(2-я пол. VI в.- 1-я пол. VII в.), еп. г. Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), св. Коптской Церкви (пам. копт. 19 хойака (15 дек.)). И. был помощником и советником при Александрийском патриархе Дамиане (578-607), с правлением к-рого связан один из важнейших периодов истории Коптской Церкви. И. упоминается в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы, еп. Ашмунейна (X в.), но главным источником сведений об И. служат его сочинения, а также копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версия.
Традиционно жизнь И. датируется приблизительно 540-620 гг. Однако в одной из рукописей соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель» Абу-ль-Макарима (составлено в нач. XIII в.), к-рая была положена в основу его егип. издания (Abu al-Maka rim. Ta'rkh al-kana 'is wa-l-adyirah / Еd. Samu 'l al-Surya n [Cairo, 1984]. T. 1. P. 68), говорится, что И. получил договор от халифа Умара (ум. 644). Если эти сведения исторически достоверны и И. был свидетелем араб. завоевания Египта, то даты его рождения и смерти следует сместить приблизительно на 20 лет вперед.
И. род. в Н. Египте в состоятельной священнической семье. Как и его родители, был известен благотворительностью. После их смерти он истратил оставленное ему наследство на постройку странноприимного дома, сам ухаживал за больными и прислуживал странникам. Монах, с которым И. разговорился в богадельне, убедил его оставить мир. И. отправился в монастырь св. Макария в Скиту, где принял постриг при игум. Данииле (Ɨ после 576). Сначала И. подвизался в монастыре, затем был отшельником. По одним сведениям, он стал епископом при патриархе Дамиане, по другим - при его предшественнике Петре.
И. провел 4 месяца в Сирии, принимал активное участие в тринитарных спорах между патриархами-монофизитами Дамианом Александрийским и Петром Антиохийским. Кроме копт. и греч. языков И., вероятно, знал также сирийский. Не исключено, что он был одним из выразителей и идеологов копт. доктрины в переписке с Антиохийским престолом. Его действия вызвали недовольство в сир. диаспоре, которая в то время была очень сильной в Н. Египте.
И. был ревностным борцом за чистоту учения Коптской Церкви. Главной своей задачей он считал искоренение учений, несогласных со Свящ. Писанием. Он инспектировал монастырские б-ки и без сожаления сжигал подозрительные книги; обличил и изгнал 2 монахов, утверждавших, что они получают откровения от арх. Михаила и прор. Аввакума; боролся с практикой неоднократного причащения в течение одного дня. Однако деятельность И. не всегда вызывала одобрение даже у копт. иерархов, в т. ч. у патриарха Иоанна III (677-686).
И. писал на саидском диалекте копт. языка, его труды переводились на арабский и эфиопский. До нас дошла лишь незначительная часть его лит. наследия. На коптском сохранилась единственная гомилия «Об архангеле Михаиле, или Против еретических книг», ее рукопись была найдена в б-ке Белого мон-ря. В ней И. перечисляет апокрифические книги, к-рые не следует читать в церкви, указывая на встречающиеся в них заблуждения, в т. ч. «Поставление святого Михаила» (Institutio Sancti Michaelis), «Проповедь Иоанна» (Kerygma Iohannis), «Радость апостолов» (Laetitia apostolorum), «Совет Спасителя» (Consilium Salvatoris). Однако несмотря на запрет, подобные сочинения интересовали христиан Египта, о чем, в частности, свидетельствует то обстоятельство, что саидская и файюмская версии апокрифа об арх. Михаиле сохранились и были обнаружены в мон-ре арх. Михаила, расположенном в Сопехесе на юго-зап. границе Файюма (изд.: Müller C. D. G. Die Bücher der Einsetzung der Erzengel Michael und Gabriel. Louvain, 1962. 2 Bde. (CSCO; 225-226. Copt.; 31-32)).
В переводе на араб. язык известны гомилия И. «О воскресении мертвых и Страшном Суде» (Vat. arab. 90, нач. XIII в.), толкование на Пс 103. 31 и 114. 7 и Похвальное слово в честь мц. Дамианы (пам. копт. 13 тобе (8 янв.); в ряде рукописей И. назван Нимат Аллах (милость Божия - араб. перевод его имени)). 13 христологических анафематизмов И. сохранились частично в составе араб. антологии (Graf. 1937) и полностью в составе эфиоп. антологии «Вера отцов», в ряде рукописей к-рой к ним присоединена небольшая беседа И. «О православной вере» (Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum Acquired since the Year 1847. L., 1877. P. 233-235).
В некоторых рукописях (древнейшая - Paris. Abbadie. 66, XV в.) эфиоп. версии копто-араб. Синаксаря в числе его составителей наряду с Михаилом, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), назван «Иоанн, епископ Бурлуса». Однако вопрос о тождественности этого епископа и И. остается открытым (Oriens Chr. 1904. Bd. 4. S. 433; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 467).