ИЕРЕМИЯ
Том XXI, С. 292-295
опубликовано: 19 июня 2014г.

ИЕРЕМИЯ

(в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 10.04. 1799, с. Георгиевское Ливенского у. Орловской губ.- 6.12.1884, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье пономаря. С благодарностью вспоминал семью, особенно деда и мать, Марию Феоктистовну, наставление к-рой: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись перед всяким уроком своим и всяким делом» - помнил всю жизнь. В течение жизни И. хранил узелок, к-рый мать дала ему в благословение перед поступлением в духовные школы. В узелке были икона, кисейное полотенце и монеты для раздачи милостыни нищим (Виноградов. 1886. С. 2, 4). Окончил Севское ДУ, в 1810 г. поступил сразу в 4-й класс Севской (Орловской) ДС. 21 нояб. 1814 г. Орловским еп. Досифеем (Ильиным) был посвящен во чтеца. В годы учебы познакомился с И. А. Борисовым (впосл. свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский), дружба с к-рым оказала значительное влияние на буд. епископа. Обратил на себя внимание ректоров-архимандритов Владимира и св. Гавриила (Городкова). По окончании Севской ДС 25 сент. 1819 г. состоял учителем греч. языка и одновременно инспектором Севского ДУ, ректором к-рого в тот период был иером. Иаков (Вечерков). Орловский еп. Гавриил (Розанов) предложил Соловьёву священническую вакансию в Покровской ц. г. Болхова и благословил на брак. Но, побывав в Болхове и познакомившись с невестой, Соловьёв отказался от служения на приходе и вернул еп. Гавриилу «брачный билет». По преданию, посетил вместе со свящ. И. З. Вуколовым Елец, где старец прот. Иоанн Жданов предсказал Соловьёву служение в епископском сане. По благословению еп. Гавриила в марте 1822 г. пришел в Свенский Новопечерский Успенский мон-рь, где исполнял различные послушания, порой самую «черную» работу, с сент. того же года служил пономарем.

В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных уч-щ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить мон-рь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп. Григорием (Постниковым) в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским Филаретом (Амфитеатровым) в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском о-ве рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных уч-щ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу.

В 1830 г. состоялось назначение архим. Иннокентия (Борисова) ректором КДА. Знавший о крепкой дружбе И. и архим. Иннокентия С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) предложил Комиссии духовных уч-щ назначить И. инспектором КДА. Это произошло 4 сент., а 5 окт. того же года в Александро-Невской лавре Ревельским еп. Никанором (Клементьевским) И. был возведен в сан архимандрита. С 1834 г. ректор Киевской Духовной семинарии, член консистории и настоятель киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря. В 1832 г. обозревал Орловскую и Воронежскую семинарии и уч-ща, в 1837 г. по поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) - мон-ри Киевской епархии, в 1838-1840 гг.- Волынскую, Херсонскую и Кишинёвскую семинарии. С 1837 г. председатель Комитета по устроению Киево-Софийского ДУ, с 1838 г. настоятель киевского Братского монастыря, с 1839 г. ректор КДА. Внутренняя жизнь Киевских духовных школ, взаимоотношения И., архим. Иннокентия и журналиста В. И. Аскоченского описал Н. С. Лесков в очерке «Печерские антики».

Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА)Иеремия (Соловьёв), еп. Нижегородский. Фотогравюра. 80-е гг. XIX в. (МДА)8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св. Феофана Затворника, рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского Макария (Булгакова).

Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше // ДБ. 1866. № 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь, где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт. Афанасия III Пателлария. По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).

Основное внимание И. уделял христ. просвещению, что было невозможно без подготовленного к миссионерской деятельности духовенства. В 1844 г. выступил с инициативой преобразования Екатеринодарского ДУ в уездное уч-ще, к-рое состоялось лишь в 1858 г., при еп. Кавказском свт. Игнатии (Брянчанинове). Уже в кон. 1843 г. И. направил в Синод предложения об учреждении на Кавказе ДС. 13 нояб. 1846 г. она открылась в Ставрополе, причем архиерей тайно пожертвовал на выплату стипендий семинаристам ок. 10 тыс. р. серебром. По указанию И. торжественное открытие семинарии было приурочено ко дню памяти свт. Иоанна Златоуста. В сент. 1846 г. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) направил И. письмо, в к-ром горячо поддержал его просветительские начинания. В 1847 г. в память о своих родителях, Иоанне и Марии, в 3 верстах от Ставрополя устроил Иоанно-Мариинскую жен. общину (см. Ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь). Проявляя заботу о нуждающихся клириках, И. при поддержке купца Гониловского построил обширный 2-этажный каменный дом для общежития беднейших детей кавк. духовенства. По инициативе И. был возведен новый кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери (1845) в Ставрополе, отремонтирован старый Троицкий собор, построено 12 храмов.

В 1845 г. начальник Кавказской обл. ген.-лейтенант В. И. Гурко в письме обер-прокурору Синода называл И. «пастырем, достойным всякой похвалы. При строгом образе жизни он соединяет в себе истинную кротость, любовь к ближнему, глубокую набожность и пламенное усердие к вере. В его управлении почти не слышно жалоб, которые доходили прежде до областного начальства на лиц духовного ведомства». Однако когда епископ решил искоренить раскол в вост. части Кавказской епархии, возник конфликт с гребенскими (терскими) казаками-старообрядцами, с атаманом Кавказского линейного войска С. С. Николаевым. Гр. М. С. Воронцов доложил имп. Николаю I о том, что преосвященный притесняет гребенских линейных казаков, запрещает им разрешенные с 1836 г. богослужения по их обряду, прибегая к помощи полиции. Тогда указом Синода от 19 июля 1845 г. духовенство ок. 100 линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и подчинено обер-священнику Кавказского отдельного корпуса Михайловскому. Центром церковного управления стал Тифлис (ныне Тбилиси). После этого «разделения» число приходов, оставшихся в Кавказской епархии, стало незначительным (охватывало лишь Черноморию и часть Ставрополья), а раскольнические настроения в отделившихся станицах лишь усилились. В нач. 1849 г. И. послал кавк. наместнику Воронцову докладную записку, в к-рой просил содействия в возвращении линейных казачьих станиц в ведомство Кавказской епархии, перечислив вредные последствия отделения церквей для духовной жизни края. Но усилия архиерея не увенчались успехом. И. крайне болезненно воспринял эту ситуацию и в 1848-1849 гг. неоднократно обращался в Синод с прошением об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру.

20 нояб. 1849 г. И. возглавил Полтавскую епархию. Архиерей тяготился назначением на обширную епархию, признавался, что увидел во сне «печальное предзнаменование» - черный архиерейский жезл (Предуказания свыше // ДБ. 1866. № 43. С. 296). Недолгое служение на этой кафедре И. называл «Крестом Полтавским», конфликтовал с привыкшим к роскоши, «превознесенным и разукрашенным отличиями» полтавским духовенством. Современники отмечали, что И. «недолюбливал праздных посетителей», в общении с подчиненными был «прост, открыт, иногда резок и горяч... не скупился на выговоры и обличения» (Виноградов. 1886. С. 50-51). «Пасху провел не без грусти, как будто на чужбине»,- записал И. весной 1850 г. в своем дневнике (Там же. С. 44). «От всего сердца разделяю с Вами скорби Ваши среди трудностей новой Вашей паствы»,- поддерживал И. в письме от 28 марта 1850 г. митр. Киевский Филарет. В апр. того же года И. переселился из роскошного 3-этажного Полтавского архиерейского дома в небольшую келью Мгарского Преображенского монастыря, о котором проявлял особую заботу, направлял на благоустройство обители пожертвования. 28 июля 1850 г. И. вновь подал в Синод прошение об увольнении на покой. Однако в дневниковой записи 24 дек. И. отметил, что увидел во сне «новый жезл архиерейский» (Там же. С. 47).

2 янв. 1851 г. И. был назначен на Нижегородскую кафедру, что воспринял как исполнение обетования - «мне действительно вручен новый жезл правления паствой Нижегородской». 11 янв. И. выехал из Полтавской епархии, 14 февр. того же года прибыл в Н. Новгород. Вступил в конфликт с губ. властью. До назначения И. на Нижегородскую кафедру доходы, имущество и даже порядок богослужений городского Спасского Староярмарочного собора (1824) контролировались непосредственно губернатором. В 1851-1852 гг. И. добивался полного подчинения Староярмарочного собора епархиальному начальству.

И. проявил себя ревностным архипастырем, храмостроителем и попечителем о нуждающихся. Почти все жалованье анонимно передавал в Нижегородское епархиальное попечительство о бедных духовного звания; капитал попечительства возрос с 22 тыс. р. в 1851 г. до 85 тыс. р. в 1858 г. Регулярно посещал Нижегородские духовные школы, учредил в семинарии 4 стипендии. По инициативе И. была основана церковь при Нижегородской муж. губ. гимназии, построено неск. храмов, в т. ч. Троицкий на Ст. Сенной и Трехсвятительский на Н. Сенной площадях, а также Георгиевский в Высоковской роще, принадлежавшей архиерейскому дому. 28 авг. 1851 г. в нижнем помещении кафедрального Преображенского собора И. освятил главный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 26 февр. 1852 г. освятил придел того же храма во имя святых Космы и Дамиана, 26 окт. 1853 г.- придел во имя вмч. Димитрия Солунского.

Владыка не раз сознавался в «неодолимом стремлении к уединенной жизни». 3 мая 1857 г. направил в Синод очередное прошение об увольнении от «епархиального бремени». Указом Синода от 17[11] июня того же года И. был уволен на покой в нижегородский Печерский монастырь с пожизненной пенсией в 1 тыс. р. В 1860 г. от иеросхим. Мардария принял схиму с именем Иоанн в память об отце. 15 февр. 1864 г. И. был назначен настоятелем Нового монастыря при Алтайской духовной миссии, но не смог выехать туда по старости. Притеснения со стороны управлявшего мон-рем Балахнинского еп. Поликарпа (Гонорского) вынудили И. в 1877 г. удалиться в городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь. В 1879 г. И. поселился в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре. Отличался скромностью в повседневной жизни, продолжал помогать Кавказской, Орловской, Полтавской, Нижегородской семинариям, другим учебным заведениям, сиротствующему духовенству. Так, епархиальному жен. уч-щу пожертвовал 5966 р. в билетах и 272 р. наличными, «в пользу бедных духовного звания» - 804 р. в билетах, губ. муж. гимназии «на стипендию» - более 1,3 тыс. р. (Титов. 1887. С. 45). За 4 дня до кончины передал напрестольные крест и Евангелие в московский храм Христа Спасителя.

Ежедневно служил в примыкавшей к келье домовой церкви. По словам современника И., «двери его убогой келлии, в два окна, украшенной только большим живописным портретом Киевского святителя Филарета да изображением преподобного Серафима Саровского, отверзались только для Нижегородских преосвященных, изредка - для настоятеля монастыря, часто - для духовника иеромонаха и редко-редко - для некоторых других благочестивых лиц» (Алексий (Воскресенский). 1915).

За 10 дней до кончины принял Нижегородского еп. Макария (Миролюбова), 3 дек. 1884 г. после исповеди и причащения скончался со словами: «Пора мне домой». 9 дек. был погребен в правом приделе Алексиевской ц. Благовещенского мон-ря. В 20-х гг. XX в. храм был закрыт, переоборудован под планетарий; после восстановления церкви в нояб. 2007 г. останки И. были подняты, помещены на хранение в братский корпус мон-ря, впосл. перезахоронены в Алексиевской ц. на прежнем месте. Панихидная память И. совершается в Нижегородской епархии 6/19 дек.

Всю жизнь И. тщательно изучал творения свт. Тихона Задонского, свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)), к-рые использовал в сочинениях «Изложение христианского учения...» (1869), «Врачевство духовное...» (1897), «Иноческий катихизис» и др. Написанные в основном в форме диалога старца и новоначального, они посвящены главным этапам духовной жизни, покаянию, смирению, возрастанию в вере. Переписывался со мн. выдающимися архиереями XIX в., в т. ч. со святителями Филаретом (Дроздовым), Иннокентием (Борисовым), Феофаном Затворником, Гавриилом (Городковым), митр. Филаретом (Амфитеатровым) и др. Многочисленные рукописи И.: 24 молитвы, Слова, толкования на новозаветные тексты, личная корреспонденция и др. (всего ок. 60) - хранились в нижегородском Благовещенском мон-ре, в Орловской, Кавказской и Нижегородской семинариях, ставропольском Иоанно-Мариинскоммон-ре, а также у родственников. Нек-рые из них изданы.

Награжден орденами св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1845) степени, св. Владимира 2-й степени (1848).

Соч.: Слово на день свт. Николая. К., 1832; Слово на Новый год, сказанное в Киево-Софийском соборе. К., 1833; Изложение христ. учения правосл. католич. Церкви в письмах, извлечениях из творений св. отцов и учителей Церкви, преимущественно свт. Тихона Задонского. СПб., 1869; Пребывание арм. католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г. // Кавказские ЕВ. 1885. № 18. С. 720-725; Восп. о высокопреосв. Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском // Виноградов И. З., прот. Преосв. Иеремия, еп. Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском и Таврическом. Н. Новг., 1886. Прил. С. 1-26; Письма к архиеп. Херсонскому Иннокентию [Борисову] // Барсов Н. И. Мат-лы для биографии Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического. СПб., 1888. 2 вып.; Моление ко св. вмч. и целителю Пантелеимону. М., 1889; Поучения, говоренные к нижегородской пастве, с присовокуплением келейных записок, 1851-1853 гг. Н. Новг., 1890; Св. Иоанн Креститель: (Изъяснительные письма) // ПрибЦВед. 1890. № 33. С. 1077-1082; Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный лечебник. М., 1897; Зап. преосв. Иеремии (Соловьева), архиеп. Нижегородского (1799-1884), за время бытности его еп. Кавказским и Черноморским в г. Ставрополе в 1846, 1847 и 1848 гг. / Публ., предисл. и послесл.: К. Н. Евтропов // Томские ЕВ. 1901. № 11. С. 6-17; № 12. С. 6-18 (отд. изд.: Томск, 1901); Народная сокровищница духовная. Орел, 1902; «Господи, дай мне очи видеть Тебя!»: Основы духовной жизни в вопросах и ответах. Ставрополь, 2008.
Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 342, 371, 386, 446; 50-летний юбилей КДА. К., 1869. С. 274-275, 383, 385; Крамаренко И., прот. Пребывание преосв. Иеремии в Переяславле // Полтавские ЕВ. 1881. № 5. С. 212-227; № 10. С. 510-514; П. М. Г. Памяти... преосв. Иеремии [Соловьева], бывш. еп. Полтавского // Полтавские ЕВ. 1885. № 12. С. 623-650; Виноградов И. З., прот. Преосв. Иеремия, еп. Нижегородский, и восп. его о преосв. Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском и Таврическом. Н. Новг., 1886; Три письма Филарета, митр. Московского, к Иеремии, еп. Нижегородскому // ДЧ. 1886. Ч. 1. № 1. С. 124-126; Титов А. А. Преосв. Иеремия, в схимонашестве Иоанн, еп. Нижегородский и Арзамасский: Биогр. очерк // ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 5. С. 1-47; Васильев А. И. Ист. записка о Кавказской, ныне Ставропольской семинарии. Ставрополь, 1896. С. 41-42, 53-56; Адриан [Демидович], иером. Жизнеописание иером. Николая, духовника Киево-Печерской Успенской Лавры. К., 1900. С. 10; Андросов Е. Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии // Нижегородские ЕВ. 1900. № 16. С. 556-563; № 17. С. 581-589; Евтропов К. Н. Об еп. Нижегородском Иеремии (Соловьеве) // Иеремия (Соловьёв), еп. Записки. Томск, 1901; Переписка архиеп. Нила с еп. Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича // РА. 1901. Кн. 1. № 1. С. 41-44; Савва [Тихомиров], архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1902. Т. 4. С. 631; 1904. Т. 5. С. 492, 493, 813, 857, 863; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 179-181; Щегольков Н. М. Ист. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911. С. 70, 87, 217, 242, 246; Алексий (Воскресенский), мон. Свт. Иеремия (Отшельник) - отец совр. рос. иночества // Рус. инок. 1915. № 12/13. С. 735-742; ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 147-158; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 138-140; Преосв. Иеремия, в схиме Иоанн, еп. Нижегородский и Арзамасский // Иеремия Затворник (Соловьёв), еп. «Господи, дай мне очи видеть Тебя!»: Основы духовной жизни в вопросах и ответах. Ставрополь, 2008. С. 5-57.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРНАВА (Беляев Николай Никанорович, 1887 - 1963), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии
  • ВЛАДИМИР (Никольский Василий Степанович; 1829 - 1900), еп. Нижегородский и Арзамасский
  • ИЕРОФЕЙ (Соболев Владимир Иванович; 1936 - 2001), еп. Балахнинский
  • ИЛИЯ (Быков Николай Петрович; род. 3 апр. 1954), еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии