[груз. ილია] Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (27.10. 1837, с. Кварели Телавского у. Тифлисской губ.- 30.08.1907, с. Цицамури Душетского у. Тифлисской губ.), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель. Род. в семье кн. Григория Паатовича Чавчавадзе и кнж. Мариам Христофоровны Бебуришвили. У И. было 3 брата: Константин, Теймураз, Симеон и 2 сестры: Нино и Елизавета. В ист. источниках род Чавчавадзе упоминается с XV в., предки И. были известны ратными подвигами. Так, в грамоте 1755 г. царей Картли Теймураза II и Кахети Ираклия II о прадеде И., Беспазе, сообщается, что он «в течение 23 дней, как лев, боролся против Хундзахского властителя за свою веру». Преданность рода Чавчавадзе отчизне отмечена и в грамоте 1726 г. царя Кахети Константина II (1722-1733). Дед, дяди и старший брат И. погибли в сражениях, защищая родину (Шарадзе. 1987. Кн. 1. С. 13-18, 33).
И. был крещен в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Кварели. Кроме родителей духовным воспитанием мальчика занимался местный архидиак. Николай Сепашвили, преподававший детям Закон Божий и груз. историю. В 1848-1851 гг. И. учился в тифлисском частном пансионе нем. педагога Леонтия Хакке, где, по его словам, заботились не только об умственном развитии, но и о нравственном воспитании молодых людей; в 1852-1856 гг.- в Тифлисской дворянской гимназии, в 1857-1861 гг.- на камеральном отд-нии юридического фак-та С.-Петербургского ун-та.
В С.-Петербурге груз. молодежь (в т. ч. П. Накашидзе, К. Лордкипанидзе, В. Гогоберидзе, Д. Бакрадзе, Н. Джабадари, И. Окромчедлишвили) под его началом занималась собиранием груз. книг и рукописей (б-ка впосл. была передана Об-ву распространения грамотности среди грузин), изучением культурного и духовного наследия Грузии; создавались проекты развития Грузии.
Осенью 1861 г. И., студент 4-го курса ун-та, оставил учебу из-за «студенческой истории», как он написал в автобиографии для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (ЭС. 1903. Т. 37. С. 359),- студенческих волнений С.-Петербургского, Московского и др. ун-тов. Документ о его исключении был подписан 4 нояб. 1863 г. ректором ун-та Э. Х. Ленцем.
И. принял активное участие в груз. общественной жизни, возглавив национальное движение 2-й пол. XIX в. В 60-х гг. XIX в. среди груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (испившие воды Терека), или «Пирвели даси» (Первая группа)). Название движению дал обычай: уезжая учиться на север и пересекая Кавказский хребет, студенты символически прощались с родиной - пили воду из Терека. И. возглавил «Тергдалеулеби», охватившее широкие круги груз. об-ва, его членами были мыслители, писатели, поэты (Н. Николадзе, А. Казбеги, Важа Пшавела, А. Церетели, Д. Гогебашвили, С. Месхи и др.). И. и его сторонники активно публиковались в ж. «Цискари» (Заря), на страницах к-рого, по словам И., назвавшего журнал «колыбелью молодых писателей», началась реформа груз. языка и лит-ры. Здесь впервые были напечатаны произведения груз. писателей и поэтов: И., Д. Гурамишвили, А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, А. Церетели и др. В 1863 г. под началом И. издавался периодический орган «Тергдалеулеби» - ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии), просветительско-демократического направления, оказавший влияние на развитие груз. прессы. Эпиграфом к изданию была выбрана цитата из Евангелия: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мк 13. 28). Преемником издания стал основанный И. в 1877 г. ежемесячный демократический ж. «Иверия» (в 1886-1906 - ежедневная газета). И. стал первым главным редактором журнала (до 1902), с изданием сотрудничали почти все деятели национального движения Грузии.
21 апр. 1863 г. в тифлисской ц. Св. Троицы (т. н. Дзвели (Старая) Самеба) И. обвенчался с кнж. Ольгой Фаддеевной Гурамишвили. После женитьбы И. поступил на гос. службу. В нач. 1864 г. в связи с планирующейся в Кутаисской губ. освободительной крестьянской реформой И. был направлен в Кутаис чиновником особых поручений при кутаисском генерал-губернаторе «для определения взаимных отношений помещиков и крестьян». В 1864-1868 гг. был мировым посредником, затем до 1874 г.- мировым судьей Душетского у. Тифлисской губ. И. внес значительный вклад в усовершенствование проекта крестьянской реформы, принимал активное участие в ее осуществлении. Согласно последним исследованиям, представленный в Закавказский центральный крестьянский комитет документ «Kритические замечания по параграфам предварительного проекта местного положения о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в Тифлисской губернии» был составлен И. (текст готовится к изданию в 16-м т. ПСС И.).
И. считал заботы о просвещении об-ва своим наиболее важным делом. В 1871 г. он занялся разработкой проекта национального ун-та: в преддверии визита имп. Александра II в Тифлис на груз. дворянском собрании с подачи И. было решено ходатайствовать перед императором об учреждении в Тифлисе ун-та. Однако присутствовавшие на собрании попросили Александра II открыть военное учебное заведение для детей дворян. В нояб. 1871 г. была основана Тифлисская военная прогимназия (с 22 июля 1882 - Тифлисский кадетский корпус). Этот факт лег в основу сатирических стихов И. «Загадки». Продолжая добиваться своей цели, И. публиковал статьи о необходимости создания университета (О неимении высшего учебного заведения в Закавказье // Полное собр. соч. 2007. Т. 10. С. 315; О преобразовании груз. школ в гимназии // Там же. [2008]. Т. 13. С. 153; Кавказский ун-т // Там же. [2009]. Т. 15. С. 52; Основа Кавказского ун-та // Там же. С. 88; Мнение ж. «Кавказ» о Кавказском ун-те // Там же. С. 241; Дело образования // Там же. С. 247 и др.).
Оставив гос. службу, И. в 1874 г. вернулся в Тифлис и участвовал в создании и работе практически всех появлявшихся в то время национальных культурных и экономических учреждений. Так, в 1875 г. под его началом было основано 1-е в Грузии кредитное учреждение - Дворянский поземельный банк Тифлисской губ., что позволило создать необходимую материальную базу для поддержки национальных культурных учреждений: театров, изд-в, учебных заведений, а также развития духовной жизни Грузии. Банк субсидировал Об-во распространения грамотности, проекты груз. прессы, театр, оказывал финансовую поддержку частным лицам, в основном студентам.
В 1875 г. по инициативе И. и С. Месхи в Тифлисе было основано Товарищество издателей груз. книг, выпускавшее совр. груз. лит-ру, книги исторического содержания и учебники, что способствовало повышению уровня образования и популяризации национальной культуры в Грузии. Совместно с мч. Димитрием Кипиани И. был одним из инициаторов создания Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). С 1882 г. до кончины И. был его председателем, что позволило ему открыть мн. школы и читальни, заняться усовершенствованием школьных программ и учебников, решать проблемы, возникшие в системе образования. Занимаясь изданием, скупкой, рассылкой книг, об-во играло значительную роль в приобщении народных масс к образованию и в развитии национальной культуры в целом. Именно об-ву с согласия супруги И. завещал свое имение в с. Сагурамо и все свое состояние (Иовидзе. 1947. С. 265-266).
В 1879 г. И. призвал грузин поддержать испытавших множество лишений «присоединенных братьев» - грузин-мусульман, территории расселения к-рых (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артануджи, Олтиси) были отторгнуты у Турции и вошли в состав Российской империи по Берлинскому трактату 1878 г. «Теперь,- писал он,- от вас самих зависит доказать на деле народную поговорку: братья познаются в беде!» (Иверия. 1879. № 9/10. С. 139-144). Призыв И. был поддержан всей Грузией и стал частью программы «Тергдалеулеби», основой которой было пробуждение национального самосознания среди грузин - мусульман и католиков.
И. был основателем Грузинского драматического об-ва (1879) и одним из тех, кто возрождал груз. национальный театр. Когда была собрана постоянная труппа, И. выхлопотал в Дворянском банке субсидии для театра. Он публиковал пьесы, к-рые ставились в театре, поощрял работавших над созданием новых, сам написал для театра пьесы «Сводница» и «Сцены из крестьянской жизни после их освобождения», совместно с И. Мачабели сделал высокохудожественный перевод трагедии У. Шекспира «Король Лир». В течение неск. лет И. вел театральное обозрение в газетах «Дроеба» и «Иверия», где рассматривал организационные проблемы театра, вопросы режиссуры и актерского мастерства. Его беспристрастные оценки новых постановок, деловые замечания и художественный анализ театральных работ способствовали профессиональному росту многих театральных деятелей, в частности актеров К. Кипиани и К. Месхи, актрис М. Сапаровой, Н. Габуния и др. Благодаря И. были по заслугам оценены талант и труды Николоза Бараташвили, Важа Пшавелы, Вахтанга Орбелиани, мч. Димитрия Кипиани, свт. Гавриила (Кикодзе) и др.
И. выступал за введение местного самоуправления в Грузии, участвовал в обсуждении вопроса о введении земства на заседаниях Дворянского собрания Тифлисской губ. (1882, 1884, 1896, 1897). В 1905-1906 гг. И. являлся членом Гос. Думы, где отстаивал демократическую программу и защищал проект отмены смертной казни. В те же годы И. возглавил движение за восстановление автокефалии ГПЦ, куда вошли многие представители груз. духовенства и общественные деятели. И. изучал историю вопроса, стремясь исторически обосновать правомерность автокефалии, участвовал в публичных выступлениях, официально встречался по этому вопросу с царским наместником Кавказа гр. И. И. Воронцовым-Дашковым (окт. 1905). В дек. того же года вместе с еп. Балтским сщмч. Кирионом (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх Грузии Кирион III) и еп. Имеретинским сщмч. Леонидом (Окропиридзе; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) И. присутствовал на приеме у обер-прокурора Святейшего Синода РПЦ кн. А. Д. Оболенского, где шел разговор об исторической обоснованности автокефалии ГПЦ. 2 янв. 1906 г. еп. Кирион сообщил в письме свящ. Сосо Чиджавадзе, что во время рассмотрения грузинского церковного вопроса в С.-Петербурге будут «лучшие представители нашей страны», и в первую очередь И. По воспоминаниям настоятеля тифлисской ц. Квашвети свящ. Каллистрата Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх Каллистрат III), за неск. дней до отъезда И. беседовал с ним об автокефалии и просматривал хранящиеся в архиве священника документы, касающиеся этого вопроса; о. Каллистрат отметил высокую степень осведомленности и убедительность аргументации И. В письме (апр. 1907) И. сообщил еп. Кириону, что при встрече с гр. Воронцовым-Дашковым ему удалось убедить наместника собрать совет для обсуждения вопроса об автокефалии (НЦРГ. Фонд Католикоса-Патриарха Кириона III. Д. 1210).
Признавая позитивные стороны подданства России (длительный мир, развитие инфраструктуры, градостроительство, подъем экономики, науки и образования и др.), И. был убежден, что существование в пределах столь большой империи ограничивает «жизненную энергию грузинской нации и мешает развитию ее самосознания». Считая необходимым восстановление не только автокефалии ГПЦ, но и независимости Грузии, И. добивался ее политической автономии как начального этапа этого процесса.
И. имел огромный авторитет среди грузин; его называли «отцом нации», «некоронованным царем Грузии». До конца жизни он оставался наиболее влиятельной фигурой в общественной жизни Грузии. (Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 343; Илья глазами эмигрантов. 1996. Т. 2. С. 181).
И. был убит в с. Цицамури группой молодых людей (Г. Бербичашвили, Г. Модзгвришвили, Т. Лабаури и др.). Мотивы убийства до сих пор точно неизвестны. Гибель И. вызвала значительный резонанс в грузинском обществе.
7 сент. 1907 г. гроб с телом И. из Сагурамо был перевезен в тифлисский кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (Тбилисский Сиони), отпевание совершили свт. Александр (Окропиридзе; еп. Гурийско-Мингрельский, с 4 нояб. 1903 на покое), еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе), еп. Горийский Петр (Кончошвили) и др. епископы, священнослужители; пели 3 хора; с речами выступили известные церковные и общественные деятели. На похоронах И. присутствовало свыше 60 тыс. чел. Трактиры и питейные заведения Тифлиса были закрыты, в окнах домов вывешены черные флаги. И. был похоронен в пантеоне грузинских деятелей на горе Мтацминда (Накашидзе. 1956. С. 125; Шарадзе. 1990. Т. 2. С. 342-350). Памятник И. был заказан в Париже, в мастерской Огюста Родена, у скульптора Якова Николадзе: он представляет собой мать, символ груз. народа, оплакивающую своего незабвенного сына. Ольга Гурамишвили попросила изменить смертный приговор убийцам ее мужа.
Жизни и творчеству И. посвящены научные и лит. труды, его произведения переведены на мн. языки. Основной архив И. находится в Центральном гос. историческом архиве Грузии, Институте рукописей Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный Центр рукописей Грузии; Ф. 21. 500 ед. хр., 1854-1907 гг.), Гос. лит. музее Грузии (509 ед. хр. (№ 11422-11554, 17495-17661), 1857-1907 гг.), Литературно-мемориальном доме-музее И. в Тбилиси (457 ед. хр., 1877-1907 гг.), Гос. театральном музее Грузии в Тбилиси (Ф. 1. Д. 47, 1878-1961 гг.), отдельные фонды и документы находятся в С.-Петербурге, Будапеште, Лондоне, Граце, Оксфорде и т. д.
Имя И. носят Гос. ун-т языка и культуры в Тбилиси, неск. орг-ций, учебных и научных учреждений (научно-культурный союз «Общество и знание»; общественная неправительственная орг-ция «Общество Илии Чавчавадзе»; Ассоциация книжников и др.), проспекты, улицы, театры груз. городов. Музеи открыты в Тбилиси, Кварели и Сагурамо. Основан фонд его имени (1998). В 1992 г. была учреждена премия И., к-рая присуждается писателям. Стипендия имени И. назначается студентам за успехи в учебе.
2 авг. 1987 г. Свящ. Синодом ГПЦ И. причислен к лику святых как Илия Праведный (მართალი).
Несмотря на многостороннюю общественно-политическую деятельность, И. в первую очередь знаменит лит. творчеством. По словам писателя, «не для сладких песнопений» был он послан «Небом» на землю: вся его лит. деятельность проникнута стремлением духовно и морально совершенствовать читателя. Эстетические, этические, общественно-политические взгляды И. имели глубокую религ. основу. Предназначение поэта И. видел в проповеди любви; поэт - и предводитель, и сын своего народа, делящий с ним невзгоды и радости, призванный облегчить страдания «в годину тяжких испытаний» («Поэт»).
Довольно рано сформировался поэтический почерк И. Стихотворения «О юности», «Грусть, не знаю от чего» и др. пронизаны любовью к родине и свидетельствуют о духовных исканиях автора. И. описывает суету и тщетность мира, восхваляет Творца, преклоняется перед подвигами монахов. Герой стихотворения «Мольба бедняка» не имеет крова и пищи, но благодарит Господа за то, что Он основал на земле Церковь, ибо, пока существует Церковь, существует надежда. Стихотворение «Сон» проникнуто апокалиптическим духом; в поэме «Видение» основной причиной бедствий народа автор называет утрату любви к ближнему. По мнению И., только обратившись к заповедям Спасителя, можно избежать духовного и физического разрушения. В поздней лирике, в стихотворениях «Молитва», «До каких же пор?», «Возлюби», «Небесные голоса», «Не пора ли понять?», И. обращает внимание читателя на христ. вероучение и добродетели.
Сюжеты мн. произведений И. основаны на реальных историях, в основе к-рых лежат социальные проблемы Грузии того времени: месть, насилие, убийства князьями крепостных и наоборот. Писатель рассматривает их сквозь призму христ. морали, призывая задуматься над мн. привычными для об-ва поступками. Так, в основе «Эпизода из жизни разбойника» и «Рассказа нищего» лежит концепция непротивления злу насилием. Месть, по мнению писателя, приводит к духовной смерти мстителя: автор иллюстрирует это положение примером из жизни Габриела, героя «Рассказа нищего». Он убил своего барина, но не раскаялся даже перед смертью и не получил причастия.
И. считал, что в качестве основы для художественного произведения наиболее удобна форма притчи, где фабула является «плотью» произведения, а идея, смысл - «душой». Произведения «Рассказ нищего», «Человек ли он?!» и «Отарова вдова» основаны на евангельской притче о сеятеле. В рассказе «Человек ли он?!» выведен собирательный образ провинциального груз. дворянства в лице циничных, ограниченных и ничем не обремененных Луарсаба Таткаридзе и его супруги Дареджан, имена к-рых стали нарицательными, ярых противников новых идей и передовых мыслей, озабоченных гл. обр. собственным обогащением. По мнению И., они вроде бы и не грешат: присутствуют в церкви на службах, никому не причиняют очевидного зла. Но и людьми в высшем значении этого слова писатель отказывается их назвать: их формально прожитая жизнь не получает благословения Божия - они умирают бесплодными. Рассказ «Отарова вдова», содержащий мн. аллюзий на Житие вмч. Георгия («тяжелый камень на груди», «распятие на колесе», «окропление известью», «железные сапоги» и др.), посвящен проблеме разъединяющей людей гордыни; по мнению И., разрушить эту глухую стену могут только cлезы покаяния.
В небольшом рассказе «Николоз Госташабишвили» народный герой дарует жизнь поверженному врагу, воспеваются вера, человеколюбие, прощение. Подвигу груз. царя св. Димитрия II Самопожертвователя, замученного в стане монг. хана, но не предавшего своего народа, посвящена историческая поэма «Дмитрий Тавдадебули». С психологической точностью описал И. состояние царя в момент принятия решения противостоять монголам. В поэме «Отшельник» представлена судьба монаха, впавшего в грех высокомерия и умершего в отчаянии. Грех отягощает душу и ведет ее к погибели, даже если человек достиг определенных духовных высот, но не осознал собственной греховности.
Значительный вклад внес И. в дело перевода произведений рус. и мировой художественной лит-ры на груз. язык, мн. его труды до сих пор считаются одними из лучших. И. перевел произведения У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Гейне, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского, Дж. Байрона, В. Скотта, Н. А. Некрасова, Э. Золя, А. Шенье, А. Доде и др.
И. известен как талантливый критик и публицист. В первых же статьях он сформулировал принципы грузинской лит. критики, его работы повлияли на развитие груз. критической мысли и лит. процессов в целом. Большую часть лит. наследия И. составляет публицистика, статьи по истории христианства в Грузии, о монастырской жизни, правосл. праздниках и др. духовных и церковных вопросах. И. считал, что «вера - это истина сердца, и она не может быть двуликой в одном и том же сердце», веру «нельзя менять, как одежду» (Армянские ученые и вопиющие камни // Тифлис, 1902; То же // Полное собр. соч. [2008]. Т. 14. С. 279). Своей «истиной сердца» И. называл Православие и ревностно отстаивал его позиции. По словам И., христианин всегда должен читать Свящ. Писание, потому что «чем дольше он читает его, тем крепче верит сердце в Бога». Важнейшим условием духовного спасения нации, по мнению И., было «соблюдение заповедей Христа», писатель призывал матерей воспитывать детей в Православии; любовь к ближнему, говорил он,- это «мост к спасению» и «ключи Рая». Как истинный христианин, он проповедовал любовь к врагу и умение прощать.
Мн. статьи И. посвящены правосл. праздникам. Так, И. писал, что «родился Христос, наш Господь, пришедший в человеческом облике на землю, чтобы научить человека человечности» (Рождество Христово // Полное собр. соч. 2007. Т. 8. С. 623; Рождественские поздравления // Там же. 2007. Т. 9. С. 643-644); в праздник Пасхи - «христианство знает, зачем оно восхваляет этот день: Христос воскрес и восстановил Свое человеколюбивое учение, завет Своей новой жизни» (Христос воскрес! // Там же. 2005. Т. 7. С. 544, 571; Праздник Пасхи // Там же. 2007. Т. 9. С. 238; Тифлис. 4 апр. // Там же. С. 238; Благо и истина Воскресения // Там же. 2007. Т. 10. С. 186; Христос воскрес! // Там же. [2008]. Т. 14. С. 106). И. писал о мон-рях (О грузинской святой обители в Афинах // Там же. 2007. Т. 8. С. 545), груз. святых (Праздник св. Нино // Там же. 2005. Т. 7. С. 274; Мученик Луарсаб // Там же. 2007. Т. 8. С. 139; Груз. народ и подвижничество св. Нино // Там же. 2007. Т. 10. С. 21) и др. (Сичинава. 2007); особое значение придавал заслугам монашества, называя мон-рь «залогом», «силой христианского вероисповедания». По его словам, в храмах, Божиих обителях, «собираются люди и вместе со священнослужителями... осознают сладость спокойствия и безгрешности, которая приходит к верующему человеку». Говоря о совместимости религии и науки, И. отмечал, что «наука должна основываться на истинном мировоззрении», и приводил в пример деятельность еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе).
И. считал, что Православие сыграло значительную роль в формировании груз. национального самосознания. Родину, язык и веру, «три божественные сокровища», предки оставили в наследство грузинам. Из этой триады он отдавал предпочтение вере, поскольку, по его словам, именно в вере воплотились «родина, родная земля, нация».
И. полагал, что любая вера достойна уважения. Те же качества И. отмечал и ценил в своих соплеменниках: он писал, что «грузин, преданный своей религии, умеет уважать и другие. Поэтому в нашей истории нет примера угнетения и гонения других вероисповеданий... угнетенные и изгнанные из других стран за веру люди всегда находили мирную обитель и свободу совести в Грузии» (Османская Грузия // Полное собр. соч. 1997. Т. 6. С. 60).
Любовь И. называл тем «главным корнем», на котором «взошло древо новой жизни» - христианство. Любовь «светит и греет, как солнце» (Христос воскрес! // Полное собр. соч. 2007. Т. 9. С. 238). Убеждая читателей в необходимости поста и раскаяния, он писал, что каждый христианин «должен задуматься о своей прошедшей жизни и осознать свои грехи», «если он хочет быть истинным христианином и не упустить время для раскаяния». Нация, «которая желает долголетия и будущего для себя, должна думать о том, чтобы в ее сердце жила и расцветала добродетель», потому что «только добродетельный человек превращает эту жизнь в храм, где восславляют Господа, и в рай, где царит человеческое счастье» (Слово, произнесенное на церемонии при посвящении во епископа преподобного Александра [Окропиридзе] // Полное собр. соч. [2008]. Т. 14. С. 113).