[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννη τοῦ Λαμπαδιστῆ], находится в с. Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т. е. «покрытая десятками тысяч цветов». Принадлежит митрополии Морфу Кипрской Православной Церкви. Включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Соборный храм (кафоликон) И. Л. м., первоначально служивший главной деревенской церковью, был построен на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрах сщмч. Ираклидия (45 г. по Р. Х.; впосл. епископ Тамаса и видный распространитель христианства на Кипре). Мон-рь возник, видимо, немного ранее 1549 г.
Монастырский комплекс состоит из 3 соединенных друг с другом церквей и примыкающего с юга узкого двора, образованного келейными корпусами. В XI в. был построен кафоликон во имя сщмч. Ираклидия типа вписанного креста на 4 квадратных столпах без вимы, с 3 полуциркульными апсидами. В XII в. с севера к нему была пристроена однонефная церковь, посвященная прп. Иоанну Лампадисту. В сер. XV в. к обеим церквам был добавлен общий нартекс, к-рый первоначально имел каменный свод, а позже получил деревянное перекрытие. В кон. XV в. с сев. стороны была пристроена 3-я церковь, получившая название Латинской капеллы: однонефное сооружение, перекрытое 2 разделенными аркой крестовыми сводами на нервюрах. Предполагали, что в период венецианского господства в ней совершалось богослужение по зап. обряду. По мнению Э. Константиниди, ктитором капеллы был аристократ-католик, перешедший в Православие, что наряду со стилем росписей дало капелле это название (Constantinides. 1999. P. 278, 284). Весь комплекс был перекрыт общей деревянной кровлей, покрытой черепицей.
В апсиде кафоликона во имя сщмч. Ираклидия сохранились фрагменты росписей XI в. (орнамент) и XII в. (2 коленопреклоненные фигурки монахов). Фрески в куполе, на сводах южного и западного рукавов креста и на столпах датировались А. Папагеоргиу, А. и Дж. Стилиану 1-й пол. XIII в. (Παπαγεωργίου. 1972. Σ. 211; Stylianou. 1997. Р. 295), С. Бойд - 2-й четв. XIII в. (Boyd. 1974. Р. 322), С. Янг - ок. 1275-1300 гг. (Young. 1983. P. 177, 180) в связи с тем, что такая иконографическая деталь, как обморок Пресв. Богородицы в композиции «Распятие», впервые встречается у скульптора Николо Пизано в рельефах кафедры Сиенского собора (1265-1269).
Живопись отличается яркой цветовой гаммой. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в простенках барабана - пророки, в парусах - евангелисты; на сводах зап. рукава помещены композиции «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскрешение прав. Лазаря», под ним - «Жертвоприношение Авраама», в люнете зап. стены - «Распятие». В последней сцене заметно зап. влияние: помимо упомянутого изображения Богоматери без чувств на щите мч. Лонгина Сотника помещен герб королевской династии Лузиньянов. Весь свод южного рукава креста занимает композиция «Вознесение». На восточных столпах с западной стороны изображены фигуры Христа и Богородицы в рост (над ними - пророки); на юго-зап. столпе с вост. стороны - Деисус, с западной - Богоматерь с Младенцем на левой руке, с северной - мц. Кириакия, одеяние которой украшено медальонами с персонификациями дней недели, и неизвестная святая в красном омофоре (вмц. Марина?); на сев.-зап. столпе с вост. стороны - преподобные Андроник и Афанасия, над ними - Нерукотворный образ Спасителя, с западной - прмц. Параскева Иконийская с иконой «Спас во гробе», с южной - сщмч. Ираклидий и прп. Симеон Столпник. К этому же слою росписи принадлежит огромная фигура арх. Михаила справа от западной двери.
Первый из исследователей росписей XIII в. в И. Л. м. Папагеоргиу отметил, что эти росписи демонстрируют разрыв связей с совр. визант. искусством, консервативную тенденцию кипрской живописи, опирающуюся на комниновские образцы XII в., но в значительно упрощенном виде, а также появление элементов зап. и вост. влияния (Παπαγεωργίου. 1972. Σ. 202). Бойд прослеживает отголоски стиля росписей ц. Панагии Аракос: удлиненные фигуры, преувеличенно взволнованные изгибающиеся позы пророков, особенно Захарии в барабане (Boyd. 1974. Р. 318), но при этом отмечает большую материальность в изображении этих фигур (Ibid. Р. 319). М. Панайотиди сопоставила росписи И. Л. м. с фресками 3-й четв. XIII в. в некоторых церквах Юж. Пелопоннеса (1-го художника в ц. св. Бессребреников в Кипуле и изображение Христа перед Пилатом в нартексе ц. Агиос-Стратигос близ Ано-Буларии), к-рые характеризуются значительным упрощением художественных средств комниновского периода (схематичностью моделировки фигур и одеяний, яркими цветами и оживленными жестами), считая это явление типичным для визант. областей, захваченных крестоносцами (Παναγιωτίδη. 1986. Σ. 562).
По мнению Папагеоргиу, не все фрески XIII в. выполнены одним мастером. Стиль одного из художников характеризуется близостью к кипрской живописи кон. XII - нач. XIII в.- он использует серо-белые световые пятна в форме широких мазков вокруг носа и под глазами и выделяет скулы широкими красными румянами. Лики, выполненные этим художником, имеют яйцевидную форму. Складки одеяний он моделирует более искусно по сравнению со 2-м художником, а фигуры отличаются статичностью. Др. мастер изображает лики узкими и без румян, а фигуры представлены в неестественных позах с вычурными жестами (Idem. 1972. Σ. 203). Папагеоргиу считает этого художника чуждым традиции кипрской живописи, указав на жесткость линий, безыскусную трактовку одежд, особенности иконографической программы (сцена «Вознесение Господне» помещена на южном своде вместо восточного, а «Жертвоприношение Авраама» - на западном своде, а не в алтарной части), а также на многочисленные орфографические ошибки в надписях (Ibid. Σ. 205).
Характерной чертой фресок И. Л. м. является использование красного цвета для фона в изображениях пророков в барабане, евангелистов в парусах, Христа и Богоматери, композиции «Распятие» (Ibid. Σ. 210). Стилиану объясняли этот художественный ход тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона стал использоваться в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе (Stylianou. 1997. Р. 507). Бойд и А. Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на Кипре с влиянием сир. рукописей XIII в. (Boyd. 1974. Р. 321-322; Weyl Carr. 2005. P. 295).
Папагеоргиу отметил зап. иконографические черты в росписях XIII в., указав в т. ч. на ромбовидный орнамент, выполненный внизу по позему изображений Христа и Богоматери «Параклисис» (на зап. сторонах 2 вост. столпов), к-рый встречается также на иконах крестоносцев и южноитал. фресках (Παπαγεωργίου. 1972. Σ. 204, 207). По замечанию Папагеоргиу сцена «Жертвоприношение Авраама» и образы пророков имеют общие черты с миниатюрами рукописи 1-й пол. XIII в. Brux. Cod. 10175, видимо изготовленной крестоносцами на Кипре: сходны типы ликов и приемы передачи движений, неестественность жестов, упрощение и схематизация складок одежд (Ibid. Σ. 204).
Если Стилиану неопределенно говорят о «мощном восточном колорите в типах некоторых фигур» (Stylianou. 1997. Р. 296), то Вейл Карр, указав на сходство росписей И. Л. м. с фресками в ц. св. Феодора в дер. Бехдайдат в Ливане (тип ликов) и сравнив композицию «Распятие» с аналогичным сюжетом на иконах крестоносцев, пришла к выводу, что они отражают «новую географическую ориентацию, обращенную более к искусству Ближнего Востока, чем к искусству Византии» (Weyl Carr, Morocco. 1991. Р. 89-90).
Папагеоргиу приходит к выводу, что с т. зр. стиля фрески И. Л. м. продолжают комниновскую традицию живописи (высокие тонкие фигуры, особенности светотеневой моделировки и трактовки складок), но с т. зр. иконографии появляются новые черты - многофигурность композиций («Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим»), элементы западного влияния (Παπαγεωργίου. 1972. Σ. 210).
30 новозаветных сцен (двунадесятые праздники и Страстной цикл), созданных, по мнению Стилиану, ок. 1400 г. (Stylianou. 1997. Р. 304) или, по М. Эммануэль (Emmanuel. 1999. P. 250), при кипрской кор. Елене Палеолог (1442-1458), покрывают своды вост. и сев. рукавов, юго-зап. и сев.-зап. компартименты храма. Нижнюю зону занимают фигуры святых. На стене южного рукава креста изображено «Древо Иессеево», в апсиде - Богоматерь «Оранта» с архангелами и «Служба св. отцов», в боковых апсидах - Богоматерь «Воплощение», в жертвеннике и диаконнике - апостолы от 70. Изображение 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры - в церквах Пресв. Богородицы «Одигитрии» (Афендико) (1366) и Пресв. Богородицы «Пантанассы» (ок. 1430), в связи с чем Эммануэль предполагает влияние на фрески И. Л. м. палеологовского искусства (Ibid. P. 246-247). Видимо, эти фрески выполнены одним мастером. Они характеризуются единообразной трактовкой ликов и фигур, а также концепцией передачи пространства. Почти все лики повернуты на 3/4. Данный тип лица отличается длинным носом, немного закругленным на конце, и широким подбородком. Сравнение этого типа лица с ликом ангела в апсиде ц. Пресв. Богородицы «Пантанассы» в Мистре показывает, что мастер, работавший в И. Л. м., достиг большей выразительности благодаря акцентированию глаз и носов (Ibid. P. 247). Т. н. вращающиеся глаза святых, характерные для зап. искусства, придают взгляду особую напряженность. Трактовка фигур также характерна для палеологовского искусства (Ibidem). Стиль росписей становится наиболее изысканным в сценах, где имеются следы влияния зап. иконографической традиции (короны на головах пророков, доспехи воинов, знамена, трубы, черная остроконечная обувь) (Ibidem.). Эммануэль предположила, что мастер происходил из визант. художественного центра, но изменил стиль в угоду зап. заказчику, видимо перешедшему в Православие (что нередко случалось в правление Елены Палеолог) (Ibid. P. 248, 250-251).
М. Эммануэль считает, что эти росписи выполнены одновременно или немного ранее фресок нартекса (Ibid. P. 249), где в композиции «Страшный Суд» также присутствует изображение 70 апостолов. Второй аргумент - сходная стилистическая трактовка фронтально стоящих святых в нижней зоне нартекса (образы мучеников Артемия и Никиты похожи на изображение Христа в сцене «Уверение ап. Фомы» в наосе). Нижней хронологической границей фресок наоса нужно считать 1474 г., когда были выполнены росписи ц. арх. Михаила в дер. Педулас, в неск. километрах южнее Калопанайотиса, где фигура Богоматери «Влахернитиссы» с кадящими архангелами воспроизводит соответствующий образ из апсиды наоса И. Л. м. (Ibid. P. 249-250).
В сев. боковой апсиде наоса помещена икона прп. Иоанна Лампадиста со сценами жития (XIII и XVI вв.).
В 1731 г. был расширен юж. вход в кафоликон, в результате чего были утрачены фрески на юж. стене.
Низкий иконостас - древнейший из сохранившихся на Кипре иконостасов. Папагеоргиу датирует его XIV-XV вв. (Papageorgiou. 2008. P. 53), Стилиану - кон. XV в. (Stylianou. 1997. P. 304), И. А. Илиадис - кон. XIII - нач. XIV в. Он украшен орнаментом, включающим как гербы Лузиньянов и др. знатных франц. фамилий, так и изображения двуглавых орлов. В местном ряду находятся икона арх. Михаила (XIII в.) и чтимый образ сщмч. Ираклидия, написанный в 1543 г. по заказу свящ. Георгия.
XII в. была полностью перестроена в XIV и XVII-XVIII вв. (Г. Дер Партог приводит точную дату - 1731) или, по мнению Илиадиса, ранее 2-й пол. XVI в. (на основании фрески 1-й пол. XVI в. с изображением прп. Иоанна Лампадиста на сев. стене церкви); при перестройке были почти полностью разобраны сев. и юж. стены. От первоначальной постройки осталась только небольшая часть сев. стены: сев.-вост. столп и идущая от него на восток узкая арка, сохранившая фрагменты 2 слоев живописи XII в. Из-за плохой сохранности трудно установить сюжет росписей. Предполагают, что здесь было изображено погребение прп. Иоанна Лампадиста (Papageorgiou. 2008. P. 36). Иконостас датируется XVII - нач. XVIII в., царские врата - XVI в., деисусный ряд состоит из икон 1772, 1775 и 1782 гг., праздничный - из икон XVI в. (Ibid. P. 53). Честная глава святого в серебряном ковчеге (1641) помещена в нише в стене, отделяющей ц. Иоанна Лампадиста от Латинской капеллы. На стене вокруг этой ниши имеется неск. надписей, в т. ч. В. Г. Григоровича-Барского, посетившего И. Л. м. в 1735 г., и известного критского живописца Иоанна Корнароса.
Нартекс был сооружен в связи со значительным притоком паломников к гробнице прп. Иоанна Лампадиста. Над юж. входом находится поврежденная надпись, в к-рой сообщается, что расписавший нартекс художник прибыл из К-поля. Возможно, его приезд был связан со взятием визант. столицы турками в 1453 г. Одним из заказчиков росписей была семья некоего анагноста и доместика Михаила. Часть фресок в сев. части нартекса была утрачена в XVIII в. при сооружении прохода в ц. прп. Иоанна Лампадиста.
А. и Дж. Стилиану обратили внимание, что стиль росписей, довольно примитивный, не соответствует представлениям о столичном и провинциальном искусстве, с последним из к-рых обычно связывали «ремесленный» стиль (Stylianou. 1997. Р. 306). Кроме фигур святых в нижней зоне все др. фигуры отличаются грузностью, грубой трактовкой ликов, схематичностью одеяний (Emmanuel. 1999. P. 249). Примечательно, что в числе грешников, вверженных в огненную реку, представлены императоры и члены греч. правосл. духовенства, а также 2 лат. аристократа в черных широкополых шляпах.
Вост. стена нартекса разделена на 3 регистра, кроме юж. части, к-рую занимает композиция «Страшный Суд». В верхнем регистре помещены сцены «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление слепого»; в среднем регистре - «Мария Магдалина, возвещающая апостолам Воскресение Христово», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение ап. Фомы», «Явление Христа на Тивериадском озере» («Чудесный улов») и частично утраченная композиция, изображающая беседу Христа с ап. Петром («Паси овец Моих»); в нижнем регистре - образы вмч. Никиты, мч. Христофора, равноапостольных Константина и Елены, мч. Меркурия, вмч. Артемия, прп. Алексия, человека Божия, прп. Иоанна Юродивого. В люнете над дверью, ведущей в кафоликон,- погрудное изображение сщмч. Ираклидия, выше - Нерукотворный образ Спасителя.
На сев. стене сохранились сцены «Брак в Кане Галилейской» (верхний регистр), «Явление апостолам по Воскресении», «Жены-мироносицы у гроба» и «Воскресение Христово» (средний регистр), на южной стене над дверью - «Три отрока в печи огненной» и «Прор. Даниил во рву львином». Фрески на сев. стене относят к XVI в.
Росписи этого храма с ренессансными элементами - наиболее яркий пример синтеза визант. и итал. живописи на Кипре. Для них характерны 3-мерная трактовка пространства, использование в качестве фона ренессансной архитектуры или пейзажа с западноевроп. замками. По сравнению с традиц. визант. живописью более индивидуализированы лики, фигуры (особенно в многофигурных композициях) выполнены натуралистичнее, в них передана свобода движения и их позы естественны. Искусно организованы композиции, напр. 3-частное деление сцены «Гостеприимство Авраама», достигнутое благодаря разграничению пространства тонкими колоннами.
Главной темой росписей является Акафист Пресв. Богородице. В заключительной сцене «О, Всепетая Мати» по правую руку от Богоматери изображены католич. иерархи. В конхе апсиды помещена Богоматерь с Младенцем на престоле, по сторонам - «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей, получающий скрижали», а над Ней - «Гостеприимство Авраама». На зап. стене изображено «Древо Иессеево», на своде представлены погрудные изображения 12 апостолов и 12 святых. А. и Дж. Стилиану датировали их кон. XV в. и считали, что они напоминают произведения североитал. живописи, напр. фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные Джотто (Stylianou. 1997. Р. 320). Э. Константиниди высказала мнение, что мастер, расписавший Латинскую капеллу, является тем же художником, к-рый работал в ц. Пресв. Богородицы (Панагия тис Подиту) в Галате (1502). При этом, указывая на более зрелую манеру мастера фресок Латинской капеллы, она считает их более поздними (Constantinides. 1999. P. 278, 280, 284). По мнению исследовательницы, декорация свода медальонами с изображениями святых и орнаментальными поясами отражает тосканские модели, напр. фрески Таддео Кадди в капелле Барончелли в ц. Санта-Кроче во Флоренции (1332-1338) (Ibid. Р. 280-281). С. Фриджерио-Зениу датирует росписи Латинской капеллы кон. XVI в. (между 1555 и 1571), указав на тот факт, что художник использовал в качестве образцов при создании композиций «Гостеприимство Авраама» и 7-го икоса Акафиста гравюры Б. Саломона, опубликованные в Лионе в 1555 г. (Frigerio-Zeniou. 1998. P. 201-202; Eadem. 2001. Τ. 2. Σ. 441-445).
В Латинской капелле находится Киккская икона Божией Матери (XIV в.), ранее хранившаяся в ц. Пресв. Богородицы «Феоскепасты» в Калопанайотисе (см. подробнее в ст. Киккская икона Божией Матери).
Длинные 2-этажные корпуса келий образуют монастырский двор. В 1782 г. были построены синодикон (зал для торжественных заседаний, в т. ч. совета старцев) и келья игумена.
По сведениям Григоровича-Барского, в 1735 г. в И. Л. м. подвизались 10 монахов, терпевших притеснения от турок (Григорович-Барский. 1886. С. 265). Согласно описям монастырского имущества 1763 и 1773 гг., И. Л. м. имел 4 подворья: 1 - в с. Прастио, 2 - в с. Геракьес, 1 - на месте совр. с. Айос-Димитриос в горах Троодос. В 1788 г. архим. Киприан упоминает И. Л. м. среди мон-рей Киринийской митрополии. В сер. XIX в. мон-рь был превращен в приходскую церковь. В кельях была размещена начальная школа, к-рая была впосл. переведена в здание, построенное в 1920 г. за юж. воротами мон-ря. В наст. время в этом здании открыт Византийский музей, в к-ром собраны иконы не только из И. Л. м., но и из др. храмов Калопанайотиса - из церквей Пресв. Богородицы «Феотокос», Пресв. Богородицы «Феоскепасты», мч. Сергия, прп. Андроника, вмц. Марины, вмч. Георгия. В музее хранятся иконы Божией Матери с Младенцем XII-XIII вв., Божией Матери «Елеусы» XIII в., Киккской Божией Матери XIV в. (из ц. мч. Сергия), Киккской Божией Матери XV-XVI вв. (из ц. Пресв. Богородицы «Феотокос»), прп. Иоанна Лампадиста, с житием XIII в., бессребреников Космы и Дамиана XIII в., Христа Вседержителя с редким эпитетом Πληροφορῶν Κύριος, т. е. «Извещающий Господь», XIV в. (из ц. прп. Андроника), 2 образа Божией Матери XIII в. из И. Л. м., недавно обнаруженный в мон-ре деисусный чин XIII в. и др.
В музее также находится 2 эпистилия XIII в.- из ц. Иоанна Лампадиста со сценами «Умовение ног» и «Моление в Гефсиманском саду» и из ц. Пресв. Богородицы «Феоскепасты» с расположенными в 2 ряда 22 сценами христологического цикла, Успением Пресв. Богородицы и изображениями пророков Давида и Исаии в нижних углах, отчасти позволяющие составить представление об облике византийского иконостаса в палеологовскую эпоху. Особого внимания заслуживает также бронзовый оклад кон. XI - нач. XII в. с изображением арх. Михаила, в который заключено печатное Евангелие 1550 г.