ИОАСАФ
Том XXV , С. 178-181
опубликовано: 22 февраля 2013г.

ИОАСАФ

Содержание
Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря)Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря)

(† 4.03.1299), прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Снетогорский, Псковский, игум. Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Игумен и иноки Снетогорского мон-ря были убиты рыцарями католич. Ливонского ордена во время нападения на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., тогда же погибли настоятель (см. Василий Мирожский) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Сообщение об этом событии содержится в псковских летописях, включающих «Сказание о благовернем князи Домонте и о храбрости его» 2-й четв. XIV в.: «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 18, 86; ср.: Там же. Вып. 1. С. 14 (во 2-м случае не названо число убитых)). В число погибших 17 монахов, очевидно, включены монахи Мирожского и Снетогорского монастырей. Сведения о них, вероятнее всего, были заимствованы агиографом или летописцем из монастырских синодиков. После того как 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта, псковичи обрели тела убитых монахов.

По мнению Н. И. Серебрянского, И. мог быть основателем пригородной псковской обители на Снетной (Снятной) горе, т. к. мон-рь ранее 1299 г. не упоминается. Свт. Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский, посетив в 1382/83 г. Псков в качестве патриаршего экзарха, выдал Снетогорскому мон-рю уставную грамоту, в к-рой, в частности, записано: «Приде же в слухи наша и се, яко ктитор сего честнаго монастыря, рекше создатель, создав сий монастырь, и братью совъкупив, и устав въведе святых отець общее житие, яже многым наказанием известив и клятвами утвердив» (ПДРКП. Ч. 1. № 24. Стб. 210). Вероятнее всего, И. не был создателем обители, поскольку церковные правила запрещали ктиторам быть игуменами мон-рей (см. в ст. Игумен).

Под 5 марта память убиенных иноков Снетогорского и Мирожского мон-рей встречается в 2 списках Пролога - РГАДА. Тип. № 175 («Во тъ ж день убьение преподобнаго отца нашего Василья, игумена Святого Спаса, и иже с ним мних 27, и преподобнаго отца нашего Асафа, игумена лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 6в) и № 179 («Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 7г), переписанных псковичом Явилой в 1-й трети XIV в. Обращает на себя внимание расхождение между данными летописей и Прологов о числе убиенных иноков. Это известие сохранилось также в ряде списков т. н. 3-й редакции Пролога (Фет Е. А. Новые факты и истории древнерус. Пролога // Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 53-70).

По сведениям митр. Евгения (Болховитинова), в нач. XIX в. мощи И. почивали в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы бывш. Снетогорского мон-ря (упраздненного в 1804 и преобразованного в загородную резиденцию Псковского архиерея), «за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница, а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости» (Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75). По-видимому, мощи И. были перенесены в каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы вскоре после ее возведения в 1310-1312 гг. В кон. XIX в. над гробницей находилась икона И. и убиенных иноков. Ныне мощи И. покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (возможно, их перенесение состоялось в 20-х гг. XX в., когда шло уничтожение и переделка построек бывш. Снетогорского мон-ря).

Имя И., как и имя прмч. Василия, отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX - нач. XX в. кончина И. ошибочно отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта).

Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым.

Лит.: СИСПРЦ. С. 120; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 66-67; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 562; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 242; он же. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 20-21; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199, 201, 275.
Э. П. Р.

Иконография

Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в.Прмч. Иоасаф Снетогорский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Посл. треть XIX в.

Изображения И., очевидно, существовали издревле, поскольку игумен и братия Снетогорского мон-ря стали почитаться в Пскове как святые вскоре после их мученической кончины в 1299 г. (Охотникова. 1985. С. 21; Она же. 2007. С. 367-368; ПСРЛ. Т. 4. С. 182). Однако в псковских письменных источниках XVI-XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археолических описях псковских храмов и монастырей кон. XIX - нач. XX в. о них имеются лишь единичные сообщения. По-видимому, иконография И. сложилась в Снетогорской обители, ставшей основным центром почитания преподобномучеников.

Немногочисленные сохранившиеся образы И. созданы не ранее 2-й пол. XIX в. и относятся к одному типу изображения святого. И. представлен старцем с узкой седой бородой, в монашеском облачении (мантии), с покровенной куколем головой: вместе с иноками Снетогорского мон-ря в группе подвижников XIII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX и нач. XXI в.), в аналогичной стенописи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря (у нек-рых иноков в руках пальмовые ветви). Образ И. рядом с др. Псковскими чудотворцами вошел в программу росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81).

И. изображен в стенописи посл. трети XIX в. псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга (выполнена в технике живописи маслом в светотеневой манере). Прямоличный поясной образ преподобного расположен в верхнем ярусе свода арки при входе в храм среди особо почитаемых в Пскове святых: кнг. равноап. Ольги, благоверных князей Всеволода (Гавриила) и Довмонта (Тимофея), блж. Николая Саллоса, преподобных Саввы Крыпецкого и Евфросина Псковского. И.- старец с узкой, небольшой седой бородой; лик сухощавый, с впалыми щеками и поставленными близко большими глазами; облачение монашеское - коричневая мантия с голубой схимой и округлым куколем; в деснице развернутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостиве Господи», в левой руке - четки (надпись: «с. пр. Iоасафъ»).

Икона И. с братией (иконография неизв.) в кон. XIX - нач. XX в. находилась над гробницей преподобного, устроенной над местом, где «мощи мученика почивали под спудом за правым клиросом» монастырского собора Рождества Пресв. Богородицы (Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Псковской епархии в XII-XIX вв. // Псковские ЕВ. 1904. № 12. С. 289). Не исключено, что этот образ восходил к древнему протографу.

Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач ХХI в.Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. ХIХ в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач ХХI в.Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря)Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря)

В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Псковских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой): на иконах 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), впосл. на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, Н. Е. Алдошина, ц. свт. Николая в Клённиках и др.).

В кон. XX - нач. XXI в. в иконописной мастерской Снетогорского монастыря для трапезной ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1519) было написано в древнерусском стиле несколько икон разных изводов - ростовые и поясные изображения И. На иконе 1999 г. письма мон. Еликониды (Писаревой) по прориси мон. Алипия (Оборотова) (иконописная мастерская Мирожского Преображенского мон-ря), помещенной на юж. стене храма, представлен поясной фронтальный образ преподобного в традиц. облачении (бордовой мантии и островерхом сине-зеленом куколе), в правой руке - большого размера 4-конечный крест, в левой игуменский посох.

Идентичная иконография использована на небольшой совр. иконе, вписанной в круг на крышке ковчега нач. XX в. с частицей мощей святого. На внутренней створке прямоугольного ковчега помещена икона другого извода: И. показан с прижатой к груди десницей, в левой руке - большой развернутый вверх свиток с молитвой Богоматери («Пресвятая Владычице Одигитрие, не отступи, но буди на месте сем»). В отличие от др. икон преподобный изображен с небольшой округлой бородой с проседью.

Иконография ряда совр. икон разработана на основе данных летописей и предания, а также памятников псковского художественного наследия, в частности фресок собора Рождества Пресв. Богородицы (1313, построен в 1310). В местном ряду иконостаса Никольской ц. (слева от царских врат) помещена икона И. вместе с иноками 90-х гг. XX в. Преподобный изображен в левой части композиции стоящим на берегу р. Великой вполоборота вправо в молении Иисусу Христу (благословляющей деснице, простертой из небесного сегмента) на фоне монастырских зданий - храмов Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца, многоярусной колокольни и крепостных стен, возведенных на скалистом уступе со скудной растительностью. И.- старец с узкой седой бородой средней длины, облаченный в охристую рясу, красновато-коричневую мантию, темно-синюю схиму, с куколем на голове, в левой руке держит модель монастыря, в правой - развернутый свиток с надписью: «Подобаетъ черноризцемъ со внтреннимъ Бгомыслiемъ и тлесно трдитес». На противоположном берегу предстоит группа иноков разных возрастов (числом 17, согласно летописи) в мантиях, с куколями на голове или на плечах.

Прмч. Иоасаф Снетогорский. Рисунок мон. Арсении (Дербиной). 1995 г. (Снетогорский мон-рь)Прмч. Иоасаф Снетогорский. Рисунок мон. Арсении (Дербиной). 1995 г. (Снетогорский мон-рь)

Подобная иконография отчасти использована в раскрашенном акварелью рисунке, стилистическим образцом для к-рого послужила древнерус. книжная миниатюра (1995, мон. Арсения (Дербина)). И. изображен предстоящим в правой части композиции вполоборота влево на берегу р. Великой на фоне панорамы обители, раскинувшейся на каменном (известняковом) обрывистом берегу - Снетной горе. На И. традиц. монашеские одежды и куколь, борода окладистая, в правой руке 8-конечный крест, в левой - игуменский посох. Под изображением текст летописно-житийного характера: «преподобномученик Иоасаф снетогорский преставился в марте 1299 года при нападении на Псков немцев. Игумен Иоасаф с черноризцами, стариками, женщинами и детьми из окрестных сел укрылись в храме и были в нем сожжены. Мироточивые мощи пр[е]п[одобно]м[у]ч[ени]ка Иоасафа находятся в монастырском храме свт Николая чудотворца».

В 2000 г. в иконописной мастерской мон-ря для Никольской ц. написана Снетогорская икона Божией Матери (автор прориси мон. Арсения (Дербина), иконописец мон. Еликонида (Писарева)). Перед восседающей на престоле Богоматерью с Младенцем и предстоящими с 2 сторон архангелами в коленопреклоненном молении изображены И. и блгв. кн. Довмонт Псковский - святые, особо чтимые в Снетогорской обители. Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, традиция связывает с И. основание мон-ря и синодики называют его 1-м игуменом, а с блгв. кн. Довмонтом - строительство собора в честь Рождества Пресв. Богородицы (по одной из версий, его воздвигли на месте сожженного немцами деревянного храма на средства, завещанные св. князем, к-рый, т. о., являлся его ктитором). Иконография образа Пресв. Богородицы основана на раскрытой не так давно фреске 1313 г. алтарной конхи собора и дополнена фигурами припадающих Псковских святых. И. представлен в схиме с островерхим куколем, с молитвенно простертыми перед грудью руками, взгляд направлен к Богоматери; лик сухощавый, борода седая и острая на конце.

В кон. XX - нач. XXI в. образ И. (одного или с братией) вводился в состав Соборов Псковских чудотворцев: на 2 иконах (1982 г. и кон. XX в.) из Троицкого собора Пскова и на иконе работы А. Кудрявцевой (нач. XXI в.) из надвратной Никольской ц. Псково-Печерского мон-ря (оглавное изображение в правой группе, 1-й справа в 3 ряду). Ростовой образ И. включен в композицию «Избранные Псковские святые» на иконе нач. XXI в. в местном ряду иконостаса ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга - крайний слева, в мантии и куколе, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - свиток (вместе с прп. Никандром Псковским, благоверными князьями Довмонтом и Всеволодом, прмч. Корнилием Псково-Печерским и блж. Николаем Саллосом). Совр. иконографический образец (опубл. в изд.: Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 194) не соответствует традиционному изводу - И. представлен с широкой окладистой бородой без куколя.

И. С. Родникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
  • ВАСИЛИЙ МИРОЖСКИЙ († 1299), игум., прмч. (пам. 4 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)
  • АНАСТАСИЙ (кон. XII-нач.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
  • АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)
  • ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских)