(† ок. 1620 или ок. 1640, Вильно), сведенный с кафедры патриарх Московский и всея Руси, грек. По свидетельству архиеп. св. Арсения Элассонского, И. прибыл в Москву в сане епископа Иерисского и Св. Горы для участия в венчании на царство Бориса Феодоровича Годунова, состоявшемся в сент. 1598 г. (Арсений. 1998. С. 172). Однако большинство исследователей полагают, что И. приехал в Россию в 1594 или 1595 г. (Папулидис. 1977. С. 154-156). Архиерей остался в России, в 1603 г. был назначен на вдовствовавшую с 17 февр. 1601 г. Рязанскую кафедру. Исследователи объясняют длительный период жизни И. в России на покое (с 1594-1595 по 1603) плохим знанием языка и особенностей рус. церковной жизни (Ульяновский. 1991. С. 54-55).
Повинуясь воле патриарха св. Иова, И. анафематствовал объявившегося в Речи Посполитой Лжедмитрия I и даже, судя по десятне (список городовых дворян и детей боярских) 19 мая 1604 г., отправил в собранное против самозванца войско архиепископских детей боярских. Однако вскоре И. активно поддержал самозванца. Первым из рус. архиереев он признал в нем царевича Димитрия и в таком качестве встретил его в Туле, присягнул ему и привел к присяге других. После насильственного сведения в нач. июня 1605 г. с Патриаршего престола свт. Иова Лжедмитрий пожелал видеть во главе Русской Церкви И. Избрание И. патриархом совершилось на заседании Освященного Собора, где было утверждено смещение свт. Иова. 30 июня 1605 г. состоялась интронизация И. По распространенному в историографии мнению, поставление И. совершилось по греч. чину, в к-ром в сравнении с аналогичным рус. чинопоследованием 1589 г. были опущены неск. обязательных, с т. зр. российского духовенства, элементов, в частности, по-видимому, не была повторена архиерейская хиротония.
7 июля 1605 г. И. в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха И. А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола (Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. № 21). В мае 1606 г. (или ранее) И. возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады И. в монастыри.
8 мая 1606 г. И. возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в к-рой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с т. зр. русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к правосл. Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. И. был готов преподать Св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» (Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия // Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228).
После убийства самозванца (17 мая 1606) по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. И. был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре (Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении И. было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в кон. июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес И. на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации.
В марте 1611 г., после ареста патриарха св. Ермогена, польск. оккупационная администрация и зависимое от нее боярское правительство вернули И. на престол. Подавляющее большинство рус. иерархов и мирян никогда не признавали легитимность 2-го Патриаршества И., к-рое имело место при живом предшественнике (сщмч. Ермогене), брошенном в темницу без суда епископов (Арсений. 1998. С. 193; ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483-484; ПСРЛ. Т. 14. С. 109; ср.: Карташев. Очерки. 1959. Т. 2. С. 79). В челобитной московских бояр и членов Освященного Собора, отправленной кор. Сигизмунду III 5 окт. 1611 г., старшим церковным иерархом, находившимся в ту пору в столице, назван Арсений Элассонский (СГГД. 1819. Ч. 2. № 272. С. 572). Митр. Макарий (Булгаков) рассматривал эту грамоту как доказательство отсутствия И. в Москве уже в нач. окт. (по юлианскому летосчислению) (Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 104-105). Однако, по сообщению архиеп. Арсения Элассонского, И. покинул Москву позднее. 27 дек. 1611 г. он забрал из патриаршей домовой казны «многие драгоценнейшие предметы, золото, серебро и весьма много жемчуга» и уехал из рус. столицы, присоединившись к войскам литов. вел. гетмана Я. К. Ходкевича, к-рые, по словам Арсения, перед этим доставили в столицу обоз с продовольствием для польск. гарнизона (продовольствие в авг. 1611 в Москву доставил отряд Я. П. Сапеги). Бывш. патриарха сопровождали стольник М. Кантакузин и некий «Димитрий, македонец из Сидерокавсии» (Арсений. 1998. С. 195-196). Вероятно, архиеп. Арсений допустил ошибку, приурочив отъезд И. к уходу из Кремля в дек. 1611 г. взбунтовавшейся части польск. гарнизона, а не к отходу от столицы в окт. войска под предводительством Ходкевича (после безуспешных попыток прорваться в Москву). Однако нек-рые совр. исследователи, основываясь на сведениях архиеп. Арсения, относят время отъезда И. из России к зиме 1611/12 г. (Ульяновский. 1991. С. 56-57; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 34).
Оставив войско Ходкевича, к-рый не стремился уходить из России, и попытавшись самостоятельно достичь литов. границы, И. подвергся нападению «станичников-шишей», к-рые разграбили его имущество и убили часть попутчиков. Решение остаться в Литовском великом княжестве И. принял не вполне добровольно, но после аудиенции у кор. Сигизмунда III в ставке последнего под Смоленском, куда его доставили польск. жолнеры, случайно задержавшие «едва нагого и лишенного всего» архиерея в окрестностях города. И. услышал от короля, что ему не будет разрешено проехать через Речь Посполиту не только в Оттоманскую Порту, но и в европ. христ. гос-ва. Сигизмунд III предложил бывш. патриарху либо вернуться в разоренное Московское царство, либо на неопределенный срок остаться в Литве на положении политического эмигранта. Тогда же скорее всего король выдвинул требование к И. присоединиться к унии (Булычёв. 2004. С. 82).
И. поселился в Вильно. Из донесения папского нунция от 8 авг. 1612 г. (Litterae nuntiorum apostolicorum. R., 1959. Vol. 3. N 1063. P. 76-78) следует, что И. жил в виленском во имя Св. Троицы мон-ре, где архим. Иосиф Вельямин Рутский (впосл. униат. Киевский митрополит) убеждал его принять унию, давая ему читать книги на греч. языке. И. выразил готовность повиноваться папе в соответствующем письме, но было решено пока сохранять это в тайне. В депеше нунция речь шла о направлении папой надежных людей, к-рых в дальнейшем И. поставил бы епископами и к-рые могли бы организовать семинарию для обучения молодежи в духе униатства. Из донесения следует, что эти планы стали актуальны, когда в Рим пришло известие о смерти патриарха Ермогена († 17 февр. 1612).
В нояб. 1612 г. (по григорианскому летосчислению) Сигизмунд III, отправляясь в Россию для освобождения остатков польско-литов. гарнизона, осажденного в Москве силами 2 земских ополчений, взял с собой И. В 1615 г. в универсале о пожаловании И. дворца Сигизмунд называл его «патриархом Московским, на сесь час в Вильне будучим», где «успокоенья нашого с Москвою дожидается» (цит. по: Ульяновский. 1991. С. 57). Так же относился к И. королевич Владислав, намеревавшийся отвоевать царский венец у Михаила Феодоровича Романова. В универсале, изданном по случаю своего совершеннолетия 15 дек. 1616 г., он объявил о поддержке его амбициозных намерений «Игнатеем патреярхом», к-рый вместе с пленным Смоленским архиеп. Сергием изъявил согласие участвовать в планировавшемся походе в Россию (Ульяновский. 1991. С. 57; АИ. Т. 3. № 72. С. 68). Слухи о провозглашении И. в Речи Посполитой главой Русской Церкви, по-видимому, распространились в России. Так, автор начальных статей Бельского летописца, чья осведомленность в жизни Польско-Литовского гос-ва не вызывает сомнений, писал, что «той патриарх Игнатей утече в Литву и там патреархию держа». При этом книжник не упоминает о переходе И. в униатство (ПСРЛ. Т. 34. С. 243; ср.: Солодкин Я. Г. О происхождении Бельского летописца // ВИД. 1987. Т. 19. С. 122-125).
В России не признавали за И. право на Патриарший престол, при этом до возвращения из польск. плена Ростовского митр. Филарета 14 июня 1619 г. имя И. не исключалось из перечней рус. первосвятителей, как об этом свидетельствует настольная грамота Патриаршего местоблюстителя Сарского и Подонского митр. Ионы (Архангельского) Рязанскому архиеп. Иосифу от 10 янв. 1619 г.: «В преименитом и царьствующем граде Москве великие господа наши и отцы преосвященные митрополиты всеа Русии святейший Иев Патриарх, и Игнатей Патриарх, и святейший Ермоген Патриарх, Московские и всеа Русии, поставляли в Московское государьство митрополитов, и архиепископов, и епископов, яко то изначала Божественная соборная апостольская Церковь предала» (ААЭ. Т. 3. № 330. С. 483). Думается, что изъятие из титула И. определения «святейший» отразило взгляд современников на спорный характер деятельности бывш. патриарха. Аналогичное титулование И. встречается в разрядных записях более раннего времени (Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.). М., 1907. С. 80, 136).
После вступления 24 июня 1619 г. на Патриарший престол Филарета И. на короткий срок вновь оказался в центре внимания священноначалия Русской Церкви. Собор, созванный 16 окт. 1620 г., должен был рассмотреть дело митр. Ионы, к-рый в бытность свою местоблюстителем Патриаршего престола повелел присоединить 2 католиков к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. Патриарх Филарет приравнял действия митр. Ионы к действиям И., в результате чего на 1-м заседании Собор вынес суждение о бывш. патриархе. И. был обвинен в искажении 3 церковных таинств: в присоединении Марины Мнишек к Православию через миропомазание (а не через повторное крещение), в венчании «некрещеной» иноверной иноземки с расстригой и, наконец, в том, что И. преподал недостойным молодоженам «Пречистое Тело Христово ясти и Святую и Честную Кровь Христову пити». (Не все обвинения против И. вполне точны. И. не венчал Лжедмитрия и Марину, хотя присутствовал при обряде, к-рый, конечно же, не мог состояться без его согласия. Новобрачные отказались причаститься после венчания, хотя И. готов был преподать им Св. Дары.) Отцы Собора постановили лишить И. Патриаршего сана и предать проклятию (об анафематствовании И. см.: РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 552-553). Данное постановление не было пересмотрено на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., отменившем ряд решений Собора 1620 г.
И. был погребен в Троицком м-ре в Вильно. По местному преданию, погребение было утрачено после разорения обители рус. войсками, занявшими город 31 июля 1655 г. Имя И. исключено из диптиха Российских патриархов. В «Большой государевой книге, или Корне российских государей» (Титулярнике) 1672 г. среди изображений рус. первоиерархов есть портреты 2 низложенных к тому времени патриархов - И. и Никона, к-рые представлены в полном архиерейском облачении, но без нимбов вокруг головы, символизирующих высоту патриаршего служения. Надпись на портрете И. сообщает имя (Игнатей) без указания сана (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. Д. 7. Л. 90).
И. сохранились среди миниатюр с портретами патриархов в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 53) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047): И. представлен вполоборота вправо, по пояс, в мантии с истоками и в белом куколе, в правой руке высокий жезл (в виде посоха), без сулока; у него правильные черты лица и окладистая седая борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. в дополнительном описании об И. сказано: «Подобием был надсед, брада Сергиева, в шапке, сак зелен, испод бакан» (БАН. Строг. № 66. Л. 150 об., см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 117).