[Продрома мон-рь; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Προδρόμου Σερρῶν, ῾Ιερὰ Μονὴ Τιμίου Προδρόμου], действующий, жен., общежительный. Расположен в горном массиве Меникио, в 12 км к северо-востоку от г. Серес (Серры), принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви.
Основан в 1270 (или ок. 1275) г. иером. Иоанникием на месте, где находилась заброшенная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (ныне известна под названием Продромуди (Προδρομούδι)). Иоанникий восстановил эту церковь и построил келью, в к-рой поселился вместе со своим племянником иером. Иоакимом (впосл. прп. Иоанн). Постепенно к ним стала собираться братия, и на месте, где в наст. время находятся внешние монастырские ворота, были построены др. кельи. В 1290 г. игум. Иоанникий был избран епископом г. Эзивы (Эзевы, Эзова, ныне Дафни близ Нигриты), но продолжил заботиться об основанном им мон-ре. Его преемником стал один из учеников, носивший то же имя,- Иоанникий Калуд († 1308). Он передал находившийся в Серрах мон-рь свт. Иоанна Златоуста в подчинение И. П. м. Еп. Иоанникий управлял кафедрой до 1300 г. и перед смертью возвратился в И. П. м. После его кончины попечение о мон-ре взял на себя его племянник Иоаким, в 1287/88 г. занявший епископскую кафедру Зихнийской епархии. Он построил кафоликон (соборный храм) в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (западнее ц. Продромуди), стены с башней и трапезную, за что стал именоваться 2-м ктитором монастыря. Он также основал монастырь во имя св. Иоанна Предтечи в г. Серры (1328-1329), подчинив его И. П. м. Нек-рые исследователи предполагают, что этот несохранившийся мон-рь находился на месте ц. св. Иоанна Предтечи (именуемой Продромуди, подобно 1-й церкви И. П. м.), однако она была передана И. П. м. несколько позднее - в 1342 г.
В 1304 г. И. П. м. был принят под покровительство Симонидой, дочерью визант. имп. Андроника II Палеолога и женой серб. кор. Милутина, а ок. 1332 г.- великим доместиком Иоанном Кантакузином (впосл. визант. имп. Иоанн VI Кантакузин). Находящиеся рядом с иконостасом кафоликона большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери «Одигитрия», написанные в 1-й четв. XIV в., являются пожертвованием либо Андроника II, либо Иоанна Кантакузина.
В 1307-1308 гг. И. П. м. был разграблен каталонцами, но быстро восстановлен. Еп. Иоаким обеспечил И. П. м. земельными владениями, превратившими недавно основанный мон-рь в один из богатейших в Македонии (Поляковская. 1967. С. 312-314). В 1321 г. И. П. м. получил статус ставропигиального и патриаршего монастыря, закрепленный простагмой имп. Андроника III Палеолога. Сохранились 6 имп. хрисовулов Андроника II (1309, 1318, 1321) и Андроника III (1321, 1329, 1332), гарантировавших неприкосновенность монастырских владений. Написанный Иоакимом монастырский Типикон, состоящий из 23 глав, предусматривал общежительное устройство. Он запрещал вход в И. П. м. женщинам и пребывание в обители юношей моложе 20 лет. Большую роль в управлении мон-рем играл совет старцев, состоявший из 4 чел. Этот Типикон был утвержден сигиллием К-польского патриарха Исаии (1325). Он сохранился в редакции 1332 г.
В 1322-1325 гг., видимо в результате гражданской войны в Византии между Андроником II и его внуком Андроником III, к-рого поддерживал еп. Иоаким, И. П. м. был покинут монахами. В 1332 г. Иоаким оставил Зихнийскую кафедру, удалился в И. П. м. и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался 12 дек. 1333 г.
Монастырь стяжал громкую славу, и ему делались богатые пожертвования. Напр., Ипомона, жена сакеллария Георгия Мурмура, в 1339 г. передала И. П. м. небольшую обитель св. Георгия Крионерита близ Серр (восстановлена в 1863); Константин Холевиар в 1342 г.- ц. Продромуди в Серрах (восстановлена в 1819); Ирина Хумнина в 1355 г.- церковь в сел. Фолос с угодьями.
Серб. кор. Стефан IV Душан, захвативший в 1345 г. Серры, гарантировал неприкосновенность владений монастыря (селения Моноспита, Лаккос, Кераница, Тополскос, Раховица и др.) и наделил его новыми имениями. Его супруга Елена также покровительствовала И. П. м. После смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Елисавета и, по преданию, нек-рое время жила в И. П. м., в монастырской башне, где построила часовню (не сохр.). В качестве исключения Елена получила право на посещение Св. Горы. Видимо, данное ей разрешение распространялось и на другие мон-ри, где действовал аватон (в т. ч. и на И. П. м.). Деспот Иоанн Углеша (1365-1371) подарил И. П. м. пастбища, к-рые до сих пор носят его имя. Парекклисион свт. Николая Чудотворца (над внутренним экзонартексом кафоликона), в к-ром были похоронены сестра Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери, был украшен фресками по заказу ее мужа Николая Радони.
В 1371-1373 гг., во время 1-го захвата Серр турками, И. П. м. получил фирман султана Мурада I (1372), признававший привилегии мон-ря (впосл. подтверждаемые фирманами и др. султанов) и освобождавший его от налогов. Предполагают, что это благоволение было связано с гарантиями, полученными И. П. м. от султана Османа (1290-1326), к к-рому в свое время монахи отправляли посольство в Прусу (ныне Бурса). Это посольство возглавлял богатый грек Маргарит, происходивший из с. Като-Нуска (ныне Дафнуди) и принявший в И. П. м. постриг с именем Иоасаф. Он упоминается также в простагме Андроника II и в хрисовуле Стефана Душана. По его имени турки назвали И. П. м. «Маргарит монастыр».
По преданию, в годы, предшествовавшие падению К-поля (1453), в И. П. м. подвизался прмч. Рафаил (см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц.), переселившийся в 1454 г. на Лесбос. В И. П. м. также жил К-польский патриарх Геннадий II Схоларий после 1-го и 3-го ухода с Патриаршей кафедры (1457-1463, 1465-1472/73). Он был похоронен в юж. части нартекса, в 1854 г. его мощи были обретены и положены в раку.
Пожертвования грузинского атабага Кайхосро (1498-1500) привез в И. П. м. его воспитанник Амвросий (впосл. архиепископ Самцхе-Саатабаго). В 1518 г. в связи с завоеванием Египта султаном Селимом I братия И. П. м. направила посольство в Суэц, где получила от «судьи Красного моря» Али копию грамоты (ахтинаме) пророка Мухаммада Екатерины великомученицы монастырю на Синае (624), в которой гарантировались ряд прав и привилегий, в частности неприкосновенность церковных имений и освобождение от налогов.
В 1560 г. И. П. м. не смог вернуть взятые в долг деньги. По призыву Серрского митр. Даниила горожане собрали средства в помощь мон-рю. В 1571 г. И. П. м. был опустошен турками. В 1597 г. с зап. стороны была сооружена ограда. В 1642 г. проигум. Григорий провел водопровод и устроил 2 фонтана. По его заказу была написана большая храмовая икона св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса (1655). В 1645 г. на пожертвования верующих были воздвигнуты новые монастырские стены (подробнее о монастырском строительстве см. в разд. «Архитектура и росписи»).
В 1648 г. Галактион, бывш. митр. Серрский и Нафпактский, привез в Москву грамоту, согласно к-рой игум. Парфений и братия И. П. м. просили у царя Алексея Михайловича милостыню и дарили частицу Честного Животворящего Креста Господня (Ченцова В. Г. Неизвестный писец греческих грамот 40-х - 60-х гг. XVII в. (архимандрит Леонтий?) и загадочная судьба рукописи Акафиста (ГИМ. Син. гр. 429 / Влад. 303) // Palaeoslavica. 2008. Vol. 16. N 2. P. 28). Об оказании И. П. м. помощи ходатайствовал свт. Афанасий III Пателларий, бывш. патриарх К-польский, т. к., по его словам, эта обитель «погибает до основания и хощет разоритися от турских воинских людей» (Там же. С. 29). Ок. 1650 г. 4 почетных горожанина Серр приняли решение об оказании материальной поддержки монастырю, что, однако, не спасло его от экономического упадка. В свите приехавшего в Москву в 1662 г. Газского митр. Паисия Лигарида находился архим. Леонтий с грамотой из И. П. м., в к-рой сообщалось, что, после того как около обители были убиты «неции нечестивыи», турки сначала хотели предать монахов смерти, но затем согласились на выплату компенсации и забрали все монастырское имущество (Там же. С. 45).
B XVIII в. И. П. м. лишился большинства своих владений. В 1729 г. он был временно оставлен монахами. После возобновления обители насельники следовали особножительному уставу.
В 1799 и 1800 гг. были покрыты свинцом купола кафоликона, сделаны пристройки к резиденции игумена. В 1819 г. в мон-ре проводились реставрационные работы на средства жителей Серр Хадзи-Константина и Хадзи-Сильвестра. В 1820 г. И. П. м. сильно пострадал от пожара.
В 1824 г. игум. мон-ря Дамаскин (Копацианос), обвиненный турками в содействии Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), был сослан в К-поль и заточен в тюрьму, 2 монаха убиты и 3 арестованы. И. П. м. поддерживал тесные связи с руководителем восстания в Македонии Э. Папасом.
В 1825 г. в монастыре открылась греческая школа. В 1851 г. в южной части монастыря на средства иеродиак. Феофила из Наусы было построено здание с балконом, в котором располагались 3 кельи и кухни. Последние годы жизни здесь провел архим. Гавриил (Кундиадис), написавший «Краткий исторический обзор монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр от основания до наших времен: 1270-1956». В 1854 г. в центре монастырского двора была сооружена водосвятная купель (фиал). В 1858-1868 гг. были восстановлены кельи в сев. части мон-ря, сгоревшие в 1820 г. В 1862-1863 гг. монахи И. П. м. провели сбор пожертвований в России.
В 1870-1883 гг. И. П. м. содержал семинарию в Серрах. В 1875 г. на средства иером. Харалампия из Серр отремонтировали помещения больницы. В 1876 г. отреставрировали башню (1304), в к-рой разместили б-ку.
Игум. Христофор (1892-1904, † 1916) насадил оливковые рощи, на собственные средства соорудил маслобойню и сдал внаем 10 построенных им домов в Серрах, с тем чтобы деньги за аренду поступали в монастырь. Он написал историю И. П. м.- «Проскинитарион», изданную в Лейпциге в 1904 г. Летом 1900 г. мон-рь посетила экспедиция Российской Императорской АН во главе с акад. Н. П. Кондаковым. Описание месторасположения обители, названной «монастырем Иоанна Предтечи на Мениклейской горе», история архитектурного ансамбля, монастырских святынь, впосл. большей частью утраченных, и т. д. вошли в книгу Кондакова «Македония: Археологическое путешествие» (1909. С. 161-168). В экспедиционном фотоальбоме сохранились фотографии И. П. м. и братии, насчитывавшей тогда ок. 20 чел., во главе с игум. Христофором.
В мае-июне 1913 г., во время 1-й оккупации болг. армией Серр, в городе были сожжены мн. здания, в т. ч. и принадлежавшие И. П. м. 37 домов, 2 гостиницы и 9 мастерских. С монастырских пастбищ болгарами были угнаны 1,2 тыс. овец и коз, а также 120 волов и коров. 6 авг. 1916 г. болг. армия снова заняла Серры. 27-28 июня 1917 г. 19 иноков были выселены из мон-ря. Пять суток их держали в серрской тюрьме. Большинство из них были высланы в Болгарию, нек-рые - сначала в Драму, а спустя 2 месяца - в Болгарию. Они смогли возвратиться в И. П. м. только в окт. 1918 г. Монастырь был разграблен: в Болгарию были увезены церковная утварь, 313 рукописей, документы и др. ценности (в т. ч. 4 имп. хрисовула, 5 патриарших сигиллиев, 4 кодики, включая картулярии А и В). Были сняты серебряные оклады с храмового образа св. Иоанна Предтечи, с находящейся в нартексе иконы Божией Матери и др. Согласно статьям 125 и 126 мирного договора в Нёйи (1919), Болгария была обязана вернуть Греции вывезенные культурные ценности. Однако были возвращены лишь часть предметов церковной утвари и рукописей (236 манускриптов переданы в Национальную б-ку в Афинах, 5 - в Византийский музей в Афинах), 20 пергаменных и 46 бумажных рукописей в наст. время находятся в Центре славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева (София). Возвращенные печатные книги гл. обр. хранятся в Национальной б-ке в Афинах, в Византийском музее в Афинах и в Публичной б-ке в Сересе.
Конфискация Греческим гос-вом в 20-х гг. ХХ в. монастырских земель и подворий с целью размещения греков - беженцев из Турции привела к экономическому упадку И. П. м. Только владения Тумбеца и Дервесия составляли 9 тыс. стремм. Число братии стало уменьшаться.
В 1941-1944 гг., в ходе второй мировой войны, часть Сев. Греции снова была оккупирована болг. армией. Иноки были изгнаны из мон-ря; в нем поселились 2 болг. монаха из келлии «Достойно есть», принадлежавшей афонскому монастырю Пантократор (янв. 1942 - окт. 1944). В авг. 1942 г. из И. П. м. в Софию были вывезены 22 визант. иконы, 2 хоругви, 2 антиминса, 5 бумажных рукописей и др. предметы.
В 1945 г. был отменен запрет женщинам входить в мон-рь, установленный прп. Иоанном. К моменту преобразования И. П. м. в женский в нем подвизался только 1 насельник - игум. Хризостом. В авг. 1986 г. И. П. м. был заселен общиной из 4 чел. (кафигум. Феврония, монахини Маркелла, Фекла и Вриена) из монастыря Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Портарье близ Волоса. Их духовным отцом был кафигум. афонского мон-ря Филофея Ефрем. Значительные усилия к восстановлению мон-ря приложил Серрский и Нигритский митр. Максим (Ксидас). Были отремонтированы кафоликон, вост. келейный корпус, хозяйственные постройки. Восстановлено подворье Продромуди в Сересе. В наст. время в И. П. м. имеется 12 парекклисионов. Престольный праздник - Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). В И. П. м. подвизаются 27 монахинь, игумения - Феврония (Кроммида) (Δίπτυχα. 2009. Σ. 741). Сестры занимаются иконописью, золотным шитьем и рукоделием, садоводством, изготовлением ладана, свечей и кондитерских изделий.
Небольшой монастырский комплекс, построенный при еп. Иоанникии, был расширен к западу прп. Иоанном. Возведенные на рубеже XIII и XIV вв. монастырские стены с 4-этажной башней в юго-зап. углу (воздвигнута в 1304) неоднократно перестраивались, в поствизант. период они были укреплены контрфорсами. Стены обстроены зданиями: в сев. крыле, пострадавшем от пожара 1820 г., кроме келий размещены пекарня, маслобойня и винодавильня, поварня (1555, 1838), трапезная, здание бывшей семинарии, в южном - резиденция игумена, архондарик (синодикон), парекклисионы Благовещения Пресв. Богородицы (1857) и св. Таксиархов (1634), церковная лавка. Главные ворота устроены в зап. стене, к северу от них находится здание гостиницы, к югу - больницы.
(Продромуди), примыкающий с востока к апсиде кафоликона, считается древнейшей монастырской церковью, основанной еп. Иоанникием. Это небольшой одноапсидный храм, перекрытый цилиндрическим сводом. Сохранились росписи алтарной части, юж. стены и неск. фрагментов в верхней части зап. стены. Часть фресок была утрачена, когда в юж. стене растесали 2 оконных проема.
В ходе реставрационных работ (1992) выяснилось, что традиц. датировка росписей 1535 г. неверна и речь идет только о поновлении в этом году фресок на средства архонта Фомы Калкоса. И. Джорджевич и Е. Кирьякудис датируют эти фрески 1358-1364 гг. и атрибутируют их мастерам, расписавшим парекклисион свт. Николая Чудотворца и участвовавшим во 2-й фазе создания росписей внутреннего экзонартекса в И. П. м. А. Страти предлагает датировку 60-70-ми гг. XIV в. и указывает на их сходство с фресками парекклисиона св. Архангелов монастыря Хиландар. Фрески расположены в средней и нижней зонах юж. стены (в средней зоне - изображения в медальонах 3 отроков Вавилонских, святых Трифона, Космы и Пантелеимона, в нижней - «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», обращенный к благословляющему с небес Христу, образы ап. Петра, прор. Захарии и прп. Антония Великого), в диаконнике и апсиде («Служба св. отцов»). К декорации 1535 г. относятся образ Божией Матери «Влахернитиссы» в конхе апсиды, изображения в жертвеннике, сцены «Благовещение», «Преображение Господне» и «Целование Богородицы и прав. Елисаветы». В более позднее время была выполнена композиция «Успение Богородицы» в верхней части зап. стены.
Иконы Христа Вседержителя, Божией Матери «Одигитрия» и св. Иоанна Предтечи (1776) из иконостаса парекклисиона были переданы в 1988 г. Максимом (Ксидасом), митр. Серрским и Нигритским, в Церковный музей г. Серес.
построенный в нач. XIV в., представляет собой купольное здание с прямоугольным алтарным пространством с 3 апсидными нишами, выдающимися на восток гранеными объемами. Наос почти полностью перекрыт куполом, опирающимся на арки, к-рые перекинуты между невысокими столбами, встроенными в углы четверика. Такой тип характерен для небольших балканских храмов поздневизант. периода. В юж. части нартекса (или месониктикона - места совершения полунощницы) находятся гробницы основателя И. П. м. еп. Иоанникия и К-польского патриарха Геннадия II Схолария. Наос с нартексом первоначально с 3 сторон был обстроен галереей. Пространство между столбами открытого внутреннего экзонартекса (по местной традиции именуемого «энати», т. к. в нем читался 9-й час) было заложено после смерти прп. Иоанна - в 1345-1355 гг., при Стефане IV Душане (по мнению Х. Халленслебена), или в 1358-1364 гг. Николаем Радоней (согласно Кирьякудису). В сер. XIV в. над экзонартексом был надстроен парекклисион свт. Николая Чудотворца, в к-ром были похоронены сестра деспота Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери - в аркосолии был помещен ковчег с их останками. Относительно времени сооружения парекклисиона нет единого мнения. А. Ксингопулос считал, что он мог быть построен как при прп. Иоанне, так и при Стефане IV Душане. Халленслебен отнес устройство парекклисиона ко времени Стефана Душана, а Кирьякудис - к 1358-1364 гг., полагая, что он был изначально задуман как погребальная часовня. Строительство над экзонартексом миниатюрного купольного храма погребального характера - редчайший случай для поздневизант. архитектуры. Впосл. на месте сев. галереи были сооружены парекклисионы во имя свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Иоанна, ктитора И. П. м., а на месте юж. галереи - протяженный нартекс (макринарикион). Видимо, в связи с увеличением числа братии в 1630 г. были заложены аркообразные проемы между столбами. В 1849 г. мастерами из с. Ано-Вронду были пристроены открытый внешний экзонартекс и невысокая 2-ярусная колокольня к северу от внутреннего экзонартекса. В 1869 г. к югу от алтаря была пристроена новая ризница.
Существующие фрески наоса выполнены в 1803 г. От первоначальных росписей XIV в., относящихся, по-видимому, ко времени сербского владычества, в наосе сохранились кресты-никитрионы на откосах прохода в юж. галерею (макринарикион). Фрагменты более поздней живописи (предшествовавшей росписи 1803 г.) видны в юго-вост. и юго-зап. углах наоса (изображения преподобных Симеона Дивногорца и Онуфрия).
В 1803 г. был сооружен новый иконостас, в который были вставлены из предшествующего царские врата (1555) и 2 большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери (1612) из местного ряда.
Большинство фресок нартекса датируется 1805 г. К нач. XIV в. относятся «Крещение Господне» в нише южной части восточной стены и Деисус ктиторским изображением еп. Иоанникия (?) в люнете сев. стены. Ксингопулос считал, что «Крещение Господне» выполнено при жизни прп. Иоанна - Иоакима (1300-1333), а портрет ктитора, отождествляемого им с членом семейства Мастигадов,- в сер. XIV в. В. Джурич высказал мнение, что это портрет серрского деспота Иоанна Углеши. Страти указала на близость этих фресок к росписям парекклисиона свт. Николая Чудотворца в И. П. м. (1360-1370), а также на сходство композиции «Крещение Господне» с аналогичной сценой в соборе Преображения Господня мон-ря Влатадон (1360-1380) в Фессалонике. На юж. стене нартекса находилось ктиторское изображение Стефана IV Душана с женой Еленой и сыном Урошем. В наст. время на этом месте изображены прп. Иоанн-Иоаким, св. Иоанн Предтеча и свт. Спиридон.
Лучше всего фрески XIV в. сохранились во внутреннем экзонартексе. Прослеживаются 2 фазы росписей: выполненные при жизни прп. Иоанна-Иоакима, в 1-й четв. XIV в., и в период серб. господства, скорее всего в 1358-1364 гг. К древнейшему слою росписей относятся обнаруженные в 1986 г. фрески на вост. стене в 2 аркосолиях по обеим сторонам входа. В сев. аркосолии изображены 40 Севастийских мучеников (особенность иконографии - венцы с драгоценными камнями на головах мучеников, а не над ними, согласно видению стража Аглаия), в юж. аркосолии - Богоматерь с Младенцем на престоле с предстоящими арх. Михаилом и св. Иоанном Предтечей, у ног к-рого изображен коленопреклоненный монах. Х. Бакирдзис предположил, что это основатель И. П. м. Иоанникий, гробница которого, вероятно, могла находиться в юж. аркосолии. На внутренних сторонах ниши юж. аркосолия представлены великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон (небесные покровители г. Серры, во имя к-рых был освящен митрополичий собор), на внутренних сторонах сев. аркосолия - святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, над сев. аркосолием - Иисус Христос с ктитором. К этому же периоду относятся изображения 2 неизвестных святых в нижней зоне по обеим сторонам входа в нартекс.
А. Страти датирует эти фрески 1319 г. и указывает на их сходство с росписями кафоликона мон-ря Хиландар (1320/21), к-рые А. Цитуриду и Е. Цигаридас связывают с фресками ц. Николая Орфаноса, а С. Пеликанидис и Д. Мурики - с храмом Воскресения Христова в Веррии, расписанным Георгием Каллиергом. Страти считает, что тесные связи И. П. м. и Хиландара в нач. XIV в., на к-рые указывают 2 хрисовула императоров Андроника II и Андроника III (1321), делают вполне вероятным участие одного и того же художника или мастерской в росписях этих мон-рей. Кроме того, по мнению Страти, к рассматриваемым нами фрескам близки по стилю росписи ц. вмч. Георгия в сел. Оморфоклисья близ Кастории 1-й четв. XIV в.
Ко 2-й фазе росписей внутреннего экзонартекса относятся надпортальный образ Христа Великого Архиерея (в крещатой ризе, без митры) с эпитетом «Антифонит» и св. Иоанн Предтеча и Богоматерь «Кехаритомени» по обеим сторонам входа в нартекс. Над относящимися к 1-й фазе росписей «40 Севастийскими мучениками» был помещен «Спас Недреманное Око», а над ним - «Пятидесятница». На вост. стене внутреннего экзонартекса также изображены прав. Иаков, прор. Исаия и «Мученичество сщмч. Игнатия Богоносца»; на юж. стене - прор. Илия; на сев. стене - св. бессребреник Дамиан, преподобные Зосима и Мария Египетская, арх. Гавриил с прп. Пахомием. В пятах свода и в арках, которые их разделяют, представлены циклы жития св. Иоанна Предтечи, чудеса Христа и сцена «Христос, учащий апостолов после Тайной вечери»; над глухими арками и лопатками зап. стены - образы святых: преподобных Макария Римского, Иоанна Колова, Сисоя, Аммона, Макария Египетского, Макария Александрийского, Герасима Иорданского, эфиоп. царя блж. Елезвоя, прп. Стефана Савваита (Агиополита), свт. Николая Чудотворца. Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на юж. торцевой стене внутреннего экзонартекса Страти относит к 1319 г., а Кирьякудис - к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции - мон. Феодот.
Изображение св. Иоанна Предтечи на внутренней стороне сев. стены внутреннего экзонартекса в нижнем ярусе колокольни Ксингопулос, Джорждевич и Кирьякудис относили к 1-й четв. XV в., а Страти - ко 2-й пол. XIV в., сопоставляя его с фресками ц. прор. Илии в Фессалонике и кафоликона монастыря Влатадон.
сооруженный в 1849 г.,- портик, разделенный на 4 компартимента 5 поперечными арками (боковые опираются на угловые столбы, 3 центральные - на колонны); компартименты перед входом и колокольней перекрыты купольными сводами, 2 других - цилиндрическими (по оси «запад-восток») с распалубками. В 1852 г. украшен фресками на средства жителей с. Ано-Вронду худож. Стергиосом Георгиадисом из Като-Неврокопиона; в их числе - композиции «Страшный Суд», сцены из Апокалипсиса, ветхозаветные сюжеты из кн. Бытие (создание Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая, жертвы Каина и Авеля, убиение Авеля), 4 новозаветные притчи, «Смерть праведника», «Смерть грешных», «Живоносный источник» и др. Из изображений святых следует особо отметить образ свт. Димитрия Ростовского.
расположен над внутренним экзонартексом. Его наос уподоблен наосу кафоликона: он осенен обширным куполом, опирающимся на арки, перекинутые между поставленными в углах опорами. Небольшое прямоугольное алтарное пространство снабжено неглубокой апсидой, граненой снаружи и полуциркульной внутри. С севера и юга к наосу пристроены помещения, снаружи перекрытые продолжением двускатных кровель рукавов подкупольного креста. Первоначальные росписи, от которых сохранились фрагменты (изображения свт. Николая Чудотворца, «Христа во гробе», первомч. Стефана, Божией Матери «Елеусы», «Рождества Христова» и др.), Джорджевич и Кирьякудис датируют 1358-1364 гг., а Страти - 1360-1370 гг. Они сходны с фресками внутреннего экзонартекса, парекклисиона св. Иоанна Предтечи в И. П. м. и с 2 изображениями в нартексе («Крещением Господним» и ктиторским портретом). Джорджевич и Кирьякудис предположили, что все они были выполнены фессалоникскими мастерами, работавшими в парекклисионе св. Архангелов в мон-ре Хиландар и в парекклисионе святых Космы и Дамиана (1371) в мон-ре Ватопед на Афоне. Первоначальные росписи поновлялись не менее 2 раз: в ранний поствизант. период и в 1852 г.
Сообщающиеся парекклисионы прп. Иоанна-ктитора и свт. Спиридона Тримифунтского с общей крышей были пристроены с сев. стороны кафоликона на месте ранее существовавшей галереи и расписаны в 1761 г. В парекклисионе прп. Иоанна-ктитора сохранилось только 2 изображения - преподобных Павла Препростого и Сампсона; программа росписей парекклисиона свт. Спиридона традиционная, из редко встречающихся сюжетов следует отметить 7 чудес этого святого (низведение дождя, наказание жадного хлеботорговца, превращение змеи в золото, освобождение из темницы друга святителя, раскаяние блудницы, чудо с кирпичом на Вселенском I Соборе, вопрошание умершей дочери о спрятанных украшениях). Эти фрески созданы той же артелью, что и росписи нартекса ц. вмч. Георгия в Нигрите и ц. прор. Илии в Верьи близ Димитрици, а также иконы Христа Вседержителя, Божией Матери «Одигитрии» и Рождества св. Иоанна Предтечи (1776) из иконостаса парекклисиона Продромуди, переданные в Церковный музей г. Серес. Страти также обратила внимание на сходство фресок этих парекклисионов с росписями кафоликона Григория преподобного монастыря на Афоне, выполненными в 1779 г. художниками Гавриилом и Григорием.
расписан в 1630 г. на деньги цеха ткачей г. Серры. Более ранние фрески, кон. XV - нач. XVI в., сохранились на сев. стене в верхней зоне: это композиции «Побиение камнями ап. Анании», 3 Вавилонских отрока в печи огненной, «Мучения вмч. Димитрия Солунского и мч. Нестора», фрагменты сцены, изображающей вмч. Димитрия, поражающего болг. царя Калояна, или борьбу мч. Нестора с Лием, «Торжество Православия», изображения 7 отроков Эфесских, пророков Соломона, Давида и Исаии, фрагменты «Тайной вечери» и 2 сцен, к-рые невозможно идентифицировать. Страти сравнивает эти фрески с росписями трапезной Ксенофонта преподобного монастыря на Афоне (1496/97), веррийских церквей Пресв. Богородицы «Горгоэпикоос» (посл. четв. XV в.), Пресв. Богородицы «Палеофоритиссы» (посл. четв. XV в.), Сретения Господня (или Панагуда, посл. четв. XV в.), свт. Николая Чудотворца «тис Гурнас» (нач. XVI в.), Пресв. Богородицы «Кириотиссы» (1490), касторийских храмов свт. Николая Чудотворца, построенного мон. Евпраксией (1485/86), свт. Николая Чудотворца, основанного архонтиссой Феологиной (1484/85), и ц. вмч. Георгия на оз. Микри-Преспа (кон. XV в.).
Росписи 1630 г. (в нижней зоне - изображения святых, в средней - композиции на сюжеты 11 текстов из Евангелий, читаемых на утрене, рождественской стихиры и хвалитных псалмов (148-150), 5 сцен из Жития свт. Иоанна Златоуста, чудеса Иисуса Христа и «Воздвижение Честного Креста») близки по стилю к фрескам в парекклисионе св. Таксиархов (1634) в И. П. м. и в ряде церквей в местности Загория (Эпир), что заставило Страти приписать их эпирским мастерам из Линотопи.
В 1876 г. в зап. части макринарикиона были выполнены изображения имп. Андроника II и К-польского патриарха Геннадия II Схолария.
расположенный к юго-западу от кафоликона, был сооружен в 1772 г. и перестроен в 1857 г. мон. Филофеем и его племянником иером. Феодосием. В его росписи (1859) заметно влияние западноевроп. живописи.
включенный в юж. корпус келий, был расписан в 1634 г. на средства мон. Хадзи-Акакия из Сидирокастрона. По мнению Страти, фрески выполнены художниками из Линотопи. Верхняя зона росписей утрачена, в средней зоне представлены сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, в нижней зоне - изображения святых. Наиболее повреждены фрески алтарной части.
или синодикон (зал для торжественных заседаний), находится в юго-зап. крыле монастырского комплекса. Его росписи (городские, морские и сельские пейзажи, обрамленные гирляндами цветов) выполнены в 1795 г. мастером Неделко из Адрианополя в стиле «восточного рококо» (согласно терминологии М. Хадзидакиса) или «новогреческого барокко» (по мнению К. Макриса). Помимо видов К-поля и Рима, часто встречающихся в росписях светских помещений, в архондарике изображен дворец Шёнбрунн (ныне в Вене), что отразило связи серрских торговцев хлопчатобумажными тканями с австрийскими.
Еще при жизни ктиторов близ И. П. м. были основаны часовни и кельи. В наст. время существуют 7 парекклисионов, построенных в поздневизант. и поствизант. периоды. В неск. десятках метров к югу от мон-ря был воздвигнут кладбищенский храм в честь Успения Пресв. Богородицы. 1-й этаж с сер. XIV в. использовался как костница, 2-й этаж был надстроен в 1630 г. мон. Хадзи-Акакием из Сидирокастрона (отремонтирован в 1857). В неск. стах метров к западу от И. П. м., на дороге, к-рая в визант. период соединяла обитель с г. Серры, находится парекклисион Рождества Пресв. Богородицы (кон. XIV - нач. XV в., перестроен в 1756) с фресками. Пещерный парекклисион Преображения Господня (XV в.) расположен на отвесном зап. склоне горы Меникио. К северу от мон-ря, в оливковой роще, в XVI в. был построен парекклисион св. Таксиархов, отремонтированный и расписанный в 1763 г. (сохр. также более ранняя фреска, датируемая 1637). В 1622 г. к северо-западу от И. П. м., рядом с горным потоком, текущим по ущелью, был сооружен парекклисион прмц. Параскевы с источником св. воды. В 1776 г. к западу от монастыря был воздвигнут парекклисион св. бессребреников Космы и Дамиана. К югу от И. П. м. находится парекклисион в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
насчитывала 313 рукописей (ок. 100 на пергамене и ок. 200 на бумаге) и 1,5 тыс. печатных книг. В средние века в И. П. м. действовал скрипторий.
Монастырские акты находились в составе 2 картуляриев XIV в. (изд. A. Гийу по копиям XIX в.). Картулярий А, содержащий древнейшие акты (копии 14 хрисовулов, простагм, сигиллиев, Типикона И. П. м. и др.), хранится в б-ке Пражского ун-та. Картулярий В, включающий документы с 1279 по 1800 г.,- в Центре славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева в Софии. Там же хранится большая часть рукописного собрания И. П. м., в т. ч. Апостол-апракос и Апокалипсис (Дуйчев. Греч. № 176; Prodrom. γ. 23, 2-я пол. Х в.), Толковое Евангелие (Дуйчев. Греч. № 177; Prodrom. P. A. 2, XI в.), 16 Слов свт. Григория Богослова (Дуйчев. Греч. № 282; Prodrom. P. A. 14, 2-я пол. XI в.), Номоканон (Дуйчев. Греч. № 21; Prodrom. P. В. 9, кон. XII - нач. XIII в.).
В И. П. м. хранятся серебряные ковчеги, изготовленные в 1846 и 1903 гг. Первый из них содержит частицу Честного Креста Господня, кровь и землю с места усекновения главы св. Иоанна Предтечи, частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, сщмч. Харалампия и вмч. Иакова Персянина, второй - главу прп. Иоанна-ктитора. В Музее Бенаки (Афины) находится происходящий из И. П. м. серебряный с позолотой и эмалью артофорий в форме храма (1613). В 2009 г. в И. П. м. была возвращена икона «Снятие с креста», украденная из мон-ря в 1978 г. и обнаруженная в 2002 г.