ИГНАТИЙ ΙΙ
Том XXI, С. 133-134
опубликовано: 21 мая 2014г.

ИГНАТИЙ ΙΙ

патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов. После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма. И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке, противнику свт. Григория Паламы. Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения.

С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам.

В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго.

Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

В летописи Антиохийского патриарха Михаила II (кон. XIV в.), сохранившейся в пересказе архидиак. Павла Алеппского, сообщается, что после смерти И. Антиохийскую Церковь 2 года возглавлял Пахомий, а потом - Михаил I. Ж. Насралла установил точное время вступления Михаила на престол - июнь 1366 г., но без должных оснований отнес 2 года правления Пахомия к 1359-1361 гг. Это противоречит и тексту летописи, и грамоте антиохийского клира К-польскому патриарху Филофею Коккину, где сообщается о смерти И. и прекращении раскола в Антиохийской Церкви, а Пахомий фигурирует как единственный действующий патриарх. К. П. Тодт датировал эту грамоту 1364/65 г. Сопоставление этих сведений позволяет отнести кончину И. к 1364 г., а датировку 1366 г., предложенную Насраллой и получившую широкое распространение в лит-ре, считать ошибочной.

Ист.: Miklosich, Müller. 1860. Vol. 1. P. 407-413, 415-416, 463-465; Ибн Касир. Аль-бидайа ва-н-нихайа. Бейрут, 1982. Т. 7. Ч. 14. С. 250; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 678.
Лит.: Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 13-18; idem. Histoire. Vol. 3/2. P. 65-66; PLP, N 8073; Todt K.-P. Griechisch-Orthodoxe (Melkitische) Christen im Zentralen und Südlischen Syrien // Le Muséon. 2006. T. 119. Fasc. 1/2. P. 86.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также