ИОАСАФ
Том XXV , С. 166-171
опубликовано: 18 августа 2011г.

ИОАСАФ

Содержание

Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей)Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене (ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.) - 50-е гг. XV в. (?), Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 27/1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец Паисий (Ярославов), окончательный вид Сказанию придал др. книжник, назвавший Паисия «приснопомнимым старцем»). Согласно Сказанию, И. в миру носил имя Андрей, был сыном заозерского кн. св. Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну».

Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104). Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, который был женат на сестре Андрея Софье, вел. кн. Василий II Васильевич забрал Кубену себе (Зимин. 1991. С. 124). Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в Спасо-Каменном мон-ре 5 лет и скончался. «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки И. исцеление. 3 сент. 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного мон-ря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же» (Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 42-43).

Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ)Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Сказание о Спасо-Каменном мон-ре послужило одним из главных источников Жития И., составленного в кон. XV - 1-й пол. XVI в. В наст. время известно 24 списка Жития XVII-XVIII вв. (перечень рукописей в кн.: Там же. С. 53 следует дополнить списками XVII в.: ГИМ. Син. № 797; ГИМ. Увар. № 122-8°, 257-8° и 759-4° и списком XVIII в. ГИМ. Муз. № 1510). Житие И. компилятивно: вступление, Похвала святому и предсмертные молитвы И. восходят к Житию прп. Евфросина Псковского (а через посредство этого текста - к Житию прп. Дионисия Глушицкого), рассказ о жизни И. в монастыре - к Житию прп. Макария Калязинского, начало рассказа о кончине святого списано с незначительными изменениями с Жития прп. Павла Обнорского.

Части текста, в к-рых сообщается об авторе Жития, восходят к Житиям прп. Стефана Махрищского и прп. Макария Калязинского. Во фрагменте, взятом из Жития прп. Макария, заменены слова, датирующие создание Жития: вместо «и се уже 64-му лету совершающеся по преставлении святаго» (РГБ. Ф. 304/I. № 692. Л. 478) читается «и се уже в лета 6985-му совершающуся, по преставлении святаго». Эта дата не может обозначать время создания Жития И., поскольку оно основано на значительно более поздних текстах. Вероятнее всего, дата связывает житие И. со Сказанием, в к-ром под 6985 (1476) г. помещен рассказ о пожаре в Спасо-Каменном мон-ре. Возможно, ориентируясь на агиографический цикл, посвященный прп. Макарию Калязинскому, автор Жития И. оставил в зашифрованном виде свое имя:  ii  или  ii  Попытка применить простую литорею дает варианты:  ii  или  ii  к-рые можно принять за зашифрованное с искажениями имя Максим. Однако следует признать, что либо шифровка содержит ошибки, либо применен более сложный вид литореи.

Работая над житием И., автор расспрашивал старцев обители и изучал записи Паисия (Ярославова), к-рые «той собра от старых от многых книг после пожара Каменнаго монастыря». Записи старца Паисия автор Жития взял за основу своей работы («егда же обретох в свитцех написано от старца Паисеи Ярославова и прочтох, в нихже и обретох вкратце написано бяше еже о житии и о исправлении святаго, и преподобнаго, и благовернаго князя Иоасафа, и радости исполнихся, яко не вотще труд ми бысть» - Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 64-65). Однако Житие имеет ряд серьезных расхождений со Сказанием. Согласно Житию, И. (в миру Андрей) был единственным сыном заозерского кн. Дмитрия Васильевича, младшего сына вел. кн. Василия II Васильевича (сын с таким именем у вел. кн. Василия II неизв.), и кнг. Марии. Святой также являлся, по Житию, анепсеем (от греч. ἀνεψιός - племянник, двоюродный брат) ржевского кн. Бориса Васильевича (Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. 2007. С. 54, сн. 6; ср.: Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 62). В генеалогии И. автор Жития совместил 2 княжеских рода: род вел. кн. Василия II, у к-рого был сын Борис, удельный волоцкий князь, правивший Ржевом в 1462-1494 гг., и род ярославского кн. Василия Васильевича, имевшего сына - заозерского кн. св. Димитрия. Зафиксированный в Житии И. факт родства святого с кн. Борисом Васильевичем имеет лит. происхождение: сообщение о приходе к И. ржевского кн. Бориса, предлагавшего святому богатство, находится в той части жития, к-рая переписана с Жития прп. Паисия Великого (в первоисточнике некий егип. князь таким же образом искушает прп. Паисия).

Как сообщается в Житии, семи лет кн. Андрей был отдан учиться грамоте. По достижении «совершенънаго возраста», уступив настоянию родителей, он женился, но спустя год его жена умерла. Пострижение князя в Спасо-Каменном монастыре в Житии отнесено к 6960 (1452) г., при этом игуменом обители назван Кассиан, отдавший И. в послушание старцу Григорию, «иже последи бысть епископ Ростову» (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416, о пребывании его в Спасо-Каменном мон-ре ничего не известно). В иночестве И. прожил 5 лет и преставился 10 сент., «на память святых мучениц Минодоры, и Митродоры, и Нимъфодоры». Т. о., согласно Житию, кончину И. следует отнести к 1457 г. (в церковной историографии датой преставления И. традиционно считается 1453).

В Житии повествуется об И. как об исихасте, рассказывается о совершении им Иисусовой молитвы. В тексте имеется обширное заимствование из широко распространенного на Руси соч. «Молитва к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Иоанна Златоустаго моление» (нач.: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Аще кто сию молитву, требуя ея, глаг[о]леть, яко из ноздри дыханиа…»; цит. по списку: ГИМ. Син. № 322. Л. 128 об.; об этом тексте см.: Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI в. СПб., 1914. С. 9). Один из списков «Молитвы...» находится в сборнике, который традиционно связывают с именем Паисия (Ярославова) - РГБ. Ф. 304/I. № 747. Л. 451 об.- 452, однако в нем отсутствует указание на авторство свт. Иоанна Златоуста. Впосл. эта статья вошла в «Цветник священноинока Дорофея». В связи с этим свт. Игнатий (Брянчанинов) полагал, что именно по «Цветнику...» «обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский» (Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. М., 2001. Т. 1. С. 411). Однако в Житие И. «Молитва...» не могла попасть из «Цветника...», к-рый был составлен не ранее XVII в. (в данном сборнике в «Молитве...» нет указания на свт. иоанна Златоуста).

Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

При описании 3 первых чудес в Житии И. в качестве лит. образца были взяты чудеса блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин): чудо «О некоем человеце Тимофее» восходит к чуду кн. Феодора «О болящем трясовицею», рассказ «О юноши князе Романе» - к чуду кн. Феодора «О юноше князе Романе», чудо «О жене» - к чуду св. Феодора «О жене слепой». В Житии И. также приведены 2 самостоятельных рассказа о чудесах: «О избавлении мужа Иоанна от беса» и «Об исцелении несовершенного умом отрока Сампсона».

автор Жития И. составил также службу святому, как он сам свидетельствует в Житии: «…мне же, смиренному, преже написавшу канон святаго, и тропарь, и кондак…» Служба И. обнаруживает зависимость от службы св. кн. Феодору Смоленскому.

По мнению Е. Е. Голубинского, местное почитание И. началось сразу после его кончины. Основываясь на Сказании о Спасо-Каменном мон-ре и на Житии И., прот. В. М. Верюжский полагал, что насельники Спасо-Каменного монастыря решили не погребать тело князя, но поставили его раку перед иконостасом на правой стороне храма, «чтобы всегда иметь его перед глазами и подражать его житию». Согласно Житию, после пожара 1476 г. старец Мартиниан (Сокольников) собрал мощи И. в ковчег, к-рый поместили под престолом храма, часть мощей была вложена в крест. В 1650 г. по благословению свт. Маркелла, архиеп. Вологодского, мощи были перенесены в специально устроенную гробницу в каменной Преображенской ц. у южных ворот обители, возле стены. В Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) под 10 июня отмечен праздник перенесения мощей И. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 278). Тогда же крест с частицами мощей святого обложили серебром и поместили на гробнице И. В Житии сообщается, что в мон-ре существовали «издавна написанные» иконы И.: одна находилась на аналое, другая - на гробнице святого.

Имя «преподобнаго отца Иасафа, иже на Кубенском озере Каменном монастыре» внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) без указания дня памяти (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об., ок. сер. 50-х гг. XVII в.). Память святого под 10 сент. указана в «Описании о российских святых» (списки XVIII-XIX вв.). Житие И. поместил в «Алфавите русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 295-298 об., 1807-1811).

После пожара 24 июля 1774 г. Спасо-Каменный мон-рь был упразднен, братия переведена в вологодский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи И. С этого времени Свято-Духов мон-рь стал именоваться Спасо-Каменным. Сначала мощи святого находились в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, откуда 27 нояб. 1867 г. были перенесены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», с юж. стороны к-рой был освящен придел во имя И.

В 1801 г. Спасо-Каменный мон-рь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре.

В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г.

Ист.: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же // Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского // КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказ. / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 5-11, 37-78, 88-89; Минея (МП). Сент. М., 2003. С. 318-329; Тропари и кондак прп. Иоасафу Каменскому // ЖМП. 1978. № 11. С. 61; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре // Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90.
Лит.: Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 405; Martinov I. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 221; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 42-43; Ключевский. Древнерусские жития. С. 275; Верюжский. Вологодские святые. С. 299-325; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 36-37; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Каменского Духова мон-ря, испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1885. С. 16-18; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 56-59; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. С. 268-273; Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Белоброва О. А. Житие Иоасафа Каменского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 269-270; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991; Кобрин В. Б. Мат-лы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв. М., 1995. С. 20-21; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 129; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского // КЦДР: Севернорус. мон-ри. С. 323-330; Семячко С. А. Проблемы изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии) // Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 139-142; она же. Старчество и сборник «Старчество» на Руси // Рус. лит-ра. 2008. № 1. С. 144-154; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Рус. агиография. СПб., 2005. С. 32; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1о) // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-260; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008. С. 305.
С. А. Семячко

Иконография

Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей)Прп. Иоасаф Каменский с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Под 10 сент. иконописные подлинники рекомендуют изображать И. следующим образом: «Млад, в клобуке черном, кудерцы знать, риза преподобническая, схима на плече, в руке свиток». Текст на свитке: «Владыко Исусе, Царю, призри с высоты небесныя» (ИРЛИ ПД. Перетц. № 524. Л. 58 об.). В др. рукописи к этим словам на свитке приписано: «...на место сие» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 31 об.); «Млад, в схиме» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130). Более подробное описание содержит ряд уточнений: «...подобием млад, в клобуке черном, кудерцы знать из-под клобука, ризы монашеския; нецыи пишут схима на плечах, в руках свиток; а в нем написано: Владыко Иисусе Царю, призри с высоты небесныя» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 32)

Первые упоминания о надгробной иконе относятся к сер. XVII в.: «В 1650 году, по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, при архимандрите Маркеле же устроена была гробница в каменной Преображенской церкви у южных врат, возле стены… крест же с мощами положен вверху ее, на образе» (Верюжский. Вологодские святые. С. 323). В переписной книге имущества, казны и вотчин Спасо-Каменного мон-ря 1670 г. содержится описание раки И.: «Да противо правого крыласа гроб у стены чудотворцев - князя инока Иосафа чудотворца, а на гробе образ его, чудотворцов, писан на золоте, венец серебряной, резной, золочен, а одет тот гроб камкою земною, покров на гробе отлас земной, обложен камкой цветною» (ГАВО. Ф. 883. Кн. 44. Л. 6 об.). Помимо надгробной иконы в описи значится еще один «образ преподобного князя-инока Иосафа, Каменского чюдотворца, писан на золоте на глади» (Там же. Л 15). Также И. представлен на иконе «Преподобные Иоасаф Каменский и Димитрий Прилуцкий в молении Св. Троице» и на запрестольной иконе «Богородица Одигитрия, Спас Нерукотворный с Петром, митрополитом Московским, и благоверным князем Иоасафом» (Там же. Л. 20 об., 22 об). Образ «Гурий, Варсонофий и Герман Казанские и Иоасаф Каменский в молении Богородице» (ВГИАХМЗ. Ф. 3. № 3. Л. 11) упоминается в переписной книге Спасо-Прилуцкого мон-ря января 1688 г.

Еще одна икона И. около раки с мощами отмечена в переписной книге Спасо-Каменного мон-ря авг. 1701 - апр. 1702 г.: «Подле тех южных дверей образ Иоасафа чюдотворца, писан на золоте, в киоте, столбцы и сень, у короны резь сквозная золочена. Подле того образа ево ж, чюдотворцова, рака. Над ней на стене написан образ Всемилостиваго Спаса стенным писмом. На раке образ преподобнаго князя Иоасафа, обложен серебром гладким, золоченым, венец и цата серебряные ж, золочены, резное дело» (РГАДА. Ф. 237. Оп 1. Ч. 1. № 37. Л. 4 об.). Из описи следует, что в этом же храме находились еще 2 иконы И.: в жертвеннике «образ чюдотворца Иоасафа, писан на красках, ветх» и на паперти «образ святого благовернаго князя Иоасафа чюдотворца с чюдесами, в киоте», также икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского в молении Св. Троице (Там же. Л. 7 об., 12 об., 15). Иконы с образом И. по описи 1701-1702 гг. значатся в ц. Успения Божией Матери. На одной из 2 икон, находившихся в трапезной Спасо-Каменного мон-ря, И. изображен со св. царевичем Димитрием Угличским (иконография, обусловленная юностью и благородным происхождением обоих святых). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи находились «Образ Александра Кушского да Иоасафа Каменского» и в казенной кладовой при храме «Образ Спасов с преподобным чюдотворцем Иоасафом». В этом документе иконы И. зафиксированы также в храмах монастырских сел Воздвиженского и Никольского, на монастырском дворе в г. Тотьма («образ преподобного Иоасафа Каменского чюдотворца з житием, цка в аршин, писан краски») и в соляном амбаре «образ Спасителев, в моление преподобный Иоасаф» (Там же. Л. 16, 16 об., 17 об., 34, 96, 153, 172-172 об., 175.).

Спасенные после пожара 1774 г. мощи И. были перенесены в вологодский Свято-Духов мон-рь и в 1867 г. помещены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» на раке с надгробным образом, устроенной напротив гробницы прмч. Галактиона Вологодского: «...а крест с мощами прикреплен к ризе иконы, покрывающей гробницу» (Верюжский. Вологодские святые. С. 324). В описании Знаменской ц. Свято-Духова мон-ря 1890 г. И. К. Степановского также упоминается эта икона: «В том же храме, на правой стороне, прямо против раки преподобного Галактиона, находится рака с остатками мощей св. благоверного князя Иоасафа Каменского, на коей возложен образ угодника в резной позолоченной ризе с серебряным венцом и двумя серебряными клеймами» (Степановский. 1890. С. 82). После возобновления обители на острове мощи И. в 1892 г. были возвращены на место подвига святого и «возложены на новоустроенную здесь незадолго перед тем кипарисовую раку» (Перенесение мощей. 1893. С. 7). Автор описания событий не упоминает о надгробной иконе, но она могла быть на раке в последующие годы. Одна из икон кон. ХIХ - нач. ХХ в., к-рые предназначались для гробницы, находится ныне в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы на юж. стене, над реликварием с мощами святого. Юноша И. с почти детскими чертами лица и слегка волнистыми волосами изображен фронтально в рост, глаза закрыты, руки сложены одна на другую на уровне пояса.

Известна житийная икона И., происходящая из ц. Воскресения Христова дер. Варницы Тотемского р-на Вологодской обл. (нач. ХVIII в., Тотемский краеведческий музей, см.: Рыбаков. 1995. Кат. 270, 271). Крупная фигура святого расположена в левой части композиции, в молении изображенному вверху по центру благословляющему Спасителю на престоле в облачном сегменте. Облачение монашеское: розовая ряса и темно-вишневая мантия, куколь на плечах, параман темно-синий с красными крестами; правая рука И. согнута, ладонь на уровне груди в знак принятия благодати. В левой руке святого - развернутый свиток с текстом в 8 строк, соответствующим обращению И. к Иисусу Христу при чудесном Его явлении иноку: «Христе, человеколюбче, Спасе мой, се раб Твой, что о мне мнится, Владыко, Твоей благости, коя вина Твоему схождению». Справа от И. показан окруженный со всех сторон водами монастырь, на стенах белокаменных храмов помещены изображения икон в соответствии с их посвящением: Успение Божией Матери, Преображение Господне, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. В Спасо-Преображенском соборе обозначена гробница у юж. стены, в которой после 1650 г. находились мощи И., изображение сопровождается надписью: «Бысть в лето 1453». 17 клейм подробного житийного цикла расположены 2 регистрами в верхнем правом углу иконы и 2 регистрами в нижней ее части: рождение кн. Андрея Димитриевича; крещение кн. Андрея; обучение кн. Андрея грамоте; прошение кн. Андрея о пострижении; исповедь И.; И. за чтением Псалтыри; И. с игум. Кассианом; явление Христа И.; чудо о кн. Борисе Ржевском; явление диавола И.; болезнь И.; преставление И.; исцеление Тимофея от лихорадки; исцеление немого; исцеление слабоумного; исцеление одержимого бесом; исцеление Марии от слепоты. Клейма отличаются по размерам и пропорциям, действие развивается на едином архитектурном фоне, иногда композиция состоит из неск. сцен. Так, изображение встречи И. с кн. Борисом Ржевским включает не только встречу и отказ И. принять предлагаемые деньги, но и бесовское прельщение кн. Бориса, а также предшествовавший встрече князей разговор И. с игум. Кассианом, во время к-рого И. высказывал желание не встречаться ни с кем из родственников до самой смерти, чтобы не подвергнуться через них искушению. В клеймах, посвященных детским годам святого, он изображается в княжеском красном платье с золотыми оплечьем, поясом, зарукавьями и краем подола, декорированными драгоценными камнями и жемчугом. В светло-охристой рясе И. представлен на исповеди, в остальных клеймах - в розовой рясе и темно-вишневой мантии, в большинстве случаев в куколе.

На иконе-пяднице из вологодской ц. св. Екатерины (1-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. представлен в рост, с обителью, окруженной водами оз. Кубенского, в облачном сегменте - поясное изображение благославляющего Спасителя. И. показан в левой части композиции, вполоборота вправо, руки сложены в молении, в левой держит свернутый свиток, облачен в монашескую мантию, рясу и параман, куколь на плечах. Иконография святого близка к изображению в Сийском иконописном подлиннике 2-й пол. XVII в. Отсутствие усов и бороды свидетельствует о юном возрасте святого; в отличие от др. образов, на к-рых волосы И. спускаются до плеч, здесь они короткие. Надпись с именем святого в 2 строки расположена над его головой на верхнем поле: ««»      » ». Перенесение мощей И. в Свято-Духов мон-рь, обитель прмч. Галактиона, обусловило появление иконографии парного изображения преподобных с видом Свято-Духова монастыря (напр., эмалевая икона сер. XIX в., ЦМиАР). Одна из таких икон (нач. ХХ в., ВГИАХМЗ), согласно надписи на оборотной стороне, была подарена Антонием (Быстровым), еп. Вельским, в 1911 г. своему дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Казанской (ныне Торговой) пл. Вологды Александру Мальцеву и его жене Асенефе Васильевне по случаю 50-летия служения и супружеской жизни. На кипарисовой доске по золотому фону с тисненым орнаментом, на полях расцвеченном под эмаль, помещены ростовые изображения И. и прмч. Галактиона в легком развороте к центру. И. показан юношей с длинными, слегка волнистыми волосами, расчесанными на прямой пробор, руки сложены на груди, на нем монашеская мантия и розовый параман с золотыми крестами. Святые стоят на фоне пейзажа с редкой растительностью, на 2-м плане на возвышении - 5-главый храм классического стиля. В верхней части композиции - поясное изображение Божией Матери «Воплощение», с благословляющим обеими руками Младенцем Христом на облаке. Множество подобных икон писалось палехскими, мстёрскими, холуйскими и др. мастерами во владимирских землях, а также в московских мастерских. Икона такой же иконографии значится в описи 20-х гг. XX в. ц. Знамения Свято-Духова мон-ря Вологды (ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 213. Л. 10).

И. представлен на нескольких иконах «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» ХVII-XIX вв. (все в собрании ВГИАХМЗ). На некоторых он изображен слева, напротив прп. Галактиона. На иконе ХVII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде И. представлен в остроконечном куколе; правая рука согнута в локте, ладонь на уровне пояса, касается благословляющей руки Спаса; левая ладонь И. на уровне плеча; поименован как «  ». Это единственный образ такой иконографии из собрания ВГИАХМЗ, где И. изображен в куколе, в остальных случаях святой показан с непокрытой головой. В традиц. иконографии И. представлен на иконах из вологодских церквей: из собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (3-я четв. ХVII в. под записью XIX в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте (1-й пол. ХVIII в., именован «    i»), из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (2-я пол. ХVIII в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ХVIII в.). На иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. ХVIII в.) И. показан в 4-м регистре сверху, в одном ряду с преподобными Амфилохием и Дионисием Глушицкими, напротив него - прмч. Галактион. И. представлен вполоборота вправо, безбородым и безусым юношей, руки сложены в молении. У него правильный овал лица, большие глаза, дугообразные брови, довольно крупные нос и рот, откинутые назад прямые волосы до плеч открывают высокий лоб. Он более, чем другие изображенные, отмечен киноварной подрумянкой ланит. Одеяние монашеское, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, параман и опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами, именующая надпись помещена на нимбе: «   ».

На иконах работы «Лазаря Климова Ершова со товарищи» (1778, АМИИ) и вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых (1779, ВГИАХМЗ, из ц. Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологды), а также на иконе неизвестного автора из Семинарской ц. г. Вологды (кон. XVIII - нач. ХIХ в., ВГИАХМЗ) И., юноша с короткими волнистыми волосами, изображен справа во 2-м верхнем ряду, в традиционном облачении.

И. с покрытой куколем головой представлен на 2 иконах «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВУИАХМЗ) в левой части композиции, руки прижаты ладонями к груди. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте г. Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан в рост слева в 3-м ряду предстоящих.

На нижнем этаже Знаменской ц. Свято-Духова мон-ря был устроен придел во имя И. В 1876 г. в С.-Петербурге был изготовлен мраморный иконостас для этого придела. В нем находилась храмовая икона, писанная масляными красками на цинковом листе «Прп. Иоасаф Каменский и мч. Александр» (во имя святого был назван покойный А. П. Засецкий, вдова к-рого оплатила сооружение иконостаса). С возобновлением островной обители на Кубенском оз. в кон. XIX в. получили распространение варианты изображения И. с др. святыми, подвизавшимися в Спасо-Каменном мон-ре: икона «Преподобные Василий и Иоасаф Каменские с обителью» (частное собрание; см.: Дом Спаса: Вологодские каменные Кижи. Вологда, 2008. С. 69), хромолитография «Преподобные Иоасаф и Василий Каменские, Александр Куштский», на которой И. представлен в остроконечной схиме (кон. XIX - нач. ХХ в., частное собрание; см.: Там же. С. 189).

На раке прп. Феодосия Тотемского находились 8 каменных образков XIX в. с 3-лопастным килевидным завершением с поясными фронтальными изображениями святых. И. в остроконечной схиме, со свернутым свитком в левой руке; в надписи, расположенной на фоне по сторонам фигуры 2 вертикальными колонками ошибочно поименован как «  ».

И. изображен в ряду подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи нач. ХХ в. на юж. стене ц. прав. Лазаря в Вологде И. представлен в легком повороте влево, правая рука прижата к груди, левая - на уровне пояса.

Образ И. помещен на иконах, созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве), а также на ее рисунке в лицевых святцах рус. святых на 10 сент. (после 1959 г., частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed.: N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 36.). Рисунок для Миней МП был выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 16).

Рельеф с поясным фронтальным изображеним святого помещен в нижней части поклонного креста, установленного в Вологде на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора (1997, скульптор А. В. Климков). И. вместе со свт. Игнатием (Брянчаниновым) показан в монашеском облачении, куколь на плечах, длинные волосы причесаны на прямой пробор и спускаются на спину, правая рука прижата к груди, в левой - свернутый свиток. И. представлен на изразцовом рельефе того же автора с видом Спасо-Каменного мон-ря (1999 г., частное собрание). В росписи ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене в Вологде И. изображен на юж. стене, правая рука прижата к груди, в левой, опущенной,- развернутый вниз свиток с надписью «Молю, вы, братие, имейте страх божий» (1998-2000, А. Демидов).

Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ)Преподобные Иоасаф Каменский и Григорий Авнежский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ВГИАХМЗ)

Совр. иконы И. имеются в храмах Вологодчины и в частных собраниях. И. изображен среди приписных Вологодских святых на иконе Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002, А. М. Зубов) в иконостасе придела прп. Кирилла Новоезерского ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. И. представлен справа, в традиц. облачении, со светло-каштановыми волосами ниже плеч. Тем же иконописцем ок. 2001 г. выполнена икона с изображением 9 Вологодских святых по заказу иерея Алексия Сорокина, являвшаяся некоторое время домашним моленным образом священника, а затем подаренная вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу, где и находится в наст. время. В верхней части композиции по центру - полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, Вологодские святые расположены на 2 регистрах, в верхнем - преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра - Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, под его изображением вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - И. и прп. Иосиф Заоникиевский. Святые изображены в рост, фронтально, И. в традиц. облачении, в левой руке - свернутый свиток.

Изображение святого включено в иконографическую программу иконы «Избранные святые», выполненной Т. Смирновой (2004, частное собрание, Вологда). И. помещен среди предстоящих чтимому в Вологде образу Всемилостивого Спаса (Обыденного) на иконе «Собор Вологодских святых» (2007; Э. Лысенко). Изображения святых занимают 3 регистра по сторонам Спасо-Всеградского собора, представленного на иконе в связи с тем, что икона «Всемилостивый Спас (Обыденный)» была его главной святыней. Чудотворный образ является центральным изображением деисуса в верхнем регистре композиции. И. изображен в верхнем ряду справа группы предстоящих, в монашеском облачении, с непокрытой головой, длинными волосами, спускающимися на спину, левая рука в жесте моления, в правой - свернутый свиток.

Ист.: ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 213; Ф. 883. Кн. 44; ВГИАХМЗ. Ф. 3. № 3; РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. № 37.
Лит.: Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 82; Перенесение мощей св. блгв. кн. Иоасафа Каменского из Вологодского Духова мон-ря в Спасо-Каменный, что на Кубенском озере мон-рь // Вологодские ЕВ. 1893. № 1. С. 3-9; Савваитов П. И., Суворов Н. И., Суворов И. Н. Описание Вологодского Духова мон-ря. Вологда, 1912; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской, XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 270, 271; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 1503 г. М., 2004. Кат. 31, 37, 39, 41, 42.
Е. А. Виноградова
Рубрики
Ключевые слова
См.также