ИЕРЕЕВ МОНАСТЫРЬ
Том XXI, С. 250-252
опубликовано: 6 июня 2014г.

ИЕРЕЕВ МОНАСТЫРЬ

Монастырь Иереев во имя свт. Николая ЧудотворцаМонастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μονὴ τῶν ῾Ιερέων, ῾Αϒία Μονή), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви. Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса, от которого отстоит приблизительно на 1 км.

Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери.

В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь. В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г.

В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский, покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр)Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр)

После захвата Кипра турками об И. м. нет упоминаний до 1615 г. Ок. 1638 г. мон-рь стал подворьем Киккского мон-ря и была проведена его реконструкция под рук. киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 г. по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса собора И. м.

В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. м. в 1735 г., переводит др. название мон-ря - Агия-Мони - как «Святая обитель» (Григорович-Барский. 1886. С. 271). Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена «тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку» (Там же. С. 272). Монахи, жившие на подворье, занимались гл. обр. земледелием и животноводством.

После сильнейшего пожара в Киккском мон-ре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в И. м., где она находилась в течение года. В 1763 г. Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил И. м. антиминс.

История И. м. во 2-й пол. XIX в. связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), к-рый в 1882-1885 гг. провел реконструкцию монастыря. В этот период братия И. м. продолжала пополняться за счет монахов Киккского мон-ря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление англ. администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского мон-ря. И. м. постепенно пришел в упадок. В 60-х гг. ХХ в. Департаментом древностей Кипра и Киккским мон-рем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств.

Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в.Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в.

Возрождение И. м. началось в 1984 г. по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания, а в 1992-1993 гг. мон-рь был заселен общиной под рук. Афанасия Ватопедского (впосл. игумен Махерасского мон-ря, ныне митрополит Лимасольский). В наст. время в И. м. проживает группа монахов из Киккского мон-ря.

Собор, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, расположен в вост. части монастырского комплекса. Он построен на фундаменте раннехрист. базилики (предположительно VI в.), апсида к-рой была затем включена в визант. постройку (XII в.). Ее сменил храм, возведенный во время правления династии Лузиньянов, который в 1638 г. был преобразован в 3-нефный. Согласно описанию Григоровича-Барского, тяжесть свода несли 6 колонн. В 1882 г. юж. неф был разобран. В ходе ремонтных работ в 1885 г. были обнаружены плиты с 2 надписями IV в. до Р. Х., к-рые были вделаны в наружную сторону западной стены слева и справа от главного входа. В надписях, выполненных силлабическим письмом, говорится, что на этом месте царь Пафоса Никокл в IV в. до Р. Х. воздвиг храм богини Геры.

В наст. время собор представляет собой 2-нефную постройку со сводчатыми крышами. Нефы разделены арками, покоящимися на 3 колоннах. Церковь остается нерасписанной.

Полукруглый синтрон и украшенные листьями аканфа фризы в апсиде и на зап. стене у входа являются фрагментами византийской постройки. В западную стену включены украшенные растительным орнаментальным рельефом колонны раннехрист. алтарной преграды. К этому же периоду, видимо, относится мраморная купель, находящаяся вне храма.

Монастырский комплекс состоит из строений разных эпох. С зап. стороны находится 2-этажный корпус келий, сооруженный в 1698 г. на средства Мелетия, игум. Киккского мон-ря. После реставрации 1984-1995 гг. в нек-рых из этих келий были устроены кабинеты, кухня и трапезная. С северной стороны это здание соединяется с другим 2-этажным строением, нижний этаж которого используется как синодикон (зал торжественных заседаний), а верхний отведен под кельи. Далее расположен парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского (XIV в.) с крестовым сводом. Видимо, прежде он использовался как монастырская трапезная. Во время реставрации, проведенной в 1964 г. Департаментом древностей, в парекклисионе была найдена серебряная монета XV в. С южной стороны мон-ря тянется ряд одноэтажных строений, сооруженных в 1820 г. игум. Киккского монастыря этномартиром Иосифом (1819-1821), к-рые в наст. время используются как кельи. Позади них расположена резиденция игумена.

Лит.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 271-273; Παπαϒεωρϒίου Α. Ιερέων Μονή // ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 79-80; Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 69-70; Καππαής Ϫ. Τα μοναστήρια της Κύπρου. Λεμεσός, 1998. Σ. 163-164; Κοκκινόφτας Κ., Θεοχαρίδης Ι. Μονή των Ιερέων ή Αϒία Μονή. Λευκωσία, 1999.
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также