ИОАННИКИЙ
Том XXV , С. 104-105
опубликовано: 29 сентября 2015г.

ИОАННИКИЙ

Иоанникий (Ефремов), еп. Белгородский. Фотография. 1905 г. (РГИА)Иоанникий (Ефремов), еп. Белгородский. Фотография. 1905 г. (РГИА) (Ефремов Иоанн Александрович; 17.07.1863, Киевская губ.- 10.01.1914, Путивль Курской губ., ныне Сумской обл., Украина), еп. Белгородский, вик. Курской епархии. Род. в семье священника Киевской епархии. В 1885 г. окончил КДС и определен законоучителем и воспитателем приемного воспитанника вел. кнг. Александры Петровны (см. ст. Анастасия Киевская). В 1886 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия. 22 июня того же года в Киеве был пострижен в монашество, 30 июня рукоположен во иерея. С 12 сент. 1891 г. преподавал Свящ. Писание в Киевской семинарии. С 1892 г. смотритель Киево-Подольского ДУ, с 1893 г. инспектор Тифлисской ДС, затем ректор Киевской ДС в сане архимандрита, с 1899 г. ректор Тверской ДС. 17 нояб. 1900 г. определен настоятелем ц. во имя Св. Троицы при Русской дипломатической миссии в Афинах.

25 февр. 1905 г. имп. Николай II утвердил решение Святейшего Синода об учреждении Белгородского вик-ства Курской епархии. 2 июля того же года в курском соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» состоялся чин наречения И. во епископа Белгородского, в к-ром участвовали еп. Курский Питирим (Окнов), еп. Полтавский Иоанн (Смирнов), еп. Чигиринский Платон (Рождественский) и еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). 3 июля в том же соборе И. был хиротонисан во епископа. Участвовавший в хиротонии Чигиринский еп. Платон, обратившись к пастве, сказал о новопоставленном епископе: «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Указом Синода от 31 марта 1905 г. И. было назначено пребывание в белгородском Свято-Троицком мон-ре и управление им «на правах настоятеля». 12 июля 1905 г. И. прибыл в Белгород, в тот же день совершил 1-е богослужение в Троицком соборе. В первые годы служения И. регулярно проповедовал, его послания имели социально-политическую направленность. Так, летом 1905 г., во время поражений рус. армии в ходе русско-япон. войны (янв. 1904 - авг. 1905), И. обращался к пастве и духовенству с призывом оставить «леность, осуждение ближних - насмешки над ними, сплетни и кривотолки», «сплотиться в одну духовную, единомыслящую семью» (Речь. 1905. С. 632). 15 авг. того же года в белгородском Троицком соборе после прочтения манифеста об учреждении Государственной думы И. отметил «величайшее значение» для России этого события, состоявшегося в дни празднования Преображения Господня.

И. помогал Курскому еп. Питириму в учреждении Белгородской ДС, 3 окт. 1906 г. совершил Божественную литургию и молебен при открытии первых 2 классов семинарии. В 1907-1908 гг. было учреждено еще 2 класса, к 1910 г. в семинарии обучалось ок. 200 чел. В 1908 г. открылось Белгородское жен. епархиальное уч-ще (6 классов), для которого было построено новое здание. При уч-ще действовало Параскево-Пятницкое об-во вспомоществования беднейшим ученицам. В 1910 г. состоялся 1-й выпуск воспитанниц этого уч-ща. 2 окт. 1905 г. в Белгороде И. освятил новое здание жен. гимназии. На личные средства епископ устроил новую церковноприходскую школу в Белгороде. Будучи настоятелем Троицкой обители, И. отремонтировал собор (в 1906 установил систему амосовского (калориферного) отопления) и оба братских корпуса, построил свечной завод.

В управлении И. находилось 5 юго-вост. уездов Курской епархии: Старооскольский, Новооскольский, Корочанский, Грайворонский и Белгородский. И. регулярно объезжал вик-ство, только в 1912 г. посетил более 20 храмов Белгородского и Новооскольского уездов, в слободе Вел. Михайловка освятил памятник имп. Александру II. И. возглавлял торжества, состоявшиеся 4-11 июня 1909 г. в Борисовском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре, в честь 200-летнего юбилея Полтавской битвы, совершал ежедневные богослужения в обители и в храмах слободы Борисовка Грайворонского у. Курской губ., крестные ходы с чудотворным Тихвинским образом.

И. собирал материалы о жизни свт. Иоасафа (Горленко). С 1909 г. И. приходили письма с рассказами о болезнях, жизненных тяготах и с просьбами молитв у мощей свт. Иоасафа. Архиерей ежедневно служил панихиды, а затем молебны, не оставлял без внимания ни одной такой записки, всем желающим рассылал службы с акафистом святителю. По молитвам И. у гробницы св. Иоасафа совершались исцеления, о к-рых сообщалось в письмах епископу. Так, в марте 1910 г. исцелился 4-летний Гавриил, племянник белгородского мещанина З. И. Кривцова, в дек. 1910 г. выздоровела Александра, дочь клирика с. Зобова Оренбургского у. свящ. И. Маскаева, болевшая брюшным тифом, в янв. 1911 г. исцелился Григорий, сын крестьянина Корочанского у. Ф. В. Валуйского (см. подробнее: Жевахов Н. Д. Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916). С весны 1909 г. И. входил в состав учрежденной Святейшим Синодом комиссии для подготовки канонизации святителя. В мае 1910 г. в числе др. архиереев освидетельствовал, а позже переоблачал мощи подвижника. В сент. 1911 г. И. вместе с митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским), архиеп. Харьковским Арсением (Брянцевым) и др. участвовал в торжествах прославления святителя, много проповедовал. Составил краткое сказание о жизни, подвигах и чудесах свт. Иоасафа, к-рое прочитал в Свято-Троицком соборе по окончании всенощного бдения 2 сент. 1911 г., накануне прославления. В дни торжеств краткое Житие свт. Иоасафа (Горленко) раздавалось бесплатно всем паломникам. По ходатайству И. уже в 1-ю годовщину прославления святителя было дозволено устроить престол в его честь. 19 авг. 1912 г. И. освятил Иоасафовский придел в белгородском Владимирском (Сергиевском) храме. Будучи председателем Белгородского Иоасафовского миссионерского братства, способствовал проведению воскресных чтений, обеспечению самых отдаленных приходов брошюрами и листками, на собственные средства приобретал книги для миссионерских б-к.

В нач. 1913 г. И. заболел, лечился в Харькове, с мая того же года - в Кисловодске. Указом архиеп. Курского и Обоянского Стефана (Архангельского) «ввиду отпуска» И. делопроизводством Белгородского вик-ства занимался еп. Рыльский сщмч. Никодим (Кононов). К сент. 1913 г. И. вернулся в Белгород, но по состоянию здоровья не занимался епархиальными делами. 15 нояб. 1913 г. был уволен на покой, согласно прошению, в связи с болезнью (острой формой неврастении). 1 дек. 1913 г. в кафедральном Троицком соборе совершил последнюю литургию и молебен у гробницы свт. Иоасафа. В кратком прощальном слове И. с земным поклоном испросил прощение у паствы и у каждого священнослужителя. Свящ. Амфитеатров, обратившийся к И. от имени духовенства, отметил его «пламенное» почитание новопрославленного свт. Иоасафа: «Получая с разных концов России бесчисленные телеграммы с просьбами помолиться о болящих, вы, владыко, во всякий час дня и ночи шли ко гробнице святителя и здесь, припадая, слезно молились о страждущих... Вы собственноручно писали утешительные письма болящим, возжигая в сердцах их луч надежды на милосердие Господа».

И. проживал на покое в путивльском Молченском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастытыре. Покончил жизнь самоубийством. «Случаем небывалым» назвали смерть архиерея старцы Оптиной пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 2. С. 481). По свидетельству общавшегося с И. курского свящ. Владимира Одинцова, епископ жаловался на бессонницу, «что не спит уже 28 ночей, но в то же время в праздничные дни (15, 22, 25 и 29 декабря, 1 и 6 января) служил Божественную литургию». Утром 10 янв. 1914 г. И. «что-то писал, но затем исписанный листок разорвал, бросил в топившуюся печь». Ок. 10 ч. утра заперся в одном из помещений. После окончания литургии настоятель иером. Анастасий и старший келейник иеродиак. Менандр когда «отбили дверь, запертую задвижкою изнутри, то увидели, что тело стало уже охлаждаться, и потому поспешили пригласить врача и властей, которые ввиду несомненного душевного расстройства почившего признали причиною смерти острое умоисступление» (Одинцов. 1914). По благословению архиеп. Курского Стефана (Архангельского) на усопшего возложили святительскую мантию, лицо покрыли воздухом, велось непрерывное чтение Евангелия. 11 янв. 1914 г. состоялось освидетельствование с участием еп. Рыльского Феофана (Гаврилова), прокурора Сумского окружного суда, судебного следователя по особо важным делам, врача. Ими было признано вероятным «душевное расстройство» почившего. Лечивший епископа В. Я. Анфимов, проф. кафедры душевных болезней Харьковского ун-та, полагал, что он погиб в припадке «бурной предсердечной тоски, свойственной меланхолии». Умерший епископ был облачен в архиерейские одежды, отслужена 1-я панихида. Отпевание И. состоялось 13 янв. того же года в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. Разрешительную молитву прочел Рыльский еп. Феофан, в руки почившего ее вложил настоятель иером. Анастасий. Епископ был погребен у алтаря монастырского Богородице-Рождественского собора. Участвовавший в погребении свящ. В. Одинцов призвал «возносить смиренные молитвы» за усопшего, «да не вменит ему Всеправедный Господь нечаянного греха, совершенного им в припадке душевного расстройства и умопомрачения». Полтавский еп. Феофан (Быстров) на вопрос о загробной участи И. «сказал, что епископ не погиб» (Концевич. 1995. С. 336).

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2525. Л. 8-9 об.
Соч.: Поучения, произнесенные в церкви при Киевской ДС на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмицах Великого Поста. К., 1896; Речь по поводу открытия епарх. съезда в Курске // МОб. 1905. № 16. С. 922; Речь, произнесенная по прибытии в Белгород, в Троицком храме Белгородского мон-ря 12 июля // Курские ЕВ. 1905. № 27/28. С. 630-632; Поучения, речи и внебогослужебные чтения. К., 1908; Поучения и речи. Белгород, 1911-1913. 4 вып.; Звезда третьего неба - иже во святых отец наш Иоасаф, еп. Белгородский и чудотворец. Белгород, 1911.
Лит.: Наречение и хиротония [архим. Иоанникия во еп. Белгородского] // Курские ЕВ. 1905. № 25. С. 575-576; Платон (Рождественский), еп. Чигиринский. Речь, сказанная... на торжестве восстановления Белгородской архиерейской кафедры и хиротонии еп. Белгородского // Там же. № 26. С. 603-608; Амфитеатров П. И., свящ. Первая годовщина открытия св. мощей свт. и чудотворца Иоасафа, еп. Белгородского // Там же. 1912. № 31. С. 80; он же. Прощание преосв. Иоанникия с белгородскою паствою // Там же. 1913. № 47-48. С. 948-949; Тимофеев И., свящ. Первый престол во имя Белгородского свт. Иоасафа // Там же. 1912. № 31; Одинцов В. К безвременной кончине преосв. еп. Иоанникия // Там же. 1914. № 4. С. 98-101; Концевич Е. Ю. Архиеп. Феофан Полтавский: Личные воспоминания // Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 2. С. 333-340; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского / Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 164-168, 172, 183-188; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки. М., 2008; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: монах Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
  • АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский