ИОАНН
Том XXIII , С. 423-426
опубликовано: 18 марта 2015г.

ИОАНН

(Митропольский Стефан; 27.09.1836, Калуга - ночь на 3.05.1914, Болдинский Покровский муж. мон-рь, близ Астрахани), еп. Аксайский, вик. Донской епархии. Род. в семье причетника. По окончании Калужской ДС (1858) поступил в МДА. Учился вместе с буд. профессорами А. И. Гренковым и М. И. Каринским. 29 авг. 1861 г., еще студентом, Митропольский был пострижен в монашество, 25 сент. рукоположен во диакона, 29 (по др. сведениям, 21) июня 1862 г.- во иерея.

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)

В 1862 г. И. окончил академию по 1-му разряду, 3-й магистр XXIII курса (1858-1862). 28 сент. утвержден в степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром: сначала на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30 окт.- 2 нояб. 1962), с 11-12 янв. 1863 г. на кафедре всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 г. назначен помощником библиотекаря академии. С 26 сент. того же года соборный иеромонах Донской иконы Божией Матери московского монастыря. Опубликованная в том же году работа И. «О христианском девстве» свидетельствовала о его знании святоотеческой лит-ры не только в рус. переводах, но и на лат. и греч. языках. Наряду с апологией девства как новозаветной добродетели И. рассматривал основные возражения против него, в т. ч. в медицинской лит-ре, и искажения христ. идеала девства в секте скопцов.

27 окт. 1868 г. И. был возведен в сан архимандрита, 3 мая 1869 г. определен помощником инспектора академии, с 31 янв. по 20 июня 1870 г. исполнял должность инспектора. Особо почитал митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), сказал слово у гроба святителя, впосл. посвятил ему изд. «Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного высокопреосв. митр. Филарета при встрече и погребении его в 1867 г.» (Новочеркасск, 1898). К этому периоду относится написание известного труда И.- обзора деяний Вселенских Соборов на основании наиболее употребляемых в изучении этой темы источников. Исследователь использовал прежде всего труды древних церковных историков Евсевия, Сократа Схоластика, Созомена и еп. Феодорита Кирского, зап. публикации на данную тему (К. Й. Гефеле и др.). Первый выпуск этого труда, посвященный I-III Соборам, был издан в Москве в 1871 г. Затем автор вынужден был надолго прекратить работу в связи с пребыванием на Американской кафедре. Полностью переработанный и дополненный сведениями о IV-VII Соборах вариант книги был издан лишь в 1896 г., в бытность И. епископом Аксайским. По характеристикам Н. Н. Глубоковского, И. «не убоялся взять обработку истории Вселенских Соборов и в повествовательном отношении изобразил три первые из них с достаточной научностью, почему продолжатель этого дела, проф. А. П. Лебедев, не нашел нужным снова описывать настоящую сторону» (Глубоковский Н. Н. Рус. богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 55). «Русское общество всегда нуждалось в простой, но основательной истории Вселенских Соборов. Это сочинение изложено ясным легким общедоступным языком и всюду говорит подлинными документами, давая живую и наглядную картину событий» (ПрибЦВед. 1906. № 45. С. 2963).

В апр. 1870 г. Св. Синод предложил И. занять учреждаемую Американскую (Алеутскую и Аляскинскую) епархию. По мнению проф. МДА П. С. Казанского, «пост епископа в Сан-Франциско более дипломатический, чем пастырский, и представитель там нашей Церкви должен обладать если не ученостью, то светской ловкостью и развязностью, чего никто не имеет из сих лиц… [И.] человек, конечно, нисколько не подготовленный к сему служению, только восемь лет как кончил курс Академии» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского. 1914. С. 563, 564). Впосл., в период настоятельства И. в московском Симоновом мон-ре, В. К. Саблер, вероятно имея в виду простоту и доверчивость епископа, говорил об И.: «Ведь это дитя» (Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 2. С. 82). По словам еп. Никодима (Казанцева), при назначении в Америку И. была «дана совсем особая инструкция, которой он уполномачивался основать свою кафедру даже в Калифорнии и с другими либеральными поручениями… Послали академиста и молодого, знакомого с современным европейским просвещением и знающего европейские живые языки: от него надеются выгод православию в Америке и уже, по крайней мере, просвещенной защиты» (Путевые записки еп. Никодима // РА. 1903. Кн. 2. № 7. С. 466).

10 июня 1870 г. из Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была выделена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с офиц. перенесением кафедры 29 июня 1872 г. из Новоархангельска (с 1867 Ситка) в Сан-Франциско, что было связано с передачей рус. владений в Северной Америке США в 1867 г. 5 июля 1870 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. был хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского, 29 авг. выехал в Нью-Йорк, в сент. того же года прибыл в Сан-Франциско. Статус кафедрального собора получила ц. во имя св. Александра Невского при деревянном архиерейском доме. Значительную часть богослужебной утвари и книг, ранее находившихся на одном из военных кораблей рус. флота, пожертвовал командующий флотом вел. кн. Константин Николаевич Романов. В Сан-Франциско из Ситки перенесли лучшую часть ризницы, б-ку и архив.

В 1871 г. в Сан-Франциско открылись Аляскинское духовное правление и Архиерейская школа, также переведенная из Ситки, в ней при И. занимались до 16 воспитанников. Архиерей преподавал Свящ. Писание и слав. язык. До 1873 г. действовала субботняя школа для детей прихожан. В том же году архиерейская церковь с учреждениями при ней была перенесена в зап. часть города. В 1874 г. был высочайше утвержден новый штат кафедрального духовенства; орг-ция «Greek, Russian, Slavonian Orthodox Eastern Church and Benevolent Society» (Греко-Русско-Славянская Православная Восточная Церковь и благотворительное общество) выкупила землю под кладбище, к-рое тогда же и было освящено. Не хватало священнослужителей, и в 1875 г. прибывшие в Сан-Франциско 4 певца хора Славянского, учившиеся в духовных семинариях, были рукоположены И. во иереев. В церковное богослужение стал вводиться англ. язык; И. издал на английском 3 проповеди, перевел и напечатал акафист Спасителю, подготовил кн. «Из истории религиозных сект в Америке» с 5 подробными историко-критическими очерками основных направлений амер. протестантизма (общий обзор, «Методизм», «Пресвитериане», «Церковь Епископальная», «Конгрегационалисты»). В описании «необыкновенного разнообразия религиозных особенностей в обществе американском» автор преимущественно использовал обширную англоязычную лит-ру, однако справочный аппарат в его книге отсутствует. Для стиля И., особенно проявившегося в данном труде, характерно сочетание фундаментального изучения предмета (здесь - вероучения и богослужебной практики протестантов) с эмоциональностью изложения.

Однако миссионерская деятельность при И. значительных результатов не давала. В письме на родину в нач. 1871 г. он указывал, что американцам до догматов не было никакого дела: «Они равно посещают храмы всякого исповедания, только бы хорош был орган, хорошо пение или хороша проповедь. Церковная служба для них зрелище, и они рассчитывают, где приятнее им провести полчаса или час свободного времени». По словам П. С. Казанского, «наш Алеутский епископ не видит впереди ничего доброго от своего служения» (Переписка проф. МДА П. С. Казанского. 1914. С. 573). Миссионерская проповедь на Аляске среди индейцев-колошей не давала результатов, мн. русские уехали в Россию. Вторая в Ситке наряду с Михаило-Архангельским собором индейская Свято-Троицкая ц. по распоряжению И. в 1872 г. была разобрана. В 1871 г. в с. Бельковский была сооружена новая часовня, в 1875 г. здесь образован отдельный Воскресенский приход, выделенный из Уналашкинского. При активной поддержке И. в 1873 г. было получено разрешение на строительство в Кадьяке новой Воскресенской ц. на месте ветхой.

По докладу Синода от 12 апр. 1877 г. И. был уволен от управления епархией по состоянию здоровья и назначен членом Московской синодальной конторы. С 26 марта 1881 г. настоятель Симонова мон-ря в Москве с сохранением членства в Синодальной конторе. В эти годы И. была подготовлена кн. «Жертва истинному Богу» в 4 частях, темой к-рой являются ветхозаветные жертвоприношения, а также жертвенное служение Спасителя.

12 авг. 1889 г. был высочайше утвержден доклад Синода о назначении И. епископом Аксайским, викарием Донской епархии, к-рую возглавлял архиеп. Донской и Новочеркасский Макарий (Миролюбов). В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие.

В 90-х гг. XIX в. И. публиковал статьи в «Богословском вестнике» и в приложениях к «Донским ЕВ», неск. работ вышли отдельными изданиями («Любителям Слова Божия на славянском наречии», 1890-1893; «История св. Вселенских Соборов», 1893-1896; «Отпадение Западной Церкви от Восточной», 1897-1899; «Рационалистическое богословие перед судом Православия», 1899). В них нашла отражение строго правосл. позиция автора; он отрицал каноничность англикан. иерархии, полемизировал с Л. Н. Толстым и проф. Гейдельбергского ун-та представителем тюбингенской школы А. Хаусратом как с «передовым корифеем протестантской богословской учености». В кн. «Отпадение Западной Церкви от Восточной» И. подробно остановился на взаимоотношениях христ. Запада и Востока при патриархах Фотии и Игнатии, меньше внимания уделил схизме 1054 г. и Ферраро-Флорентийскому Собору 1437-1439 гг. И. негативно, иногда в свойственных ему метафорических выражениях, отзывался о позиции Западной Церкви: «Великие мастера в мутной воде рыбу ловить, авантюристы западной церкви, пользуясь смутными отношениями между восточными патриархами и Императором, изловчились завести в разных местах, составлявших область правления восточного… церкви и монастыри со своим устройством, со всеми характеристическими чертами церковно-богослужебного типа западного. Эти церкви и монастыри… обнаруживали тон горделивости и причиняли досаждение патриархам Константинопольским» (Отпадение. 1897. С. 209). «Укоризны Михаила Керуллария на латинян, исчисленные в его послании к патриарху Антиохийскому, правда, отзываются некоторой придирчивостью, но, припоминая пословицу: «против жару и камень лопнет», мы поймем, что взрыв этот был как нельзя более естественным из-под пера Михаила Керуллария, так жестоко оскорбленного латинскими проходимцами» (Там же. С. 228-229). Возможно, И. принадлежит также анонимная публикация «Происхождение рационалистических ересей в Русской Церкви» (Донские ЕВ. 1899. Прил. С. 1-92 (отд. паг.)). В ней подробно рассмотрены ереси духоборцев, молокан, штундобаптистов, хлыстов и скопцов. Представляет актуальность кн. «Любителям Слова Божия на славянском наречии» (1890), в к-рой И., демонстрируя незаурядную эрудицию, сопоставляет греч., евр., лат., англ., нем. тексты и переводы отдельных труднопонимаемых слов и выражений Свящ. Писания и уточняет рус. перевод.

И. являлся почетным членом КазДА (избран 19 окт., утвержден 15 нояб. 1897 «во внимание к его учено-богословским трудам») и МДА (с 18 сент. 1902 «в уважение его профессорской службы в Академии и ученых трудов по истории Древней Церкви и современных инославных исповеданий и сект»). Награжден набедренником (19 июня 1864), орденами св. Владимира 3-й степени (9 апр. 1889), св. Анны 1-й степени (6 мая 1901), св. Владимира 2-й степени (6 мая 1910).

С 26 нояб. 1909 по 23 янв. 1910 г. временно управлял Донской епархией. По докладу Синода имп. св. Николай II указом от 9 апр. 1910 г. утвердил увольнение на покой И. «по преклонности лет и слабости здоровья». Во время прощания И. с донской паствой 2 мая кафедральный прот. Н. В. Кратиров преподнес в дар епископу Аксайскую икону Божией Матери. Согласно прошению, 21 апр. И. был назначен управляющим Покрово-Болдинским мон-рем Астраханской губ. Определением Синода от 4-8 нояб. 1913 г. освобожден от управления обителью «вследствие его просьбы по болезни и слабости сил» и оставлен в числе братии.

И. скончался «после продолжительной старческой немощи и болезни». Соборное отпевание 4 мая 1914 г. совершил викарный еп. Царёвский Иннокентий (Кременский) в монастырском соборе. Похоронен в Покровском Болдинском мон-ре, в советское время кладбище уничтожено.

Соч.: О христианском девстве // ДЧ. 1864. Т. 2. Июнь. С. 87-129; Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря, Высокопреосв. Митр. Филарета в Троицко-Сергиевой Лавре, произнесенная в Троицком соборе 26 нояб. 1867 г. // Моск. вед. 1867. № 263, 1 дек.; История св. Вселенских Соборов. М., 1871. Вып. 1; М., 1995п; Из истории религ. сект в Америке. М., 1876-1882. 4 вып.; Жертва истинному Богу, по указаниям Слова Божия. М., 1886. 4 ч.; Опыт объяснения непонятных слов и выражений Славянской Библии: Любителям Слова Божия на славянском наречии. Новочеркасск, 1890 [обл. 1893]; Отпадение Западной Церкви от Восточной. Новочеркасск, 1897 [обл. 1899]; Рационалистическое богословие перед судом Православия // Донские ЕВ. 1899. № 3. С. 62-66; № 4. С. 79-83; № 5. С. 103-108; № 6. С. 122-125; № 7. С. 152-158; № 8. С. 168-171; № 9. С. 190-193; № 10. С. 212-216; № 11. С. 245-249; № 12/13. С. 284-287; № 14. С. 313-317; № 15. С. 335-339; Несправедливая укоризна: [Письмо в редакцию по поводу статьи проф. А. П. Лебедева «О нашем символе веры»] // БВ. 1902. Т. 1. № 3. С. 638-640.
Лит.: Прибытие тела в Бозе почившего митр. Филарета в Троицкую Сергиеву лавру. Заявление от наместника Лавры предвестия о дне кончины архипастыря. Речь соборного иером. Иоанна // Странник. 1867. Дек. Хроника. С. 120-122; Севастиан, иером. Правосл. Церковь в Калифорнии. Церковь в Сан-Франциско при епископах. Преосв. Иоанн // Американский Правосл. Вестн. 1898. № 15. С. 458-460; Освящение Георгиевской ц. в г. Новочеркасске на Колодезной ул. // Донские ЕВ. 1897. № 28. С. 619-624; № 29. С. 647-653; Петров В. М., прот. Александро-Невская в г. Новочеркасск церковь // Донская церк. старина. 1909. Вып. 2. С. 37, 41; Прощание преосв. Иоанна с Донской паствой // Донские ЕВ. 1910. № 14. С. 355-360; Переписка проф. МДА П. С. Казанского с А. Н. Бахметевой / Публ.: прот. А. А. Беляев // У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. М., 1914. С. 510-589; Ив. Л. Преосв. еп. Иоанн, бывш. викарий Донской епархии // Астраханские ЕВ. 1914. № 13, 10 мая. С. 331-333; Преосв. Иоанн, бывш. еп. Аксайский // Донские ЕВ. 1914. № 14, 11 мая. С. 568-569; Преосв. Иоанн, бывш. Аксайский // ПрибЦВед. 1914. № 18/19. С. 877; Frawley Jоseph, rev. Bishops for America // The Orthodox Church. 1993. Sept./Okt. P. 1; Григорьев Д., прот. От древнего Валаама до Нового Света: Русская Правосл. Миссия в Сев. Америке. М., 2007.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский