ИЛАРИЯ
Том XXII , С. 208-209
опубликовано: 13 октября 2014г.

ИЛАРИЯ

[копт. xullaria ; араб.  ,  ; сир.  ], согласно вост. агиографической традиции, старшая дочь визант. имп. Зинона (474-475, 476-491), подвизавшаяся под именем Иларион в Скиту в Египте (пам. копт. 21 тобе (16 янв.)).

Сказание об И., по всей вероятности, было записано в Скиту в нач. VII в. на копт. языке. Впоследствии его араб. версия вошла в 2 вариантах, пространном и кратком, в копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.), а также стала источником эфиоп. синаксарного сказания. Существуют сир. версия и 2 др. араб. версии, сохранившиеся на каршуни, а также копт. поэма об И. (см.: Till. 1941). В научный оборот сказание было введено Э. Амелино, к-рый опубликовал фрагмент копт. версии и перевод пространной араб. синаксарной версии (Amélineau E. Histoire de deux filles de l'empereur Zénon // Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. L., 1888. N 10. P. 181-206). Фрагменты копт. сказания издавались разными учеными в кон. XIX - нач. XX в. (см.: BHO, N 379). А. Венсинк опубликовал англ. перевод и частично оригиналы всех известных версий сказания (коптскую - в переведенных фрагментах) и попытался определить между ними взаимосвязи, которые, по замечанию П. Петерса, оказались нетипичными для восточной агиографии (AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 72-74; 1922. Vol. 40. P. 247, 260). Полный текст коптского сказания был издан Дж. Дрешером по единственной рукописи IX в. с учетом всех известных фрагментов.

Согласно сказанию, И., желая вести монашеский образ жизни, в юном возрасте тайно покинула К-поль и прибыла в Александрию, а оттуда в Скит, где подвизалась под рук. аввы Памво (прп. Памва). Она жила под именем Иларион-евнух, и ее наставнику лишь спустя 3 года было открыто, что она женщина. Имп. Зинон считал И. погибшей. По прошествии 9 лет его младшая дочь Феописта оказалась подверженной беснованию. Император, не найдя способа ее излечить, отправил девушку в Скит, где она исцелилась по молитвам И. Вернувшись, Феописта рассказала отцу об исцелившем ее монахе и его трогательном к ней отношении. Зинон, смутившись этим, вызвал И. в К-поль, где ей пришлось открыться отцу, предварительно взяв с него обещание, что он отпустит ее обратно в Скит. После этого И. до своей кончины провела в подвигах еще 12 лет. Авва Памво похоронил ее в монашеских одеждах и, открыв братии ее тайну, записал сказание о ее жизни.

Предание об И. не имеет под собой исторического основания (у имп. Зинона не было дочерей). Еще в 1888 г. О. фон Лемм высказал предположение о его зависимости от древнеегип. легенды о царевне Бент-Реш (Дочь радости), имя которой соотносится с именем И. (Радость). Дрешер счел гипотезу фон Лемма неосновательной и предложил рассматривать сказание об И. как вост. вариант распространенного агиографического повествования, героиня к-рого, имея знатное происхождение, тайно покидает дом и подвизается в мон-ре в муж. образе (прмц. Евгения, преподобные Евфросиния, Пелагия; особенно близкое сходство с прп. Аполлинарией). По мнению М. ван Эсбрука, этот сюжет был использован коптами для создания одного из символических повествований, в к-рых христ. святые олицетворяют различные религиозно-политические силы (о др. примерах такого рода см.: Esbroeck M., van. Le saint comme symbole // The Byzantine Saint / Ed. S. Hackel. L., 1981. P. 128-140). В историческом плане идеализация фигуры имп. Зинона, пытавшегося примирить православных и монофизитов, свидетельствует о том, что византийская власть продолжала восприниматься коптами как законная в случае ее промонофизитской (православной, с т. зр. коптов) настроенности.

Почитание И. известно лишь в восточных неправосл. Церквах: Коптской, Эфиопской и Сирийской яковитской. В сиро-яковитских календарях память И. отмечена 13 янв., в Мартирологе Раббана Слибы - 27 нояб., причем в качестве монашеского имени И. указано имя Иоанн.

Ист.: Wensinck A. J. Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources. Leiden, 1913. Vol. 2: The Legend of Hilaria; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archelites, the Seven Sleepers. Cairo, 1947. P. 1-13, 70-82 (рус. пер.: Еланская А. И. Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. яз. СПб., 20012. С. 305-313); SynAlex. Vol. 3. P. 624-638; SynAlex (Forget). Vol. 1: [Textus]. P. 224-226, 384-391; Vol. 1: [Versio]. P. 361-363, 364-372; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 169; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 70, 118. (PO; T. 10. Fasc. 1).
Лит.: Lemm O., von. Die Geschichte vor der Prinzessin Bentre und die Geschichte von Kaiser Zeno und seinen zwei Töchtern // Mélanges asiatiques tirés du Bull. de l'Acad. impériale des sciences de St.-Pb. 1888. Vol. 9. P. 599-603; Till W. Ein koptisches Lied // Mitteilungen des deutchen Inst. f. aegyptische Altertumskunde in Kairo. 1941. N 10. S. 129-135; Sauget J.-M. Ilaria // BiblSS. T. 7. Col. 708-711; Esbroeck M., van. Hilaria, Saint // CoptE. Vol. 4. P. 1230-1232; Aubert R. Hilaria (3) // DHGE. T. 24. Col. 465-466; Войтенко А. А. Император и императорские родственники в Житиях апы Кира и блж. Иларии: к вопр. о т. наз. коптском национализме V-VII вв. // Византия и Запад: Тез. докл. XVII Всерос. науч. сессии византинистов. М., 2004. С. 38-43.
С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
  • АВГЕН - см. Евгений [Мар Авгин (Авген, Евген)]
  • АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.
  • АКАКИЙ († ок. 1351), митр. Трапезундский (с 1339)
  • АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
  • АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1180 или 1182-1222), трапезундский император с 1204