ИННА, ПИННА И РИММА
Том XXII , С. 679-680
опубликовано: 6 июня 2011г.

ИННА, ПИННА И РИММА

Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337)Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337) [греч. ᾿Ιννᾶ (᾿Ινᾶ), Πινᾶ (Πιννᾶ), Ρημᾶ (Ριμᾶ)] (ок. сер. IV в.), мученики Готские (пам. 20 янв., 20 июня). Первоначальный текст Мученичества (вероятно, 2-й пол. IV в.) не сохранился; в рукописи XI в. (Paris. gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в визант. стишных синаксарях кон. X - XIII в. (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. gr. 1617; Ambros. B. 104).

Согласно эпитоме, И., П. и Р. происходили «из северной варварской страны» и были учениками ап. Андрея Первозванного. Они успешно проповедовали и мн. язычников обратили ко Христу. Узнав об этом, правитель уговорами и угрозами пытался убедить И., П. и Р. поклониться идолам, но они отказались. Была суровая зима, и реку сковало льдом. Правитель приказал вбить посреди реки колья и привязать к ним мучеников. Колья постепенно уходили под лед, и, когда вода достигла шей мучеников, они предали души Богу. Христиане похоронили их останки. Спустя 7 лет еп. Годда перенес мощи И., П. и Р. в порт Алиск.

В заглавии эпитомы указано, что И., П. и Р. пострадали в Готии (в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) употреблено архаичное название - Скифия). Христианство среди готов стало активно распространяться только с IV в., а ок. сер. IV в. у этих племен за Дунаем происходила борьба между язычниками и христианами, сопровождавшаяся массовым гонением на последних (ср.: Lenski N. The Gothic Civil War and the Date of the Gothic Conversion // GRBS. 1995. Vol. 36. N 1. P. 51-89). Т. о., указание на связь И., П. и Р. с ап. Андреем, по всей видимости, является анахронизмом.

Проф. Е. Е. Голубинский предположил, что И., П. и Р. пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, к-рый находился на месте совр. Алушты.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) отождествил И., П. и Р. с мучениками Фирсом, Кириаком и Геллиником (Каллиником), упоминаемыми под 20 янв. в Мартирологе блж. Иеронима. Географическое указание «в Ниведуне» (город в Н. Мёзии) митр. Филарет интерпретировал как г. Нов. Дунаец на берегу Дуная и сделал вывод, что И., П. и Р. имели слав. происхождение. Однако, согласно комментарию И. Делеэ к Мартирологу, мч. Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник - в Вифинии в сер. III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50-52). Т. о., мнение архиеп. Филарета, нашедшее отражение в календаре РПЦ, следует считать необоснованным.

Поскольку дата кончины И., П. и Р. была неизвестна, память первоначально отмечалась в день перенесения мощей (20 июня). Со временем в визант. синаксарях появилась дата мученичества И., П. и Р. 20 янв. (летний месяц был заменен зимним на основании обстоятельств казни), ставшая основным днем памяти И., П. и Р. в Элладской Православной Церкви. В календаре РПЦ сохранились обе даты. В наст. время имена И., П. и Р. употребляются как женские.

Ист.: BHG, N 2184; PG. 117. Col. 269-272 [Минологий Василия II]; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 215-216, 287-288; SynCP. Col. 407, 757; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203-204; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 107-108; ЖСв. Янв. С. 199-200; Июнь. С. 476-477.
Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян: описание жизни их. СПб., 18944. С. 30-33; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 19, 186; Т. 3. С. 32, 228; Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 30-32; Lucchesi G. Innas, Rimas e Pinnas // BiblSS. Vol. 7. Col. 818; Aubert R. Innas, Remas et Pinnas // DHGE. T. 25. Col. 1245; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 216.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также