(† 24.07.574, Рим), папа Римский (с 29 июля 561). Сын знатного римлянина Анастасия, упомянутого в Liber Pontificalis, с титулом «inlustris», что, вероятно, указывает на принадлежность к высшим чинам визант. администрации в Италии. После смерти папы Римского Пелагия I (4 марта 561) И. был избран на Папский престол, однако возведение на кафедру состоялось через 4 месяца. Возможно, все это время И. дожидался утверждения своего избрания из К-поля или от Нарсеса, командующего визант. войсками в Италии. В жизнеописании И., приведенном в Liber Pontificalis, нашли отражение нек-рые легенды о Нарсесе, известные в записи св. Исидора Гиспальского (Севильского), что свидетельствует об относительно позднем происхождении биографической заметки. Из Liber Pontificalis эти предания были заимствованы Бедой Достопочтенным и помещены им в хронику, а также Павлом Диаконом для «Истории лангобардов».
В Liber Pontificalis сообщается о победе Нарсеса над вождем герулов Синдивалой (Синдвалой, Синдвальдой) и над франкским полководцем (лат. dux) Амингом. О мятеже Синдивалы известно из хроники Мария Авентикского и из Санкт-Галленских отрывков. Герулы были расселены Нарсесом в Сев.-Вост. Италии в качестве союзников Византии; они восстали после смерти имп. Юстиниана I (565), но к 567 г. мятеж был подавлен. Аминг пришел на помощь восставшему в Сев. Италии гот. комиту Видину, однако он также потерпел поражение от Нарсеса. Согласно легенде, изложенной в Liber Pontificalis, римляне оклеветали полководца перед имп. Юстином II и его супругой, обвинив в стремлении подчинить Италию варварам. Узнав об этом, Нарсес отправил письмо лангобардам, жившим в Паннонии, в котором предлагал им захватить Италию. Исидор Гиспальский, знавший эту легенду, полагал, что полководец желал т. о. отомстить императору и августе Софии, которая интриговала против него при дворе. Однако авторы VI в. (Марий Авентикский, Секунд Тридентский) сообщили лишь о прибытии лангобардов по приглашению Нарсеса, не уточняя, явились ли они в Италию первоначально в качестве врагов или союзников византийцев. В Liber Pontificalis упоминается, что И. поспешил к Нарсесу в Неаполь, уговорил того вернуться в Рим и простить обидчиков. Вероятно, предание об оскорблении Нарсеса и о приглашении им лангобардов возникло в результате совпадения фактов: отставки полководца и вторжения лангобардов в 568 г. Возможно, римляне, напуганные появлением варваров, попросили готовившегося к отплытию в К-поль Нарсеса вернуться в Рим. Однако руководил борьбой с лангобардами стратиг Лонгин.
При И. был преодолен раскол с архиепископством Медиолан (ныне Милан), возникший из-за спора о «Трех Главах» и из-за неприятия рядом Церквей Сев. Италии решений Вселенского V Собора. В 571 г. Медиоланский архиеп. Лаврентий признал решения Собора и возобновил общение с Римским престолом (Greg. Magn. Reg. epist. IV 2. 39). В 568 г. И. рукоположил Равеннского архиеп. Петра III и даровал ему право ношения паллия. Тогда же к И. обратились с апелляцией франк. епископы Солоний Эбредунский (Амбрёнский) и Сагитарий Вапинкский (Гапский), к-рые были низложены Собором епископов в г. Лугдун (ныне Лион). Епископов обвинили в блуде, грабежах и убийствах. После рассмотрения апелляции в Риме оба епископа были полностью оправданы. Папа отправил кор. Гунтрамну послание с требованием восстановить их на кафедрах. Однако епископы продолжали вести прежний образ жизни, поэтому они были повторно осуждены и окончательно низложены в 579 г. на Соборе в г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон).
Согласно Liber Pontificalis, И. провел восстановительные работы в рим. катакомбах, в последние годы понтификата перенес резиденцию к катакомбам святых Тивуртия и Валериана; наладил централизованное снабжение церквей при катакомбах всем необходимым для совершения богослужений. И. завершил начатую Пелагием I реконструкцию ц. святых Филиппа и Иакова (бывшая базилика папы Юлия I). Окончательно здание было перестроено в кон. XV в.
Дата кончины И. определяется по указаниям о продолжительности его понтификата в Liber Pontificalis (во вставке в основной текст указана неправильная дата - 13 июля). И. ошибочно приписывались 2 послания: к епископам Галлии и Германии и к Эбальду, еп. Вьеннскому. В 1-м послании, составленном в сер. IX в., содержится запрещение хорепископам совершать рукоположения; во 2-м речь идет о даровании паллия Вьеннскому епископу.