоясываться орарем как П. Иподиаконы РПЦ носят орарь, опоясавшись им крестообразно (его концы оборачивают вокруг пояса, перекрещивают на спине, спускают через плечи вперед, снова перекрещивают и затыкают за пояс).

В западной традиции

первые упоминания о ношении епископами П. связаны с их подражанием монашеским обычаям (Const. Lugdun. Vita S. Germani episcopi I 4 // SC. 112. P. 128; Vita S. Fulgentii. 18. 37 // PL. 65. Col. 136). В кон. VII в. П. упоминается в числе папских облачений (OR. I 34 // Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 78). Диаконская альба еще в VIII в. не подпоясывалась (Ps.-German. Paris. Ep. II 3d // CCM. 187. P. 363-364). Согласно OR 8 (составленном, вероятно, в IX в.), П. носит не только папа, но и диаконы, субдиаконы и аколиты (Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 321-322). Согласно Амаларию Мецскому, пресвитер подпоясывал камизий, но не надеваемую поверх него тунику (Amalar. Lib. offic. II 22. 2).

Один из древнейших сохранившихся образцов литургического П. был создан между 860 и 867 гг. по заказу королевы Эммы, супруги кор. Людовика II Немецкого, для Витгария, еп. Аугсбургского. В вышитой на нем посвятительной надписи П. называется латинизированным греч. наименованием «zona» (такая же терминология: Capitula sangallensia. 7 // MGH. Leg. Capit. Episcoporum. Bd. 3. S. 117; в капитулярии 889 г. еп. Рикульфа Суассонского используются термины «zona» и «cinctoria»: Ibid. Bd. 2. S. 104). В более поздних источниках упоминаются роскошные П. епископов, украшенные золотом, драгоценными камнями и жемчугом (см., напр.: Vita S. Salvii episcopi. 1. 3 // ActaSS. Jun. T. 7. Col. 176; по новому критическому изд. этого Жития (BHL, 7472): AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 167). Ветхозаветную типологию П. см. в толкованиях: Raban. Maur. De inst. cleric. I 17; Ps.-Alcuin. De div. offic. 38 // PL. 101. Col. 1240-1241; Innocent. III, papa. De sacr. altar. Myst. I 37; Durand. Rationale. III 4. 5-6.

В совр. католич. традиции для подпоясывания альбы обычно используется П. в виде шнура (веревки) (традиция восходит к практике нищенствующих орденов XIII в.). Поверх сутаны принято носить широкий тканый П. (zona или fascia), цвет к-рого соответствует сану и достоинству в церковной иерархии: у пресвитеров - черный, у архиепископов и епископов (а также др. монсеньоров) - малиновый, у кардиналов - красный, у папы - белый (инструкция «Ut sive sollicite» (31 марта 1969) - AAS. 1969. Vol. 61. P. 334-340).

Лит.: Дмитриевский А. А. Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. К., 1904. C. 325-327; Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 107-117; Leclercq H. Ceinture // DACL. 1910. T. 2/2. Col. 2779-2794; Papas T. Studien zur Geschichte der Messgewänder im byzant. Ritus. Münch., 1965; Speyer W. Gürtel // RAC. 1983. Bd. 12. Col. 1232-1266; Woodfin W. Th. Late Byzant. Liturgical Vestments and the Iconography of Sacerdotal Power: Diss. Urbana (Il.), 2002; Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Опоясывание // Славянские древности. 2004. Т. 3. С. 552-556; Schnabel N. C. Die liturgischen Gewänder und Insignien des Diakons, Presbyters und Bischofs in den Kirchen des byzant. Ritus. Würzburg, 2008; Левкиевская Е. Е. Пояс // Славянские древности. 2009. Т. 4. С. 230-233; Miller M. C. Clothing the Clergy: Virtue and Power in Medieval Europe, c. 800-1200. Ithaca (N. Y.); L., 2014. P. 109-120.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АККЛАМАЦИЯ в христ. литургич. обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
  • АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов
  • АМИНЬ богослужебная формула