[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δερμοκαΐτης] (X в.), прп. (пам. греч. 17 нояб.). Память святого есть в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.). Однако основные, хотя и довольно скудные сведения об И. Д. содержатся в «Хронике» Продолжателя Феофана. Согласно этому источнику, И. Д. подвизался на Олимпе Вифинском при визант. имп. Романе I Лакапине (919-944), был известен среди братии благочестивой жизнью. Однажды императору было видение во сне, после к-рого он публично исповедался, затем отправил перечисление своих грехов и денежное пожертвование на Олимп старцу, названному в «Хронике» «святой Дермокаит». Получив царское послание, старец велел братии своего мон-ря молиться и поститься 2 недели. По окончании этого срока И. Д. услышал голос: «Победило человеколюбие Божие». Раскрыв перечисление грехов, он увидел, что все записи исчезли. Эту чистую хартию похоронили вместе с императором (Theoph. Contin. VI 4).
Иногда в слав. календарях И. Д. отождествлялся с Иоанном, персонажем из сказания о Захарии Кожевнике, или Сапожнике (ὁ σκυτοτόμος), вероятно из-за совпадения дней памяти (см. в ст. Захария Сапожник и Иоанн, пам. 17 нояб.). Прозвище святого в переводе с греч. языка означает «сжигатель кож». В древнерус. Прологе прозвище И. Д. переведено как «кожник»: «...память преподобнаго отца нашего Иоанна Кожника, в Алумьне (sic!) потрудившегося» (РНБ. Соф. № 1324. Л. 62, кон. XII - нач. XIII в.). Однако, возможно, Дермокаит было не индивидуальным прозвищем, а визант. родовым именем, поскольку оно встречается в др. визант. исторических источниках.