(† между 820 и 829), свт. (пам. визант. 17 дек.), митр. Сардский, исп. Сведения о жизни И. чрезвычайно скудны. Единственным источником являются письма прп. Феодора Студита (Ep. 157, 451 // Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 278-279, 638). Известно, что И. стал преемником митр. Евфимия Сардского, после того как тот был низложен и отправлен в ссылку (кон. 803 - нач. 804). Впосл. И. также пострадал от преследований имп. Льва V (813-820). Он предстал перед иконоборческим Собором в 815 г., после к-рого был сослан и заключен в крепость. Прп. Феодор Студит восхищался его стойкостью в противостоянии иконоборцам, а также сожалел о тяжелой болезни И. (Ep. 451 // Ibid. P. 638). Существует также письмо, адресованное Навкратию, где прп. Феодор Студит упоминает о слухах, согласно к-рым будто бы был обезглавлен епископ Сардский, «какой именно, не определено» (Ep. 415 // Ibid. P. 578-580). Ж. Паргуар считает, что здесь подразумеваются Евфимий и И., т. к. в то время они оба были живы и находились в ссылке (Pargoire. 1901/1902. Р. 160-161). Последнее послание, адресованное И., написано в период правления имп. Михаила II Травла (820-829) (Theodorus Studita. 1992. Vol. 1. P. 418), после этого упоминания об И. не встречаются. Т. к. в письме сказано о тяжелой болезни епископа и его преклонных летах, можно предполагать, что вскоре после этого он скончался.
В визант. традиции с именем Иоанна Сардского связан целый ряд сочинений, к-рые можно разделить на 2 типа. Во-первых, это агиографические сочинения: Жития вмц. Варвары (BHG, N 215i; не изд.) и мч. Никифора (BHG, N 1334; изд. С. Евфимиадисом в 1991, является переложением древнего Мученичества BHG, N 1331). Во-вторых, риторические сочинения: Схолии к Гермогену и Комментарии на «Прогимнасмы» Афтония. Оба сочинения были обнаружены и изданы Х. Рабе в Лейпциге в 1928 и 1931 гг. Источниками для создания Комментариев на «Прогимнасмы» Афтония послужили сочинения александрийских комментаторов Аристотеля, а также «Прогимнасмы» Феона и Сопатра (ныне утраченные).
Вопрос о датировке и об авторстве этих сочинений является дискуссионным. Издатель Рабе датирует их 2-й пол. Х в. и предполагает существование одноименного Сардского митрополита (неизв. по др. источникам). Х. Г. Бек считает автором И.; К. Фосс приписывает их др. Иоанну, митр. Сардскому, жившему примерно в то же время и также бывшему исповедником в период иконоборчества. Авторство Схолий к Гермогену установить еще сложнее, т. к. имя автора в произведении не указано. Однако Рабе все же приписывает их И., хотя с полной уверенностью можно лишь утверждать, что эти произведения были созданы ранее 2-й пол. XI в., т. к. от этого времени сохранилось упоминание мон. Иоанна Доксопатра об Иоанне Сардском как об авторе Схолий к Гермогену.
Память И. встречается в месяцесловах нек-рых визант. Евангелий XI в., где он назван преподобным (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 386).