ИННОКЕНТИЙ
Том XXIII , С. 19-21
опубликовано: 9 января 2015г.

ИННОКЕНТИЙ

(Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина), позже у еп. Вениамина (Новицкого). В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ.

С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе.

4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова), 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита.

Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

Иннокентий (Просвирин), архим. Фотография. 1991 г.Иннокентий (Просвирин), архим. Фотография. 1991 г.Еще в студенческие годы И. познакомился с сотрудниками мн. архивохранилищ и отделов рукописей крупнейших б-к Москвы и Ленинграда, выдающимися исследователями правосл. рукописного наследия А. А. Амосовым, В. П. Бударагиным, И. Н. Лебедевой, О. П. Лихачёвой, Ю. А. Неволиным, Н. Н. Розовым, Н. Б. Тихомировым и др. Как исследователь И. рано осознал необходимость собирания и обновления источниковой базы по истории РПЦ за весь период ее существования, публикации источников и неизданных трудов церковных ученых XIX-XX вв., создания библиографических справочников по различным отраслям церковной жизни и истории. Это стало приоритетом в его научной и научно-организационной деятельности. Одним из наиболее масштабных замыслов И., реализованных к сожалению, лишь в малой степени, представлял его проект «Русская патристика», направленный на серийную публикацию и комплексное изучение всей совокупности творений рус. церковных писателей XI-XVII вв. (см.: Иннокентий (Просвирнин), архим. Русская патристика: (Постановка вопроса) // Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 183-189).

Участвовал в издании богослужебных Миней (в связи с 1000-летием Крещения Руси), был инициатором включения служб рус. святым в корпус Миней, отредактировал текст этих служб. Издание Миней по праву можно назвать делом всей жизни И. Др. грандиозная работа И.- выпуск 10-томной Русской Библии, богато иллюстрированной миниатюрами. Издание продолжалось 20 лет, при жизни И. вышли 7-й и 8-й тома, включающие все книги Нового Завета. Огромный иллюстративный материал (без указателей), сопровождающий тома Русской Библии (в значительной мере полученный И. благодаря личному знакомству с сотрудниками хранилищ и светскими исследователями), превратил это издание в неоценимый источник по истории древнерус. и старообрядческого искусства и книжной культуры: снимки мн. десятков рукописей исследователи могут увидеть только в этом издании.

Значительным было участие И. в совместном с издательством «Аврора» выпуске Остромирова Евангелия. По словам А. А. Турилова, «нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х - нач. 1990-х годов, к которому он не был бы причастен» (АЕ за 1994 г.).

Диапазон научной и общественной работы И. был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. И. был одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988-1989 гг. международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сент.- 21 окт. 1983 г., в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов б-ки Пантелеимонова и др. святогорских мон-рей. Помимо научных и издательских интересов И. во время экспедиции занимался вопросом пополнения братии рус. Пантелеимонова мон-ря.

Часть творческих и научных проектов И. остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Св. Горе Афон» (совместную работу АН и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиеп. Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина), труды митр. Московского Иннокентия, книгу о вкладе РПЦ в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.: 12 томов вышли уже после его смерти. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При жизни И. вышел из печати только 1-й т. этого ценнейшего для историка труда - «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (1993; издание Новоспасского мон-ря, как и 2-й т. «История Русской Православной Церкви в док-тах федеральных архивов, архивов Москвы и С.-Петербурга», 1995).

Ок. 2 лет И. состоял в братстве Иосифова волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы ставропигиального мон-ря, занимался реставрационно-восстановительными и хозяйственными работами. 27 апр. 1991 г. в обители был открыт созданный И. научный центр «Музей Библии». Учредитель музея митр. Волоколамский Питирим назначил И. его директором. На базе мон-ря под рук. И. было основано Международное Волоколамское краеведческое об-во. С 1990 г. ежегодно в день памяти прп. Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и рус. культуры.

В ночь на 1 апр. 1993 г. в настоятельском корпусе Волоколамского мон-ря на И. напали 2 уголовника и жестоко избили его. Решив, что И. потерял сознание, преступники вышли в соседнюю комнату, после чего И. выпрыгнул со 2-го этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали архимандрита к постели. Несмотря на полученные ранения и травмы, И. принимал активное участие в работе XI Международного съезда славистов в Братиславе в авг. 1993 г., где представлял вышедшие из печати тома Русской Библии и проект в целом. В 1993-1994 гг. провел неск. месяцев в Киккском монастыре на Кипре, а в дни праздников Рождества Христова и Богоявления совершил паломничество во Св. землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на горе Синай, в Екатерины великомученицы монастыре.

Выйдя на покой, И. был принят в число братии Новоспасского ставропигиального московского монастыря. Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа в келье еп. Порфирия (Успенского), которого особо почитал. 14 июля 1994 г. состоялся чин погребения, отпевание в Преображенском соборе обители совершил наместник архим. Алексий (Фролов; ныне архиепископ Орехово-Зуевский). Во время отпевания в алтаре молился митр. Питирим, бывш. председатель Издательского отдела МП, под началом к-рого И. трудился много лет. Проститься с почившим к началу литургии в обитель прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, духовные чада почившего и представители научной общественности из мн. городов России. Могила И. напротив Преображенского собора мон-ря почитается верующими.

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99).

Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири // ЖМП. 1965. № 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин) // Там же. 1966. № 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон // Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга // Там же. № 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский) // Там же. 1969. № 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского) // Там же. 1970. № 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец // Там же. 1971. № 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков) // Там же. 1971. № 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина) // БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых) // ЖМП. 1972. № 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.) // Там же. № 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии // Там же. № 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы // Там же. № 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972) // Там же. 1972. № 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки) // Там же. 1973. № 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу // БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед. // ЖМП. 1974. № 3. С. 2-25; № 4. С. 5-15; № 5. С. 8-12; № 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами // ЖМП. 1975. № 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне // Там же. № 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой // Там же. № 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография // БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский // ЖМП. 1976. № 1. С. 70-71; Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец // Там же. 1976. С. 57-58; Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский: К 550-летию со дня рожд. // Там же. № 6. С. 77-79; Митр. Киевский Петр, свт. Московский. Житие и поучение игуменом, попом и диаконом // Там же. № 12. С. 61-65; Прп. Савва Звенигородский: К 570-летию со дня преставления // Там же. 1977. № 1. С. 73-75; Св. блж. Василий, Московский чудотворец // Там же. № 8. С. 75-78; Свт. Димитрий, митр. Ростовский // Там же. № 9. С. 68-74; Св. блгв. Даниил, вел. кн. Московский // Там же. № 10. С. 71-74; Прп. Александр Свирский // Там же. 1978. № 8. С. 73-77; К 600-летию освобождения Руси от монголо-татарского ига // Там же. 1980. С. 77-78; О творческом пути свящ. Павла Флоренского // Там же. 1982. № 4. С. 65-76; То же // Флоренский: Pro et contra. М., 2001. С. 504-520; Троице-Сергиева Лавра: Кн.-альбом. М., 1985; Памяти еп. Порфирия (К. А. Успенского), 1804-1885 // БТ. 1985. Сб. 26. С. 315-325; Подворье Московских митрополитов в Черкизове // Архитектура и строительство Москвы. 1988. № 6. С. 12-14; Иосифо-Волоколамский мон-рь: Буклет. [М.], 1989; Троице-Сергиева лавра и взаимодействие культур // БТ. 1989. Сб. 29. С. 207-214; Рус. старчество и Оптина пустынь // 1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк.-науч. конф. «Богословие и духовность». Москва, 11-18 мая 1987 г. М., 1989. С. 212-219; То же // ВРЗЕПЭ. 1988. № 116. С. 168-172; Историография церк. краеведения // II Всесоюз. конф. по ист. краеведению: Тез. докл. Пенза, 1989; [О судьбе Рус. Пантелеимонова мон-ря] // Наше наследие. 1989. № 1(7); 1000-летие рус. книжности // Прометей: Ист.-библиогр. альм. М., 1990. Т. 16; Русская патристика: (Постановка вопроса) // Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 183-189; Печальник земли Русской: К 600-летию преставления прп. Сергия, игум. Радонежского, всея России чудотворца. М., 1992; Школа схиархим. Паисия Величковского // Книга в России. СПб., 1993. С. 85-87; Школа прп. старца схиархим. Паисия Величковского и издательская деятельность Введенской Оптиной пуст. // Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура: Мат-лы Междунар. симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19-23 апр. 1990 г. М., 1993. Вып. 1. С. 93-99; К. И. Невоструев и его исследования // Мстиславово Евангелие XII в.: Исследования. М., 1997. С. 650-669; Блаженны чистые сердцем: [Сб. ст.]. М., 2008.
Лит.: Никон, иером. Памяти пастыря: [Вечная память] // МЦВ. 1994. № 4; Шмидт С. О. Памяти архим. Иннокентия (Просвирнина) // Отеч. арх. 1994. № 6. С. 117-120; он же. Памяти архим. Иннокентия (Просвирнина) // Он же. Памятники письменности в культуре познания истории России. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 772-778; Сергий (Данков), иером. Архим. Иннокентий (Просвирнин) // ЖМП. 1995. № 5. С. 58-60; Турилов А. А. Архим. Иннокентий (Просвирнин, 1940-1994) // АЕ за 1994 г. М., 1996. С. 372-373; Архим. Иннокентий (Просвирнин) в воспоминаниях духовных детей и учеников / Сост.: Л. В. Бурмистрова. Серг. П., 1998; Памяти архим. Иннокентия: К 5-й годовщине со дня кончины. М., 1999; О. Иннокентий (Просвирнин, 1940-1994) / Сост.: Л. В. Бурмистрова. М., 2004; Ревнитель православного просвещения: Обзор архива архим. Иннокентия / Сост.: О. В. Курочкина. М., 2005; Алексий (Фролов), архиеп. «Все для Бога»: [Архим. Иннокентий - краевед и археограф] // Новая книга России. 2006. № 1. С. 39-41; Курочкина О. В. Воин Христов: Последний год жизни архим. Иннокентия (Просвирнина) // Новая книга России. 2007. № 10. С. 42-47; она же. Архим. Иннокентий (Просвирнин): Пед. и издат. деятельность по док-там личного архива // Отеч. арх. 2009. № 4. С. 21-28; Православная культура России в трудах архим. Иннокентия (Просвирнина): Сб. Новосиб., 2008. С. 96-99; Соломина О. Л. Музей Библии в Иосифо-Волоколамском мон-ре и его директор // Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. [М.], 2008. С. 370-379.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАЛАЧОВ (1819-1885), правовед, историк, археограф
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
  • АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА
  • АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
  • АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
  • АВРААМИЙ (Флоринский; ок. 1720 – 1797), архим., проповедник
  • АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"