(† 2.08.686, Рим), папа Римский (с 23 июля 685). Основными источниками сведений о нем являются краткое жизнеописание в Liber Pontificalis и составленная элегическим дистихом эпитафия, где описываются добродетели И.- твердость, человеколюбие и т. д. Сын жившего в Риме сир. грека Кириака. Вероятно, из-за вост. происхождения И. папа Агафон (678-681) включил его, в то время имевшего сан диакона, в число легатов на Вселенский VI Собор. В Liber Pontificalis утверждается, что И. доставил в Рим текст деяний Собора и имп. обращение к папе Агафону, однако в жизнеописании Агафона диак. Иоанн не выделен среди др. папских легатов. Тогда же И. привез в Рим имп. постановления (лат. divales iussiones) об уменьшении размеров анноны (натуральной подати) с владений Римской Церкви на Сицилии и в Калабрии, а также о сокращении поступавших от Папского престола налоговых сборов (RegImp, N 250).
И. занял кафедру через 2 месяца и 15 дней после кончины предшественника Бенедикта II (684-685). В Liber Pontificalis подчеркивается, что И. 1-м после длительного перерыва был избран и возведен на Папский престол в Латеранской базилике. При Бенедикте II визант. имп. Константин IV Погонат постановил, что интронизация нового папы не должна откладываться на длительное время, и передал право утверждать понтифика экзарху Равенны. Т. о., И. стал 1-м папой визант. периода, которому не пришлось дожидаться имп. утверждения из К-поля (RegImp, N 252). Возможно, избрание И. на Римскую кафедру было подтверждено экзархом Феодором; согласно Liber Pontificalis, рукоположение совершили епископы Остии, Римского Порта и Веллетри.
Вскоре после возведения И. на Римский престол, в сент. 685 г., скончался имп. Константин IV Погонат. Его преемник Юстиниан II заключил мир с арабами, после чего, согласно Liber Pontificalis, в Африке было восстановлено византийское господство. Это имело важное значение для Папского престола: африкан. Церкви, несмотря на их подчинение Александрийскому патриарху (с 536), в основном оставались латинскими и поддерживали тесные отношения с Италией. Однако вскоре Юстиниан II нарушил мир с арабами, а привлеченные им на свою сторону берберские племена стали сильно притеснять христ. население в Сев. Африке.
По инициативе И. было восстановлено прямое подчинение Риму о-ва Сардиния: с IV в. мн. епископы г. Каралис (ныне Кальяри) являлись митрополитами и нередко носили архиепископский титул, однако не имели права утверждать др. епископов провинции (утверждение и рукоположение епископов для Сардинии еще при Григории I Великом осуществлял папа Римский - Greg. Magn. Reg. epist. IX 8; X 16-17; XIII 21). Согласно Liber Pontificalis, впосл. папы временно уступили это право архиепископу Каралиса, но при папе св. Мартине I (649-653) действие этой уступки было приостановлено. Несмотря на это, архиеп. Цитонат без консультации с Папским престолом назначил епископа в г. Туррис Либиссонис (ныне Порто-Торрес). Узнав об этом, И. созвал Собор, на котором объявил о согласии признать действительность рукоположения при условии получения епископом повторного утверждения от папы Римского.
И. скончался после продолжительной болезни, вероятно во время эпидемии чумы. Перед кончиной из собственных средств он раздал 1900 солидов клирикам, церковным смотрителям (mansionarii), монастырям и церквам. Погребен в базилике св. Петра в Ватикане. В последующей визант. и зап. традиции он известен гл. обр. как участник VI Вселенского Собора (Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 4; Phot. Ep. 1). И. было адресовано послание имп. Юстиниана II, датированное 17 февр. 687 г., с подтверждением постановлений Собора. Вероятно, это послание было получено уже преемником И. папой Римским Кононом (RegImp, N 254).