Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОФМАН
Т. 12, С. 236 опубликовано: 7 июня 2011г.


ГОФМАН

Мельхиор Гофман. Гравюра
Мельхиор Гофман. Гравюра

Мельхиор Гофман. Гравюра
[нем. Hofmann, Hoffman, Hoffmann] Мельхиор (ок. 1500, Халль, ныне Швебиш-Халль, Баден-Вюртемберг, Германия — ок. 1543, Страсбург), нем. мистик, анабаптист.

С 1523 г. проповедовал лютеранство сначала в Вольмаре (ныне Валмиера, Латвия), затем в Дерпте (ныне Тарту, Эстония), где выступил против почитания икон и статуй (10 янв. 1525), а также, получив письменное разрешение от М. Лютера, в Виттенберге. После того как ревельские лютеран. проповедники обвинили Г., единомышленника У. Цвингли, в еретических взглядах на Евхаристию, он вынужден был переехать в Швецию (1526) и проповедовать в нем. общине Стокгольма. В этот период он опубликовал неск. сочинений поэсхатологии. Он писал, что началом «последних времен» будет 1533 год, Страсбург станет Нов. Иерусалимом, а он сам — прор. Илией. С т. зр. Г., история Церкви делится на 3 периода: от апостолов до начала правления папы, папство и совр. Г. эпоха реформирования Церкви, начавшаяся с Я. Гуса. Г. считал, что Господь вечным словом сотворил Христу тело во время Его нахождения во чреве матери, т. о., Христос не есть плоть от плоти Богородицы.

Кор. Густав I Ваза, недовольный деятельностью Г., приказал ему покинуть Швецию (1527). В Магдебурге Г. встретился с Н. фон Амсдорфом, к-рый по просьбе Лютера посоветовал ему оставить проповедничество и вернуться к скорняжному ремеслу. В 1527 г. в Виттенберге Г. написал Толкование на гл. 12 Книги прор. Даниила. Позднее кор. Фридрих I Датский выдал Г. офиц. разрешение на проповедничество во всей земле Шлезвиг-Гольштейн. На диспуте, состоявшемся 8 апр. 1529 г., Г. назвал т. зр. лютеран (во главе с И. Бугенхагеном) на Евхаристию «магической», отстаивая свое понимание Евхаристии как «отголоска духовного единения со Христом». После этого Г. был вынужден покинуть и Данию.

В Вост. Фрисландии он собрал группу единомышленников и в авг. 1530 г. в г. Эмдене повторно окрестил 300 чел. В мае 1533 г. Г. вернулся в Страсбург и по приказу городских властей был помещен в тюрьму, где и скончался. В XVI в. в Вестфалии и Сев. Нидерландах существовали общины мельхиоритов, последователей Г.

Соч.: Jhesus: der Christlichen gemayn zu Derpten. Wittenberg, 1525; Das Niclas Amsdorff der Magdeburger Pastor ein lügenhaftiger falscher nasen geist sey öffentlich bewiesen durch M. H[offman]. S. l., 1528; Dialogus und gruendliche Berichtigung gehaltener Disputation zu Holstein vom Nachtmal. Strassburg, 1529; Auslegung der heimlichen Offenbarung Joannis des heyligen Apostels und Evangelisten. Strassburg, 1530; Weyssagung ausz Heilger Gotlicher geschrifft. S. l., 1530.
Лит.:Kawerau P. Melchior Hofmann als religiöser Denker. S. l., 1924;Helms G.Melchior Hofmann in Ostfriesland. Hamburg, 1976;Deppermann K.Melchior Hofmann: Soziale Unruhen und apokalyptische Visionen im Zeitalter der Reformation. Gött., 1979.
Ключевые слова:
Реформация на территории Германии Гофман Мельхиор (ок. 1500 — ок. 1543), немецкий мистик, анабаптист Анабаптисты - радикальное религиозное движение XVI в. Мистики
См.также:
БРАТЬЯ протестант. деноминация
ДЕНК Ганс (ок. 1495 - 1527), нем. мистик-анабаптист
АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации
АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ (1490-1568), посл. гроссмейстер Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии
АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС Диего (1560-1620), испан. иезуит, католич. ученый-мистик
АЛЬВАРЫ вишнуистские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в VI-XI вв.