ИЛИОДОР
Том XXII , С. 232-234
опубликовано: 20 октября 2014г.

ИЛИОДОР

(Чистяков Иван Борисович; 25.09.1794, с. Воскресенск Жиздринского у. Калужской губ.- 2.02.1861, г. Белгород Курской губ.), архиеп. Курский и Белгородский. Род. в семье свящ. Бориса Бессонова. По окончании Калужской ДС в 1816 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1820 г. со степенью магистра. 18 сент. того же года был определен инспектором и профессором церковной истории Костромской ДС. До отъезда в Кострому 18 дек. 1820 г. был пострижен в монашество, 1 янв. 1821 г. рукоположен во диакона, 2 янв.- во иерея. С 5 сент. 1822 г. инспектор МДС, профессор философии. 22 авг. 1823 г. И. был причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского монастыря и определен ректором Рязанской ДС. Преподавал догматическое и нравственное богословие. Дал рекомендацию на поступление в МДА И. И. Кобыльскому (буд. архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский)), изменив его фамилию. 4 мая 1824 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Иоанна Богослова ап. монастыря Рязанской губ., в 1825 г.- благочинным мон-рей, 6 июля 1825 г. возведен в сан архимандрита, 22 июля того же года возглавил рязанский во имя Святой Троицы монастырь. За время управления мон-рем в число его братии поступили 5 лучших воспитанников Рязанской ДС. С 12 дек. 1827 г. ректор Новгородской ДС, с 1828 г. настоятель Антония Римлянина монастыря.

Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА)Илиодор (Чистяков), архиеп. Курский и Белгородский. Литография. Ок. 1860 г. (РГИА)

19 февр. 1832 г. И. был избран и 13 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) в сослужении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, 8 мая того же года прибыл на кафедру, 24 марта 1844 г. возведен в сан архиепископа.

До увольнения на покой И. без перемещений ок. 30 лет возглавлял только Курскую и Белгородскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории РПЦ синодального периода. Начало его служения на Курской кафедре омрачилось «неприятной» историей. При посещении Белгорода в сент. 1832 г. имп. Николай I обнаружил на внутренней стене кафедрального Троицкого собора свое изображение в позолоченной раме, а рядом портреты др. императоров. В записке, направленной вскоре обер-прокурору Святейшего Синода кн. П. С. Мещерскому, Николай I сообщал, что, «к неудовольству и стыду увидев» свой портрет в храме, повелел его снять, а И. «за сие сделать строжайший выговор, с объявлением по всем епархиям». В рапорте от 20 окт. того же года И. написал, что портреты в соборе помещены при его предшественниках, а он «по недавнему поступлению в епархию, опасаясь подать народу, привыкшему издавна видеть изображения каждого благополучно царствующего монарха на боковой стене, повод к разным толкам... удержался от снятия портретов». Синод ходатайствовал перед имп. Николаем I о снятии с И. строжайшего выговора, и вскоре царь отменил взыскания с «только что вступившего на паству епископа» архиерея (Кобец. 2006. С. 137-138).

При И. указом Синода от 8 июля 1833 г. был осуществлен перевод архиерейского дома и духовной консистории из уездного Белгорода в губ. Курск, в помещения курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря. Одновременно братия последнего переводилась в Белгород, в бывш. архиерейский дом, при котором И. учредил второклассный Свято-Троицкий мужской мон-рь. Сергиево-Казанский собор (1752-1778) в Курске стал кафедральным. В 1851 г. в Курске в перестроенном здании архиерейского дома была освящена ц. во имя Трех святителей. Проявляя заботу об остававшейся в Белгороде Курской ДС, И. настоял на увеличении ее штатного содержания и числа казеннокоштных воспитанников. Считал необходимым перевести семинарию в Курск, но осуществить это намерение по различным причинам не смог (переведена только в 80-е гг. XIX в.). Ближайшим помощником И. был (1837-1843) ректор семинарии архим. Варлаам (Успенский; впоследствии архиепископ Тобольский). И. особо покровительствовал обучавшемуся в семинарии М. П. Булгакову (будущий митрополит Московский Макарий). Архиерей оказывал ему материальную поддержку, приглашал погостить в свой дом на время каникул, а в 1837 г., по окончании учения, направил его в КДА.

В 1836 г. И. поддержал инициативу курского губернатора М. Н. Муравьёва по сбору сведений о церковных древностях епархии. В результате были обнаружены царские грамоты, записи по истории курских монастырей и святынь, найдены реликвии XVII-XVIII вв. (кресты, панагии и проч.). По поручению И. преподавателем Курской ДС прот. М. В. Архангельским в 1853-1856 гг. было составлено «Церковно-историческое и статистическое описание Курской епархии» (не опубл., рукопись утрачена), собирались и публиковались материалы по истории Глинской и Софрониевой пустыней. Распоряжением И. чудотворный Кошарский крест, по преданию вывезенный с Афона и к 1832 г. хранившийся в каменной часовне с. Архангельского Белгородского у., был перенесен в белгородский Николаевский мон-рь (см. подробнее: Амфитеатров П., свящ. Явленный и чудотворный Крест Крестовоздвиженской ц. с. Архангельскаго, Кашары тож, Белгородскаго у. Курской губ. Белгород, 1901). Ныне крест хранится в Крестовоздвиженском храме Белгорода.

И. был почетным членом конференции КазДА (с 1844), членом секретной комиссии по делам о раскольниках и об отступниках от Православия (с 1847). Вел активную миссионерскую работу среди униат. священнослужителей, сосланных в Курск из Западного края в 1839 г., содействовал им в принятии Православия. При поддержке курского губернатора Муравьёва добился в 1837 г. массового перехода рыльских старообрядцев (ок. 350 чел.) во главе с городским головой купцом Шелиховым в единоверие и преобразования старообрядческой часовни (1826) в саду Шелихова в единоверческую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы.

В 1846-1848 гг., во время эпидемии холеры, по благословению И. были проведены крестные ходы с Курской Коренной и др. чтимыми иконами епархии. Особо отличившийся в «холерном усмирении» прот. Иоанн Истомин был награжден орденом св. Анны 3-й степени. Во время Крымской войны (1853-1856) И. благословил курское ополчение иконой Божией Матери «Знамение», хранившейся в Знаменском соборе (1826) одноименного мон-ря. После войны знамена дружин курского ополчения были принесены в Сергиево-Казанский собор.

При И. в епархии было построено множество церквей (ок. 100 из них только на территории совр. Белгородской обл.), в т. ч. Михаило-Архангельский (1844) в Белгороде, в честь иконы Божией Матери «Новодворская» (1836) в курском во имя Св. Троицы монастыре, Глинской пуст. В 1845 г. И. стал настоятелем Троицкой обители, хотя, переехав в кафедральный город, в Белгороде бывал редко, фактически обителью управляли наместники. Учредил больницы при всех жен. мон-рях Курской епархии, жертвовал для этого собственные средства. По инициативе И. в 1859 г. в г. Грайворон была поставлена часовня в память свт. Белгородского Иоасафа (Горленко). При И. архиерейский хор, состоявший из воспитанников духовных училищ и семинарии, выступал в кафедральном и др. соборах С.-Петербурга.

С особым уважением И. относился к подвижникам Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Сохранилось донесение И. в Синод о том, что в Глинскую пуст. «принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» (РГИА. Ф. 796. Оп. 122. Д. 825). С особенным доверием относился к прп. Феодоту (Левченко), при посещении пустыни подолгу беседовал с ним. Согласно Житию Феодота, старец-простец «платил сему святителю взаимною любовию, лавливал для него рыбу и приносил ему в подарок». Др. глинский подвижник - иером. Арсений (Митрофанов) по благословению И. возобновил Святогорскую пуст. в Харьковской губ. (см. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь). И. поддерживал дружеские отношения со мн. подвижниками своего времени: переписывался с архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым) и архим. прп. Макарием (Глухарёвым), еп. Чебоксарским Никодимом (Казанцевым), в 40-х гг. XIX в. общался со старцами Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, архим. прп. Антонием (Медведевым) и др. Возглавил заупокойную литургию и погребение 4 марта 1840 г. архиеп. Харьковского свт. Мелетия (Леонтовича) в архиерейской усыпальнице харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря. Как присутствующий в Синоде в 1847 г. оказал помощь архим. св. Игнатию (Брянчанинову), когда тот после тяжелой болезни подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (см.: Игнатий (Брянчанинов). 2005. С. 11-17). Впосл., направляясь к месту своего нового служения - на Кавказскую кафедру, 13 дек. 1857 г. свт. Игнатий остановился в Курске, общался с И., а 15 дек. архиереи вместе служили литургию в соборе. И. активно занимался проповедничеством, опубликовал ряд поучений. Лучшие из них «писаны слогом легким и живым и часто с силою в мыслях» (Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 492). Считается, что именно И. (как «не бедного ума человек» и «человек обращения приятного и тонкого») упоминается в беседе героев романа Н. С. Лескова «Соборяне» (Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 1. С. 212).

Награжден орденами св. Анны, св. Владимира 2-й степени, св. Александра Невского. 5 нояб. 1860 г. по прошению уволен на покой в белгородский Троицкий мон-рь, в к-ром скончался. Погребен в сев. части монастырского Троицкого собора, рядом с захоронением Курского архиеп. Феоктиста (Мочульского). В кон. 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила И. утрачена. Старожилы вспоминают, что, когда в 50-х гг. XX в. на территории обители рыли фундаменты для жилых домов, вместе с землей в машины грузили и человеческие кости.

Арх.: ГА Курской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9.
Соч.: Поучение по случаю обозрения епархии в г. Рыльске. СПб., 1837; Святая четыредесятница, или Собр. поучений во св. четыредесятницу. СПб., 1838. 2 ч.; Слово в день восшествия благочестивейшего государя имп. Николая Павловича на всерос. престол. СПб., 1838; Слово в день Сретения Господня. СПб., 1838; Словесное млеко, или Собр. слов, произнесенных к курской пастве. СПб., 1839. 2 ч.; Собр. слов и бесед... к курской пастве. СПб., 1839; Беседа о целебной силе веры. СПб., 1843; Беседа в неделю Закхея. СПб., 1844; Духовное брашно, или Собр. поучений. СПб., 1846; Беседа в неделю мытаря и фарисея. СПб., 1847; Воскресные беседы. СПб., 1847; Поучения. СПб., 1852; Духовная вечеря, или Собр. поучительных слов. СПб., 1853; Слово в день сошествия Св. Духа. СПб., 1857; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому // Курские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 7-11.
Ист.: Макарий Оптинский, прп. Письма. Минск, 2002. С. 64-65; Игнатий (Брянчанинов), еп. Собр. соч. М., 2005. Т. 7: Избр. письма. С. 11-17; Филарет [Дроздов], свт. Письма к прп. Антонию, наместнику Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. Серг. П., 2007. Ч. 1. С. 398.
Лит.: Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: (1724-1840). Рязань, 1889. С. 172, 205, 208; Владимир (Добролюбов), архим. Ист.-стат. описание Рязанского 3-кл. муж. Св.-Троицкого мон-ря. Рязань, 1890. С. 46; Сенаторский Н. П. Перенесение архиерейской кафедры из Белгорода в губернский г. Курск // Курские ЕВ. 1890. № 50. С. 872; К биографии преосв. Илиодора, еп. Курского и Белоградского // Курские ЕВ. 1892. № 4. Ч. неофиц. С. 52-57; К жизнеописанию Илиодора, архиеп. Курского и Белоградского // Там же. № 18. Ч. неофиц. С. 251-254; Танков А. А. Высокопреосв. архиеп. Курский Илиодор: (Из истории управления его Курской епархией) // Там же. 1894. Ч. неофиц. № 44, 49; 1895. № 6; 1897. № 17; Златоверхников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 5, 8-9, 45; Бугров Ю. А. История Курской епархии. Курск, 2003; Раздорский А. И. Церковно-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг. // События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; Храмы Белгородской и Старооскольской епархии: [Фотоальбом]. Белгород, 2005. С. 12, 29; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 136-147.
А. И. Раздорский, Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
  • АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии