(1650 (1651?), Суздаль - 5 (по др. сведениям, 25).12. 1741, Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Род. в семье священника, мирское имя И. неизвестно. Служил приходским священником, в т. ч. в суздальской ц. во имя вмц. Варвары и в московской ц. во имя свт. Харитона Исповедника, еп. Иконийского. Дочери И. приняли постриг с именами Елена и Анна, к 1741 г. являлись монахинями московского в честь Вознесения Господня монастыря. Овдовел, в 1715 г. в Александро-Невской лавре принял монашеский постриг, служил в обители казначеем.
22 янв. 1716 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Астраханского и Терского. В нояб. того же года прибыл в Астрахань, проживал в 2-этажных каменных палатах, соединенных с кафедральным Успенским собором. Несмотря на сокращение в 10-х гг. XVIII в. расходов на церковные нужды в Н. Поволжье, при И. в Астрахани были освящены Гостинно-Николаевская (3 июля 1721) и Вознесенская (4 мая 1722) церкви; для Успенского собора отлиты 3 колокола (500, 300 и 100 пудов); в царицынском Иоанно-Предтеченском монастыре открыта школа. Намереваясь отремонтировать Успенский собор, 4 июня 1722 г. И. писал в Монастырский приказ, что «на соборе тесовая крыша вся протекла, течь проходит внутри самого собора; домовые палаты тоже требовали починки. Между тем доходов в доме только 300 р., которые расходовались без остатка на домовые харчевые расходы, на братию и наем рабочих». Единственным источником для ремонта были «венечные деньги», дозволение на расходование которых и испрашивал И. Прошение архиерея осталось без ответа, ремонт так и не был осуществлен (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 666. С. 1022; Покровский. 1907. С. 409).
С 1719 г. И. конфликтовал с новым губернатором А. П. Волынским, к-рый способствовал распространению в Астрахани лютеранства и католичества. В дек. 1721 г. И. писал в Святейший Синод: «Лютеранский пастор Яган Сикилис близ православной церкви построил свою церковь и чинит сим помешательство». Жалоба И. успеха не имела. Волынский покровительствовал также прибывшему в Астрахань «римской веры патеру Антонию» и строительству в городе 1-го костела. В ответ на доношения епископа Синод указом от 27 апр. 1722 г. предписал ему «упразднить неотложно» костел, построенный «самовольно и дерзостно, без его императорского величества указу и без синодального определения» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 440. С. 603-604). Губернатор, обладавший «необузданным нравом, не терпящим противоречий», участвовал в нескольких тяжбах об имуществе служителей архиерейского двора, клириков епархии и др. Епископ неоднократно писал в Синод о положении дел в крае, за что, видимо, впал в немилость (см. подробнее: ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 11. С. 9-10; Юдин П. Л. Из дел об А. П. Волынском // РА. 1899. Кн. 3. № 9. С. 39-48). Возможно, на репутацию И. повлияли и события, связанные с почитанием в крае св. прав. Боголепа Черноярского и посещением в 1722 г. имп. Петром I часовни над могилой этого отрока-схимника. Летом того же года по распоряжению имп. Петра часовню разобрали, гробницу св. Боголепа сровняли с землей.
Высочайший указ от 12 янв. 1723 г. повелевал И. «за некоторые его величеству известные причины, из Астрахани вывести и определить в которую пристойно епархию викарием» (Благонравов. 1902. С. 47). 23 июня того же года И. был назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Был ближайшим помощником архиеп. Феодосия (Яновского). В сент. 1723 г. участвовал во встрече в Новгороде ковчега с мощами св. блгв. кн. Александра Невского, совершал торжественные богослужения в Софийском соборе по случаю перенесения мощей в С.-Петербург. 16 марта 1726 г. И. возглавил Вологодскую, а 22 апр. того же года - Суздальскую епархию. Построил неск. церквей в Суздале, в т. ч. «обетную» каменную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы на месте деревянной Варваринской ц., в которой начинал священническое служение. При архиерейских палатах устроил «контору церковных дел». Поддержал начинание кн. И. А. Урусова по возведению в с. Чечкине Суздальского у. храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (1730-1733). При И. во время копания рвов для строительства нового Казанского храма в Суздале был найден гроб с останками иконописца инока Иоакима, написавшего в XVII в. чтимую Суздальскую Казанскую икону Божией Матери (см.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 2002. Кн. 2. С. 74). В 1728 г. И. участвовал в торжествах по поводу коронации имп. Петра II, а спустя 2 года по распоряжению Синода с янв. 1730 г. служил панихиды в церкви Слободского дворца у гроба умершего императора (ОДДС. Т. 10. № 27. С. 67).
С 21 июля 1730 по апр. 1735 г. член Святейшего Синода. В сент.-окт. 1730 г. вместе с архиеп. Сарским Леонидом присутствовал при допросе в Сенате митр. Игнатия (Смолы) и архиеп. Георгия (Дашкова) по делу Воронежского еп. Льва (Юрлова), вовремя не объявившего пастве манифест о воцарении императрицы и не упомянувшего ее имени на литургии (Там же. № 117. С. 241). В июле-нояб. 1731 г. участвовал в разбирательстве по делу «о проступках» камчатского миссионера иером. Игнатия (Козыревского) (см.: Там же. № 81. С. 166-179).
13 апр. 1731 г. И. был переведен на Ростовскую кафедру, 16 июня того же года возведен в сан архиепископа. В 1731-1740 гг. И. восстановил кафедральный Успенский собор, пострадавший при пожаре 1730 г. В соборе построил деревянные резные иконостасы: большой, «круг столпов», над гробницами Ростовских святителей Исаии и Игнатия, а также в приделе во имя свт. Леонтия Ростовского. Для иконостасов, вызолоченных «красным и двойным золотом», были написаны новые иконы. Устроил «сени и место архиерейское резное предивной работы». В ризницу собора вложил саккос «рудожелтой материи золотной, в середине крест вынизав жемчугом с венцами», напрестольное Евангелие («полуалександрийской бумаги, облочено бархатом червчатым»), иконы Спасителя и евангелистов, «чеканные серебряные, золоченые» (Летописец. 1890. С. 18). При И. в 1735-1740 гг. был значительно перестроен и освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы каменный храм в с. Вощажникове близ Ростова, возобновлена пострадавшая от пожара церковь на подворье Ростовских архиереев в Москве. Распоряжением И. в окт. 1736 г. 3 небольших мон-ря Ярославского у. (Обнорский Вознесенский, Обнорский Воскресенский и Носковский Рождественский) были приписаны к ярославскому во имя святителей Афанасия и Кирилла мужскому монастырю. В помещения ростовского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монасты ря вернулись сестры во главе с игум. Христофорой, с 1725 г. проживавшие в Варницком во имя Святой Троицы монастыре. При Ростовском архиерейском доме И. учредил славяно-российскую грамматическую школу, для к-рой пригласил учителей из Малороссии. Примечательно, что, после того как Синод указом от 16 нояб. 1739 г. обязал предоставлять сведения о времени открытия в епархиях греко-лат. школ, И. в дек. того же года ввел в ростовской школе обучение лат. языку. К апр. 1741 г. в духовно-учебных заведениях епархии обучались 165 чел.
И. скончался в глубокой старости во время чтения молитв ко Св. Причащению. Тело почившего было перенесено в ц. во имя Всемилостивого Спаса при архиерейском доме. По поручению Синода отпевание возглавил пребывавший на покое еп. Никодим (Сребницкий). И. был погребен в ростовском Успенском соборе, у северной стены (захоронение не вскрывалось).
Сохранились духовное завещание (окт. 1735), подписанное духовниками игум. Савватием († 1750) и крестовым иером. Серапионом, и подробнейшая «Опись келейных пожитков» архиепископа. Среди личных вещей, к-рые И. завещал различным храмам,- написанные в редкой технике живописи на стекле иконы Св. Троицы, Спасителя, Распятия Господня (с мощевиком), апостолов Петра и Павла и прп. царевича Петра, свт. Иакова Ростовского, а также 2 серебряные панагии с частицами мощей. Книги из личной б-ки И. завещал суздальскому соборному храму, суздальской ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы, ростовской архиерейской кладовой палате. Неск. книг («Наука священником подаваемая о седьми тайнах» (К., 1653), «Розыск исторический, коих ради вин и в яковом разуме были и нарицалися императоры Римстии...», «О пантифексах...») были вытребованы в Святейший Синод. Часть денег И. завещал передать в московские Богоявленский и Чудов монастыри, Успенский и Казанский соборы, в суздальские Спасский и Покровский храмы, в ростовские Успенский собор, домовые Всехсвятскую и Григориевскую церкви. Облачения и личные вещи велел продать, а деньги раздать «в милостыню нищим» (ОДДС. Т. 22. № 11. С. 17; № 63. С. 54-55, 891-902).
К 2010 г. в резиденции Астраханских архиереев находится портрет И., выполненный в 1990 г. по литографии.