Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИГНАТЬЕВ
Т. 21, С. 155-159 опубликовано: 27 мая 2014г.


ИГНАТЬЕВ

Николай Павлович (17.01.1832, С.-Петербург - 20.06.1908, имение Круподеринцы (Круподерницы) Бердичевского у. Киевской губ., ныне Погребищенского р-на Винницкой обл., Украина), граф, гос. деятель, дипломат. Принадлежал к дворянскому роду, происходившему от черниговского боярина Федора Бяконта, отца свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси. В 1849 г. окончил Пажеский корпус 1-м по выпуску, в 1851 г.- имп. Военную академию с серебряной медалью. С 28 нояб. 1852 г. состоял при штабе главнокомандующего Гвардейским и Гренадерским корпусами, в февр. 1854 г. был командирован в Эстляндию. В начале Крымской войны находился в войсках, охранявших побережье Балтийского м. В крепости Динамюнде попал под бомбардировку англ. флота. С марта 1855 г. обер-квартирмейстер Балтийского корпуса. 7 июня 1856 г. назначен военным агентом в Лондоне. Участвуя в работе Парижской конференции (31 дек. 1856 - 6 янв. 1857), настоял на том, чтобы за Россией сохранили ряд территорий в Бессарабии, дающих ей доступ к Дунаю и Пруту. 16 окт. 1857 г. И. назначен главой дипломатической миссии в Хиве и Бухаре. Деятельность И. в Хиве не принесла ожидаемых результатов, а в Бухаре он в авг. 1858 г. заключил с местным эмиром соглашение об установлении дипломатических и торговых отношений на выгодных для России условиях. 25 дек. 1858 г. И. получил чин генерал-майора. Еще более успешной была его поездка в 1859 г. в Китай, где шла Вторая опиумная война. Умело посредничая между Китаем, Англией и Францией, И. добился от кит. правительства заключения Пекинского договора (2 нояб. 1860), закрепившего за Россией Уссурийский край и левый берег р. Амур. 8 дек. 1860 г. получил придворное звание генерал-адъютанта.

21 авг. 1861 г. И. стал директором Азиатского департамента МИД, деятельность которого распространялась на территории Османской империи, стран Центр. Азии и Дальн. Востока. И. сформулировал свой план решения восточного вопроса, его основной идеей было установление контроля России над черноморскими проливами путем разрушения Османской империи и образования на Балканах блока слав. гос-в пророссийской ориентации. И. выступал за поддержку Россией освободительных стремлений христиан, но не находил понимания у министра иностранных дел А. М. Горчакова, опасавшегося, что слишком активная политика России на Балканах вызовет создание против нее европ. коалиции. Чтобы усилить влияние России на славян, И. активно занимался благотворительностью. По его распоряжению на Балканы отправлялось продовольствие, в церкви и школы высылались пособия, богослужебные и учебные книги, облачения, церковная утварь. В 1860-1863 гг. для болг. храмов было отправлено 152 ящика вещей и книг. В 1864 г. было выделено 15 тыс. р. на устройство школ и поддержание правосл. церквей в слав. провинциях Османской империи. И. был сторонником переселения правосл. славян в Россию, доказывая, что они «отличаются повиновением законам, самою чистою нравственностью, неподражаемым трудолюбием и несомненной преданностью России». В 1862 г. в Россию переселилась 1 тыс. болг. семей. Было увеличено количество мест для слав. студентов, обучавшихся в России на казенный счет.

Н. П. Игнатьев. Фотография. Ок. 1908 г. (ГПИБ)
Н. П. Игнатьев. Фотография. Ок. 1908 г. (ГПИБ)

Н. П. Игнатьев. Фотография. Ок. 1908 г. (ГПИБ)
14 июля 1864 г. И. был назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Османской империи, 25 марта 1867 г. стал чрезвычайным и полномочным послом. Имел значительное влияние на султана Абдул-Азиза и нек-рых министров тур. правительства. Активно содействовал борьбе балканских христиан против владычества Османской империи. Оказывал материальную помощь деятелям национально-освободительного движения, добивался их освобождения из тюрем и ссылок. Помог бежать из ссылки архим. Васо Пелагичу и тайно переправил его в Одессу. И. также удалось вернуть из ссылки архим. Серафима (Перовича; впосл. митрополит Захумско-Герцеговинский). Оказывал помощь и мусульм. населению: в мае 1870 г., во время пожара в предместье К-поля Пера, раздавал пострадавшим пособия, многих приютил у себя дома. По просьбе И. имп. Александр II выделил пострадавшим от пожара 7 тыс. р. из личных средств. Крупной благотворительной акцией стало открытие в 1874 г. в К-поле рус. госпиталя, куда принимались рус. подданные, балканские славяне, греки, румыны, армяне, а если были свободные места, то и лица др. национальностей; малоимущие лечились бесплатно. Благодаря усердию И. при госпитале была открыта ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Посол снискал популярность у населения внимательным и справедливым отношением к тяжбам и конфликтам, к-рые ему пришлось разбирать, а также смелостью и решительностью, проявленными в сложных обстоятельствах. Так, он спас 17-летнюю черкесскую девушку, проданную в гарем султана, к-рой удалось укрыться в российском посольстве, и добился освобождения из тюрьмы неск. христиан, способствовавших ее побегу.

Одной из сложнейших проблем, с к-рыми сталкивалась российская дипломатия, был греко-болг. церковный конфликт. Еще в 1861 г. И. составил обширную записку по этой теме, где указывал, что обострение церковной борьбы на Балканах грозит России негативными последствиями. Он считал, что вопрос следует решать каноническим путем, с обоюдного согласия: Болгарская Церковь должна остаться в юрисдикции К-польского Патриархата, но получить право создавать епархии с болг. духовенством на территориях с болг. населением. В авг. 1864 г. И. начал переговоры с К-польским патриархом Софронием III, влиятельными представителями греч. и болг. общин, великим везиром Али-пашой и предложил компромиссное решение в духе своей программы. Против посреднических действий И. выступила Порта, а также радикальные представители греч. и болг. общин. В 1864-1868 гг. при К-польском Патриархате и при Порте действовали согласительные комиссии, которые подготовили ряд проектов решения церковного спора. И. принимал активное участие в этом процессе, контактируя со всеми сторонами. В дек. 1866 г. ему удалось добиться ухода несговорчивого патриарха Софрония III, но сменивший его Григорий VI также не был склонен идти на уступки болгарам. В сент. 1866 г. И. представил Горчакову проект создания единого Патриаршего Синода из представителей всех национальных правосл. Церквей, находящихся на территории Османской империи, включая Болгарскую Православную Церковь (БПЦ), но российский Святейший Синод отверг это предложение. В янв. 1867 г. И. представил в МИД новый проект, включавший создание Болгарского Экзархата, подчиненного К-полю, на территории, где жили болгары (в т. ч. со смешанным населением), с центром в Тырнове. После долгих уговоров патриарх Григорий VI согласился на этот проект, однако ограничил границы Экзархата 12 епархиями в Сев. Болгарии. Проект не понравился Порте, к-рая видела в создании Экзархата признание болгар самостоятельной нацией. Но активная позиция И., предупреждавшего о возможности восстания в Болгарии в случае отказа Порты учесть требования болгар, подтолкнула турок принять идею. В февр. 1870 г. был издан фирман султана, к-рый узаконивал создание Болгарского Экзархата. В него вошло 30 епархий с болг. населением, в остальных 15 епархиях со смешанным населением предполагалось провести плебисцит: при согласии 2/3 жителей они могли присоединиться к Экзархату. Однако примирить болгар и греков И. не удалось. Радикальные представители болг. общины сочли уступки недостаточными и потребовали включения в состав Экзархата епархий во Фракии и в Македонии, что вызвало протест греков. Болг. представители прекратили переговоры, а 11 мая 1872 г. болг. экзарх Анфим I (Чалыков) провозгласил автокефалию БПЦ. К-польский патриарх Анфим VI созвал Собор глав правосл. Церквей, на к-ром 16 сент. 1872 г. представители БПЦ и вся Церковь в целом были объявлены схизматиками.

Эти события испортили отношения К-польской Церкви с Россией, что, в частности, привело к конфликту в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне. В 1870 г. греч. монахи обители отказались признать избрание игуменом рус. мон. Макария (Сушкина). В результате участия И., предоставившего монастырские акты и заручившегося поддержкой герм. и амер. послов, избрание Макария 27 июля 1874 г. было утверждено, а обитель навсегда закреплена за рус. монахами. Чтобы обезопасить их от возможности изгнания с Афона, И. исходатайствовал у наместника на Кавказе вел. кн. Михаила Николаевича разрешение основать для них обитель на Черноморском побережье Кавказа. В 1875 г. был основан Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита монастырь. Вероятно, в бытность послом в Османской империи И. вложил в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь Родословную и Разрядную книгу (см.: Турилов А. А. Восточнослав. генеалогические источники в книгохранилищах Афона // Реализм ист. мышления: Проблемы отечественной истории периода феодализма: Чтения, посвящ. памяти А. Л. Станиславского: Тез. М., 1991. С. 245).

Др. важным для посольства вопросом было присутствие Русской Церкви в Палестине. Большой заслугой И. было предотвращение разрыва Русской и Иерусалимской Церквей. Весной 1865 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II, будучи в ссоре с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леонидом (Кавелиным), запретил ему на некоторое время служить в св. местах. Российский Святейший Синод воспринял этот шаг как преднамеренное оскорбление. И. прилагал все усилия к тому, чтобы примирить стороны: по его просьбе имп. Александр II послал патриарху Кириллу II письмо, после чего патриарх отправил Святейшему Синоду примирительную грамоту от 16 июля 1868 г. В 1865 г. И. добился, чтобы миссию возглавил настоятель посольской церкви в К-поле архим. Антонин (Капустин), к-рому он доверял. И. поддерживал его в деле приобретения участков земли в Палестине даже вопреки позиции Святейшего Синода, возражавшего против покупки земель. 12 апр. 1872 г. предписал консулу в Иерусалиме В. Ф. Кожевникову ни в коем случае не отчуждать приобретенные участки. И. отстаивал интересы рус. паломников в Палестине. Когда в окт. 1866 г. сир. пароходная линия была признана невыгодной для российского Об-ва пароходства и торговли и временно отменена, И. приказал ее восстановить. Вместе с архим. Антонином пытался улучшить контингент рус. паломников в Иерусалиме, искоренить нищенство и бродяжничество среди них. Ходатайствовал перед Правительством России, чтобы из страны не выпускали паломников, у к-рых окажется с собой менее 150 р. серебром, а также лиц, склонных к излишнему употреблению спиртных напитков, чтобы возвратившимся паломникам запрещалось торговать вывезенными из Палестины предметами почитания и производить сборы денег на св. места. Эти предложения не получили одобрения. Большое внимание И. уделял реконструкции купола храма Гроба Господня в Иерусалиме, к-рый в любую минуту мог обрушиться. Первоначально ремонтировать купол собирались на средства российского, франц. и австр. правительств, это потребовало от И. активной дипломатической переписки. Он разработал проект сооружения купола, исполненный рус. архит. М. И. Эппингером (работы закончены в 1868).

И. приходилось участвовать в разрешении конфликтов вокруг христ. святынь. Когда в мае 1865 г. монахи-францисканцы захватили пещеру Рождества Христова в Вифлееме, находившуюся в совместном владении католиков, православных и армян, и возвели вокруг нее стену, И. добился у Али-паши приказа сломать стену и допустить православных поклоняться святыне. В 1873 г. греки разорили католич. часть пещеры, после чего И. предложил Порте отправить комиссаров для расследования дела. В депеше Кожевникову от 19 апр. 1873 г. посол предписывал ему помогать комиссарам: «Действуйте осторожно и благоразумно, не утрачивая приобретенного нами положения во всех вопросах, касающихся Святых мест, стараясь направить все выгодным для нас образом, открыто не обвиняя перед иноверцами православных греков». И. отстаивал равные права всех правосл. народов на св. места в Палестине. Летом 1873 г. добился перечисления из России ок. 30 тыс. р. в пользу палестинских араб. школ и духовенства. 1 июля 1873 г. он писал архим. Антонину: «При такой поддержке, которую я им исходатайствовал, арабы могут быстро развиться и занять то место в православной общине, которое им подобает по численности народонаселения». В начавшемся в 1866 г. конфликте в Александрийской Церкви между патриархом Никанором, наместником и Местоблюстителем Патриаршего престола архиеп. Евгением и их сторонниками И. старался, по его словам, «найти какой-нибудь выход безобразному положению Александрийского патриархата, сделавшегося игралищем страстей, посмешищем иноверцев и позором православия». Он отправился в Египет на встречу с местными общинами, пытался уговорить их представителей предоставить Иерусалимскому и Антиохийскому патриархам право выбора буд. главы Александрийской Церкви из кандидатур, не относящихся к враждующим партиям. В результате в 1870 г. на Патриарший престол был возведен бывш. К-польский патриарх Софроний, получивший имя Софроний IV.

И. участвовал в приобретении для России Синайского кодекса, древнего списка Библии, обнаруженного в Екатерины великомученицы монастыре на Синае. При посредничестве архим. Антонина вел переговоры с мон-рем, которому было выделено 7 тыс. р. на нужды б-ки, а монахи получили ордена и награды. Офиц. акт подношения списка имп. Александру II был подписан 18 нояб. 1869 г. Синайский кодекс был помещен в Императорскую публичную б-ку в С.-Петербурге.

В 1857 г. И. впервые посетил Миры Ликийские, где находились руины собора во имя свт. Николая Чудотворца (IV в.) и разрушенная могила св. покровителя И. До конца жизни И. вынашивал идею восстановления храма и возвращения в него мощей свт. Николая из Бари. Он приобрел участок в Мирах Ликийских, права на к-рый ранее принадлежали А. Н. Муравьёву, на имя своей тещи кнг. А. М. Голицыной. По предложению И. туда на жительство приехали 2 монаха из Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Обратившись в Святейший Синод 31 авг. 1871 г., добился права на сбор в России средств на сооружение монастыря в Мирах Ликийских, однако реализацию проекта приостановила русско-тур. война 1877-1878 гг.

В начале Восточного кризиса 1875-1877 гг. И. пытался разрешить его путем двусторонних переговоров между тур. султаном и российским императором, однако встретил возражения Горчакова, намеревавшегося действовать через Союз трех императоров (России, Германии и Австро-Венгрии). На конференции послов европ. держав в К-поле (дек. 1876 - янв. 1877) И. добился принятия решения о предоставлении национальной автономии Болгарии, Боснии и Герцеговине и др. восставшим провинциям Османской империи. Турция отказалась выполнить это решение. Во время русско-тур. войны И. состоял в свите Александра II. 12 дек. 1877 г. получил титул графа, 16 апр. 1878 г.- чин генерала от инфантерии. На заключительном этапе войны подготовил текст Сан-Стефанского мирного договора, который был подписан им же 19 февр. 1878 г. и согласно к-рому признавалась независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономия Боснии и Герцеговины, создавалось зависимое от Османской империи княжество в Болгарии, России отходили Юж. Бессарабия и ряд территорий в Закавказье. Европ. державы выразили протест против условий договора, под их давлением Александр II был вынужден согласиться на созыв общеевроп. конгресса в Берлине. И. в мае 1878 г. был отправлен в отпуск по состоянию здоровья и в Берлинском конгрессе участия не принимал.

6 июля 1879 г. И. был назначен временным нижегородским генерал-губернатором, способствовал увеличению товарооборота Нижегородской ярмарки. 25 марта 1881 г. И. был назначен министром гос. имуществ, а 4 мая того же года - министром внутренних дел. За короткий срок И. добился прекращения деятельности террористической орг-ции «Народная воля», укрепил административно-полицейский аппарат, усилил работу охранных отд-ний. Значительно активизировал деятельность цензуры, разработал проект учреждения Верховной комиссии по делам печати (утвержден 27 авг. 1882). По его инициативе 25 мая 1881 г. была учреждена межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за учащейся молодежью. После прошедших в апр.-июле 1881 г. на юго-западе России евр. погромов И. 19 окт. того же года учредил при мин-ве Центральный комитет для рассмотрения евр. вопроса, к-рый разработал «Временные правила о евреях» (3 мая 1882), включавшие ограничение права на жительство евреев вне определенных городов и местечек, запрет аренды ими недвижимого имущества. При И. был принят ряд мер по улучшению экономического положения крестьян: повсеместно были понижены выкупные платежи, временнообязанные крестьяне переведены на обязательный выкуп, отменена подушная подать, введены льготы по аренде казенной земли, организованы общественные работы и переселение крестьян на свободные земли. В 1881 г. он учредил Особую комиссию для составления проектов реформы местного управления. Считал необходимым расширить полномочия органов местного самоуправления при условии запрета вторжения их в политическую сферу.

И. продолжил проводившийся после Польского восстания 1863-1864 гг. курс на уменьшение влияния польск. и нем. дворянства, а также католич. и лютеран. духовенства в зап. губерниях. Настаивал на последовательном введении рус. языка в гос., судебных и образовательных учреждениях Польши. Для защиты прав православных в Прибалтике составил инструкцию по оценке поземельных повинностей, которые они несли в пользу лютеран. духовенства, и предписал губернаторам неукоснительно ее придерживаться. Считал прямой задачей правительства поддержку воссоединения униатов Холмского края с правосл. Церковью, но осуждал насильственное присоединение униатов, адм. давление на них. Рекомендовал в качестве компромисса разрешить перешедшим в Православие униатам строить храмы на собственные средства и совершать в них богослужения по своему обряду с приглашением униат. священников. Мин-во внутренних дел принимало участие через своего представителя в проходивших с апр. по окт. 1881 г. переговорах российского правительства с Ватиканом. И. считал возможным пойти на уступку католикам, отменив принятые после Польского восстания ограничительные меры в отношении католич. духовенства, но настаивал на преподавании рус. языка, словесности и истории в католич. семинариях Польши. Ватикан признал обязательность преподавания этих предметов.

И. считал старообрядцев «крепкими русскими людьми, не поддающимися иностранному влиянию, нигилистической пропаганде», но невежественными. Деятельность мин-ва при И. была направлена на то, чтобы прекратить преследования старообрядцев. Из заключения были освобождены нек-рые старообрядческие епископы. И. удовлетворял ходатайства старообрядцев об открытии молельных домов, но призывал строго преследовать «совращения в раскол», настаивал на уточнении семейных списков старообрядцев.

В 1882 г. И. предложил имп. Александру III созвать во время коронационных торжеств, назначенных на 1883 г., совещательный Земский собор из выборных представителей от дворян, купцов и крестьян. Считал, что эта мера укрепит доверие общества к самодержавной власти и послужит символом единения императора с народом. Видел в соборе средство борьбы с революционным движением и бюрократизмом, хотел предоставить ему на обсуждение реформу местного управления. Александр III усмотрел в проекте угрозу самодержавию и 30 мая 1882 г. отстранил И. от должности. До конца жизни И. оставался членом Гос. совета (был назначен 2 дек. 1877). В 1884 г. он возглавил комиссию, занимавшуюся разработкой положения об управлении Туркестанским краем. Летом 1906 г. просил вел. кн. Николая Николаевича ускорить строительство Амурской железной дороги между Читой и Хабаровском. Периодически Мин-во иностранных дел обращалось к И. за консультациями по балканским и кит. вопросам, давало малозначительные поручения.

И. активно занимался общественной деятельностью. В 1861-1864 гг. входил в совет Русского географического об-ва (с 1882 почетный член). Был одним из учредителей и руководителей созданного в 1881 г. Об-ва улучшения народного труда в память имп. Александра II, которое способствовало открытию школ с ремесленным и земледельческим уклоном. С 1882 г. действительный член, с 1889 г. почетный член и член Совета Палестинского православного общества. В 1884 г. возглавил Об-во содействия рус. промышленности и торговле, в 1903 г. организовал 1-ю передвижную учебно-показательную выставку для ремесленников и кустарей. В 1888 г. возглавил Славянское благотворительное об-во, расширил его благотворительную и издательскую деятельность, надеясь с его помощью усилить влияние России на балканских славян. В 1888 г. об-во под председательством И. принимало участие в праздновании в Киеве 900-летия Крещения Руси. Празднование стало всероссийским, было издано 350 тыс. экз. Жития равноап. вел. кн. Владимира. По инициативе И. и при его участии в Болгарии был сооружен храм Рождества Христова на Шипке в память о рус. воинах и болг. ополченцах, погибших во время русско-тур. войны (освящен в 1902). И. добился открытия при храме семинарии и музея. В собственном имении Круподеринцы И. выстроил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы по проекту архит. А. Н. Померанцева. В последние годы жизни занимался коммерческой деятельностью: скупал у разорившихся помещиков земли, предполагая превращать их в образцовые доходные хозяйства и затем продавать. Однако на этом поприще И. быстро разорился, на его жалованье члена Гос. совета был наложен арест.

Награжден орденами св. Станислава 1-й степени (1860), св. Анны 1-й степени с имп. короной (1863), св. Александра Невского (1871), алмазными знаками к нему (1876), св. Владимира 1-й степени (1883), св. Андрея Первозванного (1896), франц. орденом Почетного легиона 2-й степени (1861), тур. орденом Меджидье 1-й степени (1861), персид. орденом Льва и Солнца 1-й степени (1862), черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени (1865), итал. орденом Маврикия и Лазаря 1-й степени (1865) и др.

Арх.: ГАРФ. Ф. 730; РГИА. Ф. 776. Оп. 1. Д. 17, 18; Ф. 1282. Оп. 1. Д. 680, 681, 1051; Оп. 2. Д. 1048, 1051, 1052, 1831, 1968; Ф. 1561; РНБ ОР. Ф. 308; ЦАНО. Ф. 2. Оп. 5. Д. 654, 751; Ф. 1397. Оп. 1. Д. 1, 3, 6, 10-12, 16, 50, 52.
Соч.: Отчетная записка, поданная в Азиатский департамент в янв. 1861 г. о дипломатических сношениях во время пребывания в Китае в 1860 г. СПб., 1895; Миссия в Хиву и Бухару в 1858 г. СПб., 1897; Записки // ИВ. 1914. № 1. С. 49-75; № 2. С. 441-462; № 3. С. 805-836; № 4. С. 50-85; № 5. С. 430-468; № 6. С. 825-863; № 7. С. 54-93; 1915. № 1. С. 139-142; Записки о пребывании в К-поле в 1864-1874 гг. // РС. 1914. № 4; 1915. № 2-4; Сан-Стефано: Записки. Пг., 1916; После Сан-Стефано: Записки. Пг., 1916; Походные письма 1877 г.: Письма к Е. Л. Игнатьевой с балканского театра военных действий. М., 1999; Земский собор. СПб.; Кишинёв, 2000.
Лит.: Гр. Н. П. Игнатьев, один из сподвижников Царя-Освободителя // РС. 1890. № 1. С. 281-292; Дмитриевский А. А. Гр. Н. П. Игнатьев как церковно-полит. деятель на правосл. Востоке. СПб., 1909; Памяти гр. Н. П. Игнатьева: Речи. СПб., 1909; Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1964; Лилуашвили К. С. Национально-освободительная борьба болг. народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1978; Игнатьев О. Г. Сын России, заступник славян // Дмитриев С. Н. Письма совести и веры. М., 1991. С. 69-140; Хандорин В. Г. Реакционер или реформатор? // Он же. Силуэты минувшего. Томск, 1996. С. 23-32; Нижник Н. С. Министры внутренних дел Российского гос-ва: Кр. биогр. справ. Челябинск, 2000. С. 20; Лукоянов И. В. Игнатьев и его восп. // Игнатьев Н. П. Земский собор. СПб.; Кишинёв, 2000. С. 9-65; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. 2 т.; Борисов А. В. Министры внутренних дел России: 1802 - окт. 1917. СПб., 2001. С. 132-140; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. империи, 1802-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 2001. С. 259-262; MacKenzie D. Count N. P. Ignatiev: The Father of Lies? Boulder, 2002; Хевролина В. М. Российский дипломат гр. Н. П. Игнатьев. М., 2004; Герд Л. А. К-поль и Петербург: Церк. политика России на правосл. Востоке (1878-1898). М., 2006; Канева К. Х. Рыцарь Балкан: Гр. Н. П. Игнатьев / Пер.: Н. С. Лакичевич. М., 2006; Лисовой Н. Н. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в ХIХ - нач. ХХ в. М., 2006; Захарова А. В. История приобретения Синайской Библии Россией в свете новых док-тов из рос. архивов // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. Т. 1. С. 209-266.
М. М. Горинов
Ключевые слова:
Дипломаты Россия. История. Государственные деятели (IX-XIX вв.) Игнатьев Николай Павлович (1832 - 1908), граф, государственный деятель, дипломат
См.также:
БЕГЛЕРИ Георгий Павлович (1847-1923), греч. и рус. византинист
ВИСКОВАТЫЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 1570), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи
АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.
АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (1778-1850), гос. деятель, историк, писатель, археограф