ИОАНН
Том XXIII , С. 427-431
опубликовано: 19 марта 2015г.

ИОАНН

Содержание

(Попов Иван Федорович; 1669, с. Красное Арзамасского у.- между 16.12.1737 и 1.01.1738, С.-Петербург), иеросхим., основатель Саровской пуст. Дед И. Степан Тарасьевич Попов был священником. Отец Феодор Степанович служил диаконом в церкви с. Красного, затем принял монашеский постриг, а перед кончиной - схиму с именем Феофан в арзамасском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре.

6 февр. 1689 г. в арзамасском Введенском мон-ре Попов был пострижен в монашество с именем Исаакий. Вскоре насельник Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря мон. Филарет рассказал ему об уединенной местности Ст. Городище на р. Сатис. Посетив Ст. Городище с неким «единомысленным бельцом», И. поставил там крест в знак своего намерения поселиться. Затем И. на нек-рое время вернулся во Введенскую обитель, но в 1691 г. пришел на Ст. Городище вместе с мон. Филаретом. Свою «лубяную кущу» монахи поставили на месте кельи, в к-рой в 60-х гг. XVII в. подвизался мон. Герасим Саровский (Краснослободский). Когда через нек-рое время мон. Филарет из-за тягот пустынножительства предложил вернуться в Санаксарский мон-рь, И. ушел вместе с ним. Вскоре И. вернулся на Ст. Городище вместе с послушником Андреем, но последний также покинул его. Оставшись один, молодой монах боролся с унынием, ленью и печалью. Временами он возвращался во Введенский или в Санаксарский мон-рь, но затем вновь уходил на Ст. Городище. 2 февр. 1692 г. в Москве митр. Сарским и Подонским Евфимием († 1696) И. был рукоположен во иерея. В том же году в тонком сне И. явился Киевский свт. Иларион и благословил молодого подвижника на пещерное жительство. На склоне горы И. ископал себе пещеру, положив т. о. начало знаменитым саровским пещерам.

Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА)Иоанн (Попов), иеросхим. Фрагмент литографии К. Поля-Пети. 1861 г. (РГИА)Основным источником по истории основания Саровской пуст. является «Сказание о первом жительстве монахов», написанное И. (опубл. в 1904 по списку с пометами иером. Ефрема, настоятеля Саровской обители в 1758-1777). Как предполагал 1-й издатель этой рукописи Н. Н. Орлов, основу «Сказания...», содержащего большое количество дат и имен, составили дневники И. Согласно «Сказанию...», в 1692 г. к И. присоединились его друг мон. Палладий (насельник Введенского мон-ря) и мон. Герасим (постриженик Спасского мон-ря на р. Кезе). Появление мон. Герасима внесло нестроения в жизнь подвижников. После того как по неизвестным причинам сгорела келья И. и Палладия, им пришлось зимовать в землянке. В 1693 г. со Ст. Городища ушел мон. Палладий, за ним - мон. Герасим. До 1700 г. И. подвизался один. «И в та лета не видех бо в себе света, ниже радости, камо ити, или что истинно творити; но, яко кур, во отрепьях хождах и во тьме мрачной бых» (Сказание о первом жительстве. С. 41). Не вынеся борьбы с искушениями, подвижник был вынужден удалиться в Санаксарскую обитель, где ежедневно совершал литургию и причащался Св. Таин, и «помалу нача болезнь умалятися». Через год он вернулся в пустынь и «жих зде во мнозе утешении». В апр. 1694 г. Ст. Городище посетил некий иеродиак. Тимолай из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. Он предсказал И., что на месте Ст. Городища будут основаны церковь и мон-рь. В янв. 1695 г. Тимолай прислал И. из Москвы икону св. Иоанна Предтечи, покровителя всех пустынножителей. В 1699 г. на Темниковской дороге И. поставил часовню, в ней - крест c Распятием. В часовне также находилась хоругвь, на одной стороне которой подвижник написал Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - образ Пресв. Богородицы.

30 нояб. 1700 г. на мельнице, расположенной на р. Сатис, у Темниковской дороги, состоялась встреча И. со старообрядцем Иваном Корелиным. В результате беседы И. сумел обратить его в Православие и постриг в монашество с именем Ириней. В 1700 г. по прошению братии И. стал настоятелем арзамасского Введенского мон-ря, а мон. Ириней (Корелин) остался присматривать за Саровской пуст., в к-рой в 1700-1706 гг. проживало уже 11 чел. И. регулярно посещал пустынь.

В 1704 г. в Патриарший приказ поступил донос на И., в к-ром насельник арзамасского Свято-Троицкого мон-ря мон. Авраамий обвинял его в связях с раскольниками. Разбирательство завершилось оправданием И., после чего подвижник решил добиться придания Саровской пуст. офиц. статуса. 2 апр. 1705 г. ученик И. мон. Афиноген был рукоположен во иерея и стал настоятелем Введенского мон-ря. 5 мая И. прибыл в Саровскую пуст., а осенью того же года получил в Патриаршем казенном приказе благословенную грамоту на строительство и освящение церкви в Саровской пуст. Храм строился с 28 апр. 1706 г. саровскими монахами и окрестными крестьянами. Во время строительства несколько крестьян с. Кремёнки с приказчиком помещиков Леонтьевых Андреем Трофимовым пытались «запугать» монахов, И. сумел разрешить конфликт. 16 июня 1706 г., когда торжественно была освящена ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», традиционно считается днем основания Саровской пуст.

В июле 1706 г. в обители состоялись 2 собрания братии, на к-рых И. представил свой проект монастырского устава (древнейший список: РГАДА. Ф. 357. № 267. Л. 11-48 об., посл. четв. XVIII в.). В нояб. 1710 г. насельники представили этот проект Местоблюстителю патриаршего престола митр. Рязанскому Стефану (Яворскому), к-рый утвердил устав грамотой от 15 марта 1711 г. При составлении устава И. использовал уставы прп. Кирилла Белозерского, прп. Евфросина Псковского, прп. Нила Сорского, прп. Корнилия Комельского, «Последование старческое новоначальным инокам, како подобает жити у старца в послушании» (известно в списках XV-XVI вв.). Автор цитирует также творения свт. Василия Великого, прп. Феодора Студита, Скитский патерик, Устав церковный, Номоканон. Саровский устав состоит из 24 глав, посвященных правилам монашеского общежития. Устав строго запрещал держать в мон-ре и приносить «пиянственное питие» в мон-рь, принимать в кельях мирских людей, в т. ч. женщин и отроков (на 1-й неделе Великого поста им запрещался вход в обитель), писать и получать письма без ведома настоятеля, принимать беглых монахов. Искус послушников из местных жителей продолжался по уставу 6 месяцев, для «незнаемых» - 3 года, в настоятели устав рекомендовал избирать своих пострижеников. 4 главы (главы 15-18) регламентировали имущественные отношения в обители, являясь основой общежительного устава. Все имущество в мон-ре было общим, ни братия, ни настоятель не имели ничего своего не только в кельях, но и вне мон-ря. Любое, даже небольшое рукоделие инок мог выполнять только по благословению настоятеля: «...делать все обще и во общую братию». Послушник, поступавший в обитель, обязывался отдать эконому все свое «имение» для общего пользования. При этом он не мог в дальнейшем попросить свое имущество назад, а также претендовать на к.-л. часть для себя в мон-ре, ссылаясь на свой вклад (в этих положениях Саровского устава обнаруживается сходство с главами «О укупех» и «О укорех братии» устава прп. Евфросина Псковского). Гл. 18 частично переписана из 8-й гл. Устава прп. Корнилия Комельского - «О еже не взимати кому ничтоже нигдеже без благословения игумена и келаря». Она запрещает утаивать пожертвования, данные на нужды мон-ря, присваивать или раздавать монастырское имущество. Устав строго предостерегал братию от всякого рода «свар» по поводу утраты личного имущества. Гл. 19 осуждает использование насильственно присвоенных результатов чужого труда и обязывает монаха питаться от труда рук своих (в этом пункте И. следовал за «Преданием» прп. Нила Сорского и «Уставом» прп. Евфросина Псковского). Особое место в уставе занимает завет страннолюбия: «Странных и нищих поити и кормити, и не боятися никакия скудости». Дополнением к уставу являются «Правило общежительное» и «Правило келейное» Саровской пуст., составленное И. (древнейший список: РГАДА. Ф. 357. № 139 - сборник-конволют 20-х гг.- сер. XVIII в.; № 95, 1773 г.- автограф строителя Ефрема). «Правило общежительное» представляет собой главы о церковном благочинии, изложенные в соответствии с традициями древнего пустынножительства. Всенощное бдение продолжалось до рассвета. Значительное время на службе отводилось чтению святоотеческих писаний: читать должен был старейший из братьев, «добре разумеющий силу Писания и места трудные к уразумению могущий изъяснять». Гл. 8 представляет собой чин неусыпаемого псалмопения в 1-ю седмицу Великого поста по образцу Студийского монастыря в К-поле. Гл. 9 посвящена наставлениям о непрестанной умной молитве, к-рую должен творить монах: «Таким упражнением при сохранении себя от разсеянности и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться. Иначе, как только непрестанною молитвою, по словам св. Исаака Сирского, приблизиться к Богу не можем».

По Уставу Саровской пуст. настоятель и братия вычитывали келейное правило в церкви сообща - «единогласно» («а в два голоса ни петь, ни говорить ни единого стиха».) В состав келейного правила И. включил каноны Иисусу Сладчайшему и Ангелу-хранителю, а также Акафист Пресв. Богородице (впосл. был добавлен канон Пресв. Богородице), к-рые читались в определенной последовательности вместе с Иисусовой молитвой, с поклонами. После чтения канонов и Акафиста братия собиралась на общую трапезу, затем возвращалась в храм для продолжения келейного правила. Насельники совершали 100 земных поклонов, сопровождаемых чтением Иисусовой молитвы, после чего прочитывались еще 300 молитв Иисусовых и 100 Богородичных, 5 раз возглашалось «Богородице Дево, радуйся». Затем полагалось читать творения прп. Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущим. Завершалось правило чином «прощания» настоятеля и братии. Устав И. способствовал возрождению аскетического монашеского идеала во мн. обителях: его переняли Санаксарский и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри, Флорищева в честь Успения Пресвятой Богородицы и Высокогорская пустыни. С 1714 по 1873 г. более 40 саровских насельников стали настоятелями др. мон-рей. Устав, составленный И., явился связующим звеном между традициями мон-рей Сев. Фиваиды XIV-XV вв. и монашеской практикой Нового времени.

И. положил начало формированию б-ки Саровской обители. Его полемические сочинения против раскольников свидетельствуют об основательном знании богословия. Сохранились автографы И.: он сделал рукописные вставки в старопечатный Лимонарь (К., 1628) патриарха Иерусалимского Софрония I, переписав повести из патериков (РГАДА. Ф. 357. № 117. Л. 185-193). Жития древних пустынножителей и их опыт борьбы с искушениями - основная тема выписок И. Среди них особенно поучительна повесть о старце, откусившем свой язык. Старец, подвизавшийся мн. годы в пустыне, пришел в город, чтобы посетить епископа, и по дороге был «умолен» неким христианином благословить его дом. Во время трапезы, устроенной гостеприимными хозяевами и сопровождавшейся оживленными разговорами, старцем овладели блудные помыслы, и он, дабы побороть искушение, откусив себе язык, стремительно покинул дом. Оставшийся на полу язык продолжал говорить и умолял вернуть его старцу. Озадаченный хозяин дома отнес язык епископу, и тот повелел найти старца в пустыне. После долгих поисков горожанин нашел подвижника в пещере, язык чудесным образом прирос к своему месту. На следующий день старец мирно скончался, и христианин совершил погребение подвижника. История, рассказанная в патерике, многозначна по содержанию, сохранившиеся автографы И. свидетельствуют о круге его чтения и духовных переживаниях.

Первые годы Саровская пуст. была приписана к арзамасскому Введенскому мон-рю. В нояб. 1708 г. саровская братия и 23 вкладчика подали челобитную поставить И. строителем пустыни. 5 февр. 1709 г. митр. Стефан (Яворский) утвердил И. настоятелем самостоятельного Саровского мон-ря, к-рому в том же году была отведена земля, основу владений составил вклад стольника кн. Д. И. Кугушева. В янв. 1711 г. в Москве И. был представлен сестрам царя Петра I - царевнам Марии Алексеевне и Феодосии Алексеевне, благодаря их заступничеству он получил разрешение на освящение в Саровском мон-ре пещерной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В янв. 1715 г., находясь в Москве, И. тяжело заболел, принял схиму с именем Иоанн, дав обещание оставить настоятельство, не священнодействовать и не проповедовать. Через нек-рое время И. выздоровел, но уже не принимал участия в делах мон-ря. Пустынь осталась без настоятеля. В нач. 1716 г. саровская братия просила митр. Стефана (Яворского) разрешить И. исполнять обязанности настоятеля. 16 марта того же года И. получил благословение возглавить мон-рь в сане иеросхимонаха. При И. были заложены основы благосостояния обители, которое, по мнению основателя Саровской пуст., является необходимым условием для духовного процветания. Усилиями И. обители отошла территория в 19 682 дес., получившая название «дача единственного владения» или Саровская дача.

Особое место в жизни И. занимала миссионерская деятельность среди старообрядцев. Благодаря его трудам в Православие перешли неск. заволжских старообрядческих скитов. В то время как церковные и светские власти боролись с расколом преимущественно карательными мерами, И. практиковал проповедь и деятельное участие. Историк П. С. Смирнов назвал его «миссионером по призванию». Миссионерская деятельность И. нашла отражение в его кн. «Сказание о обращении раскольников заволжских, монаха Филарета с прочими монахи и бельцы, и о строении у них тамо церквей Божиих и обителей» (написано не позднее 1712; Н. А. Сахаров в 1874 опубл. комментированный подробный пересказ рукописи, а затем и оригинал). В 1701(1702) г. И. познакомился с сестрами старообрядческого скита. И. отнесся к ним доброжелательно, и монахини пригласили его в скит. Летом того же года на Макарьевской ярмарке мон. Мелания познакомила И. с руководителем скита Ионой и его учеником Иваном Дмитриевым (впосл. мон. Иоасаф). Осенью 1703 г. по поручению нового настоятеля скита Филарета Дмитриев прибыл в арзамасский Введенский мон-рь для переговоров с И. Встретив посланца старообрядцев, И. на глазах у учеников омыл ему ноги. Провожая Дмитриева в скит, И. подарил ему шубу и дал лошадь: «...в то бо время мразы быша». Потрясенный рассказом Дмитриева о столь теплом приеме, Филарет с неск. учениками прибыл к И. В окт. 1703 г. в течение 3 суток, по словам И., продолжались его беседы с Филаретом: «...отличавшиеся... строгой последовательностью мысли... при простоте и ясности речи, производили на собеседников неотразимое впечатление» (Субботин. 1903. Ч. 3. № 10. С. 191). На 4-й день И. пригласил старообрядцев принять участие в правосл. богослужении. Во время литургии Филарет пел и читал на клиросе, после службы И. подал старообрядцу просфору. Когда Филарет вернулся в скит, то предложил его насельникам перейти в Православие. Обряд воссоединения с правосл. Церковью был совершен И. в ближайшем к скиту Спасском мон-ре на р. Кезе. Филаретов скит был преобразован в Кержебелбажский Успенский муж. мон-рь. В 1705 г. И. побывал здесь и, «приехавши, во утверждение новообращшихся ко святей церкви, и к православней вере утверждал, и учил, и две недели у них жил» (Объявление Саровской пуст. 1897. С. 73). Привлекая старообрядцев к правосл. Церкви, И. разрешал им совершать церковную службу по старопечатным книгам, говоря, что «несть порочны старыя книги, но паче и похвальны». «Только служитель Божий, вполне проникнутый церковным духом и преисполненный любви и снисхождения к заблуждающимся, мог в то время высказывать это без сомнения и колебания - вот первые начатки Единоверия» (Субботин. 1903. Ч. 3. № 12. С. 600). Впосл. из раскола перешли в Православие скит Иоасафа Емельянова, в к-ром жили 15 монахинь, и скит Артемия Иванова (с 20 монахинями), ставший жен. Белбажским (Белможским) Троицким мон-рем Макариевского у. Костромской губ. В 1711 г. Духовный приказ выдал И. грамоту, разрешавшую принимать в Саровскую пуст. раскольников и вести с ними беседы с целью их обращения. В авг. 1718 г. И. написал «Объявление... о обращении раскольников заволжских», в к-ром была изложена история его общения со старообрядцами.

В 1731 г. И., ослабевший от старости и болезней, передал полномочия строителя Саровской пуст. мон. Дорофею (Замятину), а сам большую часть времени проводил в уединенной молитве в пещерах, где слева от пещерной церкви, на месте первоначальных подвигов старца, стоял гроб, к-рый он подготовил для себя. Последние годы жизни принесли старцу тяжелые испытания. В 1730 г. саровский иером. Иосия (Самгин), утративший доверие И. и смещенный им с должности казначея, ушел из обители и возглавил Берлюковскую во имя святителя Николая Чудотворца пустынь Конфликт усугубился показаниями, к-рые по собственной инициативе стал давать в Московской синодальной конторе саровский мон. Георгий (Зворыкин Григорий), страдавший психическим заболеванием. После разбирательств его показаний и доноса о. Иосии в Саровской пуст. произвели обыск, была найдена запрещенная книга архим. Маркелла (Радышевского) «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах», в к-рой критиковались церковные реформы имп. Петра I и архиеп. Феофана (Прокоповича). На допросах выяснилось, что И. приобрел тетради с сочинениями архим. Маркелла в Москве у книготорговцев Щелягиных и поручил братии переписать их. Следствие по делу саровских монахов, получившее политический оборот, расследовалось в Тайной канцелярии. Осенью 1734 г. И., а также иером. Ефрем (Коротков), иеродиак. Феофилакт и мон. Аарон были арестованы. И. скончался в тюрьме Тайной канцелярии, последняя выдача «кормовых» денег, согласно расходной книге, состоялась 16 дек. 1737 г. Старец был похоронен рядом с Преображенской ц. в Колтовской слободе, находившейся около Тайной канцелярии. В 1849 г. писатель А. Н. Муравьёв инициировал сбор средств для постройки вместо ветхой Преображенской ц. нового каменного храма (снесен в 1932). В числе первых жертвователей был саровский игум. Исаия II с братией. Попытка найти могилу или архивные сведения о точном месте захоронения И., предпринятые Муравьёвым, не увенчались успехом. В 1861 г. при строительстве Преображенской ц. были найдены останки некоего человека с железными цепями на ногах, мощи были положены в храме; благочестивые прихожане служили здесь панихиды по старцу.

Арх.: Житие основателя пустыни иеросхим. Иоанна // РГАДА. Ф. 357. № 301, 326; Повествование о Саровской пуст. иеросхим. Иоанна // Там же. № 103; Общежительное правило Саровской пуст. // Там же. № 95; Устав Саровской пуст. // Там же. № 267.
Соч.: Сказание о первом жительстве монахов // Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 3-120; Сказание о обращении раскольников заволжских // Братское слово. 1875. № 3. С. 359-552; Похвала на обращение (заволжских старообрядцев) и увещание обращшимся // Тамбовские ЕВ. 1878. Приб. № 2-5. С. 13-61.
Ист.: Грамота Рязанского митр. Стефана строителю Саровской пуст. иером. Исаакию (Иоанну) // Тамбовские ЕВ. 1878. Приб. № 5. С. 62-66; Объявление Саровской пуст. основателя и первоначальника иеросхим. Иоанна в монашестве Исаакия о обращении раскольников заволжских // Там же. № 5-7. С. 67-83; Устав Саровской пуст. М., 1897; Нифонт, игум. Зап. о первом житии и взятии первоначальника в С.-Петербург в 1734 г. // Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 234-235.
Лит.: Маркеллин, игум. Краткое ист. описание Саровской пуст. М., 1819; [Муравьёв А. Н.] Саровская пуст. СПб., 1849; Сахаров Н. А. Из истории борьбы православия с расколом: Миссионерская деятельность первого основателя Саровской пуст. о. Исаакия, в схиме Иоанна, среди раскольников в Нижегородской обл. в 1700-1703 гг. // ПО. 1874. № 11. С. 648-683; № 12. С. 765-791; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся. М., 18844; Порфирий, иером. Житие и подвиги иером. Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пуст. Муром, 1892; Смирнов П. С. История рус. раскола старообрядства. СПб., 18952. С. 189; Субботин Н. И. Основатель Сарова - обличитель и просветитель раскола // ДЧ. 1903. Ч. 3. № 10. С. 188-207; № 11. С. 375-391; № 12. С. 592-614; Смирнова В. Б. Саровская пуст. в годы бироновщины // Исторический Саров: Сб. ст. и ист. мат-лов. М.; Саров, 1993. С. 41-54; Романенко Е. В. Устав Саровского мон-ря // Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография. М., 2004. С. 223-245; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 20063. С. 21-85.
Е. В. Романенко

Иконография

Иоанн (Попов), иеросхим. Эстамп А. В. Морозова. 1870 г. (ЦМиАР)Иоанн (Попов), иеросхим. Эстамп А. В. Морозова. 1870 г. (ЦМиАР)На литографии 1861 г., напечатанной в мастерской К. Поля-Пети в С.-Петербурге (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 56; НГХМ; экземпляр вклеен в рукописное жизнеописание И. 1890 г. из саровской б-ки: РГАДА. Ф. 357. № 301), И. представлен фронтально по пояс, в схимническом куколе, с игуменским посохом и четками в руках (поскольку получил разрешение управлять обителью после пострига в великую схиму). Облик без выраженных индивидуальных особенностей, черты лица правильные, борода длинная, седая, с вьющимися прядями. И. изображен на фоне саровского леса и храма, внизу текст, повествующий о его мученической кончине. Согласно подписи, лист был издан «в память Первоначальника... и в пользу церкви Спаса Преображения в С.-Петербурге, что в Колтовской» (где И. был погребен). Этот тип изображения стал основой для последующих повторений в книжных эстампах, в частности на поколенном варианте с нек-рыми отличиями в деталях, выполненном в 1870 г. в московской мастерской А. В. Морозова (ЦМиАР). Очевидно, существовали и живописные портреты И. аналогичного извода (см. фотографию: Серафимовский Дивеевский правосл. календарь-сб., 2003 / Изд. Св.-Троицкого Серафимо-Дивеевского мон-ря. [Дивеево], 2002. Вкл.).

Лит.: «Место сие тебе будет во спасение…»: К 300-летию Саровской Успенской пустыни: Кат. выст. / Сост.: Я. Э. Зеленина, Л. И. Алехина, Н. Н. Чугреева. М., 2006. С. 38; Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета: (На примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.) // Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России», Серг. П., Саров, Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 199-208.
Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694 - 1778), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.
  • ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.
  • ИСАИЯ I (Зубков Илья Гавриилов; 1741-1807), иером., строитель Саровской пуст.
  • ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 1786-1858), игум., настоятель Саровской пуст.
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых)
  • АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ (Алексий в схиме, в миру Алипий; 1800- 1870), иеросхим.
  • АЛЕКСИЙ (Блинский Василий Иванович), иеросхимонах, старец
  • АЛЕКСИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ (Шестаков Алексий Константинович; 1754-1826), иеросхим.
  • АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (1816-1882), иеросхим., прп., (пам. 10 янв.)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)